… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

пятница, 2 ноября 2012 г.

КРЫМ - 2012: Каботаж по-черноморски

АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

КРЫМ - 2012:
ДНЕВНИК ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ
(Каботажное плавание вдоль черноморского побережья Крымского полуострова)

Каботаж – плавание между морскими портами одного и того же государства. Изначально под термином «каботаж» понимали плавание от мыса к мысу (cabo – по-испански «мыс»)

Несмотря на массу препятствий, мой черноморский катамаранный поход все-таки состоялся. Хотя в связи с тем, что сроки его проведения Коля Иванов перенес на третью декаду сентября, я уж было, совсем отказался от участия (мой отпуск запланирован с 3 октября). В конце концов на работе появилось «окошко», что дало возможность присоединиться к старой команде, и тем самым на неделю продлить себе лето. А накопившиеся домашние проблемы пришлось отложить на неопределенное время. Авось все само собой как-то утрясется.

Итак, теперь все события по порядку.

Участники:
Терещенко Ирина
Фоменко Ирина

21 - 22 сентября
Выезжаем в Крым в пятницу поездом Сумы – Феодосия с отправлением в 14-28. Команда как всегда сборная (Сумы – Шостка), но знакомы мы не первый год и в походы ходим регулярно. Пока нас 9 человек, а еще две девчонки – знакомые Серёги Колотуши, должны присоединиться через два дня. Они еще гуляют где-то по Карпатам.

В Феодосию прибыли еще затемно, около 4-40. Черноморское побережье встретило прохладой и дождем. До рассвета пережидали дождь на вокзале, а после 8-00 отправились искать микроавтобус, чтобы заброситься на дальний «Золотой пляж» в районе с.Береговое. Здесь мы будем строить катамаран по новой конструкции, спроектированной нашим кормчим -мотористом Ивановым. Поиском транспорта занимался тоже он, а я, «отколовшись», с фотоаппаратом обшарил ближайшие окрестности железнодорожного вокзала в поисках интересных сюжетов для своей серии фотоотчетов «Один день в городе N». Кое-что интересное удалось отыскать. Буду показывать эти фото коллегам, которые кроме привокзальных ларьков так ничего в Феодосии и не увидели. Город Айвазовского и Грина достоин более долгого и близкого знакомства.

На пойманном микроавтобусе двумя ходками переехали на пляж, по пути закупив бензина для лодочного мотора и недостающие продукты, включая три огромных арбуза.

Днем распогодилось: стало солнечно, и даже тепло. Купаемся, питаемся и загораем. А между этими «важными» делами строим свой катамаран. Новая конструкция, придуманная Ивановым, обещает быть более быстроходной, чем спроектированная им же для филиппинского похода.

После 15-00 провели короткие ходовые испытания построенного катамарана, загрузились и отчалили. Погодная обстановка не совсем нам благоприятствует. Поднялся ветер и разогнал довольно высокую волну. Сидеть на носу катамарана в таких условиях не совсем приятно. Постоянно забрызгивает волнами, да и просто прохладно.

Через полчаса после отплытия мотор начал «чихать» и глохнуть. После нескольких ремонтных остановок на воде решили выйти на берег и основательно поискать причину неполадок. Минут через 15 Иванов с Колотушей двигатель отладили, команда снова вышла на воду и дальнейшее продвижение пошло уже как по маслу. Проходя акваторию феодосийского залива, два раза видели резвящихся в море дельфинов. Второй раз – совсем рядом.

Миновав город, порт, и обогнув мыс Святого Ильи с маяком, на закате вышли в бухту Двуякорную. Учитывая, что стало темнеть, решили срочно искать стоянку. Более-менее удобное место нашли сразу за маяком. Поставили лагерь, сварили кашу и предались заслуженному отдыху. А вот чаю попить хорошо не получилось: воду налили в немытый котел, поэтому по глотку такого «чая» сделали только самые смелые.

За день прошли 14 км.

23 сентября
Ночью было тепло, даже тент от палатки не ставили. Проснулись рано, еще до рассвета и уже около 7-00 вся команда собралась возле кухни. Мы готовим пока на бензиновых горелках. Это обстоятельство очень даже возмутило Иванова: наша палатка поставлена всего в 2 метрах от «кухни», и постоянный «базар» дежурных и присоединившихся к ним «бойцов» уже начал раздражать Иванова, да и меня тоже. Одна Люда Сайко пытается утихомирить «крикунов» и направить кухонную суету в более практичное русло. Чтобы немного развеяться взял фотоаппарат и пошел вверх на близлежащие сопки. Погода сегодня отличная, солнечная. Наверху кругом режимные объекты: везде колючая проволока и смотровые вышки. По-моему это какая-то станция слежения ПВО.

