… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 1 ноября 2023 г.

КАРПАТЫ-2023:

Черногорский хребет от Квасов до Дземброни

Участники: Смолянинов Анатолий, Иванов Николай

ДНЕВНИК ПОХОДА

12.07.2023

В последние годы нашей команде с дальними походами не очень-то фартило. Сначала в их реализации мешала всколыхнувшая мир коронавирусная эпидемия, а с прошлого года - начавшаяся война. Так что большей частью география путешествий ограничивалась окрестностями областного центра.

Вот и на этот раз при подготовке к походу по Карпатам опять не заладилось: за 3 дня до отъезда включённый в команду сын Николая Иванова Коля младший повредил на соревнованиях по баскетболу руку и выбыл из «игры». Вслед за ним пошёл четвёртый заявленный участник - внук Иванова Илья, решив, что без одновозрастного напарника ему в горах будет скучно. Возможно он и прав, но нам оставшимся от этого не легче. Жалко, что молодёжь вылетела, но намеченные планы мы должны выполнить - таков закон туризма. Значит - идём вдвоём, что и подтвердил Иванов в своём звонке за 2 дня до отъезда. Цель остаётся прежней: траверс Черногорского хребта Карпат по ранее уже пройденному в 2012 году маршруту, но на этот раз в обратном направлении со стартом в селе Квасы.

При сборах мне посильно помог мой коллега по работе Виктор, который наряду с хорошими трудовыми показателями имеет немалый опыт походов в Карпатах и других уголках Украины. На его советы помимо собственного опыта и будем ориентироваться. Он же мне подогнал кое-что из походного снаряжения, за что отдельная благодарность. Два дня перед отъездом были как всегда нервными и хлопотливыми. Нужно было много сделать по работе, а ещё закупить необходимые для похода продукты исходя из подготовленной Ивановым раскладки.

На вокзале нас провожали только жена напарника и его домочадцы. Я же с дочерью расстался дома, дав по мере возможности наставления и советы к предстоящему ей экзамену для поступления на магистратуру в Сумский госуниверситет. Распрощавшись с провожающими и обременённые кроме рюкзаков всякими торбами с дорожной снедью, загрузились в наш вагон и отчалили. На некоторое время проблемы и заботы обычной мирской жизни отошли в сторону, и мы понемногу втягивались в ставший привычным за многие годы походный ритм.

Вагонную скуку при следовании до Киева нам, дремлющим после бессонной ночи, скрасил долгий разговор с попутчиком-сумчанином, у которого нашлось для этого множество тем и общих знакомых. В Киеве до пересадки на следующий поезд пробыли около 2,5 часов. Успели хорошо поесть, причаститься и немного передохнуть на лавках в зале ожидания и немного прогуляться по привокзальным окрестностям. В 14:26 загрузились в очередной поезд Киев-Рахов и двинули дальше по пути следования к начальной точке маршрута. Наконец-то Карпаты становятся для нас близкой и реальной темой. Уже завтра утром мы прибудем в Квасы и начнём подъём на Черногорский хребет, а по-простому Черногору. Надеюсь погода нам будет благоприятствовать.

13.07.2023

Поезд Киев-Рахов (в народе «Раховоз») курсирует с остановками в почти всех областных центрах Западной Украины: Виннице, Хмельницком, Тернополе, Львове Ивано-Франковске и дальше в сторону Карпат. Вагон на этот раз нам достался с сидячими местами. Дёшево, но сердито! Ноги затекают, прилечь поспать сложно. Вот и промучились в таких условиях всю ночь. Эти трудности нам немного скрашивал  «напиток» от Левитского и нескончаемая копчёная курица от Иванова. В поезде мы её так и не осилили, а прикончили уже проехав несколько карпатских тоннелей на железнодорожной станции в Квасах, скормив остаток каркаса местной голодной дворняжке. Погода в Квасах вроде бы и неплохая, но нестабильная. Типичные Карпаты: утром туман, потом жаркое солнце, дожди и обратно облачность.

Подъём в горы по маркированной тропе начали у фирменной сыроварни «Розенталь», перейдя перед этим по мосту Чёрную Тису.  Возле сыроварни запаслись в ухоженном источнике настоящей минеральной водой «Поляна Квасова», пересекли железнодорожные пути и обойдя руины недостроенного в советские времена санатория, внедрились в дебри букового леса. В самом начале тропы - кордон Карпатского биосферного заповедника с двумя егерями в придачу.   Начались первые финансовые проблемы. За вход на территорию заповедника взимается плата 70 гривен с носа. Отмазки, типа мы бедные пенсионеры, на егерей не подействовали и пришлось раскошелиться на 140 гривен. Спросили; «На что идут сборы?». Ответ: «Так положено». А мы то думали на ремонт «Провала», чтобы не очень проваливался. Всё почти как в «12 стульях».

Подъём по набитой маркированной тропе на начальном этапе довольно крут, а если ещё дождь пройдёт и расквасит грунт - полная задница. Нам пока немного фартит: горы в тумане, но дождь был только вчера и идти можно. Крутой подъём среди леса выводит на несколько разделённых лесом полонин. Главная проблема и задача в этих местах найти источник воды. Уже на высокогорье уклон постепенно уменьшается и на подходах к зданиям Биосферного стационара Львовского госуниверситета идёт траверсом по краю крутого заросшего дремучим лесом склона, спадающего в долину Чёрной Тисы. К обеду наконец-то дошли до полонины с источником у дороги. Здесь напились до отвала и набрали воды на вечер.

У источника меня озадачил какой-то непонятный гул, раздающийся из низины. Вскоре мой интерес развеял Иванов, показав на отару овец, направляющиеся в сторону расположенных на пригорке кошей. А постоянный шум - это звон нашейных колокольчиков у овец. Представляю, какая была бы у них голова от этого постоянного колокольного звона. Но у овец ведь овечьи мозги, и, видимо, это их не очень трогает. Отару здесь спасут два молодых гуцула, а ещё один ежедневно курсируют на мотоцикле между кошами и Квасами - наверное возит молоко на сыроварню.

Тут у колоды для водопоя с Ивановым произошло приключение, которое могло иметь довольно неприятные последствия. Одна из нескольких псин, что охраняли отару, возбудилась и с налёта сзади хапнула за красную бейсболку, которую Иванов нёс в руке. Хорошо, что не за руку: мы вздохнули с облегчением, потому что неприятности в самом начале похода нам совсем ни к чему.

