… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

пятница, 19 марта 2010 г.

УМБА-2004

АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

Дневник водного похода в районе
Кольского полуострова.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Бреев Станислав
Листопад Виктор
Шубин Максим

6 августа.
Долгие, ох и долгие сборы… Сплошной форс-мажор. Собирались в поход по Забайкалью (район реки Витим - мечта поэта и рыбака!), но обстоятельства позволили выбраться только на исхоженный нами вдоль и поперек Кольский полуостров. Погиб в автокатастрофе наш походный товарищ Виктор Бардаков, а по сему пришлось быстро перекроить все планы на этот походный год. Наша новая цель – «троечная» речка Умба, протекающая в южной части полуострова и впадающая в Белое море.

Только в поезде пришло некое расслабление, а до этого была сплошная нервотрепка, спешка и неувязки.

До Москвы доехали без проблем, по дороге подобрав как обычно шосткинскую часть команды. Детали пересечения границы помнятся плохо, но точно помню, что миграционные карточки заполнять не стали. Как будем выезжать назад - пока не ясно.

7 августа.
В Москве нас встретили какие-то родственники или знакомые Иванова. Жалко, что не Бодя, Царство ему небесное. О нем помянули неоднократно. Москвичи на своем авто перевезли весь наш скарб на Ленинградский вокзал, чем сняли значительную часть походных проблем. Остаток времени, до 16-00 (поезд 3234 Москва-Мурманск), коротали в бесцельном хождении вокруг базара и поедании всевозможной снеди. Далее, в поезде, все как обычно: “отужинали” и заснули до самого Петрозаводска. В вагоне большая часть пассажиров – туристы всех мастей и возрастов.

8 августа.
Город Петрозаводск запомнился утренним “кроссом” Витька Листопада. Мои слова: “Стоим, как обычно, минут 30” он принял за чистую монету, и пошел гулять по вокзалу, не прислушиваясь особо к объявлениям диспетчера. Но стоянку сократили, и команда чуть было не лишилась бойца. Пришлось проводнице рвать стоп-кран, чтобы наш оболтус с бутылкой пива в руках успел добежать до последнего вагона тронувшегося поезда. На проводницу особенно подействовали слова Стаса: “Он же ребенок, без паспорта и денег!”. А этот “ребенок” заваливает через три минуты в вагон с бутылкой пива!

Далее – за окнами до мелких деталей знакомые и ставшие родными пейзажи Карелии. Время коротали за картами, поглощением харчей и другими излишествами.

9 августа.
В час с лишним ночи высадились в Аппатитах. Не долго думая и почти не торгуясь, договорились с двумя перевозчиками о заброске на легковых авто на Умбу. Такса – 1000 рублей за 2 машины. Можно было бы торговаться, но хотелось побыстрее добраться до реки. Не подумали даже о том, что надо где-нибудь отметиться и зарегистрироваться. Договорились решать возможные проблемы по мере их возникновения. 50км до реки Умба преодолели минут за 50-60.

Благо не отгорели еще белые ночи, что дало нам возможность найти более-менее пригодную для стоянки площадку. Стали, как “три тополя на Плющихе”, на старой подъездной дороге к мосту через Умбу. Решили поспать до 8-00, а после начать стапель катамарана. Невзирая на ранний подъем, сборку катамарана начали поздновато. А до этого – обязательная помывка тела, причащение и общение с разместившейся по соседству группой из Ярославля, под руководством некоего Хренова. Сразу нашлись общие интересы, знакомые и темы для разговора. Особенно, у Иванова со Стасом - по лыжным походам. Обсуждался и поход ярославцев на Ципу (цель нашего не сложившегося похода). Оказывается там можно и золотишко помыть. К вечеру ярославцы, приезжающие сюда, кстати, на собственном авто, решили остаться еще на одну ночь. Ну и мы остаемся тоже, ввиду задержки с постройкой катамарана.

Ночь прошла под бодрый храп Смолянинова и Иванова, из-за чего Макс не выдержал, и сбежал в палатку Стаса, а его самого отправил в Ивановскую палатку. На такой расстановке сил на утро и согласились все немногочисленные участники похода.