Пейзажи Двуякорной бухты мне уже знакомы. Здесь я отдыхал с семьей в поселке Орджоникидзе в 2005-м году после похода по рекам Тунтсайоки и Тумче, что расположены на юго-западе Мурманской области. Сделав фотосерию из морских пейзажей, солнечных дорожек и гнездящихся на камнях бакланов, вернулся в лагерь как раз к завтраку.

Собрались и вышли уже где-то к 11-00. До этого пришлось немного поправить каркас нашей «посудины»: во время вчерашней болтанки его изрядно потрепало. Около часа ушло на преодоление Двуякорной бухты до «дикого» пляжа, который мы когда-то с семьёй облюбовали. Кроме красоты и защищенности от внешнего мира, по моим воспоминаниям, он славится наличием крупных мидий. Ими-то я и подбил команду на заход в эти воды и 40-минутную остановку на купание и подводную «охоту».

В заливчике покупались, позагорали и отдохнули. Правда, мидии обнаружились только в небольшом количестве. Впрочем, задача по лову в «промышленных» объёмах и не ставилась. Мне же было вдвойне приятно побывать в знакомых местах и понырять в чистейшей воде залива.

После остановки, миновав бывший военно-морской завод по производству торпед и острый мыс Киик-Атлама с отколовшейся от него скалой, легли на курс к виднеющемуся на горизонте Коктебелю. Погода пока подходящая: ветер умеренный и волна вполне приемлемая. Уже вскоре, после прохождения весьма аскетически выглядящих сопок в правосторонней долине, показался поселок Орджоникидзе, спрятавшийся у их подножья.

К Коктебелю шли по заливу напрямую, не отклоняясь в сторону Орджоникидзе, и прошли этот участок часа за полтора. Пройдя акваторию городского пляжа в направлении на горный массив Кара-дага, команда вдруг возжелала коктебельского коньяка, и посему пришлось причалить прямо на городской окраине. Здесь нас уже поджидал инспектор природоохраны. После предъявления «корочки» он потребовал, чтобы мы возвратились назад, поскольку лежащий впереди массив Кара-дага является природным заповедником, в котором действует жесткий режим посещения. А попросту здесь со всех и за все дерут «бабки».

Потолковав на берегу с охранниками природы и учитывая, что в Коктебеле нам нужно встретить двух недостающих членов команды, мы решили отступить назад. Перед отходом, оставив катамаран на берегу общественного пляжа, сходили в ближайшую забегаловку и поели «по-курортному». В меню: кому – плов, кому – макароны с котлетой.

Место для ночлега выбрали на окраине нудистского пляжа между Коктебелем и Орджоникидзе. Наша бухта недалеко от мыса Хамелеон называется «Мертвая». Может быть от того, что её берега довольно унылы, а море – грязное и неинтересное. В общем, название это, по сути, вполне оправданное. Но нам сегодня не до эстетики. В сложившихся условиях перебирать не приходится.

Разбили лагерь и готовим на ужин борщ с мидиями. Мидии – это для куража. Как составляющая борща они, конечно, абсолютно бесполезны, но для морского антуража вполне допустимы.

Оставшийся на пляже Зеленский чуть позже приплыл в лагерь на водном велосипеде в сопровождении местного спасателя. Ну а группа во главе с Ивановым и Снегирёвым после ужина снова ушла в город за «приключениями».

На закате Колотуша со Стрельцовым отправились встречать двух девчонок, вливающихся в команду после возвращения из похода по Карпатам. Как произошло воссоединение - не видел, пошел спать. Дневных впечатлений и без того было достаточно.

К концу дня опять распогодилось и светило солнце. Ну а на завтра, судя по облакам «с крючочками» может быть и дождь.

P.S. Пока нет определенности, удастся ли нам подняться на Кара-даг или хотя бы на его прибрежный скалистый утес. Попытаемся как то обойти заслоны охраны заповедника. Хотя по их словам, заповедная зона распространяется по морю до 800м. от берега.