К этому времени погода начала стремительно меняться: вдали прогремели раскаты грома и на нас стала надвигаться большая чёрная туча. Быстро приняли решение становиться на стоянку. Отличную полянку для неё на подходе к кошам присмотрел Иванов. Установку палатки завершили уже при первых каплях дождя с порывами ветра. Поняв, что из-за дождя обед придётся отложить на более позднее время, в палатке на сухую перекусили под пиво «Хейнекен», а затем на некоторое время завалились подремать. Через час-полтора дождь и гроза закончились, из-за тумана начало проглядывать солнышко, и мы вышли к кострищу, чтобы приготовить первый походный обед-гороховый супчик и чай. Костёр сначала не хотел разгораться из-за сырых дров, но кусок бересты и особо горючая спичка под названием «охотник» сделали своё дело, и уже вскоре в котелке забурлил ключ от кипятка. Половник-разводягу в поход мы не взяли, и пришлось её сделать из пустой пивной банки. Получилась вполне пригодная для использования штуковина. Но, к сожалению, век этой разводяги был недолог: её спёрла у палатки одна из двух голодных собак, прибежавших сюда от коша, чтобы чем-нибудь поживиться. Наверное, в отместку за то, что мы отгоняли её от палатки и кострища. Видя опасность от таких собачьих набегов, котелок с супом, который остался на утро, я подвесил на сучок дерева, повыше и подальше от греха.

После дождя можно было бы продолжить путь, но мы решили, что для первого дня пройденного пути будет достаточно, а стоит получше отдохнуть после бессонной ночи в поезде и крутого подъёма на высокогорье. А завтра уже постараемся наверстать упущенное и вернуться в плановый график.

Вечерний чай сварить так и не удалось: раз за разом срывался дождь, а с газом тоже поленились возиться. Остаток светлого времени отлёживались в палатке, периодически отгоняя нахальных собак. Уже в сумерках возвращающийся в Квасы на мотоцикле гуцул предложил привезти утром пиво, но мы гордо отказались.

14.07.2023

Из-за раннего отбоя по случаю непогоды ночь мне показалась очень долгой. Проснулись совсем на рассвете, ибо спать уже надоело, а вокруг всё в тумане и сырости. Заняться в период непогоды, как оказалось, было нечем. На будущее нужно брать с собой что-нибудь для развлечения: книгу, колонки для плеера или радио. У меня хоть есть плеер, на котором я слушаю аудиокнигу «Дюна» Фрэнка Герберта, и вот этот дневник. А дяде Коле остаётся только до умопомрачения валяться в спальнике, и ожидать улучшения погоды. Ну, когда уже этот утренний туман развеется? Наверное, не раньше 10:00. Что ж будем ждать.

В начале восьмого наконец-то покинули палатку и стали готовить завтрак. Вроде бы и простая задача: разжечь костёр, согреть вчерашний суп и вскипятить чай. Но вот с костром-то и появились первые трудности. После дождя возле кострища всё мокрое и добыть сухую щепочкой совсем не просто. Разжечь костёр не помогли ни береста, ни спички «охотник». Пришлось запустить «тяжёлую артиллерию» - оргстекло. Дело помаленьку сдвинулось с места и наш завтрак был готов.

Погода сегодня вроде бы неплохая предвидится: туман понемногу поднимается и рассеивается, а сквозь облака стала проявляться синева. После завтрака послышался характерный шум и через нашу поляну чабаны прогнали свою овечью отару куда-то вниз, на полонину. Наслушавшись колокольного звона и снова отбившись от своры собак, начали сворачивать свой лагерь. Тент от палатки пробовали сушить, развесив на ветках старого граба, но безрезультатно. Вскоре Иванов понял это, свернул его в рулон и сказал, что понесёт его сырым.

От стоянки до полонины Менчул километра два-три по дороге, идущей вдоль крутого правого склона горы с буково-грабовым лесом. После дождя идти приходится по лужам и грязи, что не так приятно. Но деваться некуда, будем чвякать и надеяться, что на полонине солнце тропу немного подсушит. Через час пути вышли из леса на полонину. Идти по тропе без сильного подъёма просто и даже можно сказать легко. Вокруг красота: лужок освещён солнцем, по склону пасутся коровки и лошади, а справа внизу – панорама долины Прута. Полная идиллия, а точнее пастораль. Вскоре подошли к месту расположения биостационара Львовского госуниверситета и группе расположенных на полонине кошей для овец. Кроме старых кошей, строится и группа новых. Работяги-гуцулы сказали, что это будет новая сыроварня французский компании «Розенталь». И до гор уже добрались предприимчивые галлы. Зашёл на биостационар, чтобы сделать фото местной часовенки. Её я уже снимал когда-то зимой в походе под руководством Серёги Панченко. Сейчас биостационар заполнен студентками-биологами, собирающими на практике свои гербарии.

Далее нам некоторое время не фартило. Ослабив внимание, мы пропустили маркировку тропы с поворотом влево, и пошли прямо по дороге, ведущей к ручью и водопою. Пройдя около километра поняли, что промахнулись, и вернулись на развилку, откуда уже пошли по маркерам влево, траверсируя левый склон горы Шешул (1728м). Путь этот, хоть и длинный, но лёгкий с небольшим уклоном вверх. Где-то на его середине сделали остановку на обед: разогрели на горелке банку гречки с мясом, вскипятили чай с горным чабрецом.

Коротко отдохнув после перекуса, продолжили траверс Шешула, постепенно набирая высоту. После часового перехода с крутым, почти на 180°, разворотом вышли на площадку с навесом от непогоды и указателями на гору Петрос и другие окрестные вершины. До Петроса отсюда 4,5 км, до Говерлы -12,5 км. Но подъём на первую вершину сегодня мы решили отложить - чего упираться на ночь глядя. Тем более, что мы никуда не спешим и вполне можем скорректировать график движения. Пройдя от поворота с навесом около 2 км перед самым подъёмом на Петрос встали на отличную стоянку, приметив на подходе неподалёку два источника воды. На стоянке мы пока одни. Только изредка проходят дальше в сторону Петроса немногочисленные группы: в основном молодёжь.

Сходили набрать воды и приготовили на костре обед по полной. Густой суп-харчо с крапивой сварили с запасом, чтобы хватило на утро. К чаю для остроты вкуса добавили сорванные по дороге веточки чабреца и листья брусники. Отобедали под 50 "наркомовских" граммов, после чего в остаток супа добавили воды с дополнительной заправкой и прокипятили ещё раз. Это будет наш быстрый завтрак на утро. Накрытый клеёнкой котелок я поставил чуть в стороне от палатки остывать…

После вкусного обеда по закону Архимеда полагается подремать, что мы и сделали. Но отдохнуть полноценно не получилось. Сначала послышался характерный гул, потом звон колокольчиков, и лагерь снова атаковала очередная отара овец. Мы как могли «отбивались», отгоняя их подальше от палатки. Тут мне смутно припомнился сюжет то ли из Гулливера, то ли из Дон Кихота. Там, по-моему, герой тоже отбивался от подобной живности, приняв её за серьёзного противника.

