… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

понедельник, 21 ноября 2011 г.

В ПУТИВЛЕ ГРАДЕ




Анатолий СМОЛЯНИНОВ

В ПУТИВЛЕ ГРАДЕ, НА ВАЛУ...
(краеведческая прогулка с лирическими отступлениями)

Просматривал недавно свой фотоархив за этот год и возникла мысль. А почему в «Доме для бродяг» до сих пор нет заметки о Путивле? А ведь я же путивлянин и все связанное с городом, его историей и современностью, памятными местами, а также известными и малоизвестными горожанами меня с годами интересует все больше и больше. Посему, будем восполнять упущенное.

Приезжая на малую Родину при любых обстоятельствах совершаю пешком круг по любимым с детства местам. Его маршрут для меня устоялся, но при этом всегда интересен с точки зрения наблюдения за изменениями, которые постепенно претерпевает городская среда, местные архитектурные и исторические памятники. На этот раз пойдем прогуляться с детьми.


Наш кольцевой маршрут по городу начинаем с осмотра комплекса Спасо-Преображенского собора (1617-1693г.г.), расположенного недалеко от родительского дома. Классическая «московская» архитектура собора с пятиглавым завершением всегда восхищала меня своей уравновешенной «солидностью» и устремленными ввысь пропорциями. На переднем плане, перед собором возвышается еще один архитектурный памятник – Крестовоздвиженская надвратная церковь (1697г.). Первоначально на этой территории находился женский Святодухов монастырь, упраздненный еще в начале 19 столетия.



Богатую на события историю соборного комплекса можно найти в книгах-путеводителях о Путивле и многочисленных источниках Интернета. Хочу лишь только отметить редкой красоты пятиярусный иконостас да то, что в соборе бывал Петр Первый, подаривший храму искусно исполненную серебряную люстру. Сюда же, в Святодухов монастырь в конце XVII столетия была на непродолжительное время сослана опальная сестра Петра Великого царевна Софья, насильно остриженная в монахини.








Практически у стен этих двух храмов, на существующей и поныне площадке - стадионе бывшего плодоовощного техникума (ныне аграрного колледжа) и прошло мое детство. В 60-70 годы рядом с территорией собора находился открытый обвалованный стрелковый тир, и выстрелы из мелкокалиберных винтовок соперничали с переливами колокольного звона, раздающимися со звонницы Крестовоздвиженской церкви. Что в те годы было милее и интереснее для пацанов, увлеченных «уличными войнами» – догадайтесь сами. Ну а соборный комплекс в те времена интересовал нас больше как площадка для игр. Помнится, не единожды мы находили упавшие с голубых куполов собора окрашенные серебрянкой шестиконечные граненые звезды. Такая находка тогда считалась большой удачей.


За церковной оградой с северо-восточной стороны собора в давние времена был монастырский погост, следы которого обнаруживались при проведении земляных работ по прокладке коммуникаций к находящемуся рядом общежитию.

Родительский дом по ул.Луначарского, 67 (бывшая ул.Афанасиевская) тоже имеет свою давнюю историю. Он был построен еще в первой половине ХІХст. (по другим источникам в 1860-е годы) местными дворянами Рябиниными. Дом Рябинина строился по типовому (образцовому) проекту 1809 года петербургских архитекторов Луиджи Руска и Вильяма Гесте, но с уменьшением масштаба постройки раза в полтора. Самый известный из Рябининых, Иван Рябинин, был большим патриотом и знатоком истории города, написал редкую ныне книгу «История о Путивле, уездном городе Курской губернии».



СПРАВКА. Иван Матвеевич Рябинин (1834-1912) – купец I гильдии, житель Путивля, краевед и историк, мировой судья, церковный староста Святодуховского (Спасо-Преображенского) собора, участник Крымской войны 1853-1856 г.г. Влюбленный в свой родной край, он многие годы собирал исторические материалы о Путивле.

Могила Ивана Рябинина с гранитным надгробным крестом находится возле южной стены Спасо-Преображенского собора.

В исторических описаниях города есть белые пятна , которые еще ждут своих исследователей. Ряд устных преданий повествуют о многочисленных и протяженных подземных ходах, якобы соединяющих главные городские объекты: монастыри и крепость-детинец, называемую горожанами Городком. Реально были такие хода и под Спасо-Преображенским собором. Вход в них, находившийся у северной стены, еще 70-е годы ХХст. был замурован. А до этого ребята постарше из ближайших к собору улиц частенько тайком лазили в это подземелье и даже, насколько мне помнится, выносили наверх какие-то ветхие культовые предметы.

