Анатолий Смолянинов
ДВОЙНОЙ ЧЕРНОГОРСКИЙ СЮЖЕТ
Описанные истории двух черногорских походов 2012 года (зимнего и летнего) я назвал в подражание книге Олега Куваева «Двойной полярный сюжет», содержание которой по духу очень близко тем эмоциям, которые я переживал в этих походах. Да и для Николая Иванова, моего летнего напарника, Куваев – идеал литературной походной романтики.
Часть 2:
ЛЕТНЯЯ ЧЕРНОГОРА - 2012
Дневник пешеходного похода в районе Украинских Карпат и путешествия по городам западной Украины.
Нитка маршрута:
г. Ивано-Франковск – пгт. Верховина – с. Шибене – оз. Маричейка – г. Пип Иван – г. Васкул – г. Пип Иван – траверс Черногорского хребта – г. Говерла – г. Петрос – с. Квасы – г. Львов – г. Черновцы – г. Хотин – г. Каменец-Подольский.
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Вступление.
Пройдя на лыжах во время февральских морозов 2012 года Черногорский хребет от с. Квасы до с. Дземброня захотелось продолжить знакомство с Карпатами, но уже летними. Тем более, что готовившийся дальний поход по Байкалу от Северобайкальска и до Иркутска сорвался по ряду субъективных причин. Все-таки наша команда в определенной степени стареет и происходит переоценка походных ценностей. Да и весенний поход части команды по филиппинским островам побудил желание у части команды повторить такой же «подвиг» на другом конце света. Парни после долгих раздумий остановились на Колумбии и граничащих с ней Эквадоре и Перу. Как у них это мероприятие сложится – покажет время, но «шаг не возврата» вместе с закупкой акционных авиабилетов на Боготу уже сделан.
Но это все отступление, а теперь ближе к нашему походу. Идем только вдвоём: я и Николай Иванов. В связи с его участием в колумбийской «афере» я уж думал, что придется самому отправляться в Карпаты, но Коля без обиняков поддержал мой план и все пошло «как по маслу». В одиночку мне было бы намного сложнее и скучнее. Тем более, что я Карпатских горах летом еще не бывал.
14-15 августа.
Едем на запад с пересадками. Бюджетный вариант заброски предполагает: маршрутный автобус Сумы - Киев (12-00 - 17-00, стоимость 100грн), поезд Киев-Ивано-Франковск (18-30 – 5-50, стоимость 101грн), автобус Ивано-Франковск – Верховина (по расписанию 5-50, вышел в 6-00 – 8-30, стоимость 30грн), автобус Верховина – Шибене (12-00 – 13-30, стоимость 13грн). А дальше – ноги в руки и вперед на Черногорский хребет.
Долгий промежуток между пересадками, около 3 часов, был только в Верховине. Зато успел освежить воспоминание об этом центре Гуцульщины, поснимать местные достопримечательности и отметиться в привокзальном кафе. Погода в Верховине утром: солнце в облаках, температура 15-17ºС
Автобусное путешествие закончилось перед пограничным шлагбаумом в Шибеном. Пока пограничник регистрировал наши паспорта, накинули дождевики и приготовились к подъему в горы. Наша первая цель – полонина Веснярка и дальше озеро Маричейка.
Пройдя от Шибеного около 3-4км по разбитой дороге, идущей вдоль одноименной речушки, вышли на развилку. Отсюда один путь ведет к находящемуся в километре озеру-запруде на реке Шибена, а второй, по которому нам предстоит идти, берет круто в гору на полонину Веснярка, и далее - на гору Пип Иван. В этот ходовой день получилось дотянуть только до полонины. Встреченные по дороге гуцулы добираются туда на 4-колесном мотоцикле «Ямаха» и держат летом на полонине довольно большое коровье стадо. При встрече они предложили подбросить до Веснярки наши рюкзаки, но мы «гордо» отказались. Возможно и зря. Хотя искать тех гуцулов в сплошном тумане, накрывшем полонину, было бы тоже непросто. Моросящий дождь и туман никак не способствовали быстрому продвижению и, пройдя мимо домика пастухов на полонине, мы свалили вправо в расположенный на склоне смерековый лес, чтобы поставить там наш первый лагерь.
Дождь не прекращался ни на минуту, поэтому вечер был довольно экстремальным. Промокшие и продрогшие мы спасались от холода у костра, грелись последними запасами взятого на дорогу коньяка. А озеро Маричейка решили искать уже утром.
После плотного ужина и от усталости меня всю ночь мучили кошмары, временами довольно яркие и запоминающиеся.
P.S. Дорога на полонину и дальше на гору Пип Иван (2028) хоть и ухабистая, но набитая. По ней изредка ездят на гору автомобили высокой проходимости.
