… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

вторник, 27 августа 2013 г.

КАВКАЗ-2013. часть 3

АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

КАВКАЗ-2013

Как я стал Кавказским пленником

Дневник горного похода в районе
Центрального Кавказа (Суганский хребет).

Маршрут похода (реальный):

с.Ахсау – пер.Южный Белаг (1А, 3400м) – пер.Северный Белаг (2А, 3650м) – пер. Дракон (1А, 3344м) – пер.Западный Галдор (2Б, 3750м) – пер.Безымянный (2А, 3550м) – пер.Гаспаротто (2Б, 3860м) - с.Верхняя Балкария

Содержание дневника:
часть 1: Непростая дорога в горы
часть 2: Над облаками
часть 3: Из поднебесья на землю
часть 4: Справочный раздел

Часть 3:   ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ НА ЗЕМЛЮ

9 июля
Утром после завтрака быстро свернули лагерь, и, не мешкая, направились в верховья ледника. На сегодня запланированы серьезные перевальные работы. Но,… как видно, нами в этот день водил черт. Сначала, подойдя к разорванному леднику, засомневался Иннокентиевич: «А туда ли мы путь держим?». Достали карту, хорошенько сориентировались, и поняли, что с путем на запланированный перевал Рцывашки мы промахнулись. Он находится в соседнем ущелье, а мы вышли на ледник Ахсу, с которого выход в нужную нам долину р.Рцывашка ведет через перевал Гаспаротто (2Б, 3860м). Нам для зачета похода 4 категории сложности нужен еще один перевал 2Б. Посему возвращаться назад и идти на перевал Рцывашки не захотели. Будем брать «за рога» Гаспаротто, что позволит нам убить и «другого зайца» - уменьшить на один количество оставшихся перевалов.

Но, как оказалось, взять перевал «за рога» в этот день нам не судилось. Все тот же упомянутый черт начал опять строить свои козни. Информации о новом перевале у нас нет практически никакой, только карта-хребтовка. Вот и ломанулись мы в первый, как нам показалось, удобный для восхождения снежный кулуар. Это было фатальной ошибкой, а настоящий взлет на перевал был всего в 200м выше по леднику. В результате целый день провисели на склоне, навесив 4 горизонтальных и 1 вертикальную веревки, торчали как прикованные на сыпучих скальных стенках, безуспешно пытаясь пробиться вверх. Ко всем невзгодам дня прибавилась вконец испортившаяся погода с дождем и снежной крупой.

Сильно промокнув и замерзнув, уже к вечеру решили эвакуироваться вниз, для чего сбросились на веревке в кулуар до снежного склона с приемлемым уклоном, и далее вниз пробили ступени до ровной снеговой площадки у подножья «настоящего» перевального взлета на Гаспаротто.

Сегодня будет наша вторая «снежная» стоянка. Быстро разбили лагерь, переоделись в сухие вещи. А самое первое дело – выпили по глотку спирта, чтобы согреться и не заболеть.

За ужином обсуждали превратности дня и поражались банальности совершенной ошибки, стоившей нам пустых трат сил в условиях жесткого природного дискомфорта, граничащего с реальной опасностью. Получилось так, что перевал Гаспаротто с первого раза нас к себе не подпустил. Надеюсь, что завтра он будет к нам более благодушен.

10 июля
Проснулись довольно рано. Снег за ночь немного подморозило, что нам на руку. После завтрака и коротких сборов выступили на восхождение. Идем в связках по три человека: Швецов-Воробьев-Смолянинов и Зигунов-Зигунова-Шипиленко. Первую треть подъема прошли по ступеням, пробитым вчерашними трудами. Далее – бьем новые ступени на три такта. Подъем прямой, уклон снежного склона – 35-40º. Снега достаточно, но возле скал иногда появляется лед.

Перед верхней скалой последний взлет на перевал раздваивается: можно идти и прямо на седловину, и по снежному кулуару чуть правее. Мы выбираем второй вариант, потому, что в этом кулуаре больше снега и выглядит он более убедительно. Уже вскоре команда выходит на широкое перевальное поле, где можно поставить палатки. Высота перевала Гаспаротто 3860м. Слева над перевалом высится, скрывая в тумане вершину, гора Гюльчи (4475м). Подъем на перевал мы начали в 11-00, а закончили в 12-30. На перевале нашли записку сборной группы из Ульяновска-Самары, проходившей здесь по маршруту 5к.с. в 2012 году.

