… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 3 марта 2010 г.

С ЛОВОЗЕРА НА ЙОКАНГУ - 2003

Анатолий Смолянинов

ПОКОРЕННЫЕ ЙОКАНГОЙ
(ЛОВОЗЕРО - КУРГА - ЛЕНЪЯВР - РОВА - ЙОКАНГА  2003)

Дневник водного похода 5 категории сложности
в районе Кольского полуострова.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Кандыбей Валерий
Хвостенко Николай
Усенко Сергей
Троценко Лариса

26 июля.
После долгой утряски состава команды и перебирания различных вариантов маршрута остановились на реке Курга, впадающей в Ловозеро на Кольском полуострове. Более серьезный и отдаленный поход в Сибирь или Якутию не получился по многим причинам: люди, вернее их отсутствие; время; финансы. Потому решили просто отвязаться на рыбалке. Доехать до Кольского полуострова тоже решили по-новому, минуя Москву, где почти каждый день гремят взрывы террористов и свирепствует милиция.

Билеты взяли на поезд Симферополь-Мурманск с посадкой в Курске. Так несколько экономнее, чем вариант посадки в Харькове. В 6-30 с автовокзала, после непродолжительных пререканий с водителем по поводу рюкзаков, отправились через границу в Курск. Поездка на 180 км из-за задержек на границе заняла более 5 часов, что при стоящей жаре – уже испытание. Тем не менее, в начале второго мы уже были в Курске на автовокзале. Непродолжительные поиски и водитель «Газели» за 200 руб. забросил нас на другой вокзал, железнодорожный. Здесь, в красивом и помпезном здании сталинской эпохи мы немного поостыли и перекусили. Попутно решаем и задачи по подготовке похода. Сделали "отмазочную" маршрутную книжку (раньше на нее не было времени), перекусили и потащились на перрон. Вот и все воспоминания о Курске. Никаких местных соловьев мы так и не услышали. В 15-30 подкатил наш поезд №140 Симферополь-Мурманск и началась наша неблизкая поездка. На улице стоит невыносимая жара, в поезде – еще хуже. Даже ночью не приходит облегчение.

Перезнакомились с соседями. С мужчиной, живущим в поселке Полярные зори. Общие интересы – рыбалка. Наслушались от него много нового. Так понемногу закончился первый день поездки.

P.S. Оказалось, что миновать Москву все-таки не удалось! Маршрут движения поезда изменили, и нам пришлось полчаса пробыть в столице России. Правда, ничего, кроме шпиля одной высотки с перрона на Курском вокзале мы так и не увидели.

27 июля.
Пока проспались, глядишь мы уже у ворот Карелии. Проехали Лодейное поле, Волховстрой – и вот уже перед глазами предстают знакомые пейзажи. Однообразно, скучно, но сердце, полное воспоминаний о прошлых походах, радуется. Со скуки начали что-то клеить из снаряжения, перебирать рыболовные снасти. Между едой и питьем продолжаются выборы маршрута. Некоторых посещает крамольная мысль: а может все-таки рвануть на Йокангу? Может быть и так. Все покажет подъем в верховья Курги. Если пойдем ходко – то можно и рискнуть. Хотя проблема обратного выезда из Гремихи – это очень серьезно!

28 июля.
На станцию Оленегорск прибыли в 9-58, а до этого несколько раньше проводили нового знакомого, Сергея, который сошел в Полярных Зорях, где живет большей частью обслуживающий персонал Кольской АЭС. Видели и саму станцию на противоположном берегу Имандры, красивого, но, говорят, сильно загрязненного озера. В Оленегорске сразу же стали заниматься транспортом. С автовокзала идет автобус на Ревду. Но в 13-00, а если еще учитывать, что из Ревды нужно доехать местным автобусом до поселка Ловозеро (13 км.), а затем дальше, к воде - то вариант автобусной заброски становится малоприемлемым. Местные водилы-таксисты заломили сразу цену 2500 руб. за 2 машины, но позже, после торга, переговорили и сократили ее до 1800 руб (60$). Не прошло и полчаса, как мы уже ехали на 2-х легковухах, и водила нам рассказывал про Кольское житье-бытие. Погода стоит отличная, солнечная (t=26-28 гр.). 76-78 км до поселка Ловозеро преодолели за час с небольшим. В поселке, центре района, проживают в основном лопари (саами), есть действующее оленеоводческое хозяйство, которое поддерживается социальными программами норвежского правительства.

В местном магазине купили первое необходимое (хлеб, пиво) и поехали дальше, на берег озера Поповского, впадающего в Ловозеро. Стали на стапель на хорошем песчаном пляже, правда с большим количеством битого стекла. Лес на катамаран нарубили рядом, с этим здесь проблем нет. Пока шла сборка, пару раз посылали гонца за очередной партией пива. Так, в неспешной работе прошел первый день активной части маршрута. Сначала порывались выйти на воду к вечеру, но получилось это только у Уса с Ивановым на байдарке. В конце концов, решили не горячиться, и уже с утра пораньше рвануть, куда успеем дойти. А цель – устье реки Курга.

Сон был коротким и беспокойным, хотя опасения бесчинств или воровства со стороны местных не оправдались.

Поселок Ловозеро. Саамский культурный центр

29 июля.
С погодой продолжает фартить: солнечно и даже жарко. Рано позавтракав, не смотря на поднявшийся ветер, решили двигаться вперед. Мелководное Поповское озеро, протокой впадающее в бескрайнее Ловозеро, прошли быстро, а далее, от мыса Семерка попробовали идти от острова к острову. Получилось. Хотя байдарочников Иванова и Усенко хорошо потрепала волна, разогнанная сильным юго-восточным ветром. Запланировали, прячась от высокой волны за островами, продвинуться на север до далеко выступающего слева мыса, переждать волнение до вечера, а затем пересечь остаток пути по Ловозеру в направлении северной части острова Курга. Но практика движения показала, что нам под силу сходу пройти этот путь. Способствовало то, что в районе перехода на восточный берег довольно мелко, что гасит амплитуду волн, не давая им раскачаться.

Часам к трем успели преодолеть самый большой участок открытой воды и начали искать проход в сторону устья реки Курга. Наконец он был найден и после перекуса пройден в проводку. Этот участок отделен от северной части озера с вытекающей из нее рекой Вороньей небольшим каменистым перекатом с общим падением около 1 метра. Загорая и останавливаясь на отдых и чай, мы постепенно, к 19-00, обогнули большой остров Курга и стали двигаться в направлении устья одноименной реки. Расстояния на воде обманчивы и этот процесс несколько затянулся.

