… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

четверг, 1 марта 2012 г.

ЗИМНЯЯ ЧЕРНОГОРА: Карпаты - 2012

Анатолий Смолянинов

ЧЕРНОГОРА: Карпаты-2012

Дневник лыжного похода по Черногорскому хребту
Украинских Карпат (3 – 12 февраля 2012 года)

Участники похода:
Панченко Сергей – руководитель
Гливенко Сергей
Захлевский Виктор
Мариняк Олег
Масич Юрий
Морев Юрий
Смолянинов Анатолий

Пойти в поход на Филиппины вместе с основной нашей походной компанией в этом году у меня как-то не сложилось. Хотя я несколько раз по серьезному дергался, ища более-менее приемлемые варианты присоединения к команде ориенталистов-авантюристов с лодочным мотором в рюкзаке. А их даже страшный тайфун «Виши», пронесшийся над Филиппинами в конце 2011 года, не отпугнул от избранной цели.
Ну не сложилось, так не сложилось, и чтобы не сидеть в тоске на месте заявился в команду Сергея Панченко, собравшегося «прогуляться» по Черногорскому хребту Карпатских гор с восхождением на все его основные вершины.

3 февраля

Выехали из Сум поездом в 11-05 на Киев, а там после 2-часовой паузы, пересели на поезд до Ивано-Франковска. В нашей команде семь человек: есть и новички и бывалые. Главное занятие во время движения: поглощение курицы-гриль и всяческой другой домашней снеди, карты, а из нетрадиционного – передел снаряжения и продуктового пайка, чтобы вес рюкзаков стал относительно одинаковым.

4 февраля

Прибыли в Ивано-Франковск в 6-00. На вокзале нас уже ждал предварительно заказанный руководителем микроавтобус. За 5 минут загрузились и отчалили на встречу с горами. Путь к ним неблизкий, и занял около 3 часов. По дороге проехали Надвирну, Яремче, Мыкулычин, Татарив, Лазещину, Яблуныцю, где въехали на территорию Закарпатской области, и прибыли в конечный пункт – село Квасы.

В районе Буковеля и других горнолыжных центров жизнь более-менее зажиточная, что видно по состоянию застройки. Но заработки здесь сезонные – 3-4 месяца, пока на склонах гор лежит снег.

В Квасах Панченко обещал минеральную водичку из лечебного источника, чаек, но обманул как всегда. Быстро встали на лыжи и, обойдя сгоревшую еще «советскую» турбазу, пошли в гору. Погодные условия сложные: утром температура была -24ºС, ветер, поземка. Подъем до полонин довольно крутой и идет по лиственному лесу (бук, граб). В середине подъема сделали остановку, чтобы попить чайку и перекусить, а затем уже вышли на полонину и подсекли плановую туристическую тропу №15, промаркированную бетонными столбиками с табличками. Свернув направо, стали огибать почти на одном уровне довольно крутой склон.

В лесу тихо, просто зимняя сказка, но на открытых участках она быстро исчезает. Сильный ветер выбивает слезу, порывами сбивает с ног. На горизонте показался Петрос, куда мы намечаем наш дальнейший путь. Но это будет не сегодня. Выйдя на полонину Минчиль (1238м) с большим количеством кошей для овец, решил, что пора падать на ночлег.

Рядом с кошами в группе смеричек расположилось здание Высокогорной биологической станции Львовского университета, построенное еще в советские времена (основное здание из нескольких комнат с печками, хозпостройки и часовня). Здесь хозяйничают сторож Мыкола и две собаки. Мыкола выделил нам одну из комнат с печкой, взяв плату «за дрова» по 25грн/чел. Температура что в комнате, что снаружи одинаковая. Пока растопили печь и нагрели помещение, уже и стемнело.

Вечером ходили в гости в коморку Мыколы пить чай, ужинали, играли в карты при свете горелки и сушились. Уже в потемках прибыла еще одна малочисленная группа (Черкасы-Киев), которая неудачно при неблагоприятных погодных условиях и ограниченной видимости искала проход с горы Шешул к Петросу. Разместились они в коморке сторожа.

