… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

вторник, 8 июля 2014 г.

ЛИФИНО: На «графских» развалинах



ЛИФИНО: На «графских» развалинах

Это название пришло в голову после второй моей поездки в почти вымирающую деревню Лифино (Лебединский р-н, Сумская обл.), находящуюся на расстоянии около 11км в стороне от расположенного на автодороге Сумы-Лебедин села Малая Ворожба.  Просто вспомнилась прочитанная давно в детстве книжка Аркадия Гайдара, и снятый по ее мотивам одноименный советский фильм. 

Правда в заголовке есть одна неточность относительно «графского» титула владельца расположенной в Лифино помещичьей усадьбы, который был простым дворянином в ранге титулярного советника
И, тем не менее, название выбрано довольно точно, поскольку сегодняшнее состояние многочисленных построек бывшего хрущевского имения стремительно приближается к понятию «развалины».

ЛИФИНО
Хозяин Лифинского имения - предводитель Лебединского уездного дворянства Дмитрий Александрович Хрущев (1825 - 1873г.г.), имел довольно прогрессивные на те времена взгляды и обширный круг известных знакомых.Одним из таких знакомых был поэт Тарас Шевченко, который воспользовался приглашением Хрущева, чтобы отдохнуть на пути из Петербурга на родину и побыть несколько дней наедине с украинской природой. Было это в июне 1859-го.

Вот как описывает историю села Лифино в своей книге «Спадщина містобудування України» историк архитектуры Виктор Вечерский:

Село Лифино (бывший Лихвин) относится к Ворожбянскому сельсовету Лебединского района Сумской области. Профессиональный интерес к этому селению связан с интересной его историей, на которой стоит остановиться подробнее.

Первые документальные свидетельства о хуторе Лиховщина известны с 1778 г. Тогда он принадлежал есаулу Алферову и здесь жили 179 его подданных. Затем хутор принадлежал вдове, сыну Алферова. В первой половине XIX в. этот хутор как приданое жены перешел в собственность Дмитрия Александровича Хрущева (1825 г.р.) - общественного деятеля либерального направления, члена Харьковского губернского комитета «по устройству крестьянского сословия», приятеля Тараса Шевченко. Часть своих крепостных Хрущев отпустил на волю еще до 1861год, даты отмены крепостного права.

При Хрущеве была перестроена барская усадьба, находившаяся на горе над прудом. Центральным  сооружением был большой деревянный усадебный дом. Напротив него стоял флигель – типичный для  Слобожанщины дом на две половины. К западу находился хозяйственный двор с деревянными службами, амбарами, конюшнями и т.п. Восточнее господского дома по склону к пруду спускался фруктовый сад, посреди которого была устроена аллея, ведущая к деревянному мосту, переброшенного через пруд. В окружающих оврагах размещались теплицы.

В начале 1859 года Д.Хрущев в Петербурге познакомился с Т.Шевченко. 28 мая того же года они встретились в Москве и на следующий день вместе отправились на Украину. Путь пролегал через Тулу, Орел, Курск, Сумы, Боромлю, Тростянец, Ахтырку, Олешню, и в Лебедин. Здесь Т.Шевченко остановился в доме братьев Залесских, а 6 июня приехал в Лихвин, где и жил до 9 июня. 7 июня он написал здесь стихотворение «Ой на горі ромен цвіте». Живописная местность очень понравилась Т.Шевченко как художнику, поэтому 7 и 8 июня он нарисовал здесь два пейзажи. Оба имеют одинаковое название – «В Лихвине». Все эти дни Т.Шевченко жил не в главном  доме, а во флигеле напротив него.



Семья Хрущевых жила в Лихвине эпизодически, а в основном - в Германии. Имением постоянно руководили арендаторы. Значительный подъем Лихвинской экономии наблюдается с 1880-х г.г., когда  напротив усадьбы над прудом построили спиртовой завод (перестроен в 1906г.), а за ним - кирпичный. Этим было  начато перестройку всего усадебного комплекса: в 1886-м на хозяйственном дворе построили каменную двухэтажную казарму для рабочих экономии, одновременно были построены каменные конюшни, мельница и амбар для зерна, вследствие чего комплексе сооружений хозяйственного двора получил архитектурную завершенность. Тогда же деревянный усадебный дом снаружи обложен кирпичом, а к югу от него построен кирпичный флигель. В 1893г. в северо-западном углу парадного двора на краю холма построен кирпичный винный склад.