Передохнув и съев традиционную перевальную шоколадку, в 13-00 начали спуск вниз в широкую долину ледника Рцывашки. Шли в связках, используя попеременную страховку. На леднике есть открытый лед, много трещин, забитых снегом, которые переходили по снежным мостам с попеременной страховкой. При спуске держались правой (орографически) стороны ледника. Спуску способствовала хорошая, безветренная погода.

К верхним моренам вышли к 16-00. На них сделали остановку на обед и отдых. На морене имеются уже подготовленные места для стоянки. После обеда продолжили путь вниз по правым боковым моренам ледника Рцывашки в сторону перевала Осыпной (1Б, 3450м), который также стоит в плане прохождений.

В связи с ухудшением видимости из-за сильного тумана к 18-30 решили, что пора разбивать лагерь. Места для палаток нашли на правом склоне морены, чуть выше истекающего из-под ледника потока Рцывашка. Нынешний день был одним из самых удачных дней в походе, и наш финиш уже стал реально ощутим.

11 июля
Дежурный Ваня Швецов поднял на завтрак около 7-00. Вдоль ущелья дует сильный ветер и видна борьба двух облачностей: низового тумана, поднимающегося из долины, и верховых облаков из-за перевала, периодически приносящих мелкую морось.

Позавтракали и опять укрылись в палатках, дожидаться улучшения погоды. К 9-00 сильный туман раздуло, появилось солнце и стало более-менее комфортно. А окрестные скалы и ледники, нагреваясь на солнце, то и дело спускают лавины и камнепады.

К этому времени наши руководители, посовещавшись, приняли «взвешенное», и, на мой взгляд, единственно правильное решение, что пора заканчивать поход и уходить вниз в село Верхняя Балкария. У нас уже и так лимит времени исчерпан, а набор пройденных перевалов соответствует заявленной категории. Да и перевал Осыпной по описанию кроме технических трудностей подъема, эстетических качеств имеет. Лучше уж мы отдохнем и приведем себя в порядок, остановившись где-нибудь в зоне леса.

После принятия ключевого решения дня лагерь превратился в зону сушки вещей. Нам лишний вес в рюкзаках никак не нужен.

В 12-10 выступили вниз в сторону Верхней Балкарии. Спустились с морен к ревущему потоку р.Рцывашка и идем вниз вдоль правого берега по просматриваемой местами тропе. Появились лужайки, сплошь укрытые высокогорными цветами. На одной из них, у красивого, спадающего в своеобразную ванну, ручья остановились на часовой отдых и обед.

После перекуса погода кардинально ухудшилась: накатил плотный туман, постепенно перешедший в затяжной дождь. В этих условиях все красивые места, о которых рассказывал бывавший здесь раньше Воробьев, мы так и не смогли увидеть.

Вскоре долина расширилась, появились высокогорные пастбища и их обитатели. Сначала в тумане на склоне объявилось стадо яков, а чуть позже – множество гуляющих на просторе коров и лошадей. К сожаления в «мокрых» условиях пофотографировать все эти пасторальные сюжеты, сколько хотелось бы не удалось. Но несколько неплохих кадров все-таки получились.

Дождь лил часа три. Учитывая, что все уже промокли до нитки, решили идти как можно дальше, и, пройдя скотоводческие коши, встать на стоянку уже где-то в зоне леса. Конец дня встретили в уже обычных для нас экстремальных условиях. Быстро разбили лагерь на берегу ручья, выпили по глотку спирта для внутреннего обогрева, а уже затем, когда дождь стих, у «кухонного стола» долго обсуждали события этого «мокрого» дня. Вечерние тосты были: такими: «За правильное и мудрое решение» и «За Солнце». И действительно, идти на перевал в таких погодных условиях было бы безумием.

А сушиться, даст бог, будем уже завтра, если прояснится. Так или иначе, до финиша уже рукой подать.

12 июля
Пробудились в 8-30. Дождя нет, и есть надежда, что часа через два появится солнце. Оно здесь, обычно, поздний гость. Мокрые вещи отжали и разбросали по окрестным кустам на проветривание.

Сегодняшняя генеральная задача – дойти до села Верхняя Балкария и из него уехать в Нальчик.

На завтрак доели вчерашнюю мясную кашу, сегодняшнюю манку и компот из сухофруктов. Далее началась неспешная подготовка к выходу «в люди». Сожгли все, что стало ненужным, перепаковали вещи, кое-что успели просушить. Освежились в текущем рядом ручье, а еще у местного парня-пастуха узнали, что до села 4-5км, а оттуда автобусы ходят ежедневно в 6-30, 9-30 и 14-30.