Проводив и сфотографировав уходящую в сторону Петроса отару, немного расслабились. Но ненадолго. К лагерю подошла огромная толпа плановых туристов с инструктором (человек 20 не меньше) и начали оккупировать близлежащие площадки. Чтобы не слышать их гам, забрались снова в палатку немного отлежаться.

Вскоре Иванов услышал совсем рядом какой-то шум и говорит: «Наверно, соседи надувают матрацы». Но я в это не поверил, и выглянув из палатки увидел эпическую картину: два пса, охраняющие овечье стадо, отчаянно чавкают, поглощая наш оставленный на утро супчик. Отогнав нахалов от котелка, я понял, что наш завтрак накрылся медным тазом, и вернул отобранный котелок огромной псине в шипованном ошейнике: вылизывай, сучара, до блеска. Так и получилось, а остальные продукты мы надёжно припрятали в палатке. Видать вчерашняя наука общения с голодными собаками, когда мы котелок с супом повесили высоко на дереве, нам не зашла. Печально, и в то же время весело: котелок не нужно мыть, его уже почистили языком до блеска.

Соседний лагерь - многолюдный и довольно шумный. Но думаю, что как-нибудь с ними уживёмся. Главное, чтобы наша встреча была недолгой, а расставание - без печали. К вечеру временами моросил мелкий дождичек, но не назойливо, так для небольшого устрашения: мы же в горах, и нужно держать ухо востро. Уже перед заходом солнца, выползли из палатки подышать горным воздухом и попить чайку. Под эту идею и для подъема настроения допили и оставшиеся 150 г нашего «чудесного напитка». Вечерний чай готовили уже на газе: не хотелось мучиться с костром при временами моросящем дожде.

После недолгих посиделок, отправились в палатку с надеждой, что до конца дня уже не будет никаких приключений. Пора отдохнуть, дописать дневник и послушать на сон грядущий очередную главу «Дюны». Тут главное не заснуть, и не пропустить замысловатые сюжетные повороты этого романа.

15.07.2023.

Ночь прошла беспокойно. Сначала «бушевала» с гитарой соседняя многочисленная команда. Исполнялись в основном попсо-роковые песни из 90-х и 2000-х годов. По отдалённым напевам мы с Ивановым признали репертуар групп ДДТ, Кино, КиШ, Сектор Газа, и тех, что поют про севшую любовную батарейку (Жуки). Пели долго, видно ещё не захекались на подъёме. Ночное небо очистилось, звёзды что гвозди горят, и к полуночи значительно похолодало, к чему я не приготовился. Поворочавшись с час в попытках согреться, искать в недрах рюкзака термобельё я не захотел, а нашёл более оригинальный вариант утепления: надел носки, а на ноги натянул свою ветровку, просунув их в рукава. Это помогло и в паре с флисовой курткой такая одёжка обеспечила мне более-менее комфортный температурный режим сна.

Проснулся часов в 5:00 утра и около часа слушал очередную главу «Дюны» о том, как объезжали огромного песчаного червя. Потом взял фотоаппарат и сделал несколько обзорных фото нашего «стойбища» на фоне гор. Около 15 палаток - это и правда стойбище. В 6:30 поднял Иванова - пора готовить завтрак и потихоньку собираться. Но первым делом - кофе. На завтрак сварили и съели картофельное пюре из пакетов с колбасно-буженинной добавкой, а затем, пока соседи ещё спали, быстренько свернули свой лагерь и в 8:00 вышли на маршрут.

Подъём на четвёртую по высоте гору Украины Петрос (2020м) со стороны Квасов не сложный, но тягучий. На её вершину с большим количеством остановок мы вышли к 10:00. Сделали, как положено, фотосессию и причастились за восхождение. Настроение замечательное, хотя упадок сил ощутим. Зашли мы на Петрос первыми, потому что встали раньше остальных. Но наше одиночество было недолгим: с другой стороны, от «Перемычки», один за другим начали подниматься восходители-однодневники с маленькими рюкзачками или вообще без них. Таких «покорителей вершин» привозят из Кузьменщика на автобусах-вездеходах к подножью, а дальше уже каждый делает свой «личный подвиг». Вскоре таких горников нам на спуске встретилось до сотни, и все идут налегке.

Спуск с Петроса на перемычку между ним и Говерлой очень крутой, а каменистая тропа хоть и красива, но сильно разбита и опасна. На одном из каменистых мест я неудачно вместо перешагивания с одного камня на другой с опорой на палки, решил прыгнуть буквально с 15-сантиметровой высоты. В результате тяжёлый рюкзак пошёл по инерции дальше, и я сделал с ним кульбит через голову. Всё обошлось без травм, а я, придя в себя, понял, что рисковать лучше не стоит. Минут за 45 спустились на «Перемычку» и к машинам-вездеходам, немного передохнули и пошлёпали дальше по ней в сторону кордона Карпатского биосферного заповедника и Говерлы. Минут через 20 пути, найдя источник воды, решили остановиться на отдых и перекус. На склоне со старым еловым лесом неподалёку от ручья нашли кострище, на котором приготовили чай и разогрели банку гречки с мясом. После перекуса около получаса отлёживались в тени на ковриках, восстанавливая утраченные силы.

После отдыха шагали минут 40 по разбитой дороге, которая идёт на одной высоте и выводит к кордону заповедника, который так и называется «Перемычка». Здесь масса всякого рода восходителей, которые формируются в группы и буквально сотнями уходят в сторону Говерлы или Петроса. Мы тоже здесь передохнули, набрали воды, и немного пообщавшись с лагерями, коротко осмотрели сооружения кордона. Былое величие и в некоторой мере красота, которые я видел зимой 2012 года во время лыжного похода, уже не наблюдаются. Всё постепенно запустевает без надлежащего присмотра. Иванов здесь решил немного разгрузить свой рюкзак и отдал егерям три пачки оказавшихся лишними макарон. Ну а пива, которое он хотел купить, здесь не оказалось. В общем не удалось ему удивить меня широтой размаха.