За день прошли 24 км.

24 сентября
Проснулся еще до рассвета и решил пройтись по окрестным достопримечательностям, включая и мыс Хамелеон. Дошел до него как раз при восходе солнца над долиной Орджоникидзе. Сам мыс, силуэтом действительно напоминающий хамелеона, сложен из перемешанных с галькой глинистых грунтов, и постепенно разрушается от переувлажнения и связанных с ним обвалов. Дойдя почти до самого края мыса, отправился дальше в сторону доминирующей над Коктебелем вершинки. По пути обследовал красивый скальный останец, поглазел на лежащие в низине виноградники, а затем свернул влево в строну лежащей над городом высоты. На её вершине находится могила знаменитого российского поэта «серебряного века» Максимилиана Волошина и его жены. С горы открывается обширная панорама Коктебеля и возвышающегося позади него массива Кара-дага. Отсняв свою норму утренних пейзажей, вернулся в лагерь, где уже приготовили завтрак по новому для нас рецепту: овсянка на воде со сгущенным молоком. «Кашка» как то не пошла: видно в нашем возрасте менять привычный рацион сложно. Пройденное утром расстояние – около 5 км.

Позавтракав, быстро собрались и отправились к новым приключениям. Первое случилось уже вскоре в уютной бухте у подножия Кара-дага. Не успели мы за 20 минут искупаться и поймать первых двух крабов, как к пляжу подплыли на надувной моторке «защитники природы» с намерением обложить нас «оброком» по полной. Так или иначе – а мы вторглись на территорию заповедника. Недолгие переговоры закончились откупом в размере 400 грн. и быстрой эвакуацией.

С точки зрения эстетики массив Кара-дага – просто кладезь пейзажных панорам и морских фотосюжетов. К сожалению, после общения с охранниками у нас не получилось поближе подойти к знаменитым «Золотым воротам» и другим прибрежным достопримечательностям Кара-дага. Бдительные «экологи» на своей моторке сопровождали нас почти до границ заповедника.

Поэтому нам ничего не оставалось, как направиться к новым берегам. На окраине пос.Курортное сделали остановку на обед. Сварили гречневую кашу а на десерт отведали под пиво выловленных под Кара-дагом двух крупных крабов.

От Курортного до мыса Меганом шли уже по прямой, отложив намечавшийся заход в Лисью бухту на следующий раз. На середине залива сделали технологическую остановку, совмещенную с купанием. Во время водных процедур Снегирёв потерял фуражку. У него вообще пошла полоса потерь: вчера потерял нож, а вот сегодня – картуз.

На мысе Меганом долго выбирали место для стоянки. Пару раз обнаженные нудистки, как мифические «сирены» завлекали нас на свои пляжи, но, в конце концов, мы выбрали более «нейтральный» уголок в Гравийной бухте, расположенной в самом конце мыса. Отдыхавшие здесь курортники вскоре уехали на приплывшем за ними катере, оставив нас наедине с красивейшей природой.

Уже в сумерках Колотуша надел гидрокостюм и с ружьем отправился на подводную охоту. Мероприятие на этот раз было удачным: на камбуз пришло штук шесть толстых скорпен (морской черт) и сетка, полная крупных крабов.

Новые девчонки (прозванные Ира «черненькая» и Ира «беленькая») в
лились в команду как-то органично и без излишнего напряжения. Надеюсь, что завтрашний день будет еще более насыщенным на впечатления. Впереди у нас Судак с его историей и красотами.

P.S. Погода сегодня просто отменная. Было тепло и, главное, маловетренно. До обеда волнения не было вообще, а после полудня - вполне приемлемо. Ночь была теплой, и некоторые спали вне палатки прямо на гальке

За день прошли 31 км.

25 сентября
Утром спать не хотелось. Посему, искупавшись, отправился на ближайший утёс встречать рассвет. Мыс Меганом действительно стоит той славы, которая о нем слывет в среде аквалангистов. Вода здесь чистейшая и подводный мир богатый.

Прибрежные скалы, состоящие из крупногалечного конгломерата, причудливы и красивы, а вкрапления выветрившегося песчаника – просто художественный шедевр в стиле «модерн». Вдоволь поснимав красоты, вернулся в лагерь как раз к моменту закладки в котёл пойманных крабов.