14-00. Мы в Верхней Балкарии. Зашли в магазин, купили пива и расслабились в ожидании автобуса. А до этого был 2,5-часовой трек вниз к месту слияния Рцывашки с Череком Балкарским. Последний отрезок пути запомнился переходом по деревянному мостку на левый берег реки, красивостями узкого речного каньона со склонами, поросшими грабом, березой и другими лиственными деревьями, а еще многообразием всевозможных цветов, растущих вдоль тропы. Нам с Иннокентиевичем – походным цветолюбам, добавилось работы: нужно задокументировать все эти красоты на фото. Рцывашка, набирая силу за счет впадающих ручьев, становится все шумнее и необузданнее. А с крутых склонов к ее каньону спадают отвесно красивейшие водопады.

К полудню распогодилось и стало появляться солнце. На выходе из ущелья, прямо по его оси видна характерная, поросшая травой горка. Перед ней река и тропа поворачивают влево, и глазам открывается широкая панорама долины Черека и расположенное внизу большое село Верхняя Балкария.

Вход в долину Черека фланкируют две старинные сторожевые башни с развитыми вокруг них системами каменных стенок-укреплений. Это как бы балкарский ответ знаменитому Мачу-Пикчу. Непонятно, почему про этот заброшенный город инков знают все, а про сооружения той же Балкарии, Дигории и Сванетии – единицы. Они, на мой взгляд, ничуть не хуже южно-американских мегасооружений. Может просто там жил «Великий Инка», а здесь – простые балкарские скотоводы так защищались от вражеских набегов.

Осмотрев и отсняв со всех ракурсов старинную сторожевую башню и каменный лабиринт, вошли на территорию села. На разворотной площадке, где останавливается автобус, переоделись, и первым делом, ознакомились с ассортиментом местной продовольственной лавки. Главные вытребованные продукты – пиво и сыр-сулугуни. До подхода автобуса остаются считанные минуты, и народ застыл в ожидании на травке, наслаждаясь «заработавшим» наконец-то в полную силу солнцем. Мы в полушаге от цивилизованного мира.

Балкарцы по религии – мусульмане, и нравы здесь несколько строже, чем в больших городах. Это чувствуется даже по одежде. А на огородах в селе разводят в основном капусту. Видно здесь для ее произрастания самые благоприятные условия. Почти все свободные от камней земельные участки здесь заняты именно этим овощем.

Ровно в 14-30 подошел рейсовый автобус, и началась дорога домой. Стоимость билета 80 + 50 (за рюкзаки) рублей. По дороге немного пообщался со старым балкарцем. Оказывается их тоже во время Великой Отечественной войны, как и крымских татар, депортировали как политически неблагонадежных (мусульмане) в Среднюю Азию. Сейчас село Верхняя Балкария живет в основном старой патриархальной скотоводческой жизнью. Село большое, крепкое, с численностью населения до 5 тысяч человек. Недавно в селе построили новую мечеть. Проект привезли откуда-то из Узбекистана, а строили всем миром, собирая средства среди жителей. Вообще Кабардино-Балкария, с отличие от христианской Северной Осетии, официально мусульманская республика Российской федерации со всеми вытекающими из этого последствиями и традициями. В населенных пунктах сразу бросаются в глаза женщины в хиджабах и длинных платьях, чувствуется строгость мусульманского воспитания.

До Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, доехали за 2 часа (80км) по федеральной дороге с качественным асфальтобетонным покрытием. Особенно на ней впечатляют красоты теснин высокогорных ущелий и два протяженных на 500м и 200м тоннеля.

Обосновавшись в Нальчике на автовокзале, при сильной жаре, перекусили и занялись решением билетных вопросов. Нам бы лучше взять билеты на поезд Минводы-Минск, чтобы не терять время на пересадках. Пока «транспортная команда» занимается билетами, я решил немного пройтись по окрестностям и поснимать сюжеты для своей фотосерии «Один день в городе». Сюжетов из-за недостатка времени оказалось немного. Объектом моего повышенного внимания стала недавно построенная в современном стиле мечеть и благоустройство вокруг нее.

18-15. Ходившие за билетами Зигунов со Швецовым вернулись с плохими вестями - билетов на нужный нам поезд нет. Обсудив проблему, приняли решение ехать в Минводы и уже там, на станции отправления, еще раз попытаться взять билеты на прямой поезд.