Взвалив рюкзаки на плечи, двинули дальше, обозначив себе целью подойти поближе к Говерле и стать на стоянку у её подножья. Для этого нужно набрать ещё метров 250-300 высоты. Тропа к Говерле очень разбита многими сотнями восходителей и идти по ней непросто. К тому же погода стабилизировалась: стало солнечно и жарко, что не совсем нам с руки. За полдня мы уже прилично обгорели, и, если так дальше пойдёт - жди солнечных ожогов. Значит нужно искать одёжку с длинными рукавами.

Метров за 700 от начала подъёма на Говерлу нашли идеальное место для стоянки: ровную травянистую площадку со столиком, и недалеко, метрах в 100, ручей с чистой водой. Здесь и решили отабориться. Кроме места для палатки в нашем распоряжении удобное кострище и столик со скамейкой. А чуть выше по идущей вдоль склона тропе словно маршем одна за другой идут группы на восхождение.

Поставили палатку, сходили за водой и немного повалявшись в палатке, занялись приготовлением ужина. Сварили на газе многокомпонентный суп, состоящий из картофеля, моркови, лука, гречки, пакета грибного польского супа-концентрата и банки тушёнки. Готовили на этот раз с запасом, чтобы и на утро осталось. Вдобавок конечно же чай с лимоном. Уже к концу дня наше уединение нарушила группа, судя по говору западенцев, которая расположились неподалёку. Ещё одна группа - чуть подальше. В общем, мы среди Карпат не одни. После вечернего сеанса связи с родными и друзьями решили отбиваться. Завтра намечаем ранний подъём и выход не позднее 8:00. Последние «покорители» покинули вершину Говерлы уже на закате, а мы, поглядев на неё в вечернем освещении, забрались в палатку на покой. Надеюсь, что сегодня холодно не будет - я заблаговременно надел термобельё и ещё кое-что для утепления.

Практически в темноте, когда мы уже дремали в палатке, заявилась и расположилась возле нас ещё одна группа, и тоже из западной Украины. Где-то с час они шумели, ставя палатки и готовя на примусе ужин, а потом всё затихло. Ночь была звёздная и прохладная - всё-таки мы высоко в горах на отметке примерно 1800 метров. Получается так, что взятый мною напрокат летний спальник «для джунглей» в этих местах не очень подходит и греет только номинально. Поэтому, чтобы не было шибко зябко пришлось ночью надеть на себя ещё и ветровку, что дало возможность поддержать тепловой баланс и нормально выспаться.

16.07.2023

Утром встали в 5:30. Выходить на росу ещё рано, и я решил сменить на плеере «пластинку»: вместо «Дюны» Фрэнка Герберта запустил более подходящую в походных условиях «Территорию» Олега Куваева. Зашло на «отлично»: даже Иванов, протестировав мой плеер, одобрил этот выбор. В 6:00 вышли из палатки, чтобы пораньше собраться и, как и договаривались, к 8:00 выйти на подъём. Сейчас как раз верхушки гор уже освещены солнцем и скоро должно потеплеть. В 7:40, как только солнце вышло из-за Говерлы и осветило нашу стоянку, уже позавтракав и свернув лагерь, встали на тропу к вершине.

Восхождение далось на удивление легко, и уже в 8:40 мы были на высшей точке Украины с высотой 2061м. Тропа на вершину идётся неплохо - уклон допустимый, но путь очень разбит множеством восходителей и приходится выискивать из сложного каменного месива удобную и с грунтом тропку. Уже перед самым вершинным взлётом встречный паренёк подсказал удобную тропку по краю общего подъёма, по которой мы вполне комфортно добрались до цели.

На вершине мне многое не понравилось. Здесь просто не осталось покрытого травой грунта - всё выбито «любителями» вершин. Всякие знаки и таблички рассыпаны хаотично без какого-либо плана и выглядят довольно примитивно. Сразу видно, концепции упорядочения или хотя бы сохранения первозданного облика вершины «Главной горы Украины» не было и нет, а в оставленных памятных знаках - сплошное любительство, а местами и китч. В таком месте просто не хочется задерживаться, хотя пейзажи вокруг просто потрясающие. Одним словом, затоптано всё до предела. Хотя, правды ради сказать, и мы тоже приложили к этому свои ноги. Этим вопросом могли бы озадачиться в руководстве Карпатского биосферного заповедника, но где уж там.

Пока не было людей разговорились с единственным пока обитателем вершины. Им оказался не простой отдыхающий, а приходящий сюда каждое утро торговец сувенирами, чаем и всем, чего пожелает душа любителей восхождений. Купил у него на память магнитик с видом Говерлы. Не себе, а коллегам по работе в виде отчёта о путешествии по Карпатам. На вопрос Иванова нет ли пива ответ был отрицательный. Но есть, говорит, шампанское за 1000 гривен, на что мы тоже ответили решительным отказом, даже когда он снизил цену до 600 гривен. В разговоре с торговцем у него промелькнула мысль, что идут в гору в основном молодые парни, которым бы нужно идти в армию, а они здесь в горах прячутся от мобилизации. Возможно, в его словах есть доля истины. Всё-таки война продолжается и конца ей пока не видно.

Когда вершина наполнилась массой утренних восходителей, мы поняли, что пора валить вниз. До этого мы уже немного перекусили и выпили по 50 г за победу - скорее не над Говерлой, а над самими собой. Нам ведь уже далеко за 60. Спуск вниз в сторону хребта намного круче, чем со стороны «Перемычки», и мы спускались возможно дольше, чем восходили. От подножия Говерлы начинается траверс вершин Черногорского хребта. Первую из них, гору Брескул, преодолели в лоб. После её вершины тропа идёт вдоль бывшей границы между Польшей и Румынией, о чём свидетельствуют частые на тропе каменные пограничные столбы. Идти не просто, хотя сам рельеф не утомляет. Но погода сегодня совсем безоблачная, жаркая и никуда невозможно скрыться от просто испепеляющего солнца.

На идущую после Брескула гору Пожижевська решили не подниматься, а обогнули её вершину правосторонним траверсом. На его середине ниже тропы есть источник воды и отличная стоянка, где мы и решили остановиться на обед. Напились вдоволь, ополоснули от пота тела, набрали воды  и стали готовить чай. Остальное на перекус - сухая нарезка: сыр, колбаса, сухофрукты и баранки. От спиртного пока отказались, потому, что расход превышает наши расчёты и до конца маршрута просто придётся ввести «сухой закон».