На завтрак у нас сегодня исключительно рыбное меню. На первое подали вареных крабов. Колотуша собрал всех возле большой миски с готовым продуктом и провел показательный урок, как этих крабов есть. На второе потчевали ухой из скорпен. Получилась она у дежурных неплохо, но все же сравниться с наваристой «северной» ухой не может.

После завтрака и купания с маской в идеально чистой воде пошел в гору на ещё одну короткую фотосессию. Наконец-то вышло солнце и хотелось ещё раз заснять необычные останцы в новых условиях освещения.

Около 10-00 загрузились и вышли на воду. Держим курс на Судак. По пути снова пару раз видели дельфинов. На входе в Судакскую бухту обошли мыс Алчак, представляющий собой красивую скалу, практически отколовшуюся от основного горного массива. Возможно, это произошло во время знаменитого Крымского землетрясения 1927 года.

В Судаке сделали продолжительную остановку недалеко от причала у подножия горы Алчак-Кая. Задача – докупить бензина и кое-каких продуктов. Пока закупочная команда ходила в город, я решил прогуляться на гору. По пути осмотрел местное чудо природы – «дырявую» скалу. Далее был несложный подъём на вершину горы, высота которой всего 157м. Сверху открывается красивая панорама Судака, который оказался довольно большим городом. А вдалеке панораму залива венчает зубчатый силуэт генуэзской крепости. Сделав круг по находящемуся на вершине горы заповедному урочищу, дошел до самого края мыса. Отсняв «контрольные» кадры, спустился вниз к идущей вдоль берега экскурсионной тропе и уже по ней вернулся к тоскующей в ожидании «гонцов» сторожевой группе. Вскоре гонцы вернулись с бензином и предложением вместо приготовления обеда закупить в городе нужное количество плова. На том и порешили.

Плова пришлось ждать долго. «Доктор» Терновенко даже успел пообщаться с местными татарками–мусульманками на тему местной жизни и даже о литературных достоинствах Корана. Наконец-то плов прибыл с нагрузкой из крымского вина и винограда. Плотно отобедав прямо на пляже и искупавшись, снова вышли на воду.

Первым делом подошли поближе к крепости, чтобы сделать хорошие снимки, а затем взяли курс на Новый Свет (Парадиз). За Новым Светом начинаются красивые скалистые места, вдоль которых проходит знаменитая пейзажная тропа Голицына. На тропе находятся многие местные достопримечательности: «Грот Голицына», «Царский пляж» и другие. На мысе Чикен-Кая высятся красивейшие скалы «Два Монаха». Еще их называют «Носорог», поскольку силуэт скал напоминает голову этого африканского великана.

После Нового Света береговые пейзажи стали менее привлекательными. А может просто мы за последние два дня перенасытились впечатлениями. Для развлечения Кандыбей читает вслух выдержки из взятой им в поход книги «Лоция Крыма», но народ большей частью пропускает это мимо ушей, находясь в полудрёме. Даже находящийся «при моторе» кормчий Иванов время от времени куняет.

Начали искать место для стоянки, но ничего интересного долгое время не обнаруживалось. Посему прошли бухту Кутлакскую целиком и, обойдя мыс Ай-Фока, наконец-то обнаружили нечто подходящее. Отсюда совсем недалеко до пансионатов и пос.Морское.

Средний баллон катамарана начал интенсивно сдуваться, поэтому решили разгрузиться полностью и поискать причину сей неприятности. Возможно, где-то на камнях получили пробоину. Через 20 минут напряженной работы причину нашли: банально не держит воздух клапан для поддува. Поправили резиновые прокладки на колпачке – и дело наладилось.

Окрестный пляж, да и гора над ним на первый взгляд показались малопривлекательными. Поэтому весь вечер большей частью тусовались возле кухни, всматриваясь в дальние огни большой Алушты. Завтра, если все будет нам благоприятствовать, мы должны до нее дойти.

Ночью опять было тепло и четверо из команды спали прямо под открытым небом. За день прошли 21 км.

26 сентября
Долгие ночи – это не для меня, поэтому мучительно дожидался, когда же хоть немного рассветет  чтобы прогуляться и в очередной раз встретить солнце. Рассветные лучи встретил, поднявшись с фотоаппаратом на небольшой уступ над мысом. Получились неплохие кадры в стиле «закат-рассвет». Сколько же их у меня в фотоархиве скопилось?