Начали понемногу рыбачить. Первая щука, как водится, у Уса сошла. Но одну все же удалось поймать. Наконец, дошли таки до устья реки и стали подниматься по ней против течения. Река здесь широкая и спокойная. Плесы глубокие, вероятно рыбные. Но нам их обловить не удалось. Сначала мешали местные рыбаки, ставящие здесь свои сети, а позже пошел дождь и попутал все наши планы. К тому же удобную стоянку под вечер найти становится все труднее. Поэтому по дождю с грозой прошли устье реки Черной и далее поднялись до первого крупного порога, расположенного в 200 м выше лесистого острова. На пороге стоят 2 группы: одна уходит вниз, другая планирует идти вверх. Стоянку, которую мы выбрали трудно назвать идеальной: тесно, сыро и много комаров и прочей гнусной летающей твари. Вечер прошел как-то скомкано: все сильно устали. Даже спирт не развеселил бойцов. За день прошли 20-25 км. Это очень много, особенно в стартовый день, когда народ еще не втянулся в процесс. Несмотря на все трудности, Ус успел-таки сходить на рыбалку и притащил несколько рыбин. На ужин Кандыбей угощал всех рыбой, жареной на сетке. Все оказалось очень даже вкусным.

Берег Ловозера. К старту готовы

На просторах Ловозера

Берег Ловозера

В зарослях иван-чая

30 июля.
Встали пораньше в надежде порыбачить. Сначала вышел Ус, потом я не выдержал нахальства гнуса, проникшего в палатку. На рыбалке везло в основном Усу: одна форель, пойманная им просто красавица. Я же только наладил снасти. Снизу подошла еще одна группа байдарочников, которая преодолела озеро ночью. Погода серая, облачная. На воду вышли после 12-00. Начались перекаты и пороги, которые лучше преодолевать бечевкой. Идти вверх на веслах – очень медленно и физически тяжело. Применяем в бечевке навыки, полученные на полярном Урале. Плесы становятся все короче, а перекаты длиннее. Параллельно с нами идут две группы: три байды и одна. Все на Ефимозеро. Подозреваю, что там народа будет - хоть отбавляй.

Бродили по воде часов до 19-00, а продвинулись вперед всего километров на шесть. Слабовато, но учитывая усталость от перехода по Ловозеру, еще терпимо. Байдарка идет более ходко и Ус в ожидании катамарана успевает еще и порыбачить. Хариус в реке есть, но мелкий. Другие группы как-то умудряются ловить его на блесну, но у нас этот способ пока не работает.

На стоянку расположились на правом берегу, возле устья впадающего справа ручья. Пока готовился ужин из первых найденных грибов, остальные рванули на нижележащий порог рыбачить. Натягали приличное количество хариуса и форели. Я тоже немного поймал. Особенно меня порадовал и пощупал нервы один крупный красавец-хариус на 1,1-1,2 кг весом, длиной 50-55 см. За такую рыбалку не грех и выпить, чем и занимались до полуночи, смачно закусывая жареной рыбой. Лишь начавшийся дождь разогнал народ по палаткам. Сон, уже второй день подряд, был тяжелым и беспокойным. Донимали проникшие в палатку комары и особенно мокрец, настолько мелкий, что защитная антикомариная сетка не оказалась для него преградой.

Приток Курги

Команда на привале

31 июля.
С утра, часов в 4-00 - 5-00 прошел короткий дождик, а потом тучи и туман потихоньку разошлись, уступая место такому желанному солнцу. Мы с Усом сходили порыбачить, причем я – с нулевым результатом, а народ тем временем «давил на массу» и встал только к 9-00. Планируем за день дойти до озера Ялового. Удастся ли реализовать этот план - покажет время.

Вышли в путь в 12-30. Распогодилось и даже очень сильно. Стоит жара (27ºС в тени, tº воды -17ºС). Про «гидрашку» сегодня можно не вспоминать. Плывем - «голый торс», а у некоторых и ниже тот же наряд. Даже мошкара на жаре не так болюче жалит. Раз за разом преодолеваем порожки и перекаты. Не меньше половины времени идем на веслах, позже большую часть пути – ведем посудины на бечеве или проводим прямо по воде. Идется все тяжелее, из последних сил. По дороге со мной стряслась неприятность: где-то на переходе из-за расстегнутой застежки на чехле потерял нож. Такое вот получилось подношение духам тайги и вод. Жалко и обидно. Теперь такой нож приобрести будет трудно, да и Любченков – смастеривший этот нож, сейчас более занятой человек.

Пройдя первый каскад порогов, на длинном плесе сделали перекус, отдохнули и покупались. Это было место напротив впадающего слева ручья.

Далее, после небольшого плеса, начались два самых сложных в плане проводки порога перед озером Яловым. Перепад высоты в порогах большой и нет ярко выраженной струи. Пришлось впятером протаскивать катамаран между огромными валунами.

За порогами, примерно через 500 м, речка постепенно переходит в озеро Яловое, красивые просторы которого осматривали уже на заходе солнца, часов в девять вечера. Долго и безуспешно пытались найти место для стоянки и рыбалки, но чем позднее его ищешь, тем меньше остается шансов, что она вообще отыщется. В поисках стоянки обошли по периметру весь правый берег, но ничего путного не нашли. Поэтому, в конце концов, решили пройтись в устье впадающей в озеро Курги, где в начале 11-го вечера нашли нечто приемлемое для ночлега, небольшой пятачок на левом берегу после небольшого острова в русле. Наскоро искупались, сварили ужин и завалились, как мертвые от усталости спать. Лишь у Иванова с Усом хватило еще сил поставить на ночь сети.

Подъем по Курге

Бурлаки

1 августа.
Начало августа порадовало нас жарой. Жарко спать в палатке ночью, еще жарче днем (27ºС в тени). За два дня я успел даже несколько обгореть, хожу красный как рак. Запланированную по графику дневку решили отменить, так как место здесь гиблое во всех отношениях: очень много комарья, и главное, нет нормальной рыбалки.

На воду встали в 13-30. Через 30 минут начались перекаты, а немного позднее пороги. Сквозного хода по ним не найти. Много камней, а четко выраженной струи нет. Катамаран большей частью тащили из последних сил поверх камней. На одном из порогов остановились порыбачить. Отлично ловился на червя хариус. Далее небольшой плес и опять порог со значительным перепадом. На пороге встретили байдарочника-одиночку из Питера. Оказывается впереди нас идет команда москвичей на катамаране, да и на Ефимозере еще есть несколько групп.

Прошли еще немного и перед предпоследним перед озером порогом увидели на пригорке отличную продуваемую стоянку. Ниже порога широкое место, как раз подходящее для установки сетей. Сердце у народа дрогнуло, и в один голос все решили: падаем на полудневку. Перекусили, покупались и расслабились на солнце. Что-либо делать нет никакого желания. Я решил развеяться и ушел на рыбалку, не обращая внимания на ворчание Уса по поводу отсутствия чая (настала наша очередь дежурить).

