ВАТСИМАНИЙОКИ - ТУНТСАЙОКИ - ТУМЧА - 2005
Дневник водного похода в районе
Кольского полуострова и Северной Карелии.
Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Булитко Елена
Иванов Николай
Колотуша Сергей
Бреев Станислав
Сухарева Татьяна
Листопад Николай
Листопад Анна
Синько Федор
Кандыбей Валерий
Стрельцов Юрий
Замиховский Алексей
30-31 июля
Наконец-то отъехали, и предстартовое напряжение спало. А до этого были суетливые сборы, проблемы с покупкой и сдачей билетов, поиски недостающего снаряжения, которое для “банды” из 12 человек собрать не так-то просто.
Тем не менее, выехали без приключений. Даже дома все получилось гладко и неконфликтно. А может это результат достигнутого компромисса по поводу нашей семейной поездки в Крым, запланированной после завершения похода.
Группа воссоединилась уже в Москве на Ленинградском вокзале. Шосткинцы приехали в Москву 4 часами ранее и на другом поезде. Нас же на Киевском вокзале встретили знакомые или родичи Иванова и помогли с переездом на Ленинградский вокзал. Далее – все как обычно: до отупения бестолковое ожидание на перроне с поддержанием” тонуса спиртным и пивом. Наш поезд отправляется только в 1-17 ночи следующего дня. «Турья» на вокзале – не протолкнуться. Пропала Карелия: вытопчут все, выловят рыбу и т.п. и т.д.
P.S. Из положительного: купил на вокзале диски Тома Уейтса и Кеико Матсуи. Будем музыкально развиваться.
1 августа
Едем дальше на север. Разместились в 2-х вагонах. В нашем вагоне - одни туристы и скауты. Все тянутся за романтикой. На перроне познакомились с парнем, который год назад был на нашем маршруте. По рассказам, у нас могут быть проблемы с пограничниками, и наш план заброски придется скорректировать.
Петрозаводск и все прочие памятные места проскочили, почти не разглядывая. Все изучено и прочно осело в памяти. А день прошел в знакомстве и сплачивании коллектива.
2 августа
В Кандалакшу прибыли в 6-25. На перроне менты забрали для контроля 1 экземпляр списка участников. Наш поезд на Ковдор в 7-45. Прошел мелкий и короткий дождичек, погладил нам дорожку.
Подкупив продуктов, загрузились в Ковдорский поезд. При движении за окном открываются захватывающие дух виды на заливы оз.Имандра и окружающие его сопки. Красота! Особенно если светит солнце… Без проблем доехали до пос.Ёна. А там – погранконтроль. В общем, нас культурно, но настойчиво попросили из вагона и предложили другой вариант заброски, объяснив, что Ковдор из-за близости к госгранице для туристов закрыт уже два года. Параллельно предложили воспользоваться услугами некоего дяди Вовы, который забросит на тягаче “IFA” до р.Ватсиманиоки, притока Тунтсайоки. И всего-то за 3000-3500 рубчиков. Пока с погранцами-срочниками разговаривали о солдатской жизни, подъехал кунг дяди Володи, и мы двинули дальше к нашей цели. Погода продолжает улучшаться: стало жарко и солнечно.
На развилке трассы от Ёны до Ковдора и нашей грунтовки в сторону пос.Слюда – очередное приключение. Лопнуло колесо, а запаски нет. Пока водитель ловил попутку, чтобы съездить в поселок и привезти новое колесо, мы устроили перекус и отдых. К столу набрали первых грибов, а я, сбегал к протекающей рядом, в 150 метрах, речке, и поймал первого за поход хариуса. Позавтракав и поменяв колесо (кто завтракал, а кто работал!) выехали дальше по кольским ухабам да ямам. Трясло так, что на одном из подъемов дверь будки сама собой раскрылась, и один из рюкзаков улетел наружу. С трудом достучались до шофера и пошли искать пропажу…
Место стапеля – бывшая вырубка. Гиблое и замусоренное место, да еще с большим количеством комаров и гнуса. Остаток дня обживались и боролись с «кровопийцами». Осмотревшись, поняли, что со строевым лесом у нас могут быть проблемы: хвойный лес вырубили, одна надежда на березку из которой, в конце концов, и решили вязать каркасы катамаранов.