16 августа.
Проснувшись и позавтракав, решили налегке поискать пресловутое озеро. Для этого спустились в распадок ручья, но безрезультатно. Поняв, что ищем не там, вернулись на исходную позицию и, надев рюкзаки, двинули по дороге дальше к горе Пип Иван. Уже вскоре полонина закончилась, и опять начался лес. Как оказалось озеро Маричейка находится дальше по этой дороге и нам не хватило вчера всего минут 40, чтобы его достигнуть.
Через 15-20 минут после начала леса вырисовалось и озеро, которое большого впечатления на нас не произвело. Небольшой и мелкий водоёмчик со всех сторон окруженный лесом.. Таких на севере мы видели сотни. Но история названия с таблички, размещенной на берегу впечатляет. В ней - героиня–девушка и ее прекрасный возлюбленный («легинь» - по-местному), защищают свою землю от коварных завоевателей.
Дорога на Пип Иван со стороны Шибеного хоть и достаточно крута, но не утомительна. Её серпантин рассчитан на прохождение автотранспорта. По дороге нас обогнала группа из молодых львовян, идущих с лопатами к руинам расположенной на горе обсерватории. У них там экологическая акция по сбору и вывозу с горы мусора. Всего у развалин обсерватории собралось человек 20-25 энтузиастов – любителей природы. Развалины бывшей польской обсерватории «Белый Слон», находящиеся на самой вершине горы Пип Иван (Черная Гора) (2028м), впечатляют своим циклопическим величием. Рядом с её брутальным объемом поставлена новая изящная деревянная часовенка и оборудованы места для отдыха и перекуса.
Предварительно проведя у часовни молебен, с позитивным настроением и желанием сделать что-то полезное, "экологи" приступили к работе, а мы – к осмотру.
Обсерваторию обследовали детально. Хотя заснять все как нужно мешала периодически накрывающая вершину горы облачность. Так что снимки получились большей частью в стиле мультфильма «Ёжик в тумане». Этот же «ёжик» вскоре сыграл с нами злую шутку при спуске с горы. Но об этом несколько позже.
Вокруг обсерватории оказалось довольно людно. Кроме молодых львовян-экологов с хребта подошла еще одна группа из туристов-поляков. Мы же, наскоро перекусив и пригубив коньяка за первое восхождение на карпатский двухтысячник, отправились дальше на спуск. Вот здесь-то судьба и сыграла с нами злую шутку. Расслабившись после перекуса и правильно не сориентировавшись, мы в тумане свернули влево, и пошли вниз по набитой туристами тропе. И таким образом зашли довольно далеко в сторону, при этом сильно сбросив высоту. Спохватились только когда нашли место для лагеря в смерековом лесу у истока ручья.
Мучаясь сомнениями, но учитывая, что уже наступает вечер, решили все-таки поставить здесь лагерь, сварить ужин, а после налегке подняться в гору и нормально сориентироваться. Тем более что к вечеру небо частично очистилось от облаков и стало солнечно.
Сделанная после ужина рекогносцировка местности и сверка с картой подтвердили все мои грустные опасения. Увлекшись, мы довольно далеко ушли по тропе влево в сторону горы Выхид, перевалив при этом находящуюся на пути гору Васкул. Чтобы вернуться в исходную позицию нам завтра потребуется часа 2-3 времени. А сколько сил – это уж и не подлежит учету. Так или иначе, минимум полдня нами уже потеряно. Ну что ж, отрицательный опыт – тоже опыт. Будет теперь наука не расслабляться в любых ситуациях и как можно чаще ориентироваться на местности.
Вечером, попив чайку, пораньше завалились спать, чтобы набраться сил и вернуть утраченные позиции. Благо – до этого мы запланированный график опережали.
Мобильная связь возле горы Пип Иван пока отсутствует. По крайней мере, это касалось оператора МТС. Поэтому наши попытки связаться с домом были пока безрезультатными, что огорчает. Говорят, что здесь лучше работает «Киевстар»
P.S. Погода настроилась, и день прошел без дождя.
P.P.S. Будем считать, что наш «маневр» на гору Васкул – это акклиматизационный выход.
17 августа.
Нет ничего хуже долгой походной ночи, когда уже нет сил ни спать, ни ворочаться с боку на бок в ожидании рассвета. Я ведь по образу жизни «жаворонок». А вот «молодому отцу» Иванову такие ночевки – лафа. Дома то с малолетним сынком не здорово отоспишься.
Сегодняшний прогноз обещает преимущественно солнечную погоду уже без дождя. Посмотрим, насколько объективно работают украинские синоптические сайты.