Оказалось, что москвичи стоят в 150 метрах выше, в начале порога. Приходили от них гонцы знакомиться и пригласить в гости. У москвичей есть точное расписание движения парохода «Клавдия Еланская», заходящего к устью Йоканги. Нужно сходить переписать расписание, оно может еще пригодиться. Я на рыбалке поймал штук 10 крупных хариусов. Чувствуется определенное пресыщение рыбой: мелочь уже выпускаем обратно в воду без всякого сожаления.

Рядом со стоянкой на берегу обнаружили сооруженную ранее туристами каменку для бани. Не смотря на поздний час, Иванов с Кандыбеем решили, что настало время попариться. Остаток вечера и половина «белой» ночи прошли в строительстве бани, топке печи, заготовке веников. Только к 1-30 ночи удалось-таки прогреть старые кости. И хотя жара оказалось немного, удовольствие получили все. На ночь попили только чайку, а затем довольные и чистые пошли разошлись почивать по палаткам .

Рыбалка на Курге

Миг удачи

Хариус

Перекус

2 августа.
С утра, не смотря на то, что светит солнце, погода начала меняться. Поднялся ветер, посвежело. На небе высокие перистые облака «с крючочками» – предвестники скорого изменения погоды. Посмотрим что будет дальше, а пока условия вполне комфортные ( t возд.- +30°С, t воды.- +21°С). Нам сильно везет, потому, что при неблагоприятных условиях проводка суден вверх (а это всегда по пояс мокрый) была бы совсем мрачной. А так, погрелся на солнце и бултых в воду охлаждаться. Отлично! Я продолжаю обгорать и к вечеру спина стала уже совсем розовой.

Только к 13-00 собрались к выходу на воду. Перед этим зашли к соседям и переписали точное расписание движения по морю «Клавдии Еланской». Исходя из него, стали еще более серьезно подумывать о броске на легендарную реку Йокангу. Это ж уже так рядом! Да и погода сама помогает продвигаться к ней.

13-30. Поволочились по ступеням очередного порога. Поднялся сильный попутный ветер. Решили его использовать на предстоящих впереди плесах и начали сооружать на катамаране парус. За полчаса над катом уже высилась мачта, а в качестве паруса привязали к рее новый «жовто-блакитный» тент Кандыбея. Время показало, насколько удачной было это находкой! Мы просто полетели вперед, едва удерживая парус при порывах ветра. А главное – не нужно грести! Таким способом пролетели слияние с протокой от озера Яшка-Ты и последние перекаты перед Ефим-озером. На одном из последних перекатов стали на перекус. Пока дежурные готовили чай мы с Хвостенко набомбили штук 20 крупных хариусов: будет теперь отличная малосолка.

Вышли дальше после 18-00 и через полчаса подошли к последнему перекату, выводящему в Ефимозеро. Озеро начинается с постепенного расширения русла и только через 3-4 км широко разливается во все стороны глубокими заливами.

После 21-00 начали поиски стоянки. Красивые предзакатные облака постепенно кое-где стали проливаться дождем, что особенно видно на просторах озера. Стали опасаться, что и нас накроет дождем. В конце концов, так и вышло. Правда, зацепило только краем, так, что и промокнуть то серьезно не получилось. Зато притихший было к вечеру ветер, подул опять сильнее, наполняя наш парус. С попутным ветром мы вскоре добрались до стоянки, на которую указали нам встреченные по пути питерцы. Разбивали лагерь и варили кашу на ужин уже в сумерках. А совсем поздней ночью Иванов с Усом расставили в заливе сети, а я установил ради эксперимента кружок-перевертыш с пучком червей. Авось что-нибудь да подцепится.

После дневного 20-25-километрового перехода спали как убитые. Было жарко, я даже в спальник не залезал.

Поднимаем паруса

Попутный ветер

Закат на Ефимозере

3 августа.
Отличное безветренное утро! На небе ни облачка. Жара! Оказалось, мы стоим в красивейшем месте. Вокруг нашего мыса – широкие просторы Ефимозера. Наверное, в старину какой-то русский мужик по имени Ефим открыл его как место отличной рыбалки. Так и закрепилось здесь русское название, в отличие от других окружающих элементов топонимики, происходящих от местного саамского наречия.

Проверенные сети принесли 4 крупных окуней, которых тут же поджарили на сетке. Не напрягаясь, собрались и к середине дня при попутном ветре двинули в тот край озера, куда впадает речка Ленъявр. Вверх по Ленъявру двигаться значительно труднее, потому что вода в отсутствие сквозного хода буквально сочится между камней. Для байдарок еще туристы проделали узкие проходы, убрав мешающие камни. Катамаран же нужно практически тащить на руках. Что мы и делали из последних сил.

В периоды отдыха, не забываем порыбачить. Появились и первые щуки: 3-килограммовую вытащил Кандыбей на воблера в конце озера Нижний Ленъявр. Несколько позже еще одну. Мы же с Колей Хвостенко на пороге после перекуса опять надергали крупного хариуса. Третий, предпоследний до озера Средний Ленъявр, порог оказался для катамарана непреодолимым. Перетаскивать его по камням – это угробить и катамаран и себя. Решили вещи обнести по берегу, а катамаран разобрать и готовиться к волоку в бассейн Йоканги. Судьбоносное решение о таком изменении маршрута было принято несколько ранее.

Утро на Ефимозере

Шеф-повар

Нижний Ленъявр

4 августа.
Отличная погода и настроение. Ожидается угощение. Сегодня у Коли Хвостенко день рождения. За завтраком поздравили именинника, вручили подарок – найденный нами ранее отличный спиннинг и набор блесен. Выпили понемногу крутого испанского (!) коньячка, закусили шоколадными конфетами и, немного передохнув, засобирались на пеший переход, ибо график движения жестко ориентирован на прибытие парохода в Гремиху, военный городок, расположенный на берегу Баренцева моря в устье Йоканги.

Переход на реку Рова, правый приток Йоканги, начали в 18-00. Движение: 15 минут – ходьба; 5 – отдых. Уже первая ходка показала, что за один раз все вещи нам не унести. Поэтому разделили их пополам и двинулись дальше, ориентируясь в определении направления по карте. Где-то уже после 24-00, перевалив через водораздел, вышли к болотистой долине, из которой вытекает Рова. Возле холма из небольших камней (предположительно искусственного происхождения: типа кургана) разбили лагерь. У нас Иванов, как назло, забыл взять каркас от палатки. Поэтому спали, просто забравшись в ее оболочку. При этом начавшийся ночью дождь намочил даже спальники.