3 августа
С самого утра поздравляли Лешу Замиховского с днем рождения. А ночь прошла хоть и неплохо, но беспокойно: первую часть боролись с гнусом, проникшим в палатку, а вторую – с холодом, ведь температура упала почти до нуля. Зато утром – сплошной кайф: небо без единого облачка и много-много солнца. Все почти замечательно, но портят картину комары и мошки, снова активизировавшиеся на солнце.
Строились долго и нудно. В конце концов, Стасу это надоело и он, быстро закончив сооружение ката, загрузил на него пожитки и отвалил. Было 5 часов вечера. Чуть позже вышел Иванов. Мы же провозились с нашим судном до 9-00. Зато катамаран вышел – просто загляденье.
Пока светло двигались вперед и только в 11-00 вечера наконец-то вышли на стоянку, разбитую авангардом. Поужинали, выпили дозу за 1-й день сплава. На завершение решили еще под 50 граммов поджарить картошечки...
P.S. Первые часы сплава показали, что катамаран Иванова, как и несколько лет назад на Кутсайоки, терпит бедствие. Плохо держат воздух надувные емкости катамарана. От этой новости Иванов как-то приуныл.
Ночь прошла без заморозка и это радует. Утром – тепло и солнечно.
На воду встали часов в 11-00. В верховьях Ватсиманиоки петляет бесконечно среди болот. Монотонное шлепанье веслами по почти стоячей воде навевает сонное состояние. Рыбы тоже что-то не видно. Попытки ее ловить пока оборачиваются неудачей. Иванов не безнадежно, но отстал потому, что с утра затеял проверку и ремонт баллонов. Чуть позже перекуса, часам к 5-00, наконец-то дошли до слияния с Тунтсайоки (в дальнейшем оказалось, что это было не то слияние, а до р.Тунтсайоки еще грести и грести). Течение немного оживилось, пошли перекаты, где можно потренировать слаженность работы экипажей. Пройдя от притока еще около часа, нашли на левом берегу отличную стоянку, где, не раздумывая, и остановились. Появился и первый улов – я поймал маленькую форельку. Дай-то бог, чтобы не единственную!..
В вечерней программе: рыбалка, отдых, купание и плов “от Кандыбея”.
5 августа
Рано утром зарядил дождь и подпортил всю “малину”. Утреннюю рыбалку пришлось сократить, но кое-что все же поймали. Я – двух форелек, а Колотуша с Юрой Стрельцовым – трех крупных хариусов. Вся добытая рыба тут же пошла в малосолку. Рыбацкое чутье подсказывает, что вволю поесть рыбки в этом походе, наверное, не придется.
Дождь с перерывами лил до двух часов дня. После долгих раздумий “идти – не идти” решили все-таки сменить дислокацию и поискать ниже более рыбное место. Прошли часа полтора через целую череду мелководных порожков, миновали разрушенный мост и дошли до слияния с правым притоком. Возник вопрос: где же мы все-таки находимся? То ли этот приток – Тунтсайоки, а значит, мы уже отстаем от графика движения. То ли – Юккуйоки, равнозначный по ширине. Будем надеяться на последний вариант. Стоянку выбрали на отличной, ровной и безлесной площадке на левом берегу реки, сразу после слияния. Места в реке на вид “сетевые”, на что Иванов тут же “купился”. Почти прямо к берегу подходит вездеходная дорога, а чуть дальше – большая двух-трехлетняя гарь. На стоянке за полчаса собрали приличную кучку грибов: маслят и подосиновиков. Вечерняя жареха уже обеспечена. Вот только с рыбалкой похуже: всего 2-3 хариуса. Но еще есть надежда на сети. Лешик Замих… поймал-таки своего хариуса, (пока самого крупного) чему несказанно рад. Видно очень хотелось отличиться. Погода начала проясняться и к вечеру уже показалось солнце. Будем надеяться на улучшение.
Под ужин и после занимались обычным делом: уничтожали запасы «горючего» под малосолку и байки Стаса.
6 августа
С погодой все отлично! Сильный ветер гонит тучи и дает надежду, что к обеду будет совсем солнечно. Сети, как обычно, оказались пустыми, что несколько обескуражило Иванова. В последние два дня ловит только Серега, да еще упрямый Леша Замих добавляет к рациону 2-3 рыбешки. С рыбой туговато, однако!
Отчалили дальше в 12-30. Погода солнечная, но облака вокруг дождевые. После большого острова начался каскад порогов, в основном простых. Но несколько штук доставили-таки небольшое волнение. Есть где потренировать слаженность работы экипажей.