В лагере тоже стали понемногу просыпаться и приходить в себя. Когда солнце поднялось повыше и полностью осветило скалы мыса Ай-Фока отправился на них еще раз, чтобы поснимать в новых условиях освещенности. Перевалил через перегиб и спустился прямо к воде. Прибой сегодня довольно сильный и при контровом освещении получаются неплохие виды на мыс «Носорог». А сами скалы, сложенные из выветрившегося песчаника просто поражают своей фантастической красотой. Теперь мне стало понятно, откуда черпают идеи проектировщики в стиле «бионической архитектуры». Хотя, бионика здесь, скорее всего, и не причём. Просто замысловатые узоры, созданные в скальной породе водой и ветром очень похожи на растительные орнаменты или термитник.

Вернулся как раз к завтраку. Сегодня у нас макароны с тушенкой и капустный салат. Перед погрузкой на катамаран не удержался и еще раз пошел поглазеть на каменные «кружева».

Вышли на воду в 9-45. Сегодня предстоит пройти довольно протяженный участок почти до самой Алушты. Времени у нас остается не так много, что ставит под угрозу срыва планируемое окончание похода в Балаклаве.

Погода нашему мероприятию соответствует и жарит почти по-летнему. От этого у многих носы и плечи стали красно-розовыми. Берега сегодня малоинтересные  поэтому народ на палубе попросту дремлет, лишь изредка поддерживая вялый разговор.

На обед стали в самом начале пос.Малореченский. Вторая цель – осмотреть очень красивую церковь Святого Николая, посвященную всем погибшим в морских катастрофах. Два талантливых художника – автора проекта (А.Гайдамака – Б.Дедов) на спонсорские деньги сотворили это чудо культовой архитектуры, расположив в его стилобатной части еще и музей морских катастроф. Церковь действительно стоит проведения отдельной экскурсии. Все её архитектурное убранство и многочисленные элементы благоустройства связаны с тематикой морских путешествий.

Пока я тщательно обследовал архитектурный шедевр, Иванов не шибко падкий на архитектуру, сварил в тени чахлой прибрежной растительности свой фирменный борщ.

Отоварившись в прибрежном магазине водой и необходимыми продуктами, искупались и отчалили дальше в сторону Алушты. Часам к 17-00 показались на горизонте её многоэтажки, а мы, чтобы не оказаться в городской суете свернули к пос.Семидворье и стали на стоянку сразу за ним возле начала ущелья Аян-Дере .

После захода солнца с полчаса наблюдали в небе необъяснимое явление: прямо над морем на довольно большой высоте мерцало несколько светящихся точек, сгруппированных в один пучок, которые со временем погасли. Может быть это НЛО. Но мы не уфологии, и понаблюдав за огнями, быстро успокоились и сменили тему для разговора. А ещё на небе все больше набирает силу луна, и наблюдать за её светящейся дорожкой не менее интересно, чем за НЛО.

P.S. Сегодняшний день получился у нас в чисто курортном стиле: жара и пляжная скука. Единственный «светлый луч» - Николаевская церковь.

За день прошли 35 км.

27 сентября
Восход солнца встречал уже на ногах. Взобрался на пригорок, чтобы уже в сотый, наверное, раз снять рождение нового дня. Появление солнца из моря на фоне можжевелового леса было запечатлено неоднократно. Но этого показалось мало, и меня осенила крамольная идея отправиться поутру к манящей еще со вчерашнего вечера вершине Южной Демерджи. На этой горе я бывал довольно давно, в 1999 году, и сейчас захотелось освежить прежние впечатления. Так вот взял и пошел в её сторону, не очень-то осознавая, какое до нее отсюда расстояние и сколько времени уйдет на подъём. И ещё без карты.

Сначала вышел по тропе из ущелья на асфальтовую дорогу, ведущую в сторону с.Лучистое. Как оказалось только до села от нашего пляжа километра 4, а до горы и того больше. Пройдя по дороге километра 2, свернул с нее в направлении к скалам Южной Демерджи. Идти пришлось сначала вдоль уже убранных виноградников, потом по конным тропам, петляющим по лесу на склоне горы.