Другой такой обрушенный выход из подземных ходов, помнится, находился на середине спуска с Городка к городскому пляжу. Согласно преданиям, были ходы и под Молчанским монастырем. Доселе среди горожан ходят слухи и страшилки о спрятанном в подземных ходах монастырской горы кладе Лжедмитрия 1, и о загадочных смертях алчных кладоискателей. В начале 17 столетия, во время Великой Смуты Путивльский Молчанский монастырь был оплотом и центром сосредоточения войск Самозванца, фактической его резиденцией во время подготовки к походу на Москву и местом, где он укрывался после изгнания из столицы Московии. Но поиск и исследование подземелий - это уже совсем другая история, которой должны заниматься историки, энтузиасты-спелеологи и диггеры.



Настоятелем Спасо-Преображенского собора в довольно непростые 60-70-е  годы ХХ ст. был отец Георгий (Козаченко), проживавший в помещении первого этажа Крестовоздвиженской церкви, а его сыновья были членами нашей уличной компании.


По одной из бытующих версий отец Георгий способствовал новому обретению монастырем чудотворной Молчанской иконы Божьей Матери. Вот эта история, описанная в размещенной в монастыре информационной таблице:

В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небесная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было. И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем - старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери. Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот. Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.

В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по новому стилю) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы. После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско-Путивльскую обитель.
Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 1 октября (явление иконы) и 7 мая (перенесение иконы).

А мы держим путь к следующему зданию, имеющему важнейшее значение в формировании исторической среды северной части древнего Путивля. Это старинное здание Ремесленного училища Маклакова (1886г.), в котором ныне размещается один из корпусов Путивльского аграрного колледжа.








СПРАВКА. В ХІХ столетии Путивль превратился в город с капиталистическим производством, рост которого требовал подготовки профессиональных рабочих, что послужило поводом для создания ремесленных школ и училищ. Профессиональное образование в России началось с учреждением высших технических, заведений. Возникновение средних и низших училищ относится к началу 1870-х годов. Ремесленные училища готовили профессиональных ра­бочих. Для поступления в ремесленное училище требовалось окончание курса в начальном училище.

Чтобы крестьянские дети также могли учиться промышленным профессиям, закон от 24 февраля 1895г. выработал тип низшей школы, имеющей четы­рехгодичный курс обучения; первые три года отводились на закрепление общего образования, полученного в начальной школе и на приобретение навыка в ремесле, четвертый - для усовершенствования.

Путивльское ремесленное училище Маклаковых было откры­то в 1886г. Городским Общественным Управлением. Составление проекта солидного по тем временам для Путивля здания ремесленного училища могли поручить архитектору, за­нимавшему высокую ступень в служебной лестнице и имевшему большой практический опыт по составлению проектов общест­венно-административных и учебных сооружений. По предположениям, это мог быть губернс­кий архитектор Курского губернского правления Баумиллер, что объясняет тогда и удивительное совпадение в использовании чугунных декорированных парадных лестниц, как в здании ре­месленного училища, так и Путивльского Земского дома, построенного по проекту этого архитектора.

Открывшееся низшее ремесленное училище Маклаковых имело цель дать детям бедных жителей города и уезда общее образо­вание и научить слесарно-кузнечным и столярно-токарным ре­меслам с четырехгодичным курсом обучения. Училище имело свой Попечительный Совет, а права учителей и учащихся определя­лись уставом о низших ремесленных училищах.

Здание ремесленного училища Маклаковых Г-образное в плане, кирпичное, двухэтажное с цокольным этажом и подвалом под центральной частью. Северное и западное крылья основного объема объединены центральным вестибюлем с главным входом со стороны юго-восточного угла.

Декор южного и восточного фасадов выполнен в псевдого­тическом стиле. Плоскость стен расчленена рядом пилястр. Прямоугольные оконные проемы цокольного этажа удачно соче­таются с лучковыми проемами первого этажа и стрельчатыми второго. Юго-восточный угол, восточное и южное крылья акцентированы щипцами, выполненными с использованием элемен­тов готики. Фасады венчает развитой карниз украшенный су­хариками и расчлененный пинаклями. Декор остальных фасадов основного объема скромен.