Иннокентиевич быстро метнулся по территории автовокзала в поисках перевозчика, соглашавшегося за 2000руб забросить нас в Минеральные воды (100км). Уже через 10 минут группа была в «Газели», и, дозаправившись, выехала за пределы 240-тысячного (по словам водителя) Нальчика.

Путешествие по федеральной дороге с отличным покрытием прошло в хорошем настроении. Да и водитель оказался общительным человеком, с которым интересно поговорить о жизни. Постепенно горные силуэты на горизонте выположились, и только синеющая вдали группа гор в районе Пятигорска напоминала нам, что мы все еще на Кавказе.

До Минеральных вод доехали за 2 часа и быстро перебазировались на железнодорожный вокзал. Здесь с билетами оказалось попроще. Нам предложили 4 купе и 2 плацкарты на прямой поезд Минводы-Минск с отправлением в 19-52 следующего дня. Обсудив еще и другие варианты выезда «на перекладных», все же решили брать предложенные билеты. Определившись с билетами, пришло время решать и проблему ночлега. С этим на вокзале оказалось совсем неважно. Искали место, где прикорнуть и на платформе, и во дворах, примыкающих к «железке» жилых домов, но ничего подходящего так и не нашли. В конце концов, вернулись на лавочки возле вокзала, но и на них поспать нормально не удалось: было жестко, неудобно и прохладно.

Промучившись в попытках забыться хоть на час-полтора, решил дожидаться рассвета сидя, как сыч на ветке. Под утро компанию для разговора составили двое альпинистов из Киева и Харькова, приехавших потренироваться в альплагерях. Вскоре подошли Андрей и Ваня, гулявшие по ночному городу, и в такой компании мы и встретили рассвет нового дня.

13 июля
После 5-00 альпинисты-земляки уехали на электричке в Кисловодск, а мы стали думать, как провести время до отправления нашего поезда. Мысль, что и нам нужно ехать  в сторону Кисловодска и где-то там, на природе отдохнуть, пришла мне неожиданно, и уже вскоре была поддержана командой. Тем более, что электрички в этом направлении ходят каждые полчаса.

Наведя у местных таксистов некоторые справки, уже в 6-10 мы сидели в электричке и ехали до остановки «Гора Змейка» (26 руб/чел), возле которой решили отдохнуть на природе до вечера. Старушка, севшая по соседству, посоветовала нам изменить пункт назначения, и проехать на одну остановку дальше до станции «Бештау»: мол, природа там получше и почище, а цена билета та же (один пояс).

На станции «Бештау», расположенной у подножья одноименной горы, расспросили у охранника куда идти дальше, запаслись на всякий случай водой, и двинули пешком по дороге в сторону находящегося недалеко Железноводска. Через пять минут свернули с нее влево в густой лиственный лес, и еще через пять минут,  перейдя небольшой, стекающий со склонов Бештау ручей, нашли удобную для бивуака площадку, часто использующуюся местными отдыхающими.

Поставили палатки, сварили завтрак и предались блаженному отдыху,
 восполняя недосып минувшей ночи, защищенные от палящего солнца густой листвойДа еще и чистая вода есть рядом, что позволяет немного привести себя в порядок. Получится ли сделать небольшой ознакомительный выход на гору – будет зависеть от настроения. А пока сушим вещи и боремся с начавшими докучать комарами. На часах еще только 8-30 и весь день еще впереди

В 11-00 единолично (все остальные спят богатырским сном) попробовал подняться по еле заметной тропе вверх, чтобы найти какую-нибудь обзорную площадку и снять панорамы окрестностей. Но ничего из этой затеи не получилось. На склоне есть несколько набитых троп, но все они идут в зоне густого и влажного лиственного леса (граб, дуб, клен), и нет никаких признаков свободных от деревьев площадок с видом на окрестности. Отказавшись от идеи найти видовую точку, вернулся в спящий лагерь. Будем бездельничать, и дожидаться обеденного зова.

К 14-00 все отоспались и казначей, сведя доходы и расходы, выдал каждому участнику свой «финансовый вердикт». Остались только две задачи: приготовить и «приговорить» обед, и к 17-00 выйти на платформу станции Бештау.

Наша электричка прибыла в 17-40 и за 20 минут перенесла нас из прохладного влажного леса в жаркую толчею вокруг Минераловодского железнодорожного вокзала. До отъезда нужно выполнить только пару формальностей: потратить остаток российских денег на итоговый ужин и переместиться в вагоны. Мы едем в двух вагонах: я с Иннокентиевичем – в плацкартном, остальные – «барствуют» в купе. Там есть возможность собраться и побалагурить напоследок.

Выехали в 19-50. Во время ужина подвели предварительные итоги похода, а детальный анализ будем делать уже позже. Главный тезис – поход удался во всех отношениях, а вынужденные импровизации в какой-то мере придали дополнительного адреналина и остроты ощущений.

14 июля
С самого рассвета начались дежурные погранично-таможенные процедуры. А дальше будем отдыхать и в воспоминаниях еще раз прокручивать все фазы нашего во многом импровизационного похода по горам Центрального Кавказа. Ну а дома меня уже ждет ворох забот, о которых думать пока не хочется. Их палитра просто богатейшая: от «ремонта» ноги до восстановления разрушенной ураганом крыши на даче у тестя. Лучше бы, конечно, всех этих проблем не было. Но, как показывает жизнь - за все нужно платить. И за положительные эмоции во время кавказского похода, в том числе.

фото: Анатолий СМОЛЯНИНОВ

Выводы без рекомендаций
Рекомендаций не будет, а совет могу дать только один: «В горы нужно ходить, ибо они того стоят! Хотя дело это не только трудное, но порой и опасное».

Теперь немного выводов. Поход по Суганскому хребту Центрального Кавказа оказался во многом импровизированным, поскольку по ходу из-за ряда обстоятельств нам несколько раз пришлось менять маршрут движения. Хорошо, что походный и спортивный опыт участников, позволял это делать без дополнительных осложнений, связанных с отсутствием нужной информации о перевалах и условиях восхождения на них.

За две с небольшим недели похода группой преодолено 6 перевалов, сложность которых соответствует 4 категории. Все они прилегают к зоне Главного Кавказского хребта, и находятся на высотах от 3000 до 4000м. Из-за характерных особенностей геологического строения горы в районе Суганского хребта еще называют "Кавказскими Альпами".

Этот район Центрального Кавказа довольно редко посещается туристами. За время похода мы не встретили ни одной группы. Подтверждают этот тезис и даты снятых перевальных записок. Причины этого – наличие 5-километровой погранзоны вдоль госграницы России с Грузией, которая идет по Главному Кавказскому хребту, а также дополнительные ограничения для въезда иностранцев, введенные в Ирафском районе республики Северная Осетия – Алания после грузино-российского военного конфликта в Южной Осетии. Видимо туристического бума в связи с нестабильной политической и криминогенной обстановкой в регионе
(активность боевиков) в ближайшие годы ожидать не следует. Хотя все природные предпосылки здесь налицо. Осталось поработать политикам, экономистам и турагентам.

Какие решения будут приниматься в этом направлении властями – покажет время, а пока Суганские горы посещаются действительно единицами.

Походная практика показала, что 6 человек – это оптимальное число участников для похода такой категории сложности. При их большем количестве время на прохождение препятствий значительно увеличивается, что существенно снижает темпы продвижения. Ну а уж сплочение коллектива – задача общая! В нашем случае получился почти идеальный вариант.

Неоценимый опыт понимания гор преподнес и передал молодежи наш «аксакал» Валерий Иннокентиевич Воробьев. Именно этот опыт, вместе с альпинистским опытом руководителя, придавал уверенности другим участникам группы в самые сложные и ответственные моменты похода. А таких моментов было предостаточно. Одна погода предоставила нам столько неприятных «сюрпризов», что хватило бы на несколько походов.

Отдельно следует сказать о уникальной природе высокогорного Кавказа, которая в этот период (конец июня – начало июля) поражает обилием всевозможных цветущих растений, буйством весенних красок на фоне заснеженных горных вершин.

О финансовых затратах скажу так – они вполне демократичны. Главное искать варианты и уметь договариваться.

В самом начале похода, после «задержания» чикольской полицией у меня возникла мысль назвать этот дневник «Кавказский пленник» (по аналогии с одноименным рассказом Льва Толстого). По завершению похода эта идея остается актуальной, но уже по иным соображениям. Мы все действительно стали «кавказскими пленниками», и пленили нас не доблестные «копы», а сам ГОРНЫЙ КАВКАЗ пленил нас своей многообразной, порой – суровой, порой – сентиментальной красотой.

В общем если бы меня сейчас спросили: «Готов ли ты ехать на Кавказ в поход еще раз?», я бы ответил: «Всегда готов!». Как пионер.

Видео: Валерий ВОРОБЬЕВ

На перевале Гаспаротто (2Б)