Ночью было тепло, хотя дежурные проспали, и печка затухла. Пришлось Виктору Захлевскому вставать и заново ее растапливать.
Вечером и ночью шел снег.

5 февраля

Переночевали без дрожи в членах. Проблем с дровами у Мыколы нету, и мы несколько раз за вечер бегали за ними в его сарай. Другая тургруппа спала у Мыколы в сторожке, а вот собачкам не повезло: ночь им пришлось коротать на дворе.

Подъем сделали ранний и уже после 9-00 вышли на снежные просторы полонины. Цель – подъем на г.Шешул (1727м). Вчера другой группе ее пройти не удалось из-за сильного ветра и плохой видимости. К тому же на склонах горы они обнаружили множество снежных карнизов, повышающих лавинную опасность.

У нас с погодой те же проблемы и почти уже на вершине Шешула группу накрыла сплошная пелена тумана. Обстановка почти как в мультике «Ежик в тумане»: кругом белый снег, серая мгла и уже в 20м ничего не видно. А нам нужно найти узкую перемычку между склонами, по которой идет путь к горе Петрос. После некоторых блужданий в «молоке» нам повезло: туман на время рассеялся, что дало возможность мне с Панченко сделать налегке разведку и, сориентировавшись по карте, определиться с путем дальнейшего продвижения. Как оказалось, команда вышла почти на вершину горы и уже вскоре мы сделали спуск с нее на узкую перемычку, отделяющую Шешул от Петроса.

На перемычке решили ставить лагерь. Предстоит холодная ночевка  на высоте более 1650м. Для установки палатки и защиты ее от возможных ветров вкопались на метр в слой снега, одновременно занимаясь приготовлением медовухи, а затем и ужина. С погодой нам повезло: мороз слегка спал, а ветер к вечеру совсем прекратился.

На ужин едим пакетированные быстроприготовляемые крупы: гречку, рис, кус-кус. Деликатесом это, конечно, не назовешь, но дневная норма по необходимым калориям выдерживается. Для разнообразия к каше на утро выдаются орехи, изюм и прочие сухофрукты, а на ужин – колбаса и сало. Единственное неудобство в лыжном походе – ограничение по воде, ведь много ее из снега не натопишь. А пить хочется все больше и больше.

6 февраля

Ночь прошла неплохо, без обморожений и холодрыг. Я даже не поддевал дополнительную одежку. Рано утром, еще затемно Олег Мариняк вышел на приготовление завтрака, ведь Панченко назначил выход на 8-00. Посему, общая побудка была еще в утренних сумерках.
Погода сегодня нам благоприятствует: Петрос открылся во всей красе, да и ветра почти нет.

Позавтракали кус-кусом. Это такая африканская кашка, которую очень трудно пропихнуть внутрь себя в чистом виде. Его можно есть только с серьезной добавкой масла или чего-нибудь сладкого, типа варенья или меда. А так на сухую слегка «поклевали», а остаток отдали непритязательному в питании руководителю. Даже добавленные к кус-кусу изюм и орешки не спасли ситуацию. Перед выходом я выдал бойцам по пилюле взятого на трудный случай красного корейского женьшеня – может быть будет сильнее тяга в гору.

В 8-00 быстро свернули лагерь, и пошли на штурм Петроса. Подъем с нашей стороны на гору не сложный, пологий, поэтому часа за 2-2,5 и 3-4 ходки вышли на вершину. Погода сегодня весьма позитивная: проявилось солнце, легкий ветерок не причиняет неудобств, и мои опасения на этот счет оказались завышенными. На вершине Петроса (местные говорят Петрóс) на отметке 2020м стоит полуразрушенная часовня, полностью засыпанная спрессовавшимся от ветров снегом. Вокруг нее сделали продолжительную фотосессию, а еще наскоро приготовили перекус: колбаса, чай, шоколад, курага и инжир. Все сытно и даже вкусно. Правда, чая маловато.

Отметившись на вершине, начали сложный спуск в сторону перемычки между Петросом и Говерлой. Учитывая крутизну склона, пришлось надеть кошка и спускаться в них почти до нижнего горизонтального участка. Со стороны перемычки к склону подходят  и обрываются следы какой-то другой группы. Видно крутой подъем «в лоб» им оказался не по силам (тем более, что они шли без лыж по глубокому снегу)  и команда эта повернула назад.