10 августа.
Продолжаем заниматься постройкой катамарана и сборами. Дотянули до того, что ярославцы уже давно ушли, а мы, ковыряясь в своей технике и шмотках, дождались приезда представителей рыбнадзора. В результате - испорченное настроение, отданные неизвестно за что 1545 руб. в виде штрафа за нахождение на нерестовой реке и за порубку 3-х тонких березок. И что характерно – никаких квитанций нам так и не дали, хотя Стас неоднократно заводил с ними разговор о каких-то “индульгенциях”. Короче, полный обман и беспредел. Причем бравые «рыбнадзоровцы» даже не забрали Стасову раздолбанную удочку, которую он настойчиво им предлагал. Вывод из всего этого напрашивается печальный: из-за такой “активной” деятельности “Мурманскрыбводхоза” и его представителей самодеятельному туризму на Кольском может настать каюк.

В мрачном настроении к 13-00 наскоро погрузились и решили тикать из негостеприимного района моста через Умбу. С проклятиями в адрес алчных рыбнадзоровцев и обещаниями отомстить им “незаконной” рыбалкой долопатили к подступам к Падуну – первому и наиболее сложному порогу на реке. После остановки на перекус и пробной рыбалки (впрочем, полностью безрезультатной) решили остановиться на ночевку в 500м выше Падуна. Вечером пытались ловить рыбу и ознакомились с порогом, который внушил нам уважительный трепет и некое опасение.

11 августа
С самого раннего утра посыпал мелкий дождичек, который вконец расслабил команду. Решили маленько подремать. Оказалось, что единственные часы в походе имеет Стас. Но и они утром тоже встали: то ли промокли, то ли села батарейка. Если бы не “Грюндик” Иванова, сидели бы мы в тайге, совсем не ориентируясь во времени. Дождались сначала до 8-30, дождь не стихает, потом – до 9-00 – все тот же результат. В конце концов, физиология и простое желание пожрать чего-нибудь выгнало народ из палаток. Сначала это были “деды”. Натянули тент над кострищем, развели огонь, разбавили спирт, и как-то немножко полегчало. Потом покупались, проверили сети, немножко перекусили. К этому времени дождь перестал сыпать. Но настрой на дневку уже был серьезный. Решили не противиться желаниям, подневать и одновременно подготовиться к прохождению Падуна, впечатляющего своими мощными сливами, стоячими валами и быстротоком. Падун решили проходить, предварительно слегка разгрузившись.

Днем, после нерезультативной рыбалки на червя и сетью, решили разнообразить рацион грибами, что с успехом и реализовали. К этому времени выглянуло солнце, тайга слегка просохла, что дало возможность набрать приличную кучу подосиновиков, которые тут же пошли на жарку. Тем временем вниз прошла одна группа москвичей, потом - еще два человека на надувной лодке.

Послеобеденный отдых посвятили игре в преферанс. Ближе к вечеру еще раз проверили сеть. Опять пусто! Найти ключик к рыбалке на Умбе пока не удается: ни по хариусу, ни по семге.

12 августа
С утра – моросящий дождь, а позднее ветерок стал разрывать тучи. Встали, искупались, потолкались у костра. Проверенная сеть дала только одну небольшую форельку. Не густо! Приготовили завтрак и стали собираться на прохождение порога.

Вышли на воду уже при частично солнечной погоде. Пять минут прогребли, – и мы уже перед порогом. Для упрощения прохождения и удобства размещения на катамаране Макса, которого решили обкатать на пороге, частично разгрузились и перенесли вещи ниже по течению. Падун проскочили по намеченному плану, хотя кайфа и воды поймали по полной программе. По таким валам и бочкам мне, наверное, еще не приходилось ходить.