Водораздел Ленъявра и Ровы

Волок на Рову

В зарослях карликовой березки

5 августа.
Погода начала ухудшаться. Сначала пошла низкая сплошная облачность, а к обеду - моросящий дождь. Как будто Йоканга не хочет нас принимать на свою территорию. Команда разбилась на 2 группы: трое (Иванов, Кандыбей, Усенко) пошли за оставленными вещами; я с Хвостенко – на разведку места, откуда можно начать сплав. Одновременно начинаем носить туда вещи. Разведка показала, что до начала сплава еще ой как далеко (около 6 км), поэтому, бросив на полпути рюкзаки, мы вернулись под дождем к 21-00 в лагерь. Чуть погодя подошла и вторая команда: уставшие и злые на погоду и то, что наши мучения с переноской вещей не закончились.

6 августа.
Продолжаем волочиться. Оставив Ларису в лагере, все вышли в путь. Идти лучше по склону кейвы (невысокой сопки): там суше и не нужно путаться по кочкам и болотцам. Немного погодя подсекли тропы, по которым волочатся туристы в бассейн Йоканги и, ориентируясь на них, за 2-3 часа дотащились до места, где ширина Ровы позволяет по ней сплавляться. Возле места новой стоянки Кандыбей нашел часы «Восток», а я – аккумуляторную батарею к видеокамере «Sony». Видимо потерял кто-то из волочившихся ранее. Оставив Кандыбея в лагере рубить лес для катамарана, пошли на вторую ходку. Мы с Хвостенко забрали брошенные вчера рюкзаки; остальные – сняли лагерь и забрали остаток вещей. Ночевали на новом месте при новых погодных условиях: t воды - 11º; t возд. - 10º. Хорошо, что хоть дождя не было. Зато постоянный, северный ветер просто валил с ног.

Каменный исполин

На пронзительном ветру

Заботы кострового

7 августа.
Строим катамаран. Каркас, как оказалось, собрать не так просто. В этом месте практически нет строевого леса: тундра, да и туристы «постарались». Кандыбею удалось с трудом найти 4 короткие, но толстые сосенки, пригодные для продолин и 10 кривых полярных березок – на поперечины. Часа два пришлось тесать продолины, в результате чего они стали тоньше раза в три и легче – раз в семь. Жерди связали в каркас, надули баллоны. Получилась неплохая «ласточка». Баллоны мы поставили на максимально близкое расстояние друг от друга, потому, что русло реки очень узкое. Пообедали и в 3-00 встали на воду. Река Рова в этом месте представляет собой канал шириной 2-3 метра (а иногда и 1,5 м), протекающий в сплошных зарослях ивняка. Первые километры дались трудно, особенно для катамарана. В двух узких местах пришлось его разгружать и делать обнос. Позже мы нашли место, откуда обычно стартуют катамаранщики. Это после впадения крупного правого притока. Русло очень мелкое, много камней и мелей. Половину времени приходится проводить в воде в перетаскивании катамарана. К концу дня погода улучшилась, появилось солнце, стало тепло. Даже комарье повылазило. Но по воде бродить все-таки холодновато. К 10-00 вечера, закончив первый участок порогов на Рове, стали на стоянку у красивой скалистой горы. Тундра имеет потрясающе красивый и разнообразный, хотя и суровый вид.

Снова строим катамаран

В эфире Большая земля

Все свое ношу с собой

Исток Ровы

Тундровик

8 августа.
Продолжаем штурмовать Рову, ее пороги и перекаты. Мелко. Много проводок и перетаскиваний через камни. Я надел гидрашку, а Кондыбею тяжелее – он бродит по воде в сапогах с мокрыми ногами. Как и раньше Лариса с Колей Хвостенко идут по берегу, т.к. при такой мелкоте им в катамаране нечего делать. Погода опять ухудшилась: ветер стал сильнее и холоднее, иногда моросит дождь. За день прошли второй каскад порогов. Стала ловиться РЫБА: я поймал две крупных форелей, Кандыбей – одну. У Уса продолжается период «сходов». Никак не получается у парня вытянуть рыбку. Перед участком болот стали на ночевку. Вечерние развлечения: 100 грамм водки, приемник “Thompson» да юморной «базар» возле костра.

Ветер не стихает ни на минуту, дует как в аэродинамической трубе. Холодно: t воды - 10º; t возд. вечером - 8º.

Рыбак-передовик

Форель

Кейва в верховьях Ровы

9 августа.
Пороги на Рове закончились. Но начались новые препятствия: отмели и песчаные косы. Приходится все время искать проход. Сегодня везет Усу. В отместку за вчерашние насмешки по поводу сходов рыбы он начал ее ловить в почти промысловых масштабах. Сначала утром принес 3 крупных лососей, а позже, уже с воды, надергал еще более десятка. Мы тоже помогаем ему в этом деле, но не так результативно: я – 3 лосося плюс щука, Кандыбей и Коля – тоже понемногу. Постоянно делаем остановки и обносим мели. На одной из остановок Лариса решила пройтись берегом, а мы пошли дальше. Кончилось тем, что Лорка потерялась, и пришлось уже поздно вечером ее разыскивать: я поднялся на байде вверх километра на 4, а Ус – по берегу. В конце концов «пропажа» нашлась возле избушки охотников, которую мы ранее проскочили не заметив. Слышала бы она все те слова, что кипели у меня в голове, ей бы стало страшно. А так отделалась легким испугом.

Кейвы

На болоте

Морошка

10 августа.
Сегодня заканчиваем сплав по Рове. Нужно пройти ее болотистый участок до впадения в Кальмозеро и двигаться дальше на Йокангу. Позавтракали, объедаясь рыбой разного приготовления: тушеной и жареной, засолили остаток лососины. Встали на воду в 13-00. Рова в низовьях сильно петляет в заросших болотистых берегах. По берегам реки лес: сначала березовый, позже – тальник (ивняк). Рыбу с катамарана из-за петляний ловить некогда, а Ус продолжает заниматься этим делом с успехом. Наконец-то вышли к устью, где стали перекусить. Катастрофически заканчиваются стратегические продукты, особенно сахар и чай. А еще обнаружили, что закончился спирт, так что даже икра-малосолка в рот не лезет. Выйдя на простор Кальмозера, повернули направо, к месту, где из него вытекает Йоканга. Озеро очень мелкое, поэтому местами приходилось проходить большие участки в проводку. А основная глубина – 0,5-0,6 метра. По рассказам Иванова, на Кальмозере собираются лебеди перед отлетом на юг. Пока что еще рано, но двух летящих лебедей мы все же увидели.

Миновав три правых залива, вошли в русло широкой и многоводной Йоканги. Еще 4-5 км вдоль болотистой местности и к 10-00 вечера мы подошли к двум баракам на высоком правом берегу. Сюда подходит тракторная дорога, очевидно, из Краснощелья; вдали видны загоны для оленей. Но пока это место пустует. Разбили лагерь в 100 м выше по течению.