Ну а мы, опять надев лыжи, потихоньку потянули по плановому маршруту № 15 вдоль правого борта двух возвышенностей на перемычке в сторону турприюта, расположенного у подножия Говерлы. Путь этот, несмотря на то, что идет по горизонтали на высоте около 1600м, оказался не самый простой. Сказывалась усталость от подъема на вершину Петроса. Но все трудности с лихвой окупаются красивейшей картиной заснеженного хвойного леса, по которому петляет лыжня. Вот где настоящее сюжетное раздолье для работы фотографа. Пройдя открытые участки полонины Скопеська и участок леса, вышли на открытую площадку, на которой расположен экологический пункт «Перемычка» (1615м), лежащий в самом начале подъема на Говерлу, высочайшую гору Украины.

На этом месте у нас плановая стоянка, и мы заселились в  бревенчатую избушку с печкой. А рядом есть еще один, более новый и просторный двухэтажный дом-приют, но для летнего использования, без печки. Есть здесь и часовня, без которой немыслим пейзаж гуцульского края. Летом здесь, видимо, бурлит походная жизнь, а зимой приют посещается только периодически смельчаками, отважившимися на зимнее восхождение на Говерлу.  Вот и сейчас кроме нас здесь нет никого. А вокруг экопункта - просто потрясающая природа с засыпанным снегом почти до верхушек лесом.

До вечера команда вволю отпивалась жидкостями. Сначала 3 раза кипятили чай, а под конец сделали обильную медовуху. Ужинали гречкой с колбасно-сало-чесночной поджаркой и киселем. А на ночь назначили дежурных: будем поддерживать огонь в печи, поскольку нагреть помещение как нам хотелось бы так и не удалось. О чем свидетельствует снег, лежащий на полу возле входа. Но все же – это не улица, где к вечеру небо очистилось от облаков и ожидается мороз. А над синеющим силуэтом Говерлы уже взошла полная лимонно-желтая луна, как фонарь освещающая заснеженный лес и наше временное пристанище.

7 февраля

Ночь провели не холодно. Дежурили у печи по 1ч 15мин, а заодно натопили побольше воды, ибо пить хочется все время.

Панченко сделал побудку в 7-00. Завтрак подоспел уже вскоре. Потчевали рисовой кашей с изюмом и курагой. Юра Морев выложил к столу «домашнюю заготовку» из орехов всех мастей и дело поглощения пищи пошло более активно. А то эти кашки всухомятку в рот не очень то и лезут.

Ночью и поутру сильно пуржило, хотя небо полностью открыто и светит яркое солнце. Встали на лыжи в 9-00. Но восхождение на Говерлу в этот день для нас оказалось не по зубам. Сильный встречный ветер с поземкой, особенно выше густого леса, практически сбивает с ног, сечет лицо и глаза. Боролись так минут 40, но продвижение вверх было совсем незначительным. Находясь на подветренном склоне, Панченко понял, что дальше напрягаться нет смысла, и дал команду «Назад». При порывах ветра его незагруженные санки летали практически как воздушный змей.

Гонимая ветром в спину, команда неспешно ретировалась на исходную позицию к не успевшей еще остыть лесной избушке. При отходе Олег Мариняк оступился и сломал лыжу, тем самым найдя себе занятие на ближайшие несколько часов в виде ремонта «ходовой части».

После неудачного выхода на Говерлу устроили себе отдых-полудневку. По прибытию в избушке (по местному «коше») сделали капитальную уборку и принялись вновь благоустраивать наш быт. Первым делом принесли из дровяного склада и накололи дровишек, а затем до перекуса Олег чинил лыжу, делая к ней накладку, а мы суетились возле печи в ожидании медовухи.

Отведав медовухи, захотелось чего-то большего. Пришлось для душевного разговора достать бутылочку коньяка, под которую ушел мой НЗ: сало, чеснок, финики и «Сникерсы».