К западному крылу основного объема пристроен ряд одно­этажных кирпичных построек, в которых в настоящее время расположены спортзал и подсобные помещения техникума. (Искусствовед Карась А.В.)



Моя личная биография к какой-то мере тоже связана с этим зданием. Здесь, вернувшись с фронта, в конце 40-х-начале 50-х годов учился отец, а значительно позднее и младшая сестра. Да и я короткие полгода перед армией провел в этих стенах в «ответственной должности» лаборанта кабинета органической химии. В общем, о том, как готовить дистиллированную воду для химических опытов и мыть пробирки я знаю не понаслышке. Золотое было время – 1976-1977 годы. 

Покидаем пешеходный отрезок улицы возле зоны учебных заведений и поворачиваем налево к центру. Нынешняя регулярная планировка города, с прямоугольными, ориентированными по сторонам света кварталами, была высочайше утверждена императрицей Екатериной ІІ в 1784 году, и пришла на смену старой радиально-кольцевой, сложившейся еще с княжеских времен.


План Путивля 1784 года, утвержденный Екатериной ІІ
А так реализована воля Императрицы к концу 19столетия
Триста метров, и я уже в самом центре, у здания Путивльского краеведческого музея. Бывший Особняк помещика А.Черепова (1914г.) при своей общей провинциальной сдержанности в отделке скалится прохожим львиноголовыми маскаронами над окнами главного фасада. Но их можно не бояться, и смело переступать порог музея. Его богатая на экспонаты коллекция стоит во стократ больше затраченного на осмотр времени.


Нужно, пожалуй, вспомнить и бывших сотрудников музея, благодаря которым еще в 60-70 формировалась его разнообразная экспозиция. Мне известны фамилии директора музея тех времен - Евгения Григорьевича Нефедовского и его коллеги Юрия Павловича Мазуренко, с сыном которого я был в детстве дружен. Оба историка написали ряд книг о давней истории края, партизанском движении на Сумщине. К слову, первоначально краеведческий музей находился в двухэтажном здании по ул.Луначарского, 59, и только в 70-е годы был переведен в свое нынешнее помещение.



От музея есть два пути: или сразу на Городок, к седой старине, или по длинному кругу с подходом первым делом к церкви Николая Великорецкого, или по-простому Николы Казацкого. Мы на отдыхе, никуда не спешим, а посему идем по протяженному маршруту, чтобы осмотреть все примечательные места. Первое в их череде - церковь Святого Николая.





Вот справка о ней из четырехтомника «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР».


ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ КАЗАЦКОГО, 1735—1737 гг. В литературе известна также под названиями Николы Каменного, или Николаевская. Выполнена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехчастная, двухэтажная, одноглавая. План состоит из пятигранной алтарной части, прямоугольного нефа, квадратного притвора и прямоугольной колокольни, построенной в 1770г. Нижний этаж перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, а верхний неф — восьмигранным верхом с тремя заломами, с шатровым покрытием с перехватом, завершенным миниатюрной главкой, алтарная часть — сомкнутым сводом с распалубками, а притвор — полуциркульным. Переход от четверика основного объема к восьмерику осуществляется при помощи двухступенчатых тромпов, редко встречающихся в украинской архитектуре.


Колокольня четырехъярусная, завершена восьмигранным световым фонарем с покрытием, как у верха церкви. Притвор покрыт двускатной крышей, алтарная часть — криволинейной, с завершением типа бочки с декоративной главой, широкий антаблемент разделяет фасады на два этажа. Углы здания закреплены лопатками, раскрепованными по антаблементам. Оконные проемы лучковой формы в нижнем этаже обрамлены наличниками; в верхнем и в колокольне под каждым оконным проемом — неглубокая ниша. Северный вход украшен барочным порталом. Интерьер нижнего этажа очень скромен и мало освещен, а верхнего — благодаря верху с тремя заломами имеет высотно-раскрытое пространство и очень светлый.


В памятнике сохранилась орнаментальная роспись. Подобное пространственное решение культового сооружения, выполненного в камне, очень редкое явление в архитектурном наследии Украины.