P.S. Пашем без дневок. Народ уже порядком устал, но нужно спешить на пароход. Наша карта на этом месте закончилась. Дальше будем плыть по наитию да по зачитанной до дыр книжечке о реках Кольского полуострова, взятой на прокат у Стаса Бреева.

Низовье Ровы

Кальмозеро

Верховье Йоканги

11 августа.
Не смотря на старания, выйти на воду раньше полудня не удалось. Утром занимались засолкой большого количества рыбы, да смакованием произведений поваров-дежурных: рыбу тушеную в томатном соусе и жареную. Скоро уже будем светиться фосфором от такого количества съеденной рыбы.

Потеплело. При сплаве продолжаем рыбалку. Сегодня мой день, так как Кандыбей и Коля отказались забрасывать блесну. Я же за день вытащил две большие красные рыбы да штук 6-7 щук, среди которых одна на 3 кг, а другая – на 2,5. Ценою этому стали 3 потерянные при зацепах блесны.

К 15-30 подошли к оленеводческой базе стада №1, но никого там не застали. То ли оленеводы пасут свои стада где-то в тундре, то ли у них пересменка. База представляет собой 3-4 домика разного назначения: контора и жилье, склад продовольствия, баня, ледник, погреб и др. На берегу - масса деревянных саней, на которых оленеводы зимой гоняют по тундре. Много – старых саней, но есть и новые, которые еще изготовляются. Сфотографировались, сделали перекус, и пошли дальше. У оленеводов позаимствовали немного чая и сахара, с которыми у нас напряг. Грешно!

К концу дня прошли 2-3 несложных порога. Все остальное время утомительно гребемся по плесам. Развлекаемся рыбалкой и охотой. Иванов подстрелил утку. Из живности видели также маленького лося, выходящего на берег да пару лебедей.

В начале 10-го вечера после долгой гребли по плесу встали на стоянку на правом берегу, найдя место среди заболоченной равнины. До позднего вечера разделывали рыбу, готовили ужин. Улеглись спать только в час ночи, отбиваясь от появившейся с потеплением мошки и мокреца.

База оленеводческой бригады

Готовь сани летом...

Челн оленеводов

12 августа.
День выдался теплый и солнечный. С утра помыл тело и нежусь на солнце, пополняя записями дневник, а народ продолжает просмотр сновидений. Дежурные, конечно, не в счет: копошатся возле костерка. К завтраку Ус достал запечатанный сосуд с запиской: «Открыть 12 августа. P.S. Не раньше!». Это Виктория Шубина в честь своего дня рождения решила поддержать нас коньячком. Напиток отлично пошел под красную икру, которую раньше есть «по-сухому» просто не хотелось. Вышли в дорогу уже после 12-00. Впереди – многие километры плесов, да несколько несложных перекатов и порожков. Запланировали дойти до озера Юпечкесты. Получится ли? Уж очень нудно грести по плесам. Через 5-6 км от стоянки в Йокангу впадает река Чумскйок. После нее начинаются пороги: сначала простые, позднее - посложнее. Боевое крещение экипажа катамарана на пороге Большом прошло успешно, несмотря на очень низкую воду и большое количество камней на выходе. Пришлось маленько попотеть. Байдарочники идут, где в проводку, где - проходят на веслах. Погода настроилась окончательно, но стали одолевать кровососущие.

По нам стреляли! Иванов на одном из плесов вышел на берег поохотиться на куропаток. В результате в куропатку не попал, а дробь на излете упала в воду совсем близко от катамарана. Очевидное покушение!

Целый день рыбачим во всю на дорожку. Я поймал 2 кумжи и 3 щуки; Кандыбей тоще поднял крупную щуку. Мелочь щучью, до 40 см, отпускаем: таков уговор с Усом. К 20-00, так и не дойдя до озера, разбили лагерь на правом берегу с пологой каменистой горой, покрытой кривым березняком. Здесь множество троп вытоптанных оленьими стадами. Вечером занимался пейзажной фотосъемкой, а потом как обычно - жрачка до отвала. От этой рыбы скоро будет воротить.

Стоянка на Йоканге

Вокруг ни души...

Панорама Йоканги

Здесь поработал ледник

13 августа.
Вышли после полудня и идем по плесу, на котором практически нет течения. По берегам каменистая тундра с редкой порослью березняка. Река широка, до 100 м и более, чувствуется явный подпор воды. Через 2,5 часа подошли к озеру Музъякявр, представляющему собой ряд проток между островами. На выходе из озера в следующее за ним озеро Юпечкесты на высоком берегу – домики оленеводческой бригады №9. Мы на нее не заходили: шли другим, правым, рукавом, а Иванов с Усом заглянули. На базе, неплохо оборудованной и укомплектованной, сейчас никого нет. Все пасут в тундре оленей. Пополнили на 1 пачку запас чая. После первого плеса (озеро Юпечкесты (Йокъявр) состоит из трех последовательных плесов) сварили чай и перекусили. Третий, последний, плес подготовил нам сюрпризы. Он самый большой по размеру, а выход из него в Йокангу найти трудно, особенно если нет карты. Короче, катамаран ошибочно пошел в русло правостороннего притока, через 200 м оказавшегося простым впадающим ручейком. Развернувшись, долго шли против ветра вдоль правого, прибойного, берега озера. Наконец, найдя исток реки из озера, прошли первые две ступени устьевого порога и стали на стоянку. Ужинали макаронами под грибным соусом. Вкусно!

Прибрежная струя

Жизнь на камнях

Ягель и шикша

Озеро Юпечкесты

14 августа.
Отход обещал быть ранним, если бы не выбранные сети. Усенко с Ивановым уже с утра нервничали: поймаем что-нибудь или нет. Уже подергав за привязанную к берегу сеть, Ус закричал: «Что-то есть!». А дальше началось!…. Постепенно вытащили на катамаран две щуки (одна - килограммов на пять), несколько крупных сигов и, наконец, здоровенную рыбину, имя которой семга. Вес ее – все 13-15 кг. Полчаса на берегу стояли оживленный шум и суета. Все фотографировались с трофеями. Затем рыбу разделали, посолили, упаковали. Одной икры получилось до 2 литров.

Загрузились и после полудня пошли на пороги. Уже первые ступеньки показали, что не так проста река Йоканга. На выходе из третьего от озера порога байда села на камень, а вышедшего было Иванова, смыло сильной струей. Отделались легким испугом за целостность байдарки да мокрым задом. У Коли Хвостенко в пороге отлетели все заклепки на весле. Пришлось делать срочный ремонт.