Завтрак приготовили на удивление быстро, хотя от выпавшей обильно росы все топливо сильно отсырело. Пришлось срубить нетолстый сухостой, нарубить головешек и сделать из них костер «по таёжному». Для разжигания применили осколок оргстекла и смолу-живицу из смерички. Процесс быстро пошел, и к 10-00, позавтракав уже традиционными макаронами с сально-луково-помидорной поджаркой, мы были готовы исправлять вчерашнюю ошибку.
До Пип Ивана и обсерватории добрались даже раньше, чем ожидали. К 12-00 мы уже успели отдохнуть и приготовиться к спуску на хребет. Погода стоит отменная: солнечная, но не жаркая. Перед выходом сделал вторую фотосессию обсерватории, уже при солнечном освещении. При осмотре здания поражают ее циклопические габариты и желание человека закрепиться на такой высоте и в довольно суровых климатических условиях.
После 12-00 начали спуск горы и траверс Черногорского хребта. Идется довольно легко: тропа хорошо набита и не имеет сильных подъёмов-спусков. По дороге восстанавливаю в памяти виды зимней Черногоры и то, как мы завершали зимний поход по ней в феврале текущего года. На тропе сплошная череда туристических групп, много поляков, а также отдыхающих из близлежащих сел и турбаз, которые налегке поднялись на хребет и планируют сегодня же спуститься вниз. Встретили мы здесь и четверку туристов, ехавших вместе с нами в автобусе при заброске. Они стартовали из с. Дземброня.
Панорамы хребта и прилегающих к нему склонов захватывают, и посему фотоаппарат находится в постоянной работе.
За день мы пробежали достаточно большой участок маршрута. Начали у подножья г.Васкул, поднялись сначала на неё, потом на г.Пип Иван, и далее пробежали г.Дземброня (1877), траверснули г.Мунчел (1998), г.Бребенескул (2038) и дошли до оз.Бребенескул, лежащего на высоте 1800м у подножья г.Гутин-Томнатек (2018).
Лагерь разбили на промежуточной площадке между хребтом и уровнем озера. Плотно перекусили всухомятку, поскольку на хребте нет топлива, а газовую горелку мы не брали, и далее предались долгожданному отдыху. Правда, перед сном сходили на озеро, чтобы искупаться в его прохладной родниковой воде.
Под вечер с хребта надуло низкую облачность, которая плотно накрыла нашу площадку, равно как и палатки, расположенные возле озера. Посему пора прекращать описание событий дня минувшего и прятаться в палатку от пронизывающего и довольно прохладного вечернего ветерка. Если что вспомню еще – допишу сутра.
P.S. Главный вывод и впечатление дня, которое выразил Иванов: на следующий год сюда нужно привезти жен и детей, чтобы они смогли по- настоящему пообщаться с карпатской природой.
18 августа.
Ночью было прохладно, если не сказать холодно. Дул резвый верховой ветерок и я даже пожалел, что не взял более теплый спальник. Почему-то опять снились разного рода кошмары, как результат плотного ужина всухомятку с потреблением большого количества сала и сухой колбасы. Нужно переходить на более легкий вечерний рацион.
Рассвет был практически безоблачным, но немного позже натянуло низовой туман, при котором выходить из палатки нет никакого желания.
Дождались когда туман немного рассеется, перекусили «на сухую» прямо в палатке, свернули лагерь и направились в строну Говерлы. Основная тропа идет преимущественно вдоль левого (западного) борта хребта. При приближении к Говерле количество встречающихся туристов возрастает почти в геометрической прогрессии. За красивой горой Ребра дошли до раскинувшегося чуть ниже в долине высокогорного оз.Нэсамовытэ. Я долго думал, подбирая наиболее точный русский перевод для этого не совсем обычного названия. У меня получилось так: «Одержимое», «Непредсказуемое», «Непостоянное», «Несамостоятельное», «Неуправляемое».
Озеро и его долина сами по себе очень красивы. Вот только большое количество туристов, бывающих у берегов этого водоема, и остатки их бытовой деятельности в виде куч мусора нарушают его первозданную суровую красоту.
Вниз к озеру решили не спускаться, а отдохнули прямо на тропе, любуясь его панорамой. Совсем рядом, на седловине мы этой зимой в лыжном походе делали «холодную» ночевку, которая была самой морозной и экстремальной.
После Нэсамовытого до Говерлы осталось подняться на три вершины: г.Туркул (1933), г.Пожижевскую (1822) и г.Брескул (1950). Мы планировали заночевать под г.Говерлой (2061), чтобы сутра со свежими силами идти на восхождение. Но, учитывая, что идется нам легко, а погода к 12-00 совсем наладилась и стала солнечной, решили перекроить наши планы и подняться на высшую точку Украины уже сегодня.