Моя главная цель – постепенный набор высоты и поиск тропы, ведущей к вершине. С первой задачей справиться удалось, а вот со второй получился облом. Выйдя на набитую пешеходную тропу, пошел по ней на восток. Но видимо она была обзорная траверсная, идущая вдоль горы на одной высоте. Постепенно пришло осознание того, что сегодня мне до вершины не дойти по причине банальной нехватки времени. Чтобы избежать недовольства команды за задержку выхода, решил возвращаться назад.

Шел назад сначала по тропе, точно зная, что она выведет меня на Лучистое. Выйдя на яйлу, ещё раз отснял «контрольные» кадры вершины Демерджи и Долины Приведений у её подножья, и снова на спуск. Со временем, свернул чуть левее от Лучистого, чтобы, идя по прямой, сократить расстояние и подсечь автомобильную дорогу. Определиться с направлением помогли два охотника, гоняющие с собакой на склонах куропаток или перепелов. Они подсказали просеку по лесу, выводящую на красивое горное озерко и шоссе. Возле озера задержался чтобы поснимать пасторальные сюжеты: пасущиеся стада лошадей, овец и коз на фоне Демерджи.

По шоссе пришлось передвигаться уже большей частью бегом. От Лучистого до поворота на Семидворье 4 км, а вниз к морю - ещё все 2. Чтобы как то сократить расстояние занялся автостопом. Первый водитель подвез с полкилометра до поворота на Алушту, и, направил в её сторону (я, в суматохе сказал, что мне нужно до поворота, но не уточнил, что это поворот не на Алушту, а на Семидворье). Только через 5 минут ходу я сообразил, сто иду не туда, куда мне нужно и, повернув назад, возвратился на основную горную дорогу.

После нескольких пробежек, возле меня остановилась машина, и возвращавшийся с охоты ранее встреченный мной охотник предложил подбросить оставшийся километр до развилки на Семидворье.

Дальнейшее было уже делом техники: спуск к морю проделал быстро и пришел в лагерь как раз к загрузке катамарана. Моё «чистосердечное раскаяние» за опоздание было принято, и, переодевшись и собрав свои вещи, я уже вскоре снова стал членом единого экипажа. Такая вот получилась утренняя прогулка длинною в 15,5км.

На воду вышли в 10-00, с целью пройти Алушту, Ялту и стать уже где-то за ней подальше от курортной суеты. Как впоследствии оказалось, это планы были несбыточными, и мы остановились на ночлег раньше, чем планировали.

Алушту прошли быстро, еще раз вспомнив, как в 2009 году ночевали на её городском пляже после удачного похода по горному Крыму. Далее началась череда курортных посёлков и пансионатов. Перед новым курортным комплексом «Санта Барбара» остановились перекусить и докупить продуктов. Пока готовился обед по «наводке» друзей пошел поснимать «сад камней» на диком пляже и сам комплекс, выросший совсем недавно в самом начале Партенита. И «сад камней», и комплекс впечатлили. Первый – своей восточной необычностью, а второй – европейской «средиземноморской» улицей. Отсняв нужные кадры, вернулся как раз к обеденному столу.

В нашем «полку» временно прибыло. «Активисты» сагитировали какую-то московскую пару на короткую морскую прогулку на нашем судне. До отхода сам попробовал выставить продолговатый окатыш вертикально как в «Саду камней». Получилось, да еще и на наклонной плоскости. Чуть позднее загрузились и отчалили в сторону Аю-Дага. На одном из дальних пляжей Партенита высадили москвичей, а затем начали огибать массив Медведь-горы. По пути наблюдали пару дельфинов, а также флотилию местных рыбаков, ловящих возле мыса Монастырского неизвестно какую рыбку.

Миновав мыс, повернули к диким пляжам прямо возле Артека. Останавливаться на пляжах под горой не решились. Там заповедная зона ландшафтного заказника, с неизвестно каким режимом охраны. Иванов решил «падать» на стоянку, хотя половина команды требовала продолжения сплава, поскольку на часах только 3-30. Но у Коли один веский аргумент: дальше начинается Большая Ялта и стать на ночлег будет просто негде. Поворчав, все же разгрузились и разбили лагерь возле Артековских пляжей. Как распорядиться таким количеством свободного времени – пока не ясно. Некоторые пошли «убивать время» в прибрежное кафе.

Как будем плыть дальше тоже пока не ясно. Зато ясно другое: сегодня уже четверг, а дойти до Балаклавы за два дня практически нереально. Значит, придется «валить» домой раньше: или из Ласпи, или из Батилимана. По крайней мере, Юра Стрельцов придерживается такого же мнения. Поход для нас желательно закончить в запланированные сроки.

Днём небо над Ялтой затянуло плотной облачностью, и там к вечеру, возможно, будет дождь. У нас же после 17-00 распогодилось и снова светит солнце.

P.S. Утром, при подъёме из ущелья в сторону Демерджи спугнул лисицу. Значит, живность на Крымском побережье даже при таком количестве отдыхающих все ещё имеется.

За день прошли 24 км.

28 сентября
Как и договаривались с вечера сразу после рассвета втроём: я, Кандыбей и Стрельцов отправились «покорять» Аю-Даг. Сначала долго шли по серпантину автодороги, а затем, расспросив местных, свернули вправо на тропу, ведущую в сторону горы. Оказалось, что свернули раньше положенного. В этом мы убедились через полчаса, когда малозаметная тропка, похожая на звериную, уперлась в скалистый склон.

Решили вернуться на шоссе, пройтись немного вперёд и поискать нужную тропу. Она оказалась метров на 300-400 дальше, сразу за находящимся слева озером или ставом.

Маркированная тропа на Медведь-гору идет траверсом вдоль левого борта. Мы же решили попытать счастья и подняться немного выше, свернув на слабую тропку, ведущую прямо вверх вдоль каменной осыпи. По сыпухе поднялись ещё метров на 100 вверх до первой обзорной точки. Отдохнув и сняв панораму залива, решили, что пора возвращаться. На пляж пришли как раз к завтраку. Общий километраж прогулки составил около 7,0 км.

На воду встали как обычно около 10-00. Впереди прохождение вдоль самого центра ЮБК. Сначала осмотрели с воды панорамы Гурзуфа, Отрадного, и, наконец, впечатляющая картина – Большая Ялта на фоне Крымских гор.

При подходе к району Ливадии с её знаменитым дворцом нас ожидал сюрприз. Обращая все внимание на береговые виды, мы не придали значения стоящему на рейде военному кораблю в сопровождении двух катеров. Но как только мы стали проходить дальше мимо дворца путь нам преградил катер «морской охраны». Оказалось, что как раз сегодня в Ливадийском дворце проходит саммит глав правительств стран СНГ и акватория в этом районе временно закрыта. После переговоров нам предложили переждать до 16-00 на берегу. Но и этого им показалось мало. Как только мы пристали к берегу, вызвав своим судном большой ажиотаж у отдыхающих, катер «морской охраны» подошел еще раз, чтобы провести дознание уже по полной схеме. На переговоры, перезвоны и отбор списка с нашими паспортами ушло около часа. В конце концов «морской охранник» в ранге капитан-лейтенанта вызвал наряд пограничников, и, передав нас из рук в руки, отчалил.

Прибывший пограннаряд в составе четырёх человек начал вторую серию опознания «подозрительных личностей»: собрал все паспорта и стал сверять их со списком. Тут мы раскрыли для себя один конфуз, о котором до проверки и не подозревали. Как оказалось, я при подготовке в последний день списка команды позабыл включить в него Юру Стрельцова. Эту «военную тайну» мы решили проверяющим не раскрывать, а Юра на время проверки незаметно удалился на набережную. Когда все паспорта были собраны и проверены, пограничники, забрав себе один экземпляр списка, пожелали нам удачи и с чувством выполненного долга удалились. Ну а мы в ожидании 16-00, когда «морская охрана» снимет оцепление, поднимали доходы хозяев пляжного кафе.

В урочное время сторожевой корабль охраны задымил, и флотилия медленно пошла в сторону Фороса. Сообщив по телефону дежурному погранотряда о наших дальнейших планах, команда снова вышла на воду и направилась в сторону Симеиза. Далее шли по воде уже беспрепятственно.

Снова потекли перед глазами панорамы курортных городков с их достопримечательностями: Ореанда, Курпаты, Аврорина скала с дворцом «Ласточкино гнездо». Юсуповский и Воронцовский дворцы, Алупка и наконец, Симеиз.

Ближе к вечеру на выходе из Симеиза посмотрели, как выглядит морская «ферма» по разведению мидий и стали искать место для стоянки. С этим было сложнее. Берега ЮБК уже настолько плотно освоены курортной застройкой, что «дикарю» просто некуда приклонить голову. Хотели стать на окраине Кацивели, но нас с пляжа «попросили» и отправили дальше в сторону Понизовки. Уже в полумраке при свете полной луны прошли в поисках стоянки до мыса Святой Троицы. Не найдя и здесь ничего подходящего, решили повернуть назад и стали в самом конце пляжей Кацивели.