После перекуса решили налегке пробежаться на лыжах по окрестностям. Четверка в составе: Панченко, Мариняк, Масич и Смолянинов вновь двинула в сторону Говерлы. Но поднялись только чуть дальше утренней попытки. Дневное «дулово» было еще более мощным, а порывы ветра просто сбивали с ног. Посему, вдоволь поснимав эту стихию на фото и видео, решили, что нужно возвращаться назад. Видимо, Говерла сегодня к нам неблагосклонна.

Пологий спуск к лагерю в зоне леса - просто сказка. Особенно когда снег искрится и играет в солнечных лучах, а между стволами елей гуляет поземка. Прокатившись несколько раз под горку, вернулись в тепло избушки.
На повторной вылазке Олег Мариняк провел ходовые испытания отремонтированной лыжи. Будем надеяться, что до конца похода она протянет.

Отогревшись, еще раз сходил в новый домик и осмотрел его музейную экспозицию. В комнатах на первом этаже размещена разнообразная информация о Карпатском биосферном заповеднике, истории и быте Гуцульщины. А на мансарде – места для размещения туристов.
Тем временем, народ в домике окапывался, засыпая снегом продуваемое ветром подполье.

На ужин Сергей Гливенко сварил по просьбам «трудящихся» не кашку, а жидкий гречневый супчик с колбасно-сальной поджаркой. Получилось все очень даже недурственно. А вечер, видимо, будем коротать за картами и разговорами.

Надеюсь, завтра погода будет к нам более благосклонна и позволит пробиться на Говерлу. А если нет - то есть  у руководителя запасной вариант: валить вниз на Козменщик к знакомому мужику в домик. А там есть баня и прочие атрибуты цивилизации. Если уж не получится походить по вершинам, будем наслаждаться природой более низких высот.

N.B. Мобильная связь здесь есть почти везде, но по отзывам ребят, лучше работает «Киев-Стар». Я же свой мобильник оставил дома, и меня эти вопросы мало интересуют. Будем надеяться, что дома все будет в порядке.

8 февраля
На часах 4-00. Я на дежурстве в избушке на «Перемычке» между Петросом и Говерлой. Работа не пыльная и не сложная: подкладывай себе раз в 5-10 минут полено в печь и смотри на пламя свечи.

За дверьми ясная лунная ночь. Сегодня полнолуние и при лимонном свете Луны, отраженном снегом видно почти как днем. Далеко на склонах гор видны огоньки гуцульских хуторов. А чуть выше, на ясном небосводе – яркие звезды. Видно недаром на одной из вершин Черногорского хребта, горе Поп Иван в 30-е годы прошлого столетия поляки построили горную обсерваторию. Ее руины до сих пор привлекают туристов своей загадочностью. Если все сложится с выполнением плана похода, то и мы побываем у этого необычного для высокогорья объекта.
Ветер по сравнению со вчерашними шквалами слегка поутих и есть небольшая надежда, что Говерла пропустит нас к себе на склоны.

Вчерашний вечер провели за ударной картежной игрой. А не интересующиеся ею, после непродолжительной беседы завалились на покой.
В избушке-коше после небольших усилий по ее утеплению довольно уютно и можно находиться без верхней одежды. Тихо потрескивают дрова в печи, в углу шуршит маленькая черная мышка, горит свеча… Настоящая зимняя карпатская идиллия.

Увиденное за последние три дня все сильнее утверждает в мысли, что нужно обязательно приехать в Карпаты на сплав весной или летом пройтись пешком по Черногорскому хребту и высокогорным полонинам. Нужно настроить на это нашу основную походную компанию. Да и семейству неплохо было бы показать эти красивейшие места. Я думаю, дочка была бы от них в полном восторге.

4-40. Вышел из коша с фотоаппаратом на ночную фотосъемку. Может быть, для репортажа что-нибудь, да и получится. А вообще-то для качественного ночного фото нужен штатив. Но эта вещица, конечно же, не для похода.

Панченко «протрубил» побудку в 6-30, и тут же все начали собираться к выходу. Погода пока благоприятная и ветра почти нет. Съели на завтрак рисовой каши, посыпанной разными добавками от изюма до кураги, напились вдоволь чайку и, надев лыжи, выступили на Говерлу. На часах 7-30 и солнце еще не вышло из-за горизонта. Подойдя до места, где вчера нас остановила метель, сфотографировал освещенную первыми лучами солнца вершину Петроса и, обогнув справа по ходу промежуточную вершинку, команда подошла к последнему взлету на Говерлу.