В конце порога познакомились с двумя москвичами, которых иначе как экстремалами не назовешь. Идти в порог на обыкновенной надувной рыбацкой лодке сможет далеко не каждый. Обогрелись у их костра, сходили на Падун еще раз полюбоваться его красотой, сфотографировались и двинули дальше. Спустя полчаса, постепенно растекаясь, Умба спадает в Верхнеее Капустное озеро. При боковом ветре за час прошли Верхнее Капустное и, повернув направо нашли левую протоку, соединяющую Верхнее со Средним Капустным озером. Порог, соединяющий озера, по лоции не требующий осмотра, на деле выглядит очень впечатляюще. Мощный поток и валы до 1 – 1,5м. Прошли порог без осмотра, причем была пара валов, где Иванов, чуть было, не вывалился в воду.

Сразу за порогом широкий плес с множеством рыбацких “поплавков” (бутылок с камнем для установки сетей). Пока мы обследовали берега на предмет перекуса, группа москвичей, стоящая внизу порога отчалила, оставив нам неплохое место с кострищем. Осмотревшись, приняли, наверное, единственно правильное решение – падать на стоянку, тем более что погода отличная, солнечная, и есть надежда поймать хоть какую-то рыбу.

Перекусив, выдвинулись на рыбный промысел. Первым делом установили сеть, а дальше – с удочками и спиннингами на порог. Результат оказался слабеньким: только Витьку удалось на блесну вытащить одну форельку грамм на 400-500. Далее, до самого ужина, были еще попытки поймать рыбешку, но пока безрезультатные. Вечер закончился под классную музыку по радиостанции “Серебряный дождь”.

Анекдот от Стаса:
Родители вычитывают сына за безалаберность.
Мать: “Да что ему говорить. У него в одно ухо влетает, в другое – вылетает!
Отец: “В вакууме звук не распространяется!”.

13 августа
Утро, уже как обычно, вышло без рыбы, что слегка обескураживает. Зато погода стала выравниваться, и к середине дня стало совсем солнечно и тепло. Позавтракали и двинули дальше на Среднее Капустное озеро. Пейзажи вокруг впечатляют: красивейшие песчаные пляжи, сухая сосновая тайга, а на горизонте – величавый силуэт Хибин. Озеро достаточно мелкое, местами до 0,5м. Среднее соединяется с Нижним Капустным длинной широкой протокой с несколькими островами и слегка заметным течением. В этом месте реку пересекает старый деревянный мост. Высота для прохождения – минимальная. С трудом протиснулись в один из левых пролетов, продираясь по каменистому мелководью и отталкиваясь от низа бревенчатого настила моста.

Дальше озеро постепенно расширяется и на входе становится совсем мелким, до 15см. Идти, отталкиваясь от дна очень сложно, песок с илом. Пришлось нам с Ивановым встать и метров 300 поработать бурлаками. А впереди по дну видны следы, оставленные предыдущими группами. Далее по озеру нужно идти, ориентируясь на высокую горку. Здесь мы, чуть было, не промахнулись с попаданием в Умбу. Нужно идти не прямо, в большой залив напротив заброшенной деревни, а где-то перед горкой повернуть направо и идти в конец залива. Через пять минут активной гребли, вышли к истоку, течение ускорилось и вскоре перешло в порожек с сильным быстротоком. Справа за порожком решили стать на перекус и попутно попытаться поймать какую-нибудь рыбешку. При разгрузке вышел казус. Иванов уронил в воду пакет с описаниями реки и картами. Часть из них была распечатана на струйном принтере, и естественно чернила тут же начали расплываться. Чтоб хоть что-то спасти пришлось разложить бумаги по листику на просушку.

Не взирая на рассказы молодежи о якобы увиденной и даже оборвавшей блесну рыбе, рыбалка закончилась следующим: Иванов оборвал дорогую и любимую блесну, а я, в попытке спасти свою зацепившуюся блесну, оступился в потоке и почти полностью искупался. Хорошо, что было солнечно и тепло.

Через 20 минут после перекуса, миновав еще один порожек, и повернув направо, подошли к порогу Разбойник, длиной до 1км. Руководствуясь лоцией, решили проходить его сходу. Красивый порог с необходимостью выполнения маневров в потоке, чтобы уклониться от наиболее сильных валов. Ниже порога встретили двоих москвичей, сплавляющихся на резинке, которые подсказали нам о наличии хорошей стоянки рядом. Видя, что час уже поздний, приняли решение не искушать судьбу и падать на ночевку. Учитывая наличие на стоянке почти оборудованной баньки, решили, было, устроить помывку. Но начавшийся дождь охладил наше рвение, и вместо устройства бани пришлось натянуть тент над костром, а после окончания дождя заняться более привычным делом: установкой сети и приготовлением ужина. Ушедший на рыбалку Витька вернулся с оборванной блесной, утверждая, что схватившая ее рыба зашла за камень и там запуталась. Мы же, объевшись традиционной уже кашкой и супчиком, решили поджарить еще блинчики или лепешки. В результате получилось все отлично, а изготовленный продукт быстро разошелся под майонезом или сгущенкой, конечно же, под вечернюю рюмочку.

Подошел москвич Саша поговорить. Общение оказалось долгим и интересным. Он геолог. Раньше долго жил на Чукотке, в Певеке. Побывал во многих местах, о которых мечтает Иванов, и которые описывал Олег Куваев в своих повестях. Ходил и в серьезные лыжные походы, включая поход на Северную землю. А в последний год был в Америке и прошел на рафте Большой Каньон Колорадо. Наши бойцы тоже ударились в воспоминания и размышления на таежно-тундровую тематику. Кроме беседы о туризме поругали власти: их и нашу, поговорили о современной жизни и ее проблемах. В общем, вечер прошел содержательно, а наши «мальцы» еще долго ночью базарили и мешали «дедам» спать. Наконец-то парни нашли общий язык!

14 августа
На утренней рыбалке снова обломились. Родилась новая поговорка: “Нет рыбных рек, когда в запасе есть рыбные консервы”. Их, кстати, у нас достаточно, и, видимо, пока их не съедим положительных результатов в рыбалке нам не видать.

Двинули дальше, и после небольшого переката русло постепенно расширилось до небольшого озера Дедкова Ламбина. Вернее их два, соединенных тонкой протокой. Через протоку переброшен старый деревянный мост с разрушенным одним пролетом. Прошли мост без проблем. Сразу за мостом – деревянная будка рыбаков, а несколько далее, на высоком правом берегу, деревня Дедкова Ламбина, в которой на сегодня используются лишь две постройки, а остальные разрушены или разобраны. На присутствие людей указывает собака лайка, бегающая по берегу да рыбак, ловящий рыбу с лодки. Не желая связываться с собакой, отказались от идеи зайти в деревню, а сразу двинули на острова, запирающие выход из озера. Техническая остановка на одном из островов и далее долгий сплав через серию порожков и перекатов под названием порог Семиверстовый. Начали встречаться рыбаки-браконьеры. На выходе из порога у меня случился казус - весло зажало между камней и вырвало из рук. Надежда на то, что весло вынесет течением, не оправдалась. Наверное, несчастливое число 13, написанное на нем, повлияло на его судьбу.

За Семиверстовым на правом повороте реки начинается Жемчужный плес с высоким левым берегом, поросшим красивым сосновым лесом. Передохнув в начале плеса решили пройтись ниже и стать на стоянку ближе к его концу.

К моему удивлению и радости перед отходом я заметил свое весло, медленно плывущее по течению. Торчала из воды только рукоятка, поднимаясь сантиметров на 10. Весло подобрали и вскоре, пройдя весь плес и пор. Корежка, встали на левом берегу на стоянку. Следом прошел Саня-геолог, пообещал прийти к нам вечером в гости и остановился несколько ниже над высоким песчаным обрывом. Мы же поставили лагерь, сварили обед и от нечего делать стали играть в преферанс. Между тем к нашему лагерю прибились двое молодых москвичей, экипированные по последней моде. У них новая байда «Вьюн», гидрокостюмы и спасжилеты фирмовые, тоже и остальное снаряжение. Но вот опыта сплавного маловато. Оказывается они кильнулись на Падуне, потеряли весло. Далее сплавлялись с одним веслом, причем та же история случилась еще на одном пороге. Короче мокрые и озабоченные как же быть дальше они подвалили к нам в лагерь.

К вечеру подошел геолог с бутылкой «Гжелки» и словами: «А сало у хохлов всегда должно найтись». Так и получилось: подрезали сальца с колбаской, открыли консервы. За душевным разговором быстро разошлась водка и закуска. Завершали уже в темноте чаем. Ночью, когда у костра остались только мы с Ивановым, к костру подвалил местный браконьер. Оказывается у него напротив нашего лагеря стоят сети, и он зашел поинтересоваться, кто здесь появился на его участке. По рассказу местного семга уже начала идти по реке, и он за неделю ловит до 100кг рыбы. Уже глубокой ночью попрятали вещички подальше от греха и завалились спать.

15 августа
Утром опять шел дождь, но позже дал небольшую передышку, давшую нам возможность свернуть лагерь и загрузить катамаран. По виду москвичей можно понять, что они находятся в замешательстве, но сформулировать какое-то предложение к нам то ли стесняются, то ли сами не знают, как им поступить. Логичнее и надежнее было бы для них идти с нами, но они, видимо, горды и не захотели навязываться. Расставаясь с ними, мы сказали, что будем падать где-то перед Канозером.

Дождь постепенно прошел, и погода стала даже совсем неплохой, а временами просто теплой и солнечной. Пройдя короткий Золотой плес, подошли к Карельскому порогу. Учитывая указания лоции, прошли его без просмотра и без особых проблем, хотя местами валы и бочки были впечатляющими. Еще несколько поворотов реки и стало заметным значительное понижение рельефа впереди по ходу движения. Это место перед выходом Умбы в Канозеро называется Канозерским порогом. Он длинный и мы, учитывая информацию из лоции, решили преодолевать его без просмотра. Прохождение обошлось без осложнений, но в паре мест пришлось поднапрячься, активно поработать и поволноваться. Особенно, когда Иванова, после попадания в косую бочку, чуть было не вышибло «из седла». Пройдя большущие обливные камни и валы правее скалистого острова, находящуюся за ним мелководную каменистую шиверку, вышли в устье при впадении реки в озеро. На правом берегу обнаружили неплохую стоянку, где и остановились на ночлег.

Пока светило солнце искупались, заготовили дрова, сварили обед. Далее опять пошел дождь и загнал всех в палатки. За преферансом прошло время до вечера.

Под зорьку, когда дождь закончился, решили попробовать порыбачить. С берега – результат отрицательный. Сели на катамаран и пошли осматривать устье на предмет ловли. На выходе устья Иванов поймал на спиннинг крупного окуня. У меня позже раза три сходили щуки. Но общее сложившееся мнение – рыбы в реке мало. Хотя точит мысль: откуда взялись на берегу две здоровенные щучьи головы, найденные нами днем. В этих размышлениях и завалились спать.

16 августа
Утро порадовало солнцем и почти полным отсутствием облаков. Дотянув до 7-30, я не утерпел, взял спиннинг и пошел рыбачить. Результаты опять неутешительные. Другие рыбаки от утреннего лова отказались.

Анекдот от Стаса.
Сидит рыбак зимой возле лунки не один час, очень долго. Вдруг из лунки вылезает корова с сигаретой в зубах и говорит: «Мужик, дай прикурить»
Мужик: «Нет спичек».
Корова: «Ну ладно», и опять нырнула.
Остолбеневший мужик смотрит на свою собаку, а она ему: «Что ты на меня смотришь? Я и сама обалдела!!!»

После завтрака успели только искупаться при солнце. Позже опять заморосил дождь. Пришлось опять залезть в палатку для игры в преферанс да травли анекдотов.

Анекдот от Стаса.
Учитель ботаники в школе, наркоман по-совместительству, ведет урок:
«Дети, какие вы знаете растения?»
Маша: «Я знаю растение мак»
Учитель: «Нехилое растение. Садись, пять».
Вовочка: «Я знаю растение конопля»
Учитель: «Садись, пять. Нехилое растение»
Вася: «А я знаю растение лютик».
Учитель: «а тебе Вася, четыре. А какая твоя фамилия?
Вася: «Косяков».
Учитель: «Садись Вася, пять. Нехилая фамилия»

Ближе к вечеру, когда распогодилось, решили, все-таки, собрать манатки и перебраться на, ближайший на Канозере, остров. На выходе Умбы в озеро мелковато, местами есть заросли тростника. Чтобы уйти от бокового ветра, шли под левым берегом. Попробовали тянуть дорожку. На подходе к острову начало клевать. Поймали штук 4-5 крупных окуней.

Вскоре, красивейший овальный в плане скальный остров стал нашим приютом. Остров этот уникален комплексом петроглифов – наскальных рисунков людей каменного века (2-4 тысячелетие до нашей эры). Хотя остров достаточно посещаем и сильно засижен, нашли хорошее место для лагеря. На острове мы одни, что радует. На самом лобном месте – информация о том, что здесь находится памятник культуры, а также рекламное объявление пресловутого Верещагина Станислава Витальевича, здешнего рыбнадзоровца, с приглашением посетить его теплую баню.

В связи с тем, что один из баллонов катамарана начал интенсивно сдуваться, решили утром его разобрать и проклеить дырки.

Вечер посвятили изучению достопримечательностей острова, готовке пищи и любованию красотой здешней природы.

17 августа.
Утреннее солнце окончательно расслабило команду, и мы решили задневать на острове. Первым делом достали баллоны и заклеили дырки. Пока готовили завтрак, к лагерю подъехал на моторке «Бог и хозяин» этих мест – ВЕРЕЩАГИН. Станислав Витальевич, почти как знаменитый герой фильма «Белое солнце пустыни», такой же принципиальный и честный. Пригласили его отобедать, чем бог послал, угостили спиртом, душевно поговорили. Из беседы узнали многие подробности местной жизни, проблемы рыбной ловли и т.п. Вспомнили общих знакомых по прежним походам, которых он встречал. Просидели у костра часа 3-4, а потом он поехал дальше за грибами в устье Умбы. Перед отъездом пригласил посетить его баню, обещая, что это будет недорого. Мы же обещали подумать, хотя хочется немножко и рыбу половить. К тому же у нас появилась еще одна проблема: слегка приболел Стас, у которого поднялась температура.

После обеда собрали катамаран, поддули баллоны и вчетвером подались на рыбалку. Сначала ловилось плоховато. Пробовали и на дорожку и просто блеснить, и на червя пока не нашли одно приличное место. И тут такое началось! Дергали окуней один за другим на все 3 спиннинга и одну удочку. Часа за полтора набомбили штук 50-60 крупных и средних окуней от 300гр. и до 1кг. В конце концов, поняли, что надо остановиться, ибо приходит новая забота – как все это переработать. Чистить то больно лень!

Пошли обратно в лагерь и на закате все время посвятили обработке рыбы. Засолили почти ведро окуневых балыков, приготовили ужин и впервые за поход попробовали жареной рыбки.

Финал дня или начало нового ознаменовалось красивейшим закатом: только успевай снимать!

18 августа.
К 11-00 собрали вещи и решили двигаться дальше. Еще раз обошли остров, чтобы оставить в памяти его красоту и достопримечательности. Дальше двинулись в направлении большого острова в середине озера. Дует встречный ветер, хотя и не сильный. Естественно мешает движению встречная волна. Дождя нет, но небо в низких облаках, только изредка сквозь оконца появляется на несколько минут солнце. За 2,5 часа дотянули до Большого Мунского острова, который пережил большой пожар, и почти полностью выгорел. Правда, это было несколько лет назад, так что молодой подлесок уже успел подняться. На Мунских островах тоже есть петроглифы, но большая их часть сосредоточена на Малом Мунском, расположенном ближе к берегу.

Напротив Малого Мунского – на берегу залива находится нежилая деревня Конозеро, резиденция Верещагина. Здесь он царь, бог и почти единственный житель, за исключением, конечно, жены и дворняжки. Пока мы отдыхали на острове, подъехал и сам Верещагин, поинтересовался, нет ли проблем. Переговорили коротко и по-хорошему распрощались. Дальше двигались вдоль левого берега от мыса к мысу, попутно ловя на дорожку рыбу. В этом деле преуспел Макс, поймавший добрый десяток крупных окуней и 3-килограммовую щуку (длина 90см), которую с большим трудом вытянули на палубу. Витьке повезло меньше. Такая же щука ушла буквально из-под самого борта катамарана.

Учитывая ухудшение погоды и посыпавший мелкий дождичек, встали на ночевку на очень красивом песчаном пляже в заливе перед истоком из озера рукава Кица. Быстро поставили палатки, натянули тент и занялись готовкой пойманной рыбы. На ужин получилась исключительная уха и жареная щука, что скрасило общую усталость от примерно 15-20км перехода. Стасу все нездоровится: вечер провел в палатке, глотая таблетки. Остальные после трапезы тоже быстро полезли в палатки и под шум дождя тут же заснули.

19 августа.
Сегодня праздник – яблочный Спас. И погода нас порадовала. Хотя всю ночь и утро до 7 часов шел дождь, позже подул ветер-северяк и отогнал облачность на юг. Выглянуло солнце и стало совсем по-иному восприниматься наше положение. На озере поднялась сильная волна, но нам она должна помочь при преодолении завершающего 4-километрового участка озера, т.к. ветер попутный.

Сварили грибной супчик, поджарили рыбки и после завтрака засобирались дальше. Первое направление движения – на южный край озера, где когда-то стояла деревенька Зашеек Канозеро и далее исток Родвинги, одной из проток Умбы.

Остаток пути по озеру прошли достаточно быстро, помогал попутный ветер. Далеко сзади чуть виднеется парус – это кто-то идет по нашим следам.

Передохнув на выходе реки из озера и в последний раз окинув взглядом его бесконечные дали, начали движение по Родвинге. Препятствий почти нет, одни утомительные плесы. Рыба не ловилась ни на озере, ни на реке. Однако все дно реки на перекатах усеяно икрой семги, которая уже прошла в эти воды. После разделения реки на два рукава пошли по правой протоке – Низьме, имеющей только один перекат в верховьях, а далее 6-8км сплошного плеса, зеркально отражающего растительность окрестных болот и низкое северное небо. Часа за два догребли до небольшого порожка, потом прошли двоечный порог Кривец, находящийся на S-образном участке реки. Порог так себе – ничего сложного, но длинный (300-400м). Сразу за ним решили стать на ночевку в месте, уже набитом другими группами. Учитывая жару, озверела здешняя мошкара, от которой не спасают даже мази.

После ужина большая часть народа попряталась от комаров в палатках, а я, взяв улочку и спиннинг, решил порыбачить на Кривце. Наконец-то в реке стала просматриваться рыба. Клевал на червя хариус по-черному, но моя результативность была низкой. Мешали комары и необходимость освоиться с особенностями поклевки Поймать удалось всего 7 хариусов, из которых большинство мелких. Несколько позже, не выдержав укусов, подался в лагерь. Из улова сделали малосолку и полезли в палатки. Несмотря на дневную жару, ночь оказалась достаточно холодной, упали туман и роса. Пришлось под утро поддеть дополнительно свитерок, чтобы отогреться и забыться хоть на 2-3 часа спокойного сна.

20 августа.
Утро на Кривце испортил дождь. Помешал и рыбалке, и простому изучению окрестностей. Особенно не напрягаясь, собрали шмотки и в тумане, переходящем в мелкий дождь двинули дальше. Через час гребли подошли к порогу Падун (Низменская ступенька). Перед порогом случилась неуспешная проверка браконьерских сетей: Иванов практически из рук выпустил 2,5кг семгу, первую и последнюю их увиденных нами на реке.

Порог Падун прошли, предварительно осмотрев первую ступень – слив 1,5м. Дальше все прошло без проблем: сказывается схоженность и слаженность экипажа.

Пройдя последовательно слияние Низьмы с Родвингой, небольшой плес подошли к деревне Погост. Сама деревня находится на левом берегу, а на правом – современная база отдыха (для крутых рыбаков). После поворота направо, небольшое растечение в виде проточного озера, а далее начинается т.н. Медвежье Плесо, длинный плес, состоящий из 2-х участков (второй повернут налево относительно первого на 90 градусов).

Пройдя половину Медвежьего Плеса, на котором видны участки сплошных зарослей белых лилий и другой речной растительности, подошли к повороту плеса налево. Здесь обнаружилась неплохая стоянка, которая, учитывая начавшийся мелкий дождь, вполне смогла удовлетворить команду.

Натянули тент, сварили ужин и спрятались от дождя в палатку играть в преферанс. Витек Листопад умудрился окончательно сломать радиоприемник, так что определить время теперь стало совсем невозможно, особенно при таких погодных условиях.

Поиграв в карты сколько было сил, завалились на «боковую».

P.S. Стас продолжает болеть. Температура высокая и сильно опухли и без того больные ноги. Поэтому он почти недееспособный.

21 августа.
Дождь шел, наверное, всю ночь. К сожалению, точно время определить больше невозможно, т.к. Витек вконец сломал приемник, а других рабочих часов в команде просто нет. Встав на глазок в серой от тумана освещенности, сварили завтрак и засобирались. Посыпал моросящий дождь. Пройдя на повороте плеса налево стационарную сетку рыбозавода, вышли на финишную прямую.

Учитывая ненастье и другие форс-мажорные обстоятельства, связанные с болезнью Стаса, было решено не идти на Белое море, а закончить поход мостом на автодороге Умба-Кандалакша, расстояние до которого было пройдено за полтора часа. Возле моста быстро разобрали вещи и снаряжение, начали паковаться. В это время подъехал УАЗ-пикап и предложил свои услуги по перевозке в Кандалакшу. Сговорились за 1200 рублей. Наскоро побросали еще мокрые вещи в машину и двинулись в путь. 120км от моста до Кандалакши проехали часа за 1,5-2, делая технические остановки для охлаждения двигателя.

Кандалакша. Первым делом разместились на вокзале и взяли билеты. Затем сходили на базар и скупились на дорогу. Чтобы хоть как-то отчитаться дома о походе мы с Ивановым купили на базаре по большой семге. Поезд Мурманск-Симферополь с высадкой в Харькове – таков наш маршрут на ближайшие 2-3 дня.

При посадке в вагон мы сами или нас «прикололи» два раза. Первый: ошиблись с направлением движения поезда и поднесли заблаговременно вещи не в начало, а в конец поезда. В результате, пришлось, высунув язык, бежать со всем снаряжением метров 300. А затем начался очередной облом с билетами. Дело в том, что их приобретали по списку, который я составил на основании материалов прежних лет. А Стас, как назло, взял вместо внутреннего паспорта заграничный (с совершенно другими данными). В результате чересчур внимательная проводница усмотрела несоответствие номеров на билетах и в паспорте, после чего отрапортовала начальнику бригады. После долгих торгов пришлось дать бригадиру на лапу 500 рублей, чем временно ликвидировали возникшую проблему. Посмотрим, каково оно будет на границе.

22 августа.
Двигаемся все дальше и дальше на юг. Никого еще пока не высадили. Надеемся, что все закончится благополучно через два дня. Петрозаводск миновали без осложнений. Никто, как это было ранее, не отстал от поезда. Коротаем время за игрой в преферанс, расслабляемся за перекусами и пивом...

23 августа.
Стучат колеса. Проехали Тулу, Орел, Курск…. Скоро финиш!

ВЫВОДЫ ИЗ ПОХОДА:
Определенный «кризис жанра» все-таки есть. Не хватает постоянно людей, иногда снаряжения, а главное свежих впечатлений. Ведь ходим-то по уже хоженым-перехоженым вдоль и поперек местам (Кольский п-в, Карелия). Хочется чего-то нового: новых впечатлений, пейзажей, серьезных препятствий. Видимо Сибирь и Дальний восток – единственно верное направление, куда нужно стремиться и планировать следующие маршруты.