Перед подъемом, как и положено, сделали остановку на продолжительный отдых и перекус. А на Говерлу (2061) поднялись довольно быстро, за 3 ходки. Со стороны хребта заход на неё самый несложный, поскольку перепад высот не так велик.
На склоне, а еще больше на вершине толпы туристов и просто отдыхающих, поднявшихся в горы из ближайших кемпингов и баз отдыха. Отсняв традиционные фото и сделав звонки родным и знакомым (связь МТС появилась только у подножья горы) начали спуск на «перемычку» между Говерлой и Петросом. Каменистая тропа сильно разбита и местами похожа на осыпь. А ощущения после Говерлы остались двоякие: слишком уж она стала доступной и многолюдной.
Спустившись до зоны леса тропа поворачивает вправо в сторону экологического пункта «Перемычка Говерла» - кордона Карпатского биосферного заповедника. Пройдя знакомые уже мне по зиме часовенку и летний дом-музей, подошли к шлагбауму у зимнего домика, где нас уже поджидали два «легиня» в камуфляже, но почему-то в тапочках. Показав удостоверение, один из них стал предлагать нам купить билеты на нахождение на территории заповедника, показал какую-то бумагу о платных услугах с печатью. У нас же появилось альтернативное предложение: вместо билетов они продают нам пиво. В общем итоге так и получилось, правда, пиво оказалось довольно дорогим (20грн/банка).
На склоне, а еще больше на вершине толпы туристов и просто отдыхающих, поднявшихся в горы из ближайших кемпингов и баз отдыха. Отсняв традиционные фото и сделав звонки родным и знакомым (связь МТС появилась только у подножья горы) начали спуск на «перемычку» между Говерлой и Петросом. Каменистая тропа сильно разбита и местами похожа на осыпь. А ощущения после Говерлы остались двоякие: слишком уж она стала доступной и многолюдной.
Ну а у подошедшей вслед за нами группы туристов-поляков такой маневр не прошел. Им пришлось раскошелиться за 1 день пребывания каждого участника плюс за каждое место для палатки.
От кордона отправились дальше в сторону г.Петрос по разбитой автотранспортом горной дороге (до перемычки можно доехать из ближайшего села на автомобиле высокой проходимости). Дорога очень грязная, поскольку почву то и дело размывают текущие из-под горы источники. Обойдя первую лесистую горку на перемычке, вышли на полонину Скопеска, где и поставили лагерь. За водой пришлось сходить на ручеёк, спадающий в левый по ходу распадок.
Вечером с пивом отметили удачное восхождение и положительные эмоции от окружающих красот. Отличное завершение еще одного походного дня.
P.S. Встав ночью, любовался звездным небом. Такие яркие звезды можно увидеть только в горах. Не зря все-таки поляки строили обсерваторию именно в этих местах. Жаль только, что она по назначению так и не послужила. В 1939-м началась Вторая мировая война, а там уже стало не до звезд.
19 августа.
Сегодня Яблочный Спас и этот праздник мы отметим восхождением на Петрос (2020). Погода просто замечательная, солнечная и почти безоблачная. Утренний туман на вершинах гор быстро сдуло ветром и к 8-00 и Говерла и Петрос у нас стали видны как на ладони.
Позавтракав, в 10-14 вышло в сторону Петроса. При обходе последней перед Петросом горушки мы немного ошиблись и пошли по дороге, траверсирующей его с левого борта. Поняв свою ошибку, вернулись на исходную позицию, откуда и начали восхождение. Подъём в гору дался не так просто. По сравнению с Говерлой он более долгий. На восхождение ушло 4 полные ходки по сильно разбитой и крутой тропе.
Народу на Петросе на порядок меньше, чем на Говерле, хотя подъём на него с другой стороны совсем несложный. Доказательством тому есть двухколейная дорога, ведущая до самой вершины. Сюда, наверное, заезжают внедорожники и мотоциклисты. Один из последних подтвердил это на наших глазах.
Народу на Петросе на порядок меньше, чем на Говерле, хотя подъём на него с другой стороны совсем несложный. Доказательством тому есть двухколейная дорога, ведущая до самой вершины. Сюда, наверное, заезжают внедорожники и мотоциклисты. Один из последних подтвердил это на наших глазах.
Отметившись у полуразрушенной часовни и сделав серию обязательных фото, спустились несколько ниже, чтобы отдохнуть, сделать нужные «звонки» и перекусить.
Учитывая опережение графика похода, появился план переночевать на полонине Сколеська в районе высокогорного экопункта Львовского госуниверситета. Путь к нему сначала по идущей вдоль борта хребтика тропе, а затем по серпантину горной дороги оказался довольно долгим и утомительным. Обогнув справа гору Шешул, где мы зимой долго блукали в тумане в поисках прохода к Петросу, наконец-то вышли на полонину со знакомой уже панорамой с многочисленными кошами высокогорной молочной фермы.