Восхождение осуществляли в кошках, привязав лыжи к рюкзакам. На восхождении появился довольно сильный ветерок, который, учитывая «парусность» лыж, доставил нам немало хлопот. Подъем на Говерлу (2061м) занял у нас часа 2-2,5 и уже к 10-30 - 11-00 мы стояли на ее обширной вершине. Здесь установлен огромный крест из нержавстали, поставленный к 5-летию Независимости, обелиск, весь исписанный надписями типа: «Киса и Ося были тут» и погнутый неведомой силой флагшток.

Чтобы отметить удачное восхождение выпили по глотку разбавленного чаем спирта (Юра Масич заготовленный на такой случай коньяк очень «мудрено» схоронил аж на дне рюкзака), и, закусив инжиром и шоколадом, начали спуск в сторону хребта. Погода для движения просто идеальная: солнце то открытое, то в легкой дымке, ветра на более низких высотах совсем нет.

Черногорский хребет представляет собой череду вершин с отметками до 2-х и более тысяч метров, При этом седловины между вершинами находятся на достаточно большой высоте (1600-1750м), а подъем на вершины довольно прост. После Говерлы до перекуса поднялись на две вершины, Брецкул (1950м), Пожижевскую (1822м), и обошли траверсом справа третью - Данциж (1850м).

Перекус сделали на одной из седловин между вершинами, а еще, учитывая солнце и безветрие, устроили обтирание снегом по системе «голый торс» Порфирия Иванова. Отлично отдохнув, взяли вершину Туркул (1933м), после спуска с которой, на перемычке-седловине нашли место для очередной «холодной» ночевки. Вкопали поглубже в снег палатку, сварили обильный чай и к 17-00 начали понемногу готовиться к ночевке.

С противоположной стороны перемычки у подножия горы Ребра (2001м) находится известное высокогорное озеро Несамовытэ (1743м). Но снежной зимой, о его описанной во многих отчетах красоте можно только догадываться. Мороз, как и было написано в прогнозе, крепчает, и при закатном солнце стало довольно холодно. Руки замерзли, и посему описание дневных событий пока буду заканчивать. Если будет продолжение этих записок - значит, ночь у нас прошла более-менее успешно, не так, как последние ночевки капитана Скотта в Антарктиде. По прогнозам ночью должно быть за -20ºС. Но это был прогноз по Ворохте, а наверху, в горах, столбик термометра может опуститься еще ниже.

Газ на морозе замерзает и горит плохо. Поэтому на ужин отделались только жидкой кашей, а на чай «газу» не хватило. Хотя пить все время хочется, а чай не только утоляет жажду, но еще и согревает.

Вечером чтобы как то развлечься в холодной палатке, разделились на две группы по интересам: картежную и спортивно-беговую (в команде у нас есть свои марафонец и бегун-спринтер), а затем, часов в 21-00 отбились.

P.S. Погода сегодня – просто сказка. Природа, после вчерашней «свистопляски» дала нам возможность насладиться зимними карпатскими красотами.
Что будет завтра – одному руководителю известно. Все зависит от погоды. Если она будет благоприятной, пройдемся еще дальше по хребту. Если же нет, будем сваливать вниз, к людям.

P.P.S. В разговоре с Виктором Захлевским, оказалось, что мы не только земляки, но, возможно, имеем общие корни. Мой дед и его бабушке происходили из хутора Смолянка на путивльщине и имели фамилию Смоляниновы. Обе семьи в период коллективизации подверглись репрессиям, после чего мой дед с семьей переехал в Путивль. Такие вот бывают в жизни совпадения и нужно во всем этом разобраться более детально.

9 февраля

Ночью было холодно. Пришлось надеть на себя дополнительный свитер, брюки и флисовую куртку. Но все равно небольшого «дрыгаля» все-таки поймал. Низ палатки весь в инее, а за ее пределами мороз до -30ºС.