Церковь расположена на западном краю плато центральной части города и замыкает перспективу бывшей одноименной улицы (ныне Первомайской). Ее устремленный в небо силуэт доминирует над преимущественно одноэтажной усадебной застройкой предместий (бывших пригородных слобод).


В ста метрах от церкви на перекрестке улиц Первомайской и Воровского (бывшей Двухрамской) еще одно обветшавшее старинное здание – Дом графа Головина.





СПРАВКА. Дворянский особняк (Дом графа Головина) кон. XIXв. Каменный одноэтажный дом находится на западной окраине исторического центра города по ул.Воровского, 24. Дом построен в конце XIX - начале XX в. (точная дата не установлена) как дворянский особняк. Принадлежал, вероятно, графу Головину. В советское время здесь располагалось лечебное заведение, для нужд которого дом был полностью перепланирован.


Дом прямоугольного плана, дисиметричний. Главный вход с крыльцом смещен к северному краю лицевого фасада. Фасады здания решены в архитектурных формах неоросийського направлении «кирпичного» стиля, характерных для времени перелома XIX-ХХ в.в. Стены расчленены рустованными лопатками, имеют профилированный цоколь и массивный зубчатый карниз. Прямоугольные и арочные окна имеют наличники и сандрики, формы которых упрощенно воспроизводят характерные архитектурные детали архитектурных памятников этого региона XVII в. Над парадной дверью - изысканный по рисунку навес на кронштейнах из кованого железа тонкой художественной работы. В таких же формах, с некоторым влиянием пластики модерна, выполнены перила входной лестницы.


Дом построен из местного кирпича. Стены внутри поштукатурены и побелены, внешние не штукатурились и были решены в лицевом кирпиче. Сейчас фасады имеют двуцветную окраску: желтый фон с белыми деталями. Перекрытия плоские, по деревянным балкам. Вальмовая кровля по деревянным стропилам покрыта шифером.


Этот дворянский особняк имеет одно из самых лучших архитектурных решений фасадов среди жилых зданий эпохи историзма на Сумщине. С 1984г. является памятником архитектуры местного значения.
Источник: Вечерский В.В. Пам’ятки архітектури й містобудування Лівобережної України, Київ, 2005


Южная оконечность ул.Воровского выводит к Никольской горке, самому западному из трех прибрежных мысов высокого коренного берега. Сейчас на его вершине расположен памятник, пожалуй, самому известному путивлянину – знаменитому командиру Путивльского партизанского соединения Сидору Артемовичу Ковпаку. Монументальная скульптура, одним из авторов которой является Герой Советского Союза, партизан-ковпаковец Семен Тутученко, обращена в сторону безбрежной поймы реки Сейм и визуально перекликается с находящимися восточнее Городком (древней цитаделью) и Молчанским монастырем. Авторы памятника – народный художник СССР М.Г. Лысенко, скульптор В.В. Сухенко, архитекторы С.П. Тутученко, А.Ф. Игнащенко.


Никольская горка (Николка) имеет многовековую историю. В ее пределах находилось древнее городище, являющееся памятником археологии местного значения. А само ее название происходит от располагавшейся в былые времена на месте памятника Ковпаку церкви Николая Можайского (в народе Николы Горного). Построенный в середине ХІХ столетия храм был разрушен в конце 20-х- начале 30-х годов ХХ века. 

Никольская горка. Фото конца 19 столетия
Самостоятельным природным памятником можно считать неповторимую по красоте панораму речной долины и утопающих в зелени склонов коренного прибрежного плато. О ее виде в начале прошлого века можно судить по фотографии побывавшего на Путивльщине знаменитого российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.


С.М..Прокудин-Горский. Вид с Никольской горки. фото нач.20ст
СПРАВКА. Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».




С Николки, являющейся, по сути, меловой горой, узкой и крутой тропкой спускаемся к месту перевоза через обмелевший за последние десятилетия Сейм. Здесь, как и в былые времена, по-прежнему работают лодочники-перевозчики, доставляющие на противоположный берег реки рыбаков, отдыхающих и жителей недалеких заречных сел Скуносово и Корольки, коротким путем добирающихся в город. 