Возле экопункта Львовского госуниверситета (дом с гостевыми комнатами, часовня) разговорились с его сторожем Иваном о графике движения поезда Рахов-Львов и в очередной раз скорректировали наши планы. Будем спускаться в Квасы уже сегодня, и ехать ночным поездом на Львов. Там нас по предварительной договоренности (предварительно у нас – это 2 часа назад!) встретит дочка нашего друга-туриста из Шостки Стаса Бреева Мария, у которой мы сможем оставить рюкзаки и, передохнув сделать прогулку по старинным львовским улочкам.
Долгий и тяжелый спуск в долину по буково-грабовому лесу отобрал последние силы. В с.Квасы на железнодорожную станцию мы дотянули к 18-00 – 18-30 уже на последнем дыхании. Шутка ли: сделали за один ходовой день двухдневный план да еще поднялись на Петрос по наиболее сложному для восхождений пути. Погода в этот день окончательно настроилась. После полудня на открытых участках от солнца стало совсем жарко, что осложняло и без того тяжелый спуск.
Оказавшись в Квасах на железнодорожной станции, первым делом закупили партию пива, затем билеты на поезд Рахов-Львов с отправлением в 1-20, и наконец-то расположились у путей на травке под усыпанной яблоками яблоней. Все-таки Яблочный Спас у нас без яблок не обошелся.
Поужинали под яблоней заказанными Ивановым консервами «Бычок в томатном соусе», остатками продуктовых запасов, запивая эти скудные «разносолы» пенным напитком. После захода солнца похолодало и пришлось перебраться в зал ожидания, чтобы немного подремать и расслабиться.
P.S. Предложенный мной план последующих действий носит пока только общие черты. Это, побыв денек во Львове, переехать в Каменец-Подольский, затем в Хотин, чтобы посмотреть его крепость и переночевать, затем опять вернуться в Каменец и ехать поездом на Киев, и далее - домой в Сумы. Что получится реально – покажет время. В общем, весомая доля случая и надежда на удачный экспромт в этом плане присутствует.
20 августа.
В 1-20 сели в поезд № 606 Рахов – Львов. Билеты нам достались только в купейный вагон (65грн + 20 за постель). Прибытие во Львов ожидается в 9-20 утра.
На перроне нас уже ожидал муж Марии Олег. Быстро загрузились в его «Ладу» и отправились передохнуть в их квартиру, находящуюся в новом жилом районе Львова Сихов. Встреча с земляками, завтрак и «бытовое обслуживание» закончились к 12-00. Сытые и одетые немного солиднее (а попросту в чистую одежку) отправились гулять в Старый город, договорившись, что вернемся к 21-00.
До этого, сразу по прибытию во Львов, мы взяли билеты на поезд в Черновцы, отбывающий примерно в 0-30. Тем самым окончательно оформилась нитка наших дальнейших передвижений: Львов - Черновцы – Хотин – Каменец-Подольский – Киев – Сумы. В старинных городах Западной Украины мы за короткое время пребывания попытаемся максимально ознакомиться с их историей и архитектурными памятниками, а заодно понять, в чем их отличие от городов Левобережной Украины.
Львовскую «программу» предложил я, поскольку в институтские годы месяц прожил здесь на архитектурно-ознакомительной и живописной практике, и довольно хорошо помню центр города и его архитектурные достопримечательности. Осмотр начали с площади Ивана Фёдорова, потом «Высокий замок», ну а далее по примечательным местам Старого города: Доминиканский костел, Башня Корнякта, Армянская церковь, площадь Рынок, Бернардинский монастырь и прочее, и прочее…
Ознакомление с историческими объектами чередовали с посиделками в уличных кафе для отдыха и наблюдения за деталями городской жизни. Весь день, впрочем, как и в предыдущие, мой фотоаппарат не имел ни минуты отдыха, поскольку такого количества интересных сюжетов он давно уже не снимал.
По сравнению с 80-ми и 90-ми, когда я бывал во Львове, город намного добавил европейского шарма, раскованности и духа дружелюбия. Это при том, что он и раньше считался одним из самых «западных» городов бывшего Союза. Центр города полон туристами всех мастей: от юных покорителей карпатских гор до престарелых канадских и американских «украинцев», приехавших проведать историческую родину.
Изрядно утомив напарника своими историко-архитектурными «экскурсами» к 21-00 вернулись в гостеприимную квартиру в районе Сихов, где нас ждал ужин и более близкое знакомство с Машей, Олегом и их сыном Денисом.