Лагерь разбили уже в полной темноте прямо на огражденном двумя пирсами-волнорезами пляже, На завершение долгого дня по полной программе приготовили ужин, во время которого шло обсуждение, что предпринять дальше.

Вариант продолжения плавания на запад с завершением в Балаклаве не складывается из-за нехватки времени и возможности очередных сложностей с «морской охраной» в районе Фороса, где находится президентская резиденция и другие «крутые» дачи. Об этом нас уже предупредил капитан-лейтенант «морской охраны». Определились, что лучшим исходом будет разобрать катамаран, перебраться в Симферополь и уехать домой поездом уже в завтра вечером.

За день прошли 41 км, а всего с начала пути – 190,0 км.

29 сентября
Встали привычно на самом рассвете. Встретили подъём солнца, искупались, попили кофейку и приняли окончательное решение об отъезде. Двух «гонцов» отослали искать микроавтобус, а остальные занялись разборкой катамарана и свертыванием лагеря.

Уже вскоре Стрельцов с Кандыбеем вернулись с информацией о том, что автобус найден и прибудет в 14-00, чтобы перевезти нас в Симферополь. Узнали парни также, что билеты на поезд Симферополь-Сумы имеются в достаточном количестве.

После 12-00 собранные вещи перенесли поближе к месту на набережной, куда можно доехать микроавтобусом. Стоим над нудистским пляжем, и сверху все «подробности» на лицо. Но других вариантов нет: дальше тяжелые вещи нести не хочется.

Последние часы в Крыму радуют теплом и солнцем. Народ после купания рванул на прощальное пиво, а я решил, что лучше будет дописать этот дневник сейчас, ибо в поезде времени уже не будет, а дописывать его дома, – какой же это будет походный дневник. Сижу вот, пишу эти строки и присматриваю за вещами и нудистами.

Пришло время оценить все плюсы и минусы каботажного плавания вдоль Южного берега Крыма. К плюсам можно отнести богатые возможности для осмотра достопримечательностей, как природных, так и рукотворных. А еще возможность почувствовать саму атмосферу морского путешествия. Недостатком есть малоподвижность, ибо на воде за тебя все делает мотор. Ещё одной проблемой является большая освоенность побережья курортной инфраструктурой, развитие которой активно продолжается. Поэтому уже вскоре просто негде будет стать с палаткой, кругом будут одни запретные зоны.

И все-таки, оценив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что поход удался на все 100%, превзойдя все мои ожидания. Нечто подобное можно и нужно планировать и на будущее. У нас уже есть в запасе нереализованная в этом году идея похода по Байкалу. А еще есть Шантарские острова, Белое море и Соловки, и наконец, дальняя заграница. Вариантов тут может быть множество. Были бы новые походные идеи, средства и, главное, желание претворять их в жизнь.

Заказанный «Мерседес-спринтер» прибыл в 14-30. Быстро загрузились и выехали на Симферополь, договорившись о цене в 600 грн (водитель Роман тел. 097- 383-17-25). Ехали сначала в сторону Севастополя, а дальше через Бахчисарай. В районе мыса Сарыч глазастый Зеленский увидел на воде вчерашний сторожевой корабль в сопровождении катеров. Значит, усиленная охрана на воде всё еще не снята, и мы правильно сделали, что не пошли дальше на Балаклаву. Второй бы раз нас так просто не выпустили.

Красивые морские пейзажи со скалистым обрамлением после поворота на Бахчисарай сменились типичными видами крымских «столовых» гор. Проехали Мангуп и Бахчисарай, где три года назад отлично походили во время похода по Горному Крыму. А в Симферополь прибыли в 16-45. Времени хватило только на то, чтобы разгрузиться и перенести вещи к поезду. Параллельно гонцы купили билеты и продуктов в дорогу.

Наше отправление в 17-30. В условиях цейтнота быстро управились со всеми необходимыми делами и сев в свой вагон наконец-то облегченно вздохнули. Завтра в 7-40 мы уже будем дома в Сумах.

В Крыму мы все-таки догнали уходящее лето и сделали классный поход.