Река Сейм в районе Любки
В лучшие (читай – былые) времена в районе перевоза существовал Банный ровец, соединявший протекающие параллельно два речных рукава: собственно Сейм и Рехту (ниже по течению - Любку). Ныне от пересохшего и заросшего густой растительностью Банного ровца осталось одно название. Да и сами бывшие городские бани на сегодня больше походят на исторические руины, от которых только монументальная водонапорная башня сохраняет остатки своей былой красоты. Мы направляемся к ней по крутой извилистой тропке, ведущей вверх через расположенный на вершине высокого холма Городок - старинный детинец летописного Путивля.

Тропка выводит на плоскую поверхность Городка в месте расположения бывших башен, защищавших обращенный к реке вход в крепость. Именно на этой крепостной стене Ярославна молила богов о защите своего мужа, Новгород-Северского князя Игоря, отправившегося в 1185 году на войну в половецкие степи. Поэтические подробности этого довольно трагического события можно почитать в бессмертном «Слове о полку Игореве».





Сегодня на территории Городка находятся только установленный в 1983 году памятник Ярославне (скульптор В. Клоков, архитектор С. Миргородский) да гранитный крест на месте захоронения погибших во время нашествия монголо-татар горожан. А в былинные времена Городок был настоящей неприступной деревянной твердыней, с расположенными на территории княжескими палатами и каменной церковью, разрушенной при нашествии монголо-татар. Позднее, после демонтажа крепостных стен, были здесь и другие постройки: в ХІХ веке – угрюмый Тюремный замок, в середине ХХ-го – деревянный павильон-ресторанчик «Голубой Дунай» и летний кинотеатр, а позднее - танцплощадка. Сейчас от них остались одни воспоминания у старшего поколения путивлян
. 
Вдали Тюремный замок и церковь Николая Можайского.
Фото конца 19 столетия



Детальная характеристика путивльской крепости дана в статье В.Вечерского «Средневековая фортификация Путивля». Вот фрагмент из нее.


Линия укреплений Старого города в XVII веке состояла из невысокого земляного вала и деревянной стены - частокола с боевым обходом, бойницами и кровлей. Крутые склоны со стороны Сейма были эскарпированы. Всего было девять деревянных рубленых башен: две надвратные и семь глухих, из них семь - шестигранных, одна - восьмигранная и одна - четырехгранная. Они имели названия: Передние проездные ворота, Башня на углу против Воеводского двора, Малая башня, Задние проездные ворота к реке Сейм, Малая новая башня, Никитская, Фроловская, Ильинская, Вестовая башни. Высота их составляла 6-8м до кровли, высота шатровых крыш - 4-5м. Все башни имели два-три
яруса пушечного боя.


В Старом городе были Воеводский двор, "приказных изба и двор, где живут дьяки", как отмечалось в описаниях, погреба, житницы, баня, поварни, деревянный Спасо-Преображенский собор и три деревянные приходские церкви.


.


Старый крепостной вал отделяет Городок от нынешнего центра города, а в былые времена посада и торговища. Неподалеку от вала и находится башня бывших городских бань, ставшая одной из визитных карточек города. Возможно, когда-нибудь будет реализован замысел по возрождению этого комплекса с созданием на его базе туристического центра и музея «Слова…». Предложения по его реставрации, насколько мне известно, уже разработаны. Дело осталось за «малым» - найти заинтересованного инвестора.





Историческая застройка городского центра сохранилась только фрагментарно, и состоит из 4-5 старинных зданий, сблокированных по одной стороне центрального квартала возле городского рынка. Все остальные объекты центральной улицы – дань провинциальной «гигантомании» советского периода и нереализованных потуг создать в Путивле «крутой» общественный центр. Эти проекты канули в лету, вместе с «государством плановой экономики» и запустением на единственном градообразующем предприятии – ПО «Сейм».


Из достойных внимания архитектурных построек центра следует отметить «Торговые ряды купцов Пономаревых» (кон.ХІХст.) да «Магазин купца О.Брянцева» (1910г.), являющиеся памятниками архитектуры местного значения.




 Чтобы не мозолить глаза «типовой» пятиэтажной застройкой ул.Курской, уходим направо от торгового ряда по дышащим провинциальной стариной тихим улочкам, которые выводят к главной путивльской достопримечательности – Молчанскому Рождества Богородицы женскому монастырю. 