На завтрак смогли приготовить только чай, чтобы запить «сухой паек». На большее не хватило газа, да и холод мешал довести натопленную из снега воду до кипения. Так натощак и вышли в 8-00. К этому времени нас посетила собачка, а чуть дальше мимо прошла какая-то группа из 4-х человек, которые поднялись снизу и налегке ушли в сторону Поп Ивана.

Погода морозная, солнце в дымке не согревает, а мы продолжаем движение по вершинам Черногорского хребта. На некоторые из них поднимаемся, некоторые обходим по борту. Путь нам диктует уже пробитая другими группами тропа. Идем в кошках по плотному, спрессованному ветрами насту. Где-то около 12-00 встретили группу, идущую со стороны Поп Ивана. И вот уникальный случай – это оказались сумчане, и с некоторыми Олег Мариняк даже ходил в совместные походы. Сфотографировались на память и разошлись  в разные стороны. Им идти в сторону Петроса.

Перекус сделали на вершине Бребенескула (2035м). Я в очередной раз «искупался», но сегодня в этом начинании меня никто не поддержал: холодно. По хребту в 1919-1939 годах проходила граница между Польшей и Чехословакией, свидетельством которой являются оставшиеся бетонные нумерованные пограничные столбы.

Прошла еще одна встречная группа из двух харьковчан, идущая на снегоступах.

Гора Поп Иван (2022м) с руинами обсерватории на вершине уже совсем близко. Эта обсерватория под названием «Белый слон» была открыта поляками в 1938 году. Строилась она с 1935 года сначала как метеорологическая станция, а затем Варшавской обсерватории было предложено открыть здесь свое астрономическое отделение. Обсерваторию строили из местного камня - песчаника и она имеет на трех этажах 43 комнаты и башню для купола телескопа диаметром 10 метров. В 1939 году, после присоединения западных областей Украины обсерватория перешла к СССР. С началом войны ее заняли венгерские войска, а когда они ушли местные жители растащили все имущество по домам. На сегодня все, что осталось от обсерватории – это живописные руины, своим видом разнообразящие панораму Черногорского хребта.

К 15-00 пройдя горы Мунчель (1998м) и Дземброня (1877м) вышли на перемычку под Поп Иваном и свалили на ночевку влево в зону леса. Где-то здесь Панченко знает избушку посреди смерекового леса. Но, дойдя до первых деревьев и найдя сухостой, решили поставить палатку и хотя бы одну ночь переночевать «по-полярному» с походной печкой.

Вечером заготавливали дрова, варили обильный чай и медовуху, а позже гречневый супчик. Погода малость улучшилась: пошел небольшой снежок и стало немного теплее.
До отбоя общались в палатке и планировали завершение похода. Дежурство у печки начали в 21-30 и дежурили по полтора часа. Спать было тепло, потому, что дров заготовили даже с избытком.

10 февраля

Ночью дежурные постарались за меня и приготовили завтрак, а я как «кухонный дежурный» от нечего делать пишу пока дневник. В 6-30 проснулся Панченко и стал агитировать пойти налегке на Поп Иван. После манипуляций с картой и опроса бойцов, оказалось, что Панченко в меньшинстве, и мы идем в с.Дземброня. Для этого нужно будет подняться вверх на перемычку между горами Вухатый камень и Смотрич, а далее спускаться и истокам р.Дземброня и уже вдоль нее двигаться в одноименное село.

Отказавшись от пробежки до Поп Ивана, в 8-00 свернули лагерь, и двинули на подъем в сторону перемычки между Вухатым камнем и Смотричем. Погода солнечная и видимость по-настоящему горная. С вершины перевала отсняли так и не достигнутый на этот раз Поп Иван  с руинами обсерватории на его вершине. Перевалив через перемычку начали постепенный спуск в сторону истока р.Дземброня по лыжному следу, пробитому какой-то другой группой. Путь вначале ведет вдоль левого борта.Смотрича, а в средней части переходит через ручей на правый борт Вухатого камня.

В средней части тропа очень тяжелая, и ее прохождение забирает последние силы. Такого тяжелого спуска я и не припомню. После долгих мытарств, уже пешком без лыж Панченко наконец-то подсек  старую тропу, которая вывела нас на лесовозную дорогу, идущую вдоль ручья в сторону села.