После 5 порога устроили перекус на котором чай закусывали ложками икры. Далее характер реки не меняется: плесы да пороги. К 21-00 прошли 11 порогов и часть длинного плеса. После получасовых поисков разбили лагерь на правом каменистом холме. Место сильно набито оленеводами: много троп, есть кострище. На болоте, рядом с холмом плантация зрелой морошки: хоть ведрами собирай.

Весь вечер занимались готовкой пищи из «большой» рыбы. По случаю такой удачи Ус вытащил спирт (заначил, зараза, «лекарство» на черный день!). Пировали весело до полуночи.

Удачная рыбалка

Непричастные

Причастные

Пороги Йоканги

В потоке

15 августа.
Утро туманное. Как в песне. Спросонья, до завтрака, решил поискать в округе интересные пейзажи для фотографирования. На болоте под скалой в 300 м от лагеря обнаружил поле, сплошь усеянное спелой морошкой. Объелся до отвала. А на завтрак продолжали уплетать рыбу. В меню: гороховый суп, барбекю из семги. К чаю – икра и сухари. За два дня доедаем второй литр красной икры. Вот это аппетит у команды!

В пути плесы продолжают портить нервы: тяжело грести, да и пейзажи вокруг не ахти какие. Зато пороги разнообразят впечатления, хотя сказать что они сложные нельзя. Воды в этом году мало. Есть, конечно, и мощные пороги с большим перепадом уровней, но это редкость.

За порогом в 200м до слияния с рекой Сухой встретили первых людей на Йоканге. Это группа норвежцев, закончившая свой рыболовный поход и ждущая вертолет для выброски. Но выбраться им сегодня из-за погоды видно не удастся: туманно и низкие облака. Разговорились кое-как. Я старался с натугой вспомнить все, что знаю по-английски. Иногда кое-что получалось. Поговорили со скандинавами, с их русским проводником, отведали их угощения – запеченную в фольге кумжу. Затем сфотографировались на память и двинули дальше. Варяги подарили нам подробную карту-двухкилометровку, так что теперь будет проще спланировать завершение похода.

Перекус устроили на острове, прямо перед устьем притока – реки Сухой. Пока готовили чай, подтянулись байдарочники. Заморив червячка, опять двинули по плесам да порогам. После каскада из 3-х порогов к 20-00 разбили лагерь. Наконец то мы входим в нормальный режим сплава, когда вечером есть время отдохнуть и осмотреться.

Иванов с Усом сразу же пошли ставить сети. Это может быть последняя возможность поставить их, не опасаясь рыбнадзора. Остальные же весь вечер тусовались возле костра, мешая Кандыбею колдовать с ужином. В результате у него все же получилась рыба с рисом по-вьетнамски.

Порог на Йоканге
В работе катамаран

Встреча с варягами

16 августа.
Утром до и после завтрака занимались обработкой улова: в сети попались большой самец семги (8кг), щука (5кг) и большая горбуша (1,5-2кг). Сфотографировались на память с трофеями и пустили их в разделку. Погода еще ухудшилась. Подул северный ветер, гоня по воздуху водяную взвесь-туман.

После отхода прошли два несложных порога и, далее началась утомительная гребля по плесам. И при этом грести нужно против ветра.

Напротив устья левого притока, реки Поккруэй, перекусили. А Иванов между делом подстрелил двух куропаток.

Далее, до начала порогов, прошли еще 2,5 км при сильном тумане с видимостью 150-200 метров. Начались пороги, половину которых байдарочники проходят в проводку вдоль берега. Катамаран идет как танк напрямую без осмотров, поэтому байдарка постепенно отстала. К тому же на одной из остановок после успешной охоты (2 куропатки и гусь) Иванов забыл на радостях ружье. Пришлось Усу по берегу отмотать по 3 км назад за ружьем и обратно к байде.

К 20-00 катамаран подошел к характерному повороту реки на восток. Отсюда начинается последний 25-км участок реки до Йокангского озера, конечной точки маршрута.

Прошли еще около километра и, пройдя первый порог, стали на левом берегу на стоянку. На ужин сварили двойную уху и нажарили рыбу.

Мокрые байдарочники подтянулись только к 22-00. Погода продолжает огорчать: всю ночь дул сильный ветер, а к утру начал срываться мелкий дождик.

Щука, семга и горбуша

Пятнистый трофей

В потоке

Низовье Йоканги. Непогода

17 августа.
Ночь прошла беспокойно. Тело, давно не знавшее отдыха страшно ныло. Да еще мешали ветер и мысли: а как сложится дальше? Дойдем ли до финиша к 18-му? Сядем ли на пароход – или не сядем?

В 7-00 Иванов с Усом встали и пошли варить своего гуся, а я занялся написанием липовой маршрутки на Йокангу. Между делом нашел в расписании «Клавдии Еланской» важную деталь. Оказывается, в Гремихе пароход будет 17-го, а не 18-го, как мы думали. Это открытие стало для меня громом среди ясного неба. Нужно обмозговать этот факт, ведь следующий заход парохода только 20-го (на Мурманск). В любом случае, эта новость для всех будет неприятной неожиданностью.

В 12-10 вышел в путь катамаран, чуть раньше ушла байдарка. Начался заключительный участок маршрута: слошные пороги. При нынешней, малой воде прохождение большинства из них (даже для байды) особой сложности не представляет. Главная трудность – отсутствие ярко выраженной струи, большая протяженность и опасные обливные камни.

Видимость из-за мелкой мороси ограничена 200-300 метрами. На каскаде порогов перед впадением реки Лыльйок увидели, как из воды раз за разом выбрасывается семга, идущая на нерест. Усу удалось на спиннинг добыть самца килограмма на 3. После долгого вываживания, похожего на спектакль одного актера, Ус все-таки вытащил семгу на берег. Отсутствие времени и плохая погода не позволили закрепить достигнутый в рыбалке результат. Решили порыбачить попозже, когда станем на стоянку.

Не успев отчалить, услышали шум вертолета. Низко, над деревьями, пролетел он вдоль русла и скрылся за поворотом, а немного погодя, за тем же поворотом, мы увидели на правом берегу большую базу для лицензированного лова: 2-этажный деревянный домик для рыбаков до еще несколько домиков и вагончиков для обслуги.

Проплывая мимо базы, мы немного нервничали: а вдруг здесь есть рыбнадзор. Попрятали снасти, а Иванов спрятал под камень в воде пойманную семгу. Но все обошлось, никто даже не подошел к воде. Плохая погода сыграла нам на руку, или народ с базы в это время был на рыбалке. Пожалев об оставленной рыбине, мы решили пройти еще на 3 порога ниже, чтобы не попадаться на глаза соседям и в последний раз свободно порыбачить.

Но начавшийся опять дождь спутал все планы на рыбалку. Пришлось доесть гуся и попрятаться по палаткам. Только у Уса с Кандыбеем хватило таки напора выйти со спиннингами к реке. И у них получилось! Кандыбей взял одну 3-килограммовую самку семги, а Ус - самца и кумжу. Но на ужин у дежурных напряга не хватило, да и остальные не здорово настаивали, спали как убитые по палаткам.

За ночь ситуация с погодой не изменилась ни на йоту: дует и моросит.

Скоро финиш

18 августа.
10-00, а все еще дрыхнут. Только в начале одиннадцатого встал Кандыбей, и послышалась его возня возле костра. Протарахтел где-то недалеко вертолет, повез рыбачков на пороги. Немного позже неугомонный Ус тоже пошел побросать спиннинг. Такая вот картина утра последнего дня на маршруте.

Не взирая на усталость, группа сделала усилие и к 13-00 встала-таки на воду. Прошли два порога, разделенные направленным на север плесом. На плесе встречный ветер сильно тормозил движение. Прятались от него под высокими берегами. Чуть позже, выйдя на Воронов плес, ветер стал нам помогать: дул теперь в нужном направлении, подгоняя к финишной точке. Выйдя в Йокангское озеро, пошли по правой протоке, оставив слева большой остров. В протоках очень мелко, в нескольких местах пришлось даже проводить катамаран.

Увидев на холме над озером два 3-этажных дома, решили завершить поход возле них. Иванов подыскал на склоне площадку для стоянки. Разобрали наши посудины и перенесли на площадку вещи. Чуть позже сделали разведку двух домов на предмет, а не переночевать ли в них. Оказалось, что это остатки брошенной военными части. Дома разворованы, полуразрушены, но стены есть: так что можно устроиться. Также оказалось, что там раньше нас обосновалась геологическая партия, оборудовавшая в одном из подъездов несколько комнат для более-менее удобного проживания. Нам посоветовали занять комнату в соседнем подъезде, рядом с их импровизированной баней. Перетаскали наши вещи в дом, кое-как расположились и сварили ужин.

Из разговоров с геологами поняли, что нужно идти сдаваться властям, ибо будут крупные неприятности, так как район закрыт для посещений.

Военный городок находится в полнейшем запустении и производит удручающее впечатление, особенно на фоне хоть и сурового, но красивого полярного пейзажа. Раньше здесь стояла часть ПВО с пусковыми комплексами ракет дальнего действия. Но военные несколько лет назад ушли, оставив после себя груды камней, искореженного ржавого металла и массу полуразрушенных построек. Местные называют этот поселок БАМом, наверно потому, что находится он на отшибе, вдали от городка Островного (Гремихи), расположенного в 18 километрах.

(N.B. На выходе в Йокангское озеро идти лучше вдоль левого берега, где в самом его начале прибрежная тропа уходит по кратчайшему расстоянию в сторону поселка Островной. Наш вариант завершения сплава увеличил это расстояние на несколько километров )

Каменистая тундра

19 августа.
Поутру, наскоро приготовив завтрак, засобирались в поселок сдаваться, тем более что, по словам геологов, за одним из них должна заехать милицейская машина. Но прошло 11-00, потом 12-00, а стражей порядка все нет. Учитывая, что погода стала понемногу налаживаться, и иногда даже появляется солнце, решили идти пешком. Вышли я, Кандыбей и Иванов. Пройдя по дороге не более 2-х км, встретили милицейскую машину. Рассказали им о том, что идем легализовать свое нахождение в этом районе и договорились, что они нас подберут на обратной дороге.

Через 15 минут мы уже тряслись в УАЗике по дороге в отделение милиции, где наделали немало переполоху. Тут же вызвали инспектора милиции, представителя ФСБ и начальника погранзаставы. Началось дознание, проверка паспортов, а позднее – выписка штрафов. Нас троих оштрафовал милиционер по 500 руб. за нарушение миграционного законодательства (отсутствие регистрации), а позже еще всех оштрафовал погранец за незаконный вход в погранзону без спецпропуска (по 300руб. с носа). По 300 руб. с нас взяли сразу, а милицейский штраф нужно было оплатить в сбербанке. Короче повозились с нами часов до 6-7 вечера и отпустили. Офицер ФСБ решил для верности съездить посмотреть и на остальных «нарушителей», что оказалось нам как раз на руку и решило вопрос возвращения в лагерь. Кроме того, инспектор милиции помог нам договориться с директором одной из местных контор о перевозке группы к пароходу, причем денег с нас за это не взяли. Выехали с ФСБэшником “домой”, по пути прикупив немного продуктов. По приезду он посмотрел на физиономии бойцов, остававшихся в лагере, посчитал рюкзаки и на этом распрощались, хотя мы очень опасались более строгого досмотра.

День завершили застольем: наварив огромный котел макарон, выпили по 100грамм за более-менее благополучное решение вопросов выезда. Также решили экономить деньги на обратную дорогу и пока не платить админштраф.

20 августа.
В 10-00 за нами, как и договаривались, заехала машина. Быстро собрали пожитки и загрузились. Распрощавшись с геологами, при солнечной погоде выехали в Гремиху, в последний раз осматривая окрестные достопримечательности. В 11-00 выгрузили рюкзаки возле касс, где подаются билеты на «Клавдию Еланскую». Оказалось, что билеты продаются по прибытию, поэтому в ожидании этого события перечитали всю наглядную агитацию и информацию рыбнадзора о лове семги, осмотрели полупустой поселок, в котором работает программа отселения (500 семей в год) в связи с сокращением воинских частей в этом районе. Множество многоэтажных домов стоят с забитыми окнами, везде наблюдаются признаки упадка, разрухи и запустения.

Поселок официально называется - закрытый административно-территориальный округ (ЗАТО) Островной, и состоит из собственно поселка Островного (нового), старого поселка Гремиха, застройка которого началась сразу после ВОВ, и где-то еще есть остатки деревни Йоканга, в районе устья реки.

Побродили, чтобы убить время, по поселку, сходили на причал, потом искупались в заливе, чтобы была память о Баренцевом море, посмотрели на подводную лодку, которую буксир тянул на утилизацию в Североморск. Таким образом, дождались прибытия нашего парохода «Клавдия Еланская». Билеты, при наличии квитанций о штрафе пограничникам, нам дали без проблем. Стоимость – 250 руб. Это очень дешево, но дешевизна идет за счет дотаций области, т.к. пароход – единственный вид транспорта в этом районе.

В 18-00 началась погрузка на судно, опять же проверка пограничников, и в 19-00 наш белоснежный лайнер отчалил от берега. Я впервые путешествую на корабле по морю и теперь понемногу начинаю проникаться мыслью, до чего это приятное занятие. Постепенно ушла в дымку Гремиха, и началось каботажное плаванье вдоль Кольского побережья. «Клавдия Еланская» был построен в 1977 году в Югославии и имеет длину 100м, берет на борт не менее 200 пассажиров и еще перевозит грузы и автомобили. Курсирует он вдоль кольского побережья между Мурманском и Архангельском. 4-х и 2-х местные каюты расположены на 3 этажах. Наша каюта, с билетами подешевле - на 3-м, нижнем, уровне. Но все удобства и степень комфорта остаются высокими. В каюте 4 полки, столик, шкафчики, санблок с душем и горячей водой.

Для желающих развлечься на судне есть кинозал, бар, ресторан, танцзал. Мы же решили сначала полюбоваться морем на смотровой площадке палубы, а потом, помывшись наконец-то в горячей воде, устроили себе праздник окончания маршрута с тостами типа «Окончен поход без единого трупа…» и «За семь футов под килем».

Праздник этот удался на славу.

На берегу Баренцева моря

Наш белый теплоход

Баренцево море

21 августа.
Утром нас разбудило сообщение капитана по радио о том, что корабль подходит к Мурманску. Проходя по длинному Кольскому заливу можно осмотреть все величие и мощь российского военного и северного торгового флотов. Мы увидели впечатляющие панорамы застройки Североморска и Мурманска, расположенных на скалистом рельефе, эффектные силуэты многоэтажек на фоне серых гранитных склонов. Но главное – это масса морской техники: авианосный крейсер, атомный ледокол “Таймыр”, множество другой разнородной морской “посуды”. Несмотря на то, что залив реки Колы очень грязен, семга и по нему заходит на нерест в северные реки. Я несколько раз видел выпрыгивающих из воды рыбин рядом с мазутными пятнами на воде. Так, постепенно подплывая к морвокзалу, мы осмотрели панораму почти всего города-героя Мурманска, раскинувшегося на сопках вдоль залива.

Причалили, выгрузились и перенесли вещи на ж/д вокзал, находящийся метрах в 300-500 от морского. Стали решать, что делать дальше, как и куда ехать. У Иванова мнение одно: нужно обминуть Москву, чтобы избежать проблем из-за отсутствия отметки в миграционных картах. Но, как ни крути, пришлось-таки брать билеты через Москву-матушку, так как прямой поезд на Симферополь уже ушел 6-ю часами ранее, а другие окольные варианты отодвигали время приезда в Сумы на целый день. Взяли билеты на поезд 181 (цена 755 руб) и дальше на сумской поезд.

Закончив с билетами, решили все-таки с целью уменьшения вероятности возникновения проблем, связанных с миграционным законодательством России, зарегистрироваться в Мурманске, получив штамп в миграционной карточке. Но это оказалось делом суетным, запутанным и практически неразрешимым. Сначала втроем (я, Иванов, Кандыбей) подались в милицию. В горуправлении милиции нас направили в миграционную службу, а те в свою очередь – в ОВИР, которые так же отфутболили нас обратно в милицию. Так замкнулся этот порочный круг, и мы, проклиная российских чиновников, плюнули и поехали назад ни с чем. А в гостиницах, которые могли бы проставить штамп, соглашались это сделать только после оплаты суточного проживания, что нас, конечно же, не устраивало.

Обескураженные мы для поднятия духа съели по шашлыку с пивком у подножия гостиницы “Арктика” и подались к своим, на вокзал. Вопрос с миграционными картами разрешился сам собой, когда я договорился проставить штамп в кассах ж/д вокзала. Это конечно не совсем та «регистрация», но хоть какая-то отметка о пребывании в Мурманске появилась. А дальше уж как сложится. Все равно нужно пробиваться домой.

Остаток времени до поезда провели следующим образом. Оставив Ларису с вещами, зашли в привокзальное кафе на перекус, а потом около часа бродили по улицам, иногда заглядывая в магазины, чтобы скупиться на дорогу. В 20-10 наш поезд двинул на юг. Началась обычная дорожная история ….

22 августа.
Едем. В Карелии установилась отличная солнечная погода. Нам бы такую недельку назад! Проезжаем знакомые станции, на которых бывали в различных походах; Кандалакша, Лоухи, Кузема, Энгозеро, Кемь. Народ, попив с утра чайка и пивка, а основном предпочитает дрыхнуть. И так в том же духе до самой Москвы.

23 августа.
В Москву прибыли в 13-00. Несмотря на опасения проблем с милицией у нас не было. Видно все-таки больше походим на туристов, чем на террористов, серьезно озаботивших в последнее время москвичей. Но разбегаться от вокзала далеко все же не рискнули: береженого бог бережет. Я только прошелся по площади, что возле Киевского вокзала, которую реконструировали и назвали Европейской. Неплохая работа столичных архитекторов: фонтан, благоустройство, красивый пешеходный мост. Купил кое-какие подарки домочадцам. В 17-50 отправились на Сумы. Жизнь в поезде идет по давно установленному у туристов порядку: отмечаем удачное окончание очередного похода и учреждение «Клуба любителей семги». Возглавить клуб, как самому отличившемуся в рыбалке, поручено Усу. Также, було внесено предложение повторить путешествие на Йокангу через шесть-семь лет, чтобы освежить в памяти ту массу впечатлений и положительных эмоций, полученных в законченном походе.

Ночью пограничники как-то не очень беспокоили, даже миграционную карту у меня не забрали.

Уже на родине приятно обрадовали Стас Бреев с Витьком Бардаковым, которые вместе с еще одним приятелем встречали нас в 4-00 утра на станции Воронежская и первыми узнали наши впечатления.

24 августа.
ПРИЕХАЛИ! ФИНИШ!

1. Друзья порекомендовали мне подобрать гостиницу для отдыха по ссылке:http://www.travel.ru/hotel/russia/tyumen/arktika/#38. Гостиница Арктика стала моим любимым местом отдыха. Здесь вежливый персонал, уютные номера и великолепная кухня. Всем путешественникам рекомендую!!!

2. Здравствуйте Smola. Планирую совершить радиальный поход с Ловоозера до р. Рова. Буду Вам благодарен за информацию о прозрачности в реке по сравнению с прозраком в верховьях р. Пана.

3. Анатолий, добрый день. Я сейчас болеюи ваше письмо мне подняло настроение очень сильно! Большое спасибо.
    С удовольствием прочел ваш отчет о путешествии )))
    Сейчас у меня при себе вашего ножа нет, надеюсь найти его на даче (давно его невидел), но как только я его найду постараюсь вам его передать )))
    Это просто удивительная история, нож нашел своего хозяина спустя 12 лет! Рассказать,никто не поверит )))
    В следующие выходные я буду на даче, надеюсь найду нож и через понедельник явам напишу)))
    Еще раз большое спасибо за ваше письмо!