Усадьба помещика Ефремова (1906)
Подходы к монастырю (ул.Сеймская и прилегающие к ней переулки) отображают характер архаичной застройки городских окраин, живописно разместившейся на южных, спадающих в сторону реки склонах коренного берега. Молчанский монастырь в начале и середине ХVII столетия был одним из немногих объектов, имевших каменные крепостные стены, и выполнял в первую очередь оборонные функции, находясь на самой южной окраине Московского государства. На его территории находится, пожалуй, самое древнее на Сумщине каменное сооружение – церковь Рождества Богородицы. В результате скрупулезного анализа первоисточников и натурных архитектурных исследований первые каменные постройки монастыря датируются специалистами еще 1602-1604 годами  








Из статьи В.Вечерского «Средневековая фортификация Путивля».


В центре монастырской территории - уникальный трехъярусный каменный собор Рождества Богородицы, который возвели русские мастера около 1602. Это сооружение логично завершает общую систему обороны каменной цитадели, являя редкий в архитектуре тип церковного здания многофункционального назначения. Собор был донжоном - самой высокой башней цитадели и одновременно - трапезной, теплым храмом, хранилищем пороха и оружия. Типично русский храм с приделом, на подклете, он несет в себе характерные черты московской архитектуры последней трети XVI века. Но необычно то, что алтарный объем, равно как основной объем храма и придел, имеет вид четверика, а не полукруглой апсиды. Это обусловлено функциональными требованиями - приспособлением к обороне. Все сооружение двухъярусное: в подклете - трапезная и теплая церковь Софии Премудрости Божией, кладовые; в основном ярусе - собор с приделом. Алтарная же башня - трехъярусная. Верхний ярус - восьмигранная боевая камера над алтарем собора - имеет три бойницы, сделанные по сторонам света. Отсюда можно было простреливать дальние подступы к Путивлю. Венчала боевую камеру высокий шатер с куполом. Во внутренней стене собора сохранился тайный ходок к боевой камере. По преданию, здесь в 1604 - 1605 годах скрывался Самозванец.


Рядом с перестроенной под трапезную бывшей оборонной башней теперь высится монастырская надвратная колокольня, первый ярус которой - это крепостная башня 1602. На северной и южной гранях четверика хорошо просматриваются штрабы в месте прилегания оборонной стены, позже разобранной на этом участке. В толще западной стены над проездом есть ход, который вел на крепостной настил. Эта башня первоначально завершалась, как и другие, шатровой крышей. 1700 завершение были разобрано, а вместо него надстроен высокий восьмерик, увенчанный стремительным шатром с куполом, и башня превращена в колокольню.

Молчанский монастырь. Фото начала 20 столетия
История Молчанского монастыря, события и персоналии с ним связанные, широко освещены в специальной и краеведческой литературе, во многих источниках Интернета. Поэтому останавливаться на них я не буду. Кто заинтересуется, тот знает, как эту информацию найти. От себя лишь добавлю, что был для монастыря и более чем 60-летний период забвения. После закрытия обители в середине 20-х годов ХХст. на ее территории долгие годы царило запустение. После войны сооруженный во второй половине ХІХст.  храм Рождества Иоанна Предтечи переоборудовали под корпус ремесленного училища, а в 50-х годах в монастыре разместился Путивльский завод радиодеталей, который в числе прочих выпускал и оборонную продукцию. Здесь функционировали вспомогательные цеха завода, а возле самой церкви Рождества Богородицы размещалось здание лаборатории по испытанию радиодеталей. В 1979-м, после возвращения из армии, пришлось и мне недолго поработать в этой лаборатории в качестве испытателя радиодеталей, не помню уж какой категории. Ну а «радиодетали» были самые разные, в т.ч. и пусковые кнопки для ракетных комплексов.


Учитывая «режимность» завода, допуск в те времена на территорию монастыря, конечно же, был серьезно ограничен, а его архитектурные памятники тем временем постепенно разрушались. 


Вялая реставрация монастырских объектов началась сразу после возвращения монастыря церкви в 1991 году, и активизировалась только в начале нынешнего столетия, благодаря усилиям настоятельницы монастыря игуменьи Феодосии и щедрости меценатов. Ныне основные постройки Путивльского Молчанского Рождества Богородицы женского монастыря отреставрированы, а его территория благодаря неустанной работе сестер-монахинь и послушниц продолжает благоустраиваться.