Еще немного времени, и мы уже в с.Дземброня. Здесь, остановившись возле магазина, группа организаторов в составе Панченко и Гливенко занялись поисками жилья для ночлега. Ну а остальные тем временем понемногу знакомились с жизнью карпатской глубинки.

Поиски жилья нужной кондиции заняли более часа и, в конце концов, после командного обсуждения этого вопроса руководитель принял решение: будем ночевать в доме пани Марии и пана Мыколы (помещение с камином и всеми удобствами), расположенном рядом с магазином в самом центре села. От альтернативных предложений типа переезда в Ворохту и т.п.  в ходе обсуждений отказались. От сауны (предположительной) тоже, учитывая, что душ и ванна есть и у пана Мыколы.

В домике разместились по-царски. В нашем распоряжении комната с камином, душ, кухня. Есть и телевизор, который мы, правда, так и не включили.

Гонцы сходили в магазин, где закупили необходимые продукты, включая коньяк «Закарпатский» и лоток яиц, а позднее занялись приготовлением завершающего ужина. Под конец трапезы появился хозяин, которого более часа расспрашивали о гуцульской жизни и традициях. Для налаживания контакта продегустировали коньяк, а позже пан Мыкола предложил попробовать гербы - травяного гуцульского чая, компоненты которого собраны на склонах карпатских гор.

После ужина вечер коротали в компании хозяина, в разговорах касаясь больше местной гуцульско-карпатской тематики, листали журналы «Гуцульский календарь» и «Карпаты». Получился интересный и содержательный разговор. К слову, хозяин поведал, что в окрестностях села объявился волк и уже успел загрызть нескольких собак. Поэтому своего пса на ночь он забирает в помещение.

Похлебав чайку и приняв душ, отбились наконец-то в правильном месте и с чувством полного удовлетворения. Вечер прошел с отчетливым гуцульским колоритом, очень приятно, оригинально и познавательно. Как говорится: «Отличное завершение удачного похода».

Перед отбоем связались с нашим перевозчиком и заказали транспорт в Ивано-Франковск на 11-00, чтобы до поезда иметь возможность погулять по городу.

P.S. В разговоре с паном Мыколой вспомнили даже моего однокурсника из Косова Мирослава Лазорика, который в былые годы что-то делал по строительной части в находящемся в 20км райцентре Верховине.

11 февраля

Утром было морозно, и на рассвете градусник показал -25ºС. После ночи, проведенной в тепле у камина попили всей компанией еще раз травяного чая, а потом я и Панченко выдвинулись на утреннюю фотосессию. Главная задача – посетить расположенный повыше на полонине Василианский монастырь, построенный всего несколько лет назад. Монастырь этот небольшой, открыт в 2005 году и живут в нем постоянно два монаха.

Сначала мы поскромничали, и, сделав у ограды несколько снимков,  хотели уже возвращаться назад. Но тут из помещения вышел один из хозяев и пригласил посетить обитель. Так мы познакомились с отцом Любомиром, совсем еще молодым монастырским священником. Сам он родом со львовщины. Любомир показал нам не только сам храм, где мы поставили свечи, но и другие помещения монастыря. А, в конце концов, мы оказались на монастырской кухне, со вкусом и оригинально оформленной в «кантри-стиле» с гуцульской тематикой. Далее беседа потянулась за чаем с домашними приготовлениями. Хозяин угостил нас местным салом, домашним хлебом из кукурузной муки и кексом, приготовленным своими руками. Между разговором Любомир несколько раз отлучался: накормить корову и курей, еще что-то сделать по хозяйству, а мы имели возможность окунуться в бытовой мир монашества.

Покончив с хозяйственными заботами, отец Любомир присоединился к беседе, касавшейся не только местных мирских дел, но и более высоких материй. Один из монахов (ныне отсутствующий) в свободное время вышивает уникальные по красоте и деталировке иконы.