Отдохнув и немного осмыслив львовские впечатления, на машине Олега отправились на железнодорожный вокзал. Внимательный Олег еще раз продемонстрировал гостеприимство и желание помочь новым знакомым, за что сердечная благодарность ему и всей его достойной львовской семье.
Ну а мы едем дальше на Черновцы, чтобы посмотреть очередную порцию прикарпатских архитектурных чудес. Стоимость билета на Черновцы – 65грн. Время прибытия – 6-00.
21 августа.
ЧЕРНОВЦЫ.
В Черновцы прибыли чуть позже рассвета. Я уже несколько раз бывал в этом буковинском городе, но хочется еще раз восстановить в памяти его архитектурный образ. Иванов, хоть и не такой фанатик архитектуры, но пока поддерживает заданные мной «правила игры» и безропотно соглашается на очередную городскую прогулку.
В Черновцы прибыли чуть позже рассвета. Я уже несколько раз бывал в этом буковинском городе, но хочется еще раз восстановить в памяти его архитектурный образ. Иванов, хоть и не такой фанатик архитектуры, но пока поддерживает заданные мной «правила игры» и безропотно соглашается на очередную городскую прогулку.
Но сначала мы переезжаем на автовокзал и берем билеты до следующего по нашему плану города – Хотина. Сдав рюкзаки в камеру хранения, еще до 8-00 выходим в сторону исторического центра Черновцов пешком. Но с первого раза достичь этой цели не удалось – помешал непродолжительный, но довольно сильный утренний дождь. Немного промокнув, решили вернуться на исходную позицию. После окончания дождя сделали повторную попытку. На этот раз погода нам способствовала, и появившееся солнце позволило сделать полноценную фотофиксацию наших черновицких «похождений».
Главный запланированный для осмотра объект – это бывшая резиденция Буковинских митрополитов, в зданиях которого на сегодня разместился Черновицкий государственный университет им. Юрия Федьковича. В этом году этот уникальный архитектурный комплекс был внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Дорогу до него проделали пешком, попутно фиксируя фотокамерой все интересное, что попадалось на глаза. Утренние Черновцы сравнительно немноголюдны в отличие от шумного львовского центра. Здесь еще чувствуются отголоски «патриархального» румынского и советского жизненного укладов.
Просто снять с близи университетский комплекс не получилось. Наш путь преградили доблестные охранники, потребовав приобрести билеты на прогулку по университетской территории. Пришлось идти в отделение Приват-банка и купить эту «индульгенцию», после чего путь к тайнам и архитектурным чудесам Буковины был открыт. Ну а для того, чтобы войти внутрь и осмотреть парадные залы нужно ещё дополнительно заказывать экскурсию.
Осмотрев и сфотографировав большую часть зданий этого архитектурного комплекса, включая «запрещенные» факультетские коридоры, фойе и аудитории, удовлетворенные отправились обратно в центр и далее на автовокзал пешком. По ходу увиденное в митрополичьей резиденции дополнилось другими интересными зданиями и сценками из городской жизни, удовлетворяющими моё архитектурное и фотографическое любопытство.
Нагуляв аппетит, перекусили в привокзальном кафе и после короткого отдыха в 14-15 сели в автобус на Хотин (стоимость билета 24грн). Там нас ждет знакомство с шедевром фортификационного искусства – знаменитой Хотинской крепостью.
Полный фотоотчет по Черновцам ЗДЕСЬ
ХОТИН.
В Хотине высадились в центре, закупили немного продуктов и воды для обеспечения ночевки в палатке возле крепости и нормального приготовления пищи. Передохнув, пешком отправились на окраину города, где находится Государственный историко-культурный заповедник «Хотинская крепость».
В Хотине высадились в центре, закупили немного продуктов и воды для обеспечения ночевки в палатке возле крепости и нормального приготовления пищи. Передохнув, пешком отправились на окраину города, где находится Государственный историко-культурный заповедник «Хотинская крепость».
Крепость расположена на высоком берегу Днестра и ее заповедная территория со всех сторон окружена усадебной застройкой. Других интересных исторических архитектурных сооружений, за исключением старинного здания Хотинской таможни (XVII – XVIII в.в) и еще Дома культуры с бюстом Маркса перед входом, нам по пути нашего движения к крепости обнаружить не удалось.
Купив билеты на осмотр крепости, оставили наши рюкзаки под присмотром местных лотошников, а сами отправились изучать старинную цитадель, где в недавнем прошлом проходили съёмки ряда сюжетов фильма «Тарас Бульба».
Возле входа на территорию заповедника стоит оригинальный памятник гетману Петру Конашевичу-Сагайдачному и украинским казакам, победителям Хотинской битвы 1621 года. Золоченый силуэт памятника как бы парит над приднестровскими далями и самой рекой Днестр, местами протекающей в неглубоком каньоне.