После октябрьского переворота 1917г. имение было национализировано и в 1921г. здесь создана одна из первых на Сумщине коммун – «Новый мир». Возможно, именно благодаря этому усадебный комплекс не был уничтожен, как сотни других.
В советские времена селение претерпело значительную деградацию не только в социально-экономическом плане, но и в композиционном. Напротив усадьбы на месте кирпичного завода  была построена ферма, а к западу от нее - большое навозохранилище. Все это исказило ландшафт. Разрушена часть зданий усадьбы. Так, в частности, исчез флигель, в котором жил Т.Шевченко. Нам не удалось установить время его разрушения. Однако, на том месте был  поставлен ​​каменный дом, примерно такой же по типу и размерам, в котором сохранилась деревянная балка от флигеля. 1964 на фасаде этого дома установлена ​​мемориальная доска в память о пребывании Т.Шевченко, а в самом доме открыт музейную комнату...

На сегодня последнее упомянутое здание полностью разрушено в результате пожара. Ну а деградация комплекса уже после обретения Украиной независимости стала еще более интенсивной, и на начало 21 столетия здесь царило полное запустение. Способствовало этому постепенное «вымирание» села и развал колхоза, хоть как-то поддерживавшего ранее сельскую инфраструктуру.  

Сегодняшнее состояние всего комплекса можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное, а те работы, что проводятся его современным приватным хозяином – не отвечают масштабу проблем. Но, как говорится, «ножки протягиваются по одежке».

Изюминкой Лифино является яркое и разнообразное природное окружение. Вот еще одна цитата из В.Вечерского об уникальном лифинском ландшафте:

… большое своеобразие дает селу неповторимый ландшафт, высокие ком позиционно-визуальные качества которого привели к  такому метафорическому наименованию,  как «Лебединская Швейцария». Село лежит в верховьях большой, очень разветвленной долины, из которой вытекает река Ворожба (правый приток р.Псла). 

Сейчас по долине в пределах селения протекает ручей, запруженный в нескольких местах, в результате чего образовался каскад прудов. Склоны долины покрыты смешанным лесом. В районе села ось долины имеет широтное направление, а ее склоны изрезаны многочисленными оврагами. С обеих сторон долины выделяются несколько мысоподобных останцев, возвышающихся над дном долины на 30-40м. 

Самым приметным из них является мыс, на вершине которого стоит усадебный комплекс. От его вершины на восток и север расходятся два локальных водоразделы. Эта вершина господствует над пространством долины и играет роль ландшафтной доминанты, своеобразного природного фокуса, к которому сходятся основные ландшафтные композиционные оси.







Архитектурно-ландшафтный комплекс «Усадьбы Хрущевых» в с.Лифино состоит из девяти сооружений и является комплексным памятником архитектуры и градостроительства. На сегодня все здания комплекса находятся в частной собственности, а его территория во избежание хищений имеет сетчатое ограждение и постоянную охрану. Поэтому чтобы осмотреть постройки придется договариваться со сторожами.




Комплекс усадьбы состоит из двух пространственно разделенных частей: парадного и хозяйственного дворов. 



В пределах парадного двора на сегодня расположены одноэтажные здания: с востока - главный усадебный дом; напротив него, в северо-западном углу двора - винный склад; с юга - флигель. С запада у винного склада находился уничтоженный пожаром дом с музейной комнатой Т.Шевченко. К востоку от главного здания тянется заброшенный сад с едва заметной аллеей, ориентированной на ось симметрии садового фасада. По характеру архитектурных форм все здания принадлежат к стилистике историзма: главный дом решен в модернизированных формах французского ренессанса; флигель имеет элементы провинциального классицизма, а формы винного склада – смесь архитектурных форм неоготики и французского ренессанса.
Посреди двора находится обелиск и братская могила советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны.

Главный дом деревянный, на кирпичном фундаменте, построен в 1830-х г.г. В 1880-х г.г. снаружи его обложили кирпичом, сделав одновременно настройки на крыше (башни и люкарны), в результате чего здание вместо  позднеклассических обрело стилевые черты французского неоренессанса. В течение XX в. дом претерпел потери и перестройки: уничтожено большую часть декора в интерьере, в т.ч. резные двери, кафельные печи, заложено лоджию на южном фасаде, пробито некоторые новые двери и заложено первоначальные. Тем не менее, основные стилевые  особенности  усадебной архитектуры сбережены. На парадный двор здание выходит лицевой западным фасадом, а восточный фасад с террасой и лестницей обращен в сад.

Центральная ось лицевого фасада акцентирована крыльцом, поддерживаемым четырьмя безордерными колоннами с перехватами, и венчается крышей с люкарнами. В фасадном декоре применены бриллиантовый руст, развитые наличники окон с прямоугольными и треугольными сандриками.



 







Винный склад одноэтажный, на подвале, двухкамерный, прямоугольный в плане с ризалитами на боковых фасадах. Фасады имеют кирпичный декор в виде лопаток, рустованных на углах, стрельчатых арочек и подкарнизную аркатуру. Силуэт сооружения обогащают фронтоны и люкарны на крыше.





Флигель в юго-западном углу парадного двора прямоугольный в плане, симметричный, с четырехколонным портиком-крыльцом на лицевом фасаде и большими окнами с лучковыми перемычками и резным деревянным декором.





Хозяйственный двор имеет строго регулярную построение. По периметру прямоугольника размещено пять объектов, образующих единый архитектурный комплекс. Самый крупный из – каменная двухэтажная казарма для рабочих экономии,  расположенная в юго-западном углу и решенная в строгих неороманских архитектурных формах. Рядом стоит кладовая для зерна. Нижний этаж ее каменный, а верхний - рубленый из бруса. Южную сторону двора замыкает одноэтажное каменное здание мельницы, решенной в рационалистических архитектурных формах «кирпичного стиля». Северо-восточный угол двора формируют два каменные одноэтажные здания конюшен, поставленные друг к другу под прямым углом. Восточный корпус стоит на склоне, поэтому с севера его подпирают мощные контрфорсы. Фасадный декор приближен к неороманского направлении историзма: применены бифории и трифории, широкие архивольты и  т.п.. К югу и западу от хозяйственного двора есть еще несколько флигелей.










МАЛАЯ ВОРОЖБА
Проехать к «Усадьбе Хрущевых» невозможно не заехав в Малую Ворожбу, поскольку именно в ней от трассы Сумы - Лебедин уходит вправо  проселок, ведущий к Лифино.

Малая Ворожба известна, прежде всего, двумя фактами.
Первый – это расположенный в центре села Спасо-Преображенский церковный комплекс, включающий собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы и надвратную колокольню. Ансамбль возведен в 1885-1892гг. по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х.Немкина на месте одноименного деревянного храма 1778г. 


Владимир Христианович Немкин
Ансамбль доминирует на окрестностями и виден из многих видовых точек на трассе и в самом селе. После проведенных в 90-х годах 20 столетия ремонтно-реставрационных работ церковный комплекс на сегодня функционирует по прямому назначению и состояние его довольно неплохое.


Такой "садок вишневий" рос на крыше церкви до реставрации (1988 год)
А это уже современное состояние (2013 год)
Вот как описывает историю Спасо-Преображенской церкви и ее архитектурные свойства все тот же Виктор Вечерский:

Ансамбль Спасо-Преображенской церкви с колокольней расположен в центральной части села в равнинном, слегка холмистом ландшафте. Состоит из крупного объема кирпич­ной неоштукатуренной церкви и отдельно стоящей колокольни из того же материала. Колокольня западным фасадом выходит на глав­ную улицу села. В 70м восточнее колокольни, в центре погоста на возвышении расположена церковь - ее продольная ось совпадает с осью проезда колокольни. 
I. Церковь Спасо-Преображенская
Является репликой известного памятника украинского барокко - Покровского собора в Ахтырке (1753-1762 гг.). Архитектор весьма точно воспроизвел не только планово-пространственную структуру, но и размеры прототипа. Постройка очень крупных размеров - длина 44м, ширина 27м, высота до зенита центрального верха около 28м. Трехчастная, трехверхая, центральный компартимент - вось­мерик, разделенный 4 пилонами на 3 нефа. Средний неф в 2 раза шире боковых, и равен ширине прямоугольных алтаря и бабинца. Пи­лоны очень крупные, 3х3 м, посредством полуциркульных подпружных арок и сферических треугольных парусов несут обширный ци­линдрический световой барабан диаметром 7,5м, увенчанный по­лусферическим куполом.




Главной темой интерьеров является глубинно раскрывающееся пространство, имеющее жесткую осевую направленность к алтарю. Ее подчеркивают ритмические ряды пилонов и арок. Обилие горизонтальных чле­нений-антаблементов, раскрепованных многообломных карнизов большого выноса - усиливает осевое движение.

В целом, как построение интерьера, так и его декор являются типично барочными и напоминают не столько прямой прототип - Покровский собор в Ахтырке, сколько интерьеры крупных барочных костелов конца 17в.





2. Колокольня
Двухъярусная одноглавая. Первый ярус - прямоугольный в плане, трехчастный. По оси - высокая арка проезда, обрамленная архивольтом с выделенным замковым камнем. Ее фланкируют спаренные пилястры тосканского ордера, несущие антаблемент с треугольным фронтоном. В боковых двухэтажных объемах - невысокие арочные проемы для прохода пешеходов, над которыми - окна вытянутых пропорций с полуциркульными перемычками, обрамленные наличниками с рельефно выделенными замковыми камнями. К боковым фасадам примыкают две низенькие граненые пристройки типа кордегардии. Второй ярус колокольни - четверик со срезанными углами, кото­рый покоится на низеньком четырехгранном тамбуре. Грани проре­заны высокими арочными проемами звонов и завершены фигурными фронтонами, аналогичными фронтонам церкви. Венчает колокольню параболический восьмигранный купол с фонариком и барочной главкой.

Несмотря на классицистическое трехчастное построение пер­вого яруса, по типу римской триумфальной арки, и классический декор, колокольня воспроизводит характерный для украинской народной архитектуры тип колокольни «восьмерик на четверике».






Ансамбль Спасо-Преображенской церкви и колокольни в Малой Ворожбе - уникаль­ный памятник архитектуры «кирпичного стиля» периода позднего ис­торизма. Он свидетельствует об интересе архитекторов в 1880-е гг. к наследию украинского барокко и региональным архитектурным традициям, о творческом освоении этого наследия. Спасо-Преображенская церковь - самый ранний пример поисков украинского национального стиля в монументальной архитектуре Левобережной Украины кон. 19 - нач. 20 в.»

А это сельский клуб

Еще один памятный для села факт связан с известными деятелями украинского искусства начала 20 столетия братьями Василием и Федором Кричевскими, детство которых прошло в Малой Ворожбе.

Василий Григорьевич Кричевский (31.12.1872 – 15.11.1952) - украинский живописец, архитектор, график, художник кинофильмов. Одним из известнейших его архитектурных работ является здание Губернского земства в Полтаве (ныне Полтавский краеведческий музей), одно из первых сооружений в стиле «украинского модерна».
А как график он вошел в историю в качестве автора малого герба Украинской Народной Республики (Тризуба).





Фёдор Григорьевич Кричевский (22.05.1879 – 30.06.1947) - украинский советский живописец, первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР.








Один из братьев, предположительно, сделал настенные росписи в Спасо-Преображенской церкви, которые в советские времена были почти полностью утрачены (частично сохранились только в алтарной части).

В память о Василии Кричевском на стене расположенного на главной улице ничем не приметного сельского домика установлена мемориальная доска (о другом брате написать что-либо видимо забыли).



Такая вот получилась история с архитектурно-художественным уклоном. А если по существу, то нужно ехать в Лифино летом, чтобы по полной раствориться в первозданной природе и подышать воздухом старины.  Кстати, совсем рядом находится Межирич, где тоже есть много чего интересного. Но это тема для другого повествования.

А.С.

фото Анатолий Смолянинов

Комментариев нет:

Отправить комментарий