Главный нерешенный пока вопрос – отсутствие средств на реставрацию ныне аварийной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Построенная в 1869 году в русско-византийском стиле она вместе с церковью Рождества Богородицы и надвратной колокольней формировала единую объемно-пространственную и высотную композицию монастыря, доминирующую над монастырской горой.



Нагулявшись вдоволь по уголкам монастырского подворья отправляемся по узкому спуску вдоль остатков крепостной стены к подножию монастырского холма. Здесь расположено предместье, ранее называющееся Подмонастырской слободкой или Додоновкой. Спуск с горы выводит к подковообразной речной излучине, в конце которой Сейм вплотную приближается к высокому городскому берегу. Луг-пастбище и участок побережья на этой излучине именуется у местных жителей Рогом. Есть у него и еще более странное прозвище – Химандра, происхождение которого для меня остается загадкой. Такая вот топонимическая экзотика.





Но нам идти к реке пока рановато. Свернув со спуска влево и перейдя струящийся в ложбине ручеек (в прошлом речушку Крынку), по узкой тропке поднимаемся на очередную припойменную возвышенность. Это Коптева гора, на вершине которой находится еще один памятник археологии – средневековое городище. Отсюда отлично смотрятся высящийся над морем зелени бело-золотой комплекс монастыря и впечатляющие панорамы поймы Сейма.








От археологического охранного знака держим путь к дубовой роще на краю пригородного Монастырского леса, погружаемся в мир лесных звуков и запахов. В советские времена в этом лесу долго функционировала турбаза «Ярославна», бывшая довольно популярным местом отдыха для жителей севера европейской части Советского Союза. На сегодня от турбазы осталось только название, хотя у местных жителей все еще теплится зыбкая надежда на ее возрождение.




Прогулявшись по лесной опушке, спускаемся с холма к реке и поворачиваем обратно в город, двигаясь уже вдоль реки. Теперь-то можно передохнуть и окунуться в прозрачные сеймские воды. Это мы делаем, как и в детстве, на Рогу.




Для разнообразия в город мы поднимемся не по Монастырскому спуску, а пройдя чуть дальше вдоль реки, через городской пляж. При этом подъем совершим не традиционно по основному пляжному спуску (ул.Дубовика), а по тропке вдоль ручья, струящегося в заросшем густыми зарослями распадке. В былинные времена он гордо именовался речкой Путивлькой (или Путимкой). Возможно, она-то и дала название городу. А может и наоборот. Кто теперь об этом скажет с уверенностью….?


Узкая тропка выводит нас в жилой тупичок, и далее прямо в центр, к городскому рынку. Отсюда – всего два квартала до родительского дома. На сегодня это «городское колечко» для нас замкнулось. 


Есть в Путивле и округе другие интересные места и просто красивые природные уголки, которые стоит посетить. Например, площадь Победы, или скажем пригороды Пруды и Кубёр. А еще можно (и нужно!) съездить в Софрониевскую Пустынь и Спадщанский лес. Но это уже темы для других прогулок, которые еще впереди.


 Фото Анатолий Смолянинов

1 комментарий:

  1. Мой отец рассказывал:что в 30-е годы в монастыре жили детдомовцы.И однажды детдомовские показали вход в подземелье который они нашли.В то время моему отцу было лет 13-14 когда со своими товарищами они полезли в этот подземный ход.Чтобы не заблудиться использовали большую катушку суровых ниток,с собой взяли воду,спички,свечи и фонарь.Подземелье оказалось очень длинным и разветвлённым с ямами-ловушками, в одной из которых они нашли человеческий скелет. Но самое интересное что ход выходил к Сейму и был обрушения,позднее отец узнал что они прошли меньше половины, что заобвалом в который они уперлись есть продолжение хода,который уходит на большую глубину,проходит под Сеймом и выходит к селу на другом берегу реки.В подземелье в одном из отвлетвений нашли два деревянных ведра с петровской и екатерининской медь,самые крупные были пятаки которыми парни и набили карманы.За это приключение вся компания получила хороших людей.Вход был засыпан строительным мусором и камнями. Лет через 10-12 уже после войны отец попытался найти вход,но не смог.Все сильно изменилось и время и люди могли не понять. Отца уже давно нет, а эту историю он мне рассказал лет 45 назад когда летом мы приехали к бабуле в Путивль.

    ОтветитьУдалить