Укрепления крепости занимают довольно обширную территорию с крепостными воротами, бастионами, построенной в XIX столетии церковью, а также центральной укрепленной цитаделью, суровый вид которой внушает восхищение работой средневековых фортификаторов. До 18-00, времени закрытия самой крепости, детально изучили все её составляющие, включая внутренние помещения и музей. А позднее договорившись с местной предпринимательницей, поставили палатку на прилегающей к павильону кафе территории. Таким образом, ночью нас будет охранять еще и местный сторож.
Вечером сварили на костре ужин, и уже на закате сделали повторную прогулку по территории заповедника. А ночь была очень теплой, если не сказать жаркой.
P.S. В ходе осмотра крепости заинтересовался историей городка и связанными с Хотинской крепостью историческими событиями. По прибытию домой нужно будет поискать по этому вопросу в Интернете детальную информацию, включая и архитектурное описание крепости.
22 августа.
ХОТИН.
Проснулся с первыми лучами вставшего над Днестром солнца и, взяв фотоаппарат, по утренней росе отправился на еще одну прогулку по прилегающей к крепости территории. На этот раз здесь я был в полном одиночестве, и только садовник, приводя в порядок газон на оборонном валу возле въездных Бендерских ворот, шумом своей газонокосилки мешал все еще спавшему Иванову ловить последние утренние сновидения.
Проснулся с первыми лучами вставшего над Днестром солнца и, взяв фотоаппарат, по утренней росе отправился на еще одну прогулку по прилегающей к крепости территории. На этот раз здесь я был в полном одиночестве, и только садовник, приводя в порядок газон на оборонном валу возле въездных Бендерских ворот, шумом своей газонокосилки мешал все еще спавшему Иванову ловить последние утренние сновидения.
Ну а я неспешно прошелся до обратной стороны территории заповедника и берега реки, чего вчера мы сделать не успели. На высоком берегу с противоположной от крепости стороны нашел просто шикарное место с кострищем, где можно было бы поставить палатку и переночевать. С площадки открывается просто идеальный по композиции вид на крепость и уходящую вдаль реку. Правда, чтобы сделать здесь стоянку нам пришлось бы нести свои рюкзаки по пересеченной местности еще около километра.
Отсняв серию утренних архитектурных сюжетов, вернулся к палатке, где вставший напарник уже успел приготовить на завтрак гречневую кашу с тушенкой. К 8-99 начали подтягиваться на работу сотрудники заповедника и торговцы, а мы, позавтракав и свернув лагерь, сделали еще один, уже прощальный, осмотр крепости. Как говорится, чтобы закрепить впечатления.
С прибытием первых автобусов с иностранными туристами (американцами и поляками) покинули заповедную территорию и отправились пока не жарко в сторону центра. Сегодня нам предстоит переезд в еще один исторический город западной Украины – Каменец-Подольский.
Пройдясь еще раз по улочкам Хотина, где все еще во многом правит дух «провинциально-советского периода», вышли на магистральную улицу и заняли место на остановке в ожидании попутной пригородной маршрутки на Каменец. Вскоре она появилась и уже через 40 минут нас ждала встреча с новым историческим городом (проезд 10 грн/чел).
Полный фотоотчет по Хотину ЗДЕСЬ
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ.
Прибыв Каменец-Подольский и доехав на маршрутке до железнодорожного вокзала, купили билеты на поезд № 624 Каменец-Подольский – Киев (время отправления 19-14), оставили рюкзаки в камере хранения (9грн/чел) и отправились заново знакомиться с городом. И я, и мой напарник уже бывали здесь раньше, но детально изучить его историческую часть тогда не было возможности.
Прибыв Каменец-Подольский и доехав на маршрутке до железнодорожного вокзала, купили билеты на поезд № 624 Каменец-Подольский – Киев (время отправления 19-14), оставили рюкзаки в камере хранения (9грн/чел) и отправились заново знакомиться с городом. И я, и мой напарник уже бывали здесь раньше, но детально изучить его историческую часть тогда не было возможности.
Первым делом направились в Старый город и крепость. Осмотр начали с Замкового моста (Турецкого), перспективу которого завершает знаменитая Каменец-Подольская крепость. Взяв билеты на осмотр (20грн/чел) методично обошли всю её территорию и помещения, включая два музея. Правда, объём их информации за короткое время было трудно усвоить, поэтому ограничились пока беглым осмотром. К тому же за последние два дня во время «городских прогулок» мы так натрудили ноги, что все больше и больше хотелось просто посидеть в тени, созерцая панорамы крепости и вдыхая воздух каменецкой старины.