С галереи монастыря открывается отличный вид на всю панораму Черногорского хребта: видны Петрос, Говерла и другие его вершины. Монахи собираются что-то делать  в сфере экологического и духовного туризма, строят гостевой домик и уже в этом году собираются принимать туристов или паломников. Захотел сюда приехать летом и Сергей Панченко с женой, чтобы духовно укрепиться и пообщаться с карпатской природой.

К сожалению, разговор этот не мог быть долгим: нас в доме пани Марии ждал заказанный завтрак «по-гуцульски» и именинник Юра Масич. А еще, к 11-00 должен прибыть заказанный нами микроавтобус. Посему, извинившись, распрощались с гостеприимным «хозяином» монастыря и бегом рванули вниз под горку к друзьям.

Прощальный завтрак в с.Дземброня и поздравления именинника были хоть и непродолжительными, но запоминающимися. Пани Мария приготовила нам банош из кукурузной муки под грибным соусом, оладьи с брусничным вареньем и густой брусничный кисель.

Праздничное настроение, хорошая погода и ощущение хорошо сделанного дела – вот главные впечатления от последних минут в Дземброне.

В 11-00, как и договаривались, приехал на микроавтобусе Мерседесе» водитель Павел, которого прислал вместо себя наш первый перевозчик. Быстро загрузились, и, распрощавшись с гостеприимной Дземброней, выехали в обратном направлении на Ивано-Франковск.  Дорога идет через знакомые по водным походам на Черный Черемош и Прут населенные пункты: Ильцы, Ворохта, Татарив, Мыкулычин и Яремче, где мы сделали короткую остановку, чтобы побродить по местному базарчику и прикупить сувениров.

В Ивано-Франковск прибыли в 15-00. Здесь перенесли вещи на ж/д вокзал и разделились на две группы. Первая пятерка поехала перекусить в рекомендованном водителем Олегом пивном клубе «Десятка», а Гливенко и Мариняк решили сделать прогулку по городу по своей программе.

«Десятка», куда нас подвез после вокзала Павел, порадовала хорошим сервисом, относительно недорогой и вкусной кухней и душевной атмосферой. Даже, не смотря на то, что до этого после обильного и позднего завтрака голода мы еще не ощущали. Тем не менее, заказали каждый по вкусу всяческих «фирмовых блюд». Я, к примеру - суп-гуляш «по-мадьярски», вареники с капустой и шкварками и бокал разливного «Стелла Артуа». В среднем обед обошелся всего в 50грн, что очень даже  демократично.

Остаток светового дня отдали знакомству с центром города. Чтобы побольше поснимать и посмотреть архитектуру, я, в конце концов, откололся и пошел гулять по своему маршруту: сначала сделал круг по историческому центру с городской ратушей, а затем – неспешная прогулка до ж/д вокзала, куда я дошел уже в сумерках.

На вокзале до 21-00 играли в карты (в этом походе карты оказались главным развлечением). Вернее я только имитировал, что играю, а на самом деле усиленно боролся с навалившимися вдруг сонливостью и усталостью.

В 21-18 загрузились в поезд София-Москва и начали отсчет километров в сторону дома. В поезде едут почти одни горнолыжники, Я и не подозревал, что их так много ездит в Карпаты. Погода стоит морозная и за окном уже за -20ºС. Я после посадки почти сразу отбился, а большую часть группы, по словам Виктора почти до часу ночи развлекала говорливая западенская дивчина Оксана.

12 февраля

За окном поезда – морозное утро: лимонное восходящее солнце в искрящейся дымке и засыпанные снегом просторы правобережной Украины. Такого снега и, особенно, морозов, как в этом году она давно не видала.
В Киев прибыли в 9-30. Перебрались с вещами на Южный вокзал, где  дожидались следующего поезда, который отправился на Сумы в 11-58.

В поезде Львов-Луганск устроили последние посиделки. Достали остатки продуктов, которые оказались существенными, плюс Сергей Панченко, как руководитель выставил к чаю большой киевский торт. Почаёвничали на славу, попутно ведя разговоры на походную, спортивную, а также рыболовную  тематику. В общем, все прошло, как и должно быть в сплоченной компании, за что отдельное «спасибо» руководителю как идеологу и организатору похода. Надеюсь, что будет и продолжение, потому что останавливаться на достигнутом пока не хочется.