Прошел получасовой дождь, который ускорил поиски места для перекуса. Отобедать стали на высоком левом берегу в месте, где вплотную к реке подходит вездеходная дорога. Видимо место довольно часто посещается рыбаками. Подтверждением этому – неплохо оборудованная стоянка. По адресу электронной почты на щите, прибитом к дереву, поняли, что какой-то туроператор организовывает сюда рыболовные туры. Река в этих местах чем-то похожа на Жемчужный плес на Умбе, где вода стремительным, но гладким потоком бежит на длинном прямом участке. Наши попытки рыбной ловли на этом участке обернулись полным фиаско. Зато грибов, особенно маслят, собрали целый пакет.
Перекусив, решили-таки пройти еще вниз по реке. Левый берег представляет сплошную гарь. Низовой пожар (горел сухой мох-ягель) был, наверное, совсем недавно, возможно месяц-два назад. Места кругом очень красивые. То и дело к реке подступают скальные останцы, эффектно подсвеченные вечерним освещением.
На стоянку встали в 800-1000м ниже слияния двух рек. Место на скалистой горке очень красивое, освещаемое со всех сторон, Лагерь отлично оборудован, включая пригодную к употреблению баню. Поэтому вечером будем думать: останавливаться на дневку или идти дальше.
Покупались и поставили сети. Серега сварил уху из своих трофеев. После чарки к ухе ведем тихую беседу в ожидании отхода ко сну. Радио России сообщило трагические вести. Опять затонул какой-то батискаф на Камчатке. Август для российского ВМФ стал уж очень катастрофичным.
7 августа
Утром решили-таки продвинуться немного дальше, чему способствовала солнечная и безветренная погода. Поднятые сети принесли неплохой улов: двух крупных форелей (1,2-1.0кг). После неспешного завтрака встали на воду уже за полдень. На пути встречаются только простенькие перекаты и плесы. Единственный порожек, где потребовалась хоть какая-то работа веслами, стал настоящим развлечением в этой бесконечно-утомительной гребле по стоячей воде. При этом команда Стаса постоянно отстает, отдавая все усилия облавливанию реки двумя спиннингами.
Авангард пристал на перекус только к 16-00. Учитывая двухчасовое отставание Стаса, а также то, что площадка оборудована баней, решили здесь остановиться на ночевку и сделать походную баню.
Работали до вечера дружно. В результате соорудили классически красивую и горячую баню. При этом дров наготовили вдвое больше, чем нужно. Благо сухостоя вокруг – хоть отбавляй! Баня получилась настолько жаркая, что часть полиэтилена оплавилась и пришла в негодность.
При помывке “отличился” Лешик Замих: зашел в парилку и давай намыливаться. Пришлось вытолкать его наружу за нарушение правил поведения.
Заканчивали уже ближе к полуночи традиционными 100 граммами под настоящий украинский БОРЩ.
P.S. В этот день на маршруте встретили первых людей – рыбаков, сплавляющихся на резиновой лодке. Ловят наплавной удочкой на червя хариуса и форель.
С раннего утра опять зарядил дождь, который продолжался до 10-00. Позже дождь сменился сильным ветром с мелкой моросью и низкой, туманной облачностью.
Учитывая отставание от графика, к 12-00 пришлось все-таки собраться и отчалить. При сильном встречном ветре группа постепенно вышла из каньона на равнинную часть реки. Началась монотонная гребля по плесам 12-18 км участка, который тянется до самого гор.Алакуртти.
Грёб-грёб, и на берегу нашел гриб! Грибов на этом отрезке пути очень много, особенно вдоль берега. Сначала шли подосиновики. А позже, перед Алакуртти, набрали ведра два маслят и белых грибов.
Наконец-то в поле зрения появились какие-то строения (военная часть), а после нее на левом повороте реки, и сам городок Алакуртти предстал перед нами во всей своей заброшенной “красе”.
Сразу за автомостом начинается порог “Первенец”. Пока его осматривали и решали “идти – не идти”, гонцы смотались в магазин за пивом, сигаретами и другими деликатесами (сметаной, лавашом, сырками и проч.). Я же, встретив какого-то пограничника, смотался в погранотряд отметиться. Беседа с офицером-разведчиком касалась в основном темы “странных людей” на маршруте. Прошло даже то, что я пришел к ним без паспорта. Отдав разведчику список группы мы распрощались. При выходе посмотрел развод караула в погранчасти и вспомнил свою пограничную молодость. Все это было, страшно вспомнить как давно, аж в 77-79 годах…
Перекусив, решили порог “Первенец” обнести. Пока мы таскали вещи и два катамарана, Стас сделал “ход конем”, решив пройти порог по средней протоке. Усилив экипаж Лешей Замиховским, смельчаки вышли на прохождение. При этом из-за не слаженности работы, их довольно сильно потрепало в потоке.
Сразу за вторым (старым) мостом погрузили вещи и сплавились до следующего порога – “Падуна”. Просмотрели его и решили пройти по правой протоке. Первыми шли мы, и сделали это классически точно, обойдя прижим на правую скалу и далее – навал на большой камень. Выход из порога – метровые валы по основной струе. У Стаса и Иванова проход 1-й части вышел “грязнее”, но без серьезных осложнений.
При этом, возбужденная адреналином команда не обратила серьезного внимания на зловонную “клоаку” (канализацию), сливающуюся в речку со стороны военного городка пограничников.
В конце дня, уже после 20-21часов, пройдя еще 2-3 порога 3 к.с. и миновав новый автомобильный мост, команда подошла к стоянке на правом берегу перед порогом Водопадный.
Ужинали очень поздно, а распитие напитков за боевое крещение на порогах закончили уже после полуночи под грибы со сметаной “От Иванова”.
P.S. Стоянка перед порогом хоть и неплохая, но очень загаженная рыбаками и туристами. А, главное, здесь - полное отсутствие дров для костра. За топливом пришлось ходить на вырубку, находящуюся метром за 500-600 от стоянки.
9 августа
Утро порадовало солнцем и теплом. Сплав начали с прохождения “Водопадного”. Первую ступень прошли по-разному. Мы прошли по самому крайнему правому сливу, там, где поток послабее. Сразу за сливом зашли в правостороннее улово, чтобы организовать фотосъемку. Стас же решил угостить своих бойцов порцией адреналина и пошел в средний, более мощный слив. Все прошло без осложнений, но Иванов все же решил идти нашим, более легким путем.
Вторую ступень прошли без осмотра, причем Стасов экипаж маленько посидел на камнях. После «Водопадного» начался длинный 8-км плес с почти стоячей водой. Гребля по нему утомляет и морально и физически. Развлекались собиранием грибов, которых вдоль берега и на самом береговом склоне хоть отбавляй. Я даже несколько раз выходил на берег, чтобы собрать их побольше.
Посредине плеса – разрушенный, наверное, со времен ВОВ, металлический мост. По берегам возле него – укрепрайон: окопы, траншеи, блиндажи. Есть колючая проволока. Во время войны мост, наверное, усиленно охранялся, закрывая подступы к дороге на Мурманск, через который шла вся помощь от союзников.
В конце плеса на высоком песчаном обрыве встали на перекус и отдых. Пока готовили еду, собрали еще грибов, а также отлично покупались и позагорали. Вдоль левого берега проходит наезженная грунтовка, по которой при нас прошла пара машин.
К 18-00 прошли с предварительным осмотром порог «Кривой» (4к.с.). После порога начался очередной 5-км плес, гребли по которому с одной мыслью: «Скорей бы пройти очередной порог и упасть на стоянку».
Порог «Юрьев день» (3к.с.) осмотрели и прошли на одном дыхании. Иванов даже не подкачивался и шел на «полуспущеных».
Посредине порога на левом берегу стоит группа туристов. Видимо на нижних порогах нас ожидает столпотворение. До чего же было хорошо нам одним все прошедшие дни. Пройдя порог, в 21-00 встали на ночлег на хорошей оборудованной стоянке. На берегу – пляжик с песком, рядом – заросли голубики. Поставили также две сети: может быть что-то и попадется. На поздний ужин оприходовали собранные грибы под пшенную кашу, а на «третье» - компот из голубики. Отбились уже за полночь.
Я встал довольно рано с планами порыбачить. Еще раньше поднялся дежурный - Николай Листопад. Улов был слабеньким – всего одна форелька. Зато в поднятую сеть попалась еще одна, очень крупная (на 1,5кг) красавица-форель, с которой тут же бросилась фотографироваться вся братия.
Солнце просто жарит, и кое-кто из команды успел подгореть. Выйдя около полудня, собирались пройти достаточно далеко, до “Ямы” или “Котла”. Но планам не суждено было сбыться. Сильно расслабили плесы своей монотонностью. Ближайшие пороги оказались не очень сложными и проходились без осмотра. Но, главное, стало попадаться все больше групп, реально составляющих нам конкуренцию при поиске места для стоянки. На перекус договорились стать перед порогом «Красивый», чтобы попутно его осмотреть. Но пойти дальше не удалось. Сначала кат Стаса «споткнулся» о хариуса и вместо того, чтобы привезти котлы два часа ловил рыбу на каком-то перекате, а мы тем временем коротали время на песчаном пляжике, купаясь и загорая.
Когда же прибыли опоздавшие и был приготовлен обед, стало ясно, что идти дальше под вечер не имеет смысла, да и жалко оставлять отличную обжитую стоянку. К тому же нас обогнало в поисках места ночлега 3 группы, одна из которых, кстати, оказалась нам знакомой по заброске в эти же места, на р.Кутсайоки, в 2001 году. Мы еще тогда вместе с ними пировали в честь начала сплава. Мир тесен и такие встречи весьма интересны.
Так что, перекусив, решили остаться на ночевку, а заодно прорепетировать намеченные на завтра именины Татьяны Сухаревой. Вечер провели у костра за брусничным чайком, а к полуночи, нажарив блинчиков, началось чествование юбилярши (ей стукнуло 50!), вручение подарков и передача всевозможных приветов. Засиделись до начала 3-го: пошел кураж с поджаркой картошки с грибами от Иванова, потом тушеночка с малосолкой под 20 капель и очередную порцию воспоминаний.
P.S. О рыбалке. Днем на плесе Серега поймал щуку, но она ушла под самым берегом, прихватив с собой его козырную блесну. Через 10 минут ее же поймал Леша Замиховский. Это мы поняли, обнаружив в ее пасти Серегину блесну. Уже под вечер Серега поймал таки свою щуку. Попробовал он также нырять с подводным ружьем, но со слабым результатом: удалось подстрелить всего одного небольшого хариуса.
На завтрак, под именины, Кандыбей сварганил свой фирмовый плов. Погода опять жаркая и хотелось бы немного продвинуться вперед. Но юбилей требует особого внимания, и все утро продолжали бражничать.
Но, так или иначе, к 13-00 все-таки взяли себя в руки, собрались и вышли на воду. “Красивый” прошли красиво, без единого осложнения. А дальше новый утомительный 4-5 км плес и очередной каскад порогов. “Вечерний” и “Узкий” прошли сходу. Порог “Яма”, 5к.с. для байдарок, оказался не только впечатляющим на вид, но и очень коварным. Это показала наша попытка его преодолеть. Мощный слив со стремительной струей и жесткая отбойная волна создает валы до 1,5м. При попытке его пройти наш катамаран и все, кто на нем находился, потерпели полное фиаско. Дело закончилось переворотом катамарана.
Правая отбойная струя ударила в днище правого баллона и легко нас опрокинула. Экипаж довольно долго пробарахтался под водой, выкарабкиваясь из стремян, а после катамаран еще метров 100 тащило по камням, пока не пришла помощь с берега. Потрясение для экипажа было серьезное, хотя жертв и травм не было, только синяки и ушибы. Особый стресс пережила Татьяна, ведь в этот день ей стукнуло 50 лет. Можно сказать, что, выйдя на берег, она во второй раз родилась.
В результате переворота утопили Лешино весло и шапочку Кандыбея. Все остальные вещи выдержали испытание и были подняты на берег.
Пока сушились и делали новое весло, остальные экипажи обнесли злополучный порог и пошли дальше. Вскоре и мы двинулись им вдогонку. В 800 м от “Ямы” находится последний порог на Тунтсайоки – “Котел”. Прошли его по сливу вдоль левого скального берега. За порогом большое растечение реки и….. устрашающее количество туристов. Видимо, соревнования в поисках стоянки нам не избежать.
Не задерживаясь на пороге, двинули дальше и через 10 минут дошли до слияния с Кутсайоки. Вспомнили места, где в 2001 году Иванов в очередной раз клеил свой не держащий воздух катамаран, а также по дороге встретили команду москвичей, с которыми ехали в одном вагоне до Кандалакши. Еще одно доказательство, что мир тесен!
Около 3км до порога “Карниз” (5к.с.) прошли соревнуясь в гребле с другой командой. В результате соперники оказались более прыткими и заняли ключевую стоянку на левом берегу перед порогом. Нам же не осталось ничего другого, как стать чуть выше, на менее обжитой, но все же неплохой площадке. Быстро поставили сети и стали сушить мокрые от переворота вещи. Попутно обсуждаем причины нашего переворота. Точного ответа найти так и не удалось, но вывод сделан такой: мы пока единственная команда в Сумах, катамаран которой перевернулся в пороге. Не очень похвальное достижение. Радует одно, график движения мы все-таки выдерживаем и, если все будет дальше благополучно, 18-го будем в Сумах.
P.S. Наш переворот, отснятый поэтапно Серегой, будем изучать дома детально.
На завтрак доели вчерашнюю пшенную кашку с грибами. И тут пошел дождь… Народ находится в полной прострации. Нужно идти дальше, но по дождю неохота. Между делом сходили на порог и посмотрели, как тренируется соседняя команда. Один слив водопадного типа (левый) они прошли хорошо, а на правом (z-образном) - вышибло двух левых гребцов, а потом на одном из валов кат вообще перевернуло. Сплавляться в таком положении ребятам пришлось до самой нижней ступени порога.
Поднятые сети, как и 4 года назад, на этом месте оказались пустыми. Удручающее постоянство.
Распогодилось только после 14-00. Тогда и начали собираться на прохождение. После просмотра соседских кульбитов на воде, склоняемся к идее идти по левому сливу. Иванов первым прошел его без сложностей. Мы сначала планировали идти по правому, основному сливу и даже вышли его просмотреть. Но случай с экипажем Стаса охладил наш пыл и изменил первоначальный план. А случилось вот что. Шосткинцы, просмотрев порог только с далекого левого берега, решились таки идти по косой траектории основного правого слива. В результате этого безрассудства, при почти полной бездеятельности гребцов в пороге, катамаран потоком развернуло лагом и далее свалило в котел кормой вперед. Первым вылетел Стас, а позднее бочкой катамаран сначала притопило, а потом и перевернуло. Слегка потрясенный экипаж вместе с катом протянуло по камням и прибило к берегу, где их ожидал Иванов сотоварищи. Потерпевшие отделались испугом и некоторым количеством синяков на ногах и прочих частях тела. А Стас ободрал весь свой «румпель» и стал еще «ужаснее», чем обычно.
Наш экипаж, оценив «подвиг» Стаса, скорректировал планы и успешно прошел порог по следам Иванова. Отсиживались недолго и вскоре вышли на 6-км плес, попутно загорая и делая остановки для купания и отдыха.
К началу седьмого подошли к порогу «Каньонному». Учитывая ухудшившуюся погодную обстановку решили стать на стоянку в начале каньона. Место на вершине 30-метровой скалы очень красиво даже при начавшемся дожде. Конец дня провели за разговорами под тентом у костра. Только Стас, уставший от переживаний и дежурства, раньше времени отправился спать, пропустив даже свою дозу спиртного.
13 августа
Все утро лил дождь, вызывая тоску и злобу из-за вынужденного безделья. Только к 11-12 дня начало проясняться и мы, распрощавшись со стоянкой над «Каньонным» отчалили к новым берегам. «Каньонный» и «Змейку» проходили сходу. Особенно понравился последний порог, в котором пришлось активно поработать веслами, маневрируя по узкому и извилистому потоку между скалами и большими камнями. Уже на выходе из «Змейки» на повороте показалась знакомая скала острова возле порога «Шляпа». Воды в этом году больше, чем в 2001, и сила напора потока на скалу с крутым виражом влево с первого взгляда показалась нам не по силам. Немного позже, изучив все возможности прохождения: протока справа от острова, а также правый и левый сливы на основном русле, решили таки порог проходить. Пока ориентировались, прошел сильный, но кратковременный дождь и к началу прохождения опять показалось солнце. Стас и Иванов прошли удачно левым сливом через косой отбойник и бочку. Мы же, разгрузились и пошли по краю основной правосторонней струи, с силой наваливающейся на каменистый мыс острова. Опасного прижима к скале удалось избежать: сказался опыт предыдущих прохождений.
За порогом докупили на ожидающем подхода туристов буксире стратегических продуктов (6 бутылок водки, 6 двухлитровых бутылок пива, сигарет плюс одну! буханку хлеба) погрузили все это богатство на каты и пошли дальше в низовья Тумчи. Начался последний этап маршрута. Скалистый островок ближе к устью, рекомендованный лоцией, оказался занятым, поэтому пошли ниже, и нашли нечто подходящее для стоянки уже в зоне затопления Иовского водохранилища. Расположились на каменистом мыске, поставили сети и начали наконец-то ловить рыбу. Клевало неплохо на спиннинг и червя: щука, окунь и плотва. Правда большими размерами не рыба не радовала. Серега на блесну выхватил крупного язя. Добытой рыбы хватило на тройную уху, рыбу горячего копчения и малосолку. Отличился в рыбалке Федя: набомбил на удочку приличную кучку окуней, а на виброхвоста выхватил крупную щуку.
Ловили допоздна и вволю. Только большое количество комарья и гнуса прибило таки рыбаков к костру, возле которого засиделись далеко за полночь.
Утренний затуманенный вид окружающих заливов порадовал тишиной, безмятежной красотой зеркальной водной глади и окружающих скал. Основная же масса народа встала довольно поздно, к 10-00. Пресытившись рыбалкой только единицы из нас, сделав усилие, пошли снова удить рыбу. После завтрака и снятия сетей, которые как обычно были почти пустыми (поймали одного леща и одного язя), стали готовить катамараны к прохождению озерных просторов. Установили на них парусное вооружение, специально пошитое Кандыбеем. Паруса получились отменные, в чем мы убедились уже вскоре. На воду вышли в 14-50. Ветер почти попутный живо погнал наши посудины к цели – далекому пока поселку Зареченск. Попутно ловили на дорожку рыбу. Невзирая на два срыва крупных щук, к концу перехода наловили килограммов 6 рыбы (щук и крупных окуней). Привязавшись к береговым ориентирам, четко определились по карте с местом нашего расположения. На стоянку встали уже после 20-00. Чуть позже подтянулись отстающие. Выпили по 3 чарки за парусный туризм и занялись устройством лагеря. Приятно осознавать, что за прошедшие дни команда стала настолько сплоченной, а малознакомые люди – близкими и приятными в общении. Вообще опыт показывает, что к нам в группу не попадают случайные и некомпанейские люди. Да и природа этих мест способствует раскрытию лучших черт любого человека. У костра засиделись до глубокой ночи. Готовили копченую и жареную рыбу (наконец-то можно наесться ее вволю) и ягодный кисель. Общее мнение об окончании похода одно: мы сделали правильный выбор, пойдя на Зареченск по озеру, а не поплыли туда же на катере. Местная природа заслуживает более тесного знакомства и общения. Такое запоминается на всю жизнь.
15 августа
Собрались на удивление рано, готовясь к предстоящей встрече с цивилизацией. Погода и направление ветра изменились не в нашу пользу. Низкая облачность сулит дождь, а боковой и, позже, встречный ветер существенно замедляет продвижение. Тем не менее, уже к перекусу мы прошли 2/3 намеченного пути. При этом удавалось еще и удачно ловить рыбу, преимущественно щуку. Сначала Листопад взял экземпляр килограмма на 4, потом я 3-х штук, одна из которых – килограмма на 3-3,5. Ловили также Кандыбей, Колотуша и Юра. У меня огромная щука, на 5-5,5 килограммов оборвала блесну, к великому моему сожалению, уже возле катамарана. Жалко было, конечно, не блесну, а утерянную возможность отличиться.
К пристани в Зареченске подошли уже к 19-30. Рядом – база отдыха (гостиница) «Иова» и место, где тусуются таксисты. Сходили с Ивановым на разведку и первые переговоры. Цены, конечно, кусаются – 1500 рублей за машину. А нам их нужно три. Сбили до 1400, но решили поискать и другие варианты. Пока разбирали каты, девчата сварили на турбазе ужин - отварную рыбу. Мы же через местного рыбака вышли на шофера автобуса, с которым договорились о заброске в Кандалакшу еще дешевле, за 4000руб. Автобус должен был подойти в 11-00 вечера, но, к нашему величайшему разочарованию, так и не появился. Видимо помешала таки таксистская «мафия», которая и при нас угрожала водителю автобуса.
Таким образом, не солоно хлебавши, пришлось принять решение о ночевке в гостинице. Тут нас раскрутили пол полной программе: 1200руб за 2-хместный номер, куда нас пустили по 4 чел. Отдельно услуги бара. Короче поговорка «Скупой платит дважды» стала для нас огорчающей реальностью. Хотели сэкономить копейки, а влетели в новые, незапланированные затраты.
Ночь прошла хоть и в комфорте, но беспокойно. Было жарко и мучили мысли об опоздании домой, что мне может осложнить реализацию дальнейших планов на отпуск с поездкой в Крым.
P.S. Турбаза «ИОВА», пос. Зареченск,
тел 8.921.287-07-61; 8.921. 724-70-30
16 августа
Проснулись и начали думать, как выбираться в Кандалакшу. Четырех человек с частью груза отправили в 9-00 с попутным УАЗиком. Остальные же, в ожидании таксистов, коротали время в баре за просмотром кино на местную тематику – «Кукушка». В 10-00 подошли две легковухи-«жигуля» и мы быстро погрузились. Половина пути, 50 с лишним километров – грунтовка, местами - очень убитая. Дальше – нормальная асфальтированная трасса Алакуртти-Кандалакша. Доехали часа за два. В Кандалакше купили билеты на ночной следующего дня поезд, а дальше после посещения базара и покупки продуктов в дорогу, бесцельно болтались по городу и тусовались на вокзале.
Ближе к вечеру мы с Ивановым, при моральной поддержке Стаса, на пустыре возле вокзала сварили рисовой каши. Работали, не покладая рук, можно сказать, в экстремальных условиях под начавшимся дождем. Однако, уставший и ошалевший от встречи с цивилизацией народ, нашего подвига не оценил. По крайней мере, желающих потребить эту кашу оказалось немного.
N.B. Выброска из Зареченска обошлась нам в 4500руб. плюс незапланированные расходы на ночлег (1100х4=4400руб.) Ну и расходы на напитки в баре тоже кое-что потянули. Вот так поторговались и сэкономили!..
17 августа
Отправление поезда Мурманск-Москва из Кандалакши в 1-23 ночи. Места нам достались как всегда боковые и в основном верхние. При этом половина мест в вагоне вообще не занята. Парадокс какой-то с электронной системой продажи билетов.
Проснулись уже, пересекая просторы Карелии. В дождливой Кеми в соседнее с нашим купе подсели трое паломников, отбывавших трудовое послушание при Соловецком монастыре. Мы же пока только прислушиваемся к их возвышенно-духовным словам, не вступая в разговор…..
18 августа
В Москве было все как обычно: переезд на Киевский вокзал и последующее знакомство с окрестностями. Во время прогулки мы посетили комплекс музея Великой Отечественной Войны на Поклонной горе. Усевшись в Сумской поезд, вздохнули с облегчением: скоро уже будем дома. А в голове начали роиться новые планы и заботы. События похода уже становятся историей, еще одним приключением уходящего туристического года. Дай бог, не последнего…..
ПЕСНЯ
(на эти стихи Стаса Бреева прошибло
после переворота его катамарана на «Карнизе»)
Во хмелю слегка катом правил я.
Ведь бухал с утра я за здравие
То Алешино, то Татьянино,
И теперь гребу – морда пьяная.
Вот шумит порог или перекат
Ну а мне плевать, мне сам черт - не брат.
Хлебанул с утра три стопарика
И теперь мне все – до фонарика.
От болот мокрец черной тучею.
Мы плывем под ним речкой Тумчею.
А течет Тумча да по Кольскому
Полуострову, летом скользкому.
Соскользнул вдруг кат в "Яму" пенную,
Опрокинулся там мгновенно он.
Понесла вода весла с касками.
Видно зря с утра залил глазки я.
Завяжу с утра пить я горькую.
Разве вечером, ну вот столечко.
Ведь холодная в той реке вода.
Буду трезвеньким утром я всегда.
Комментарий других участников переворота:
«Все это поэтические выкрутасы. Экипаж был «сухой, как лист»»
Транспорт на маршруте:
ТИХОМИРОВ Владимир Федорович
пос.Риколатва, Ковдорский район, Мурманская обл.
т. 8-815-35-77-204
т.м. 8-921-709-59-32
ГЛАЗКОВ Валерий Иванович
Пос.Зареченск
т.60-567
АТАМАНЕНКО Михаил Иавнович
г.Алакуртти
т.д 52-215
Комментариев нет:
Отправить комментарий