Тем не менее, для фотоаппарата работа тоже нашлась, а скудные запасы оставшейся его электронной памяти, постепенно совсем истощились. Что делать: потерять возможность сделать ценные снимки, начать «чистку» старых флеш-карт от многочисленных дублей? Решили поступить по-другому: нужно купить новую карту памяти. В Старом городе найти магазин с такой продукцией не удалось – там все больше кафешки и сувенирные лавки для туристов. Пришлось загрузиться в маршрутку и ехать в современный центр, где мы вскоре и запаслись новым запасом «фотографической памяти».
Снова в Старый город пошли уже пешком, по ходу осмотрев кафедральный собор Александра Невского, благоустройство и идеальное содержание которого внушает всяческое уважение. Детально продуманные элементы озеленения и благоустройства, яркие архитектурные детали подтверждают звание главного городского православного храма. Примечательно то, что построенный в конце XIX столетия собор, в годы советской власти (1930-е) был разобран «на кирпичи», и только совсем недавно заново отстроен в первозданном виде
Возвратились в Старый город по Новоплановскому мосту, перекинутому над живописным каньоном притока Днестра реки Смотрич. Нас ждут узкие и кривые улочки Старого города, взятого со всех сторон в кольцо крутым изгибом реки. Это кольцо воды и крутые стенки каньона в старинные времена были тем естественным рубежом, защищающим город от нападок завоевателей. Ну а информацию об истории города, разные периоды которой связаны с деятельностью различных народов: русичей, литовцев, поляков, турок и украинцев, придется поискать в источниках Интернета и исторической литературе немного позднее.
Дух старины, буквально царит на улочках Старого города, каждый поворот которых сулит новые поводы для работы фотографа, будоражит интерес и желание узнать больше о многовековой истории Каменца. Архитектурные объекты, исторические детали и просто яркие сценки из городской жизни встречаются здесь буквально на каждом шагу.
Утомленный моими архитектурно-фотографическими «похождениями» Иванов решил, что лучше будет просто передохнуть некоторое время в тени деревьев возле ратуши, и предоставил мне возможность еще более часа побродить по отдаленным переулкам в поисках новых фотосюжетов. Особенно красивым оказался дворик кафедрального католического костела Святых апостолов Петра и Павла с позолоченной статуей Богородицы на высокой «колонне», примыкающей к главному фасаду. Как выяснилось из краеведческой литературы: «колонна» - это 36-метровый минарет, пристроенный во времена турецкого правления, когда костел был перестроен в мусульманскую мечеть.
В целом «польское» влияние наиболее сильно чувствуется и в старинной архитектуре и даже в повседневной жизни горожан. Недаром сюда приезжает множество туристов-поляков.
Нагулявшись, наскоро перекусили в одном из кафе Старого города. Вернее будет сказать, что нас «покусали» местные цены. Видно все здесь «заточено» на богатого посетителя-иностранца. Хотя пиво «Микулинское» было действительно вкусным и освежающим,
Вернувшись на железнодорожный вокзал, решили поужинать по-настоящему: купили в магазине «Бычки в томате», еще что-то съестное, а вдобавок достали остатки сала и все, что осталось из походных запасов. Плотно перекусив возле перрона и железнодорожных путей, загрузились в наш поезд, отправляющийся на Киев в 19-14.
P.S. Ночью было очень жарко. Даже раскрытое окно не помогало до полуночи избавиться от неимоверной духоты. А еще сильно «гудели» ноги, натруженные и нагруженные за неделю хождения по Карпатам, а также улочкам старинных городов западной Украины.
Полный фотоотчет по Каменец-Подольскому ЗДЕСЬ
23 августа.
В столицу прибыли с часовым опозданием. Вот она пунктуальность «Укрзализныци». А если б у нас уже были на руках билеты на Сумы без запаса времени? Вопрос остаётся, конечно, риторическим. А по билетам прибытие поезда ожидалось в 5-22.
По прибытию в Киев пробежались по привокзальной территории в поисках маршрутки на Сумы. Оказалось, что ближайший рейс будет только в 8-00. Загрузив рюкзаки, попытались сделать небольшую прогулку по городу. Но уставшие ноги смогли дойти только до домика с надписью «WC» и далее – ни в какую. Ну, раз так, купили в забегаловке пива, заказали пельмени и таким образом дотянули до времени отправления.
В Сумы прибыли около 13-00.
Такой короткий, но столь насыщенный поход по Черногорскому хребту Карпат и городам западной Украины успешно завершен, а предварительно готовившийся план – с лихвой перевыполнен. Надеюсь, что этот выезд станет началом для серии будущих походов в другие районы Карпат. По крайней мере, нужно планировать «семейный» выезд туда уже на будущий год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий