… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

суббота, 30 августа 2014 г.

ПУТИВЛЬСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО часть 2


Анатолий Смолянинов

ПУТИВЛЬСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО:
путешествие к святым местам Путивльщины

Дневник пешего похода. Часть 2

7.08.2014
Встал в 6-30. Ночь была непростой. После дождя выпала обильная роса и было прохладно. Я даже пожалел, что не взял более теплый спальник. Трава вокруг места моей палатки вся покрыта росой, да и лес после вчерашнего дождя тоже очень влажный. Поэтому решил не суетиться с костром и сделать легкий завтрак из овощей. Ну а в обед уже приготовлю что-нибудь посущественнее. На небе пока ни облачка, солнце взошло и надеюсь, уже вскоре покончит с росой и подсушит мою палатку. Завтрак закончил в 7-15 и к 8-00 намерен снова выйти к монастырю. А пока попробую как-то усовершенствовать кроссовки, чтобы подошва не отпала окончательно.





Первым делом с утра успешно совершил очередной обход Софрониевой пустыни, вновь отснял все ее объекты при благоприятном солнечном освещении. Еще зашел в храм поставить свечки. Заодно прикупил в нем за 40грн книжку о монастыре «Чудная гора», его истории и современности.















Следующий этап - знакомство с Новой Слободой и ее достопримечательностями. От монастыря до села и дальше до Путивля идет отличная асфальтированная дорога.  Посреди леса - еще одно напоминание о Великой Отечественной войне - памятник партизанам-ковпаковцам. Ну а в Новой Слободе меня интересуют два объекта: Мемориал «Колокол скорби» погибшим от рук фашистов местным жителям и трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.





Местный Мемориал построен в 2004 году в память о 586 местных жителях, убитых фашистами-карателями в начале июля 1942 года в отместку за поддержку населением действий местных партизан. Автором проекта является Заслуженный архитектор Украины Анатолий Иванович Дейнека, с которым я несколько лет работал в одном учреждении и продолжаю общаться до сих пор.

На сегодня монумент «Колокол скорби» является филиалом Путивльского государственного историко-культурного заповедника. В зале Мемориала поставил поминальную свечку, полюбовался его выразительным интерьером и отснял все для себя и истории.


Информация о Новослободской трагедии










  
В 800-х метрах за Мемориалом и долиной ручья высится на холме величавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1896-1911г.г.), к которой от дороги ведет высокая, в несколько маршей, лестница. Церковь долгое время существовала в полуразрушенном состоянии (были разобраны колокольня и центральный купол) и использовалась не по прямому назначению. На сегодня храм восстановлен в почти первозданном виде благодаря финансовой и организационной помощи выходца из этого села мецената М.И.Мураева, ныне проживающего в России.


Церковь до восстановления колокольни и купола

На западном фасаде церкви привлекли внимание выполненные уже в наше время с высоким качеством мозаичные панно.В целом после восстановления колокольни и купола селу была возвращена его главная архитектурная доминанта, вид на которую открывается практически из каждого сельского уголка.








 

Детальнее об истории церкви пишет исследователь путивльской церковной старины протоиерей Александр Чурочкин.

 Рядом с церковью особняком стоит памятник погибшим во время Великой Отечественной Войны советским воинам. Правда, найти информационную надпись на его пьедестале не удалось. Но, исходя из традиционного для 40-50гг. стиля памятника, все и так понятно.
 


После осмотра достопримечательностей задержался возле местного продмага: не спеша выпил литр пива, отдохнул в холодке, попутно ведя разговоры с продавщицей на местную тематику.

13-30. Нахожусь у въезда в Новую Слободу со стороны Путивля на берегу обширного водохранилища, а по-простому – ставка, где решил сделать остановку на отдых и перекус. На обед сделал себе яичницу-гигант со всевозможными добавками, а для отдыха – двухразовое купание. Берега ставка не очень чистые, но это не помеха, когда организм требует отдыха. Главное - вода хорошо освежает и дает нужный тонус для дальнейшего продвижения по маршруту.

Вот сижу теперь на уединенной лужайке у берега, а местные пацанята где-то рядом, по разговору, ловят раков. Когда-то и я лет так 25 назад приезжал сюда с путивльским другом понырять за раками. Помнится, тогда наше мероприятие было успешным. Думаю, и местным пацанам должно повезти.







Следующая моя контрольная точка - село Линово. Я выбрал путь к нему не по автотрассе, а по проселочной дороге. От водохранилища за дамбой влево уходит  постепенно набирая высоту  жилая улочка, выводящая в поле. По бокам грунтовки сначала растет кукуруза, а дальше начинаются бескрайние поля подсолнечника. Идти в полдень на солнце тяжело, жарко и парко. В небе то справа, то слева собираются грозовые тучи, и местами уже слышны отдаленные отзвуки грома.

На дороге мне подфартило: проехал часть пути с путивльскими лесорубами. Но не до конца. На участке, где слева к дороге вплотную примыкает лес, меня высадили, и сказали, что им ехать направо на лесосеку, ну а мне прямо, прямо и направо в село. Под мой короткий привал прошел моросящий «слепой» дождик. Капало всего минут 10-15, что называется, прибило пыль.





 

Последний 3-километровый рывок, и я выхожу на кривые улочки Линово. Село расстраивалось на развитом рельефе, постепенно снижающемся к югу в сторону бывших болот, а сейчас – обширной мелиоративной системы. Как и у многих местных сел, главная беда Линово – постепенное старение жителей и запустение. Наверное, каждая третья усадьба сейчас пустует и постепенно разрушается. 
 
 



16-30. Прибыл в центр села Линово. Это такое довольно известное село, где проживают так называемые «горюны» - местный субэтнос, отличающийся своеобразным говором и культурой. В последние полтора десятилетия их «раскручивают» московские и местные фольклористы и спецы-этнологи. Еще с советских времен был известен местный женский фольклорный коллектив, который записывался даже на фирме «Мелодия». Ну а сейчас от него в песенном строю осталась одна старушка Лукерья Кошелева. При своем более чем 70-летнем возрасте она продолжает «зажигать» в московских этно-фольклорных кругах в составе коллектива «Лукерья и ДЕТИ». Записаны даже несколько альбомов с ее участием, презентующих песенный фольклор этого края, которые доступны для скачивания в интернете. Так что любители этно-музыки сами могут послушать и оценить характерный линовский запев.

Информация о горюнах:
Источник 1
Источник 2

Слушать песни коллектива «Лукерья и ДЕТИ»

 

Из достопримечательностей Линово осмотрел в центре памятник погибшему летчику и местную церковь Николая Чудотворца (1745г.), которая после долгого использования в качестве сельского клуба, вернула свое первоначальное назначение и понемногу отстраивается. Ну а мне еще пройти немного вниз к окраине села, а потом топать направо вдоль леса до запланированного места ночевки. Это примерно 5,5км.





  
Теперь коротко о пути из Линово и до стоянки (не первобытного человека, а современного туриста). Об особенностях пути я расспросил у линовской бабульки, которая поведала, что часть пути более-менее пригодна для хода, а вот после кордона лесничества с каким-то расположенным в лесу сараем старая грунтовка, нанесенная на карту М1:60000, которой я пользуюсь, просто исчезает в зарослях травы (преимущественно крапивы) и завалах деревьев.

Первый отрезок пути одолел без особых проблем. Правда стали сильно донимать слепни и комары. Во время одного из привалов нарвал отличных яблок с чудом оказавшейся на опушке леса яблони. На этом участке слева находится болото, осушенное мелиораторами. Поэтому можно идти и по лугу.
 




А вот последняя треть пути оказалась для меня просто настоящим испытанием. Справа – гора с дремучим труднопроходимым лесом; слева – болото - тоже непроходимое. А на границе – подобие старой грунтовки, временами полностью теряющейся в густых зарослях крапивы и другой высокой травы. Местами приходилось их обходить чуть выше по лесу. Но и там не все так просто; много завалов и склон довольно крут. И как неприятное дополнение ко всем этим трудностям – тучи комаров, буквально облепивших мой голый торс и ноги. Я иду только в шортах, и на переодевание уже не остается сил. В общем, получилось настоящее предвечернее испытание воли и выносливости.

И вот выйдя к 19-00 на опушку леса, и увидев справа высокую безлесную гору, я подумал: «Господи, та услышал мои молитвы !». На поросшую высокой травой вершину поднимался уже из последних сил, и вот теперь, установив палатку, наслаждаюсь заслуженным отдыхом и прекрасной природной панорамой. Дневные усилия и трудная дорога сполна окупились этой красотой. Даже ужинать как-то не хочется. Так и сидел бы здесь на ветерке всю жизнь, как тибетский монах, созерцая бескрайние дали и безмолвный первобытный простор.


   

Пройти мимо этих высоких покрытых травой холмов между Ширяевским лесом и леском перед селом Старые Гончары было бы непоправимой ошибкой. Давным давно, еще не только до «исторического материализма», но и до нашей эры, здесь было расположено древнее скифское городище (Ширяевское), являющееся на сегодня археологическим памятником. В нескольких местах на вершинах холмов видны следы давних шурфов и раскопов, сделанных археологами, другие следы человеческой деятельности по переустройству рельефа. Городище расположено высоко над заболоченной пойменной долиной с перепадом до 70-80 метров. Отсюда открывается широкая панорама заросшей лесом равнины, а на горизонте можно увидеть постройки Белополья, Ворожбы, и даже российского города Теткино. Все-таки, не дураки были древние, раз выбирали себе для жилья такие потрясающие по красоте и энергетике места.


  


Фото: Анатолий Смолянинов 

Продолжение следует



Комментариев нет:

Отправить комментарий