Пока грелся чай, вдвоём соорудили из палатки и трековых палок навес-палантин, чтобы укрыться от палящего солнца и поесть в тени и относительной прохладе. Получилось неплохое укрытие: на вид неказистое, но свою функцию выполняющее. Единственное, что мешает отдохнуть - это мухи, которых здесь на увлажнённых местах множество, и которые тоже хотят полетать в прохладе нашего палантина. Так что не всё так складно, как хотелось бы. Перекусив и повалявшись на коврике в тени, стали думать, что делать дальше. По плану нам ночевать на озере Несамовитом. Но там, по рассказам встречных, уже стоит около 50 палаток - целый город, в котором может быть не совсем комфортно. Но вода озера привлекает, и скорее всего к вечеру мы отаборимся там.

После получасовой послеобеденной сиесты в тени нашего тента, собрали рюкзаки, и попив напоследок холодной водицы, поднялись на основную тропу. Прошли по ней с подъёмами-спусками горы Данциж, Туркул и в 15:30 по левому борту в низине увидели наконец-то озеро Несамовитое. При подходе к нему пришлось несколько раз останавливаться, чтобы сфотографировать на южном склоне цветущие участки высокогорной брусники. Я столько раз был на севере, собирал её ягоды и листочки для чая, а вот как брусника цветёт бледно-розовым цветом вижу впервые.

Само по себе озеро Несамовитое невелико по размерам и довольно мелкое. Но таких водоёмов на высокогорье Карпат единицы, и они всегда привлекают массы туристов. Вот и сейчас здесь море народа: кто остановился на ночёвку, кто просто отдыхает перед очередным переходом по тропе. Мы здесь будем делать полуднёвку. Спустились к озеру выбрали место для палатки, разузнали где брать воду и сходили наполнить все наши свободные ёмкости. Само собой, выпили по рюмочке за достижение очередной маршрутной цели. Перед приготовлением ужина сходили и искупались, то есть освежились. Удивительное дело, купающихся на озере почти нет, хотя вода по нашим меркам вполне терпимая. Большинство здесь просто сидит у воды и кайфует.

Через полчаса посиделок после перекуса, я сходил ещё раз искупаться и принялся за приготовление ужина. Сначала планировалась просто рисовая каша с тушёнкой. Но после небольших кулинарных трансформаций в конце концов получился густой рисовый суп с мясом, загущенный ещё и расплавленным сулугуни. Супа приготовили много, чтобы хватило и на утро. Сытно поужинали, а чаепитие отложили на более поздний час, когда уже сядет солнце. Финал дня: я вношу в дневник сегодняшние впечатления, Иванов слушает «Территорию» Куваева, а в общем расслабляемся после подъёма на Говерлу и начала траверса вершин Черногорского хребта. Всё у нас просто великолепно. Единственный негатив - это то, что мы порядком обгорели на солнце, и в скором времени может так случиться, что поменяем кожу «на новую и шелковистую».

Вечер завершили в абсолютном позитиве. Я сходил в третий раз искупаться, после чего сварили душистый чай и до сумерек чаёвничали. Народа на озере стало поменьше. Группы-однодневки, поднимавшиеся на хребет из Заросляка, ушли восвояси, а на озере остались только те, кто делает траверс Черногоры. А на завтра у нас планы в некотором роде отдыхательные. До озера Бребенескул, где мы собираемся заночевать, совсем недалеко. Я бы хотел ещё сходить в радиалку на отрог Шпицы, и пофотографировать его остроконечные каменные останцы, но не знаю, как на это посмотрит Коля. Может сбегаю утром в радиалку налегке, а он пусть лагерь и палатку сторожит. В общем, поживём - увидим. А сейчас нужно готовиться ко сну. Мы на высоте 1845 м, и значит будет опять прохладно. Чтобы не ловить ночью дрыгаля, надел дополнительно кое-что из имеющейся одёжки. Надеюсь, этого хватит, чтобы не замёрзнуть.

17.08.2023

Утром проснулся как по чуйке на самом восходе солнца над озером. Быстро выскочил с фотоаппаратом из палатки и успел сделать несколько неплохих кадров с берегов этого прекрасного озерка. На небе - ни единого облачка, что обещает днём настоящую жару. А пока всё укрыто обильной утренней росой. Побродив с полчаса с фотоаппаратом в поисках лучших кадров, вернулся к палатке. Нужно что-то делать, а Иванов всё спит себе богатырским сном, как Илья Муромец перед битвой. Чтобы как-то развлечься пошёл искупаться на озеро, и дальше загорал, слушая возле палатки Куваева и группу The Who. Замечательно поёт их гитарист Пит Таунсенд! И почему раньше я их мало знал?

Проснувшийся в соседних палатках народ потихоньку собирается, а некоторые ещё на рассвете ушли дальше по маршруту. Мы же пока отлеживаемся. Сегодняшний переход до озера Бребенескул будет недолгим, и у нас там снова получится своеобразная полуднёвка. На завтрак у нас уже заготовлена с вечера рисовая каша. Ну а чаёк, конечно, заварим свежий - как же без него в горах.

Собрали лагерь и встали снова на тропу около 9:00. К этому времени я успел искупаться в Несамовитом в пятый раз. Далее продвигаемся по намеченному плану. Тропа идёт вдоль бывшей польско-румынской границы практически по траверсу хребта. Есть правда ответвления на следующие одна за другой вершины, отметки которых колеблются от 1800 до 2000 метров. Но лезть на них не очень интересно, поскольку ничего нового в окрестном пейзаже с них не увидишь. По плану у нас до стоянки на озере заход на горный отрог Шпицы. Иванов идти на него отказался, сославшись на боли в позвоночнике. Поэтому, оставив рюкзак, я пошёл на Шпицы в одиночку и налегке. Тропа к ним начинается недалеко от вершины без названия с отметкой 1910 метров. Чтобы дойти до достопримечательностей отрога нужно сбросить по тропе метров 150-200. Дальше после травянистого склона с брусничником за зарослями соснового стланика (жерепа) начинают проглядываться красивые остроконечные скальные останцы, идущие влево от хребта. Взобравшись на обзорную скалу, поснимал вдоволь панорамы и фрагменты Шпицов, и быстро поднялся вверх на основную тропу.

На одном из привалов удалось связаться с дочерью: коротко сообщил о наших делах, а она поведала о поражении нашей ракетой Крымского моста и атаках дронов противника по Сумам. В общем не всё так радостно и спокойно дома, как хотелось бы.

Заход на озеро Бребенескул возможен с двух сторон. Первый по ходу, который идёт на спуск с перемычки между горами Ребра и Гутин-Томнатек прямо вниз, мы пропустили, не увидев ориентиров. Пошли дальше, а тропы вниз к озеру всё нет и нет. Наконец, увидели ниже тропы знакомые нам по предыдущему походу торфяные озерки, расположенные неподалёку от большого озера. Решили спуститься к ним без тропы по крутому склону с травянисто-черничными зарослями. Спуск до 100 метров прошел без происшествий и уже на плоской полочке мы подрезали тропу, ведущую к озеру Бребенескул со стороны Пип Ивана. Эта тропа ответвляется от основной маркированной тропы в районе горы Бребенескул (2035 м), следующей по ходу нашего движения по хребту.

Спустившись от торфяников ещё на 50 м вышли на красивое озеро Бребенескул. На мой вкус оно намного красивее, чем Несамовитое (меньше травы и ила), а главное - менее доступное, а потому малолюдное. Озеро лежит в крутом кулуаре между хребтом и его отрогом - горой Гутин-Томнатек (2016м). Пока здесь у воды немноголюдно: одна проходящая группа и два человека, собирающиеся остановиться. Первым делом нашли с Ивановым отличную стоянку возле самого края озера и, как говорится, подальше от людей. Поставили палатку, разобрали и сложили вещи и сходили искупаться. Вода хоть и прохладная, но вполне приятная, учитывая донимающую нас уже второй день жару.

Решив все задачи расселения, заработали приз - рюмку «продукта» от Левитского. Перекусили оставшейся с утра кашей с колбасно-сальной нарезкой и чесноком. Чай пока не пьём, потому, что холодная вода из протекающего буквально в 3 метрах от палатки ручья настолько холодна и вкусна, что больше ничего и не надо.

После второго купания, последовавшего буквально через 40 минут после первого, Иванов спрятался от палящего солнца в палатке и слушает аудиокнигу Куваева, а я с фотоаппаратом подался изучать окрестности. Прогулялся по берегу озера, поднялся на расположенную рядом красивую скалу, а затем вернулся вдоль ручья, на берегах которого просто в глазах рябит от изобилия цветущих растений.

Прошло часа три как мы разместились у озера. Жара не спадает, и бороться с ней помогают только купание и лёгкий ветерок. Мы оба уже порядком обгорели, особенно лицо, руки и ноги ниже колен. А пока крутились в лагере, то ещё и спина порозовела и даёт о себе знать. Но надеюсь до облезания кожи дело не дойдёт. Около 16:00 искупались в третий раз. Только этим можно охладить страдающее от жесткого солнца тело. В ожидании вечерней прохлады прячемся от солнца в палатке. Иванов «читает» на плеере Куваева, а я занимаюсь графоманией, дописывая эти строки. Облаков на небе стало значительно больше, но признаков, что может пролиться дождик пока не видно. Да и не с руки это нам.

Ужин начали готовить около 18:00, как раз перед тем, как знойное солнце зайдёт за гору. Сварили по вчерашнему рецепту гречневый суп-кашу с добавкой сала, колбасы, картошки, лука и моркови. В конце готовки добавили ещё и банку каши из булгура с курятиной. В общем получилось что-то густое и довольно приятное на вкус. Перед едой я сходил искупаться в четвёртый и видимо последний на сегодня раз. Может быть ещё и завтра получится окунуться, но это не точно, поскольку выйти договорились рано, в 8:00. Сытно поужинали, попили чаю с сушкой, и остаток вечера просто убивали время. Я бродил с фотоаппаратом по окрестностям и уже в сотый раз снимал снятые прежде сюжеты. Под конец увлёкся съёмкой облаков над Пип Иваном, выглядевших довольно эффектно.

К 20:00 народа вокруг озера добавилось. Подошли ещё две-три группы и поставили палатки неподалёку. Хорошо, что наша стоянка с самого краю, и мы остаёмся в относительно уединении.

Уже в сумерках на небе появились подозрительная облачность. Вскоре, когда уже стемнело, над нами прошёл мощный грозовой фронт, сопровождающийся дождём. Молнии сверкали практически ежесекундно, освещая крышу палатки. Было, откровенно, страшновато, и я просил Господа отнести от нас это природное лихо. Побыстрее и подальше. Особенно после известий, что буквально две недели назад на Говерле от молнии погибли мужчина и ребёнок. Ночное светозвуковое представление продолжалось где-то около полутора часов. По громовым раскатам было понятно, как фронт подходит, проходит над нами и уходит дальше по своему направлению. В самом эпицентре дождь и ветер резко усилились и трепали нашу палатку что было мочи. Хорошо, что этот период был недолгим. Вскоре громыхания понемногу утихли, и мы, вздохнув свободно подумали: «Хорошо, что пронесло, и слава Богу». Могло быть и хуже. Остаток ночи было тихо и тепло. Как будто природа извинялась за предоставленное нам беспокойство.

18.07.2023

Встали, как и запланировали пораньше, в 6:00. Какое-то минимальное время заняли моцион и утреннее купание, а потом быстрый завтрак. На первое у нас имеется вчерашняя заготовка, а чай на газе вскипятить - 5 минут, не более. В общем в 7:50 мы уже успели свернуть лагерь и выйти на тропу. Погода после вчерашней грозы и дождя вроде бы неплохая. Солнце уже просматривается через поднимающийся вверх туман и становится всё теплее. Сделав последние панорамные снимки озера, двинули по полого поднимающейся тропе, которая примыкает к основной в районе правого обхода горы Бребенескул. В планах на сегодня: закончить основной траверс Черногорского хребта, подняться на вершину горы Пип Иван с расположенной на ней бывшей польской обсерваторией «Белый слон», и вернувшись немного назад заночевать ниже тропы, ведущей на гору Вухатой Камень и село Дземброня. От озера до Пип Ивана – 8,5 км; от него назад до стоянки ещё около трёх. В общем нашим ножкам неплохо придётся потрудиться на крайне разбитой и каменистой тропе верхов Черногоры.

То слегка опускаясь, то поднимаясь на встречные вершины Мунчел и Дземброня за 2,5 часа дошли до развилки троп: первая ведёт на Пип Иван, вторая влево - на Вухатой камень. Здесь приняли правильное решение подниматься на гору без рюкзаков, поскольку всё равно придётся возвращаться назад. С собой взяли только деньги, документы и штормовки, а рюкзаки припрятали в стороне от тропы в зарослях соснового стланика.

На вершину Пип Ивана облегчённые взлетели легко и красиво за какие-то 40 минут. Здесь вовсю идут работы по реставрации или реконструкции бывшей польской обсерватории. Видимо за счёт европейской финансовой поддержки. Работников на лесах и подворье много, приехал колёсный тягач-вездеход с людьми и стройматериалами. Но что будет в отремонтированных помещениях пока не ясно. В боковой пристройке к обсерватории сейчас постоянно функционирует пост контрольно-спасательной службы. И работа у них имеется, поскольку туристов на Черногоре хоть пруд пруди всех сортов: от нормальных походников до восходителей-однодневок, живущих в Дземброне и Заросляке, и поднимающихся в горы для разнообразия отдыха, и чтобы потешить своё самолюбие.

Сегодня погодные условия на Пип Иване не очень способствует фотосъёмке: тучи и иногда туман часто затеняют освещение и без того мрачного сооружения обсерватории. Но тем не менее, дождя пока не предвидится, и это чудесно. Завершив на вершине традиционный обход и фотофиксацию обсерватории, начали спуск назад. Встречных групп становится всё больше и больше - не зарастёт на Пип Иван народная тропа. Мы же вернулись к своим рюкзакам и решили на откладывая сделать перекус. Из последних запасов спиртного выкроили себе по рюмочке, чтобы заострить радость покорения последней в этом походе вершины.

На стоянку чуть правее от основной тропы на Вухатый Камень Николай довёл где-то к 15:00. Он, уже бывал на ней несколько лет назад, и знает общую обстановку. Быстро поставили палатку, сходили к источнику за водой и первым делом сварили чай. Усталость и жажда бьют свои рекорды, ведь за сегодня мы уже прошли километров 12 по горному рельефу и сделали восхождение на вершину. После чайной церемонии забрались в палатку, чтобы часок-полтора побыть в тени от палящего солнца и немного восстановить потраченные физические ресурсы. Ну а ближе к вечеру проведём ревизию продуктов и что-нибудь приготовим лёгкое на ужин. Последнее спиртное у нас сегодня закончилось, и начался непродолжительный период «сухого закона». Ну а уже после спуска в Дземброне нас ждёт холодное пиво, и может быть ещё что-нибудь погорячее. На ужин сварили гороховый супчик из концентратов, с расчетом, что и на завтрак останется. Если бы не картошка, лук и морковка с тушёнкой, этот супчик оказался бы совсем лёгким и низкокалорийным.

Вечером от безделья, как японцы с китайцами, сидели на травке и созерцали на противоположной стороне долины Смотрича гору Пип Иван с её обсерваторией. К концу дня облачность почти полностью ушла, воздух просветлел, и обсерватория на вид казалась совсем близкой.

Наш поход постепенно приближается к финалу. Остаётся самое заморочливое - выезд домой. План похода мы выполнили на все 100%, а удачная погода способствовала всем нашим задумкам. Завтра около 9:00 будем валить вниз к Дземброне в цепкие объятия цивилизации, рынка и корысти. Опыт пройденного маршрута показал, что нужно брать в такого рода походы что-нибудь для развлечения: аудиоплеер, книги, музыку и тому подобное. Даже карты игральные скрасят достаточно большое количество свободного времени. Особенно это важно в таких малолюдных мероприятиях, как наш Черногорский проход на двоих. Ещё один из выводов - мой топор в этом походе был лишним. Если уж решили идти маршрут на газе, то нечего брать такие тяжёлые вещи как топор «на всякий случай» - это лишняя нагрузка на плечи, и только.

19.07.2023

Сегодня у дочки экзамен в магистратуру. Не забыть бы перезвонить и узнать результат. Ночь прошла спокойно в восстановительных для наших изрядно притомившихся организмов процессах. Погода, видимо, опять меняется. Небо покрыто облаками, иногда брызжет мелкий дождик. Но уже на рассвете на небе появились голубые проплешины, и, если появится ветерок, вся хмарь может уйти. К 7:30 надоело валяться в палатке, и мы начали медленные сборы. По словам Иванова, на спуск до села нужно всего часа три, и поэтому спешить, чтобы опять оказаться в людской сутолоке, нет никакого смысла.

Однако, по факту выход с маршрута занял у нас практически целый день с остановками у различных достопримечательностей природного и людского характера. Первым, что порадовало мой глаз, были каменные останцы на одном из склонов горы Вухатый Камень. Чтобы запечатлеть их природную красоту мне пришлось немало побегать туда-сюда с фотоаппаратом, выискивая ударные ракурсы и дожидаясь хорошего освещения. А Иванова в это время больше тянуло к селу и магазину, и он раз за разом напоминал мне, что пора эту фотосессию заканчивать.

Облачность к этому времени значительно уменьшилась, всё чаще стало просматриваться солнце и вскоре вернулась прежняя жара. Тропа при спуске на Дземброню сильно разбита многочисленными любителями однодневного подъёма на Пип Иван, а идти вниз по ней с полным весом - серьёзная нагрузка на колени. Пройдя участок каменных останцев, вошли в зону леса. Возле первого по пути источника остановились передохнуть и пообедать. Сварили пюре из концентратов с добавкой колбасы, вскипятили чай и закончив с перекусом повалялись на травке минут 15. На тропе к этому времени появились первые группы, идущие на подъём. Большая часть из них - восходители-однодневки, иногда с детьми.

После перекуса вскоре дошли до так называемых дземброньских водопадов, за которыми круто падающая тропа внедряется в старый дремучий хвойный лес. Его темнота и мрачность разительно отличаются от покрытых цветами и ягодниками высокогорных участков. Ещё через полчаса тропа выводит уже на горную дорогу с берёзовым подлеском вдоль неё, и к первым постройкам, которые оказались сыроварней и гостевым домом для любителей зелёного туризма. Пришли туда как раз во время процесса приготовления сыра или брынзы. Добродушный хозяин-гуцул разрешил посмотреть всю эту аутентичную сыроварную технологию с большим медным котлом над костром, подвешенными для сцеживания сыворотки в марлевых мешках творожными продуктами, всякой производственной мелочью, вроде допотопного безмена (весов). Решили здесь кое-чего прикупить для себя. Попробовав на вкус сыр и брынзу, я выбрал второе. Да и коллеги по работе заказали привезти 1 кг карпатской брынзы. Как его не выполнить. А Николай ограничился покупкой пары банок львовского пива по двойной цене. Он об этом моменте мечтал еще на вершине хребта.

Пока отдыхали на лавке у сыроварни, её хозяин вёдрами наполнял горячей сывороткой поильную колоду до своих коров, которых у него 28 единиц. Судя по моим непродолжительным наблюдениям, нелёгок труд высокогорного сыровара, и что я отметил особо - в этом процессе отсутствует женщины.

Погостив у сыроваров, двинули дальше и через полчаса вышли в центр Дземброни, к церкви и магазину. Вокруг уже все склоны застроены гостевыми домиками для отдыхающих на разный вкус и размер кошелька. В магазине купили сначала пива и присели в беседке, чтобы сформировать план на завершение дня. Поскольку рейсовый транспорт сюда не ходит, я предложил идти дальше до Чёрного Черемоша и заночевать на уже обжитом нами раньше месте у лесничества. Его мы использовали для стоянки несколько лет назад во время юбилейного сплава на плоту по случаю 70-летия Виктора Васильевича Левитского.

Несмотря на трудности дополнительного 4-километрового перехода Иванов согласился с этим планом, и к 17:00 мы уже были на месте и окончательно убедились, что это наилучший вариант. Посмотрев место для палатки, припрятали временно рюкзаки, и с купленным в магазине карпатским коньяком «Тиса» и карамельками спустились с пригорка к Чёрному Черемошу, чтобы набрать воды и искупавшись отметить завершение активной части маршрута. Пока спускались с горки по бокам стометровой тропки собрали штук 15 грибов: белых и подосиновиков. Как раз то, что нужно к рисовой каше, которую мы запланировали приготовить на вечер.

Возле устья реки Дземброни на берегу Чёрного Черемша есть небольшой расчищенный от камней пляж, где можно искупаться и даже позагорать на песочке, что и делала одна дама с двумя детьми. Чтобы их не смущать мы расположились чуть в стороне на импровизированной лавочке. Искупавшись и даже помывшись купленным в магазине мылом, ободрённые уселись на лавочке с видом на быстрый поток Черемоша. Вот оно полное единение с природой и ощущение того, что этот поход был не напрасной тратой сил, а дал нам массу новых впечатлений и позитивных эмоций.

Вечер прошёл чётко по плану. Пока варилась рисовая каша с грибами, Иванов сделал к ней огуречно-капустный салат, и пришло время финального в горной части ужина. Кашу ели по-крестьянски, черпая по очереди из одного большого котла. Миски решили не использовать, чтобы потом не мыть. Воды у нас мало, только на чай, а идти за ней вниз к Черемошу - лень. Завершили ужин уже в палатке, поскольку начался дождь с грозой. Вовремя мы финишировали!

20.07.2023

Встали на рассвете и тут же начали сворачивать лагерь. Наш автобус останавливается возле устья Дземброни в 7:30. Влажную палатку просушить не получилось, да и вещи паковали в спешке кое-как, надеясь поправить всё в Верховине. С пригорка, где стояла палатка, к автобусной остановке спустились как раз вовремя. Через три-четыре минуты подошёл автобус, и загрузившись в него, мы отправились в ещё одно путешествие, теперь уже автобусно-железнодорожное.

Рейсовый автобус идёт из Буркута на Коломыю через Верховину. Передали за билеты 100 гривен. Водитель спросил: «Докуда?», мы ответили. Вроде денег хватило, хотя нам никто так и не сказал цену билета, да и билетов как таковых не было. В Верховине, где мы, едва выгрузившись в 8:10 уселись на лавке, подошёл водитель другого автобуса и спросил: «Не желаете ли в Ивано-Франковск за 200 гривен?». Решение у меня возникло мгновенно. Едем! Ранее я прорабатывал вариант завершения похода небольшой экскурсионно-ознакомительной программой в знаковом месте, с возможностью переночевать там в палатке. Этим местом я выбрал Галич - бывшую столицу галицко-волынского княжества, расположенный в 25 км севернее Ивано-Франковска на берегу Днестра, с осмотром остатков его княжеского замка. А перспектива торчать ещё день в Верховине просто просушивая снаряжение нас не очень устраивала. Вот и поехали уже в 8:25 дальше на Ивано-Франковск.

Перевалили Яблуницкий перевал, и автобус повёз нас дальше вдоль долины Прута с его уже можно сказать курортными городками Ворохта, Яремче, Делятин и Надворна. Везде множество новостроек для отдыхающих всех мастей и доходов. Значит денежки водятся у местных гуцулов, или инвесторы вкладывается в перспективный эко-бизнес.

Ивано-Франковск нас встретил небольшим дождиком. По инициативе напарника сделали попытку перебить билеты на сегодняшний поезд. Результат отрицательный. Значит всё-таки едем в Галич. До выезда перекусили в привокзальной забегаловке каким-то фастфудом под названием панини с курицей, запив всё это двумя бокалами пива. Настроение поднялось - значит можем двигаться дальше. Правда не способствуют этому бодрому настроению наши тяжёлые рюкзаки.

В Галич выехали где-то в 13:30 и через час уже выгрузились в его центре, над которым на горе возвышается башня того самого королевского замка. Но до экскурсии ещё рано. Первым делом нужно прикупить харчей и найти место для стоянки. Продуктами запаслись в местном маркете АТБ. Ассортимент его товаров один и тот же что в Сумах, что в Киеве, что в Галиче. Купили самое необходимое: огурцы, хлеб, грибную намазку, а для хорошего вечера пиво и виски. Остальное у нас есть: будем доедать походные запасы.

С покупками перешли трассу и проверили на предмет установки палатки посадку сбоку от неё - результат отрицательный. Пошли дальше по тропке и вышли к подвесному мосту через мутную речушку, которая как я узнал позже называется Луква, и оказались в пригородном селе с названием Залуква. За подвесным мостиком нашёлся отличный лужок-пастбище, а дальше уже в 150 метрах начинается частная застройка. Здесь, буквально в 40 метрах от речушки и решили отабориться. Место уединенное и даже красивое. Единственное что мешает, так это шум от проходящей рядом трассы с автомобильным мостом через Лукву и протекающую буквально в 200 метрах дальше по её течению реку Днестр. Но не обращать на шум внимания для туриста, особенно водника - это дело привычки.

После установки палатки Иванов решил остаться в лагере и отпустил меня на прогулку по городу с фотоаппаратом налегке. Сам он не очень-то любит походы по архитектурным достопримечательностям и считает лучшим подремать в палатке. Не имея перед собой карты и какого-то плана, я решил идти сначала в центр, а там сама ситуация подскажет, что и как посмотреть в этом городке. Но главная цель, конечно же, остаётся - это княжеский замок.

На удивление компактный и интересно спланированный центр Галича мне понравился и дал массу поводов для применения фотоаппарата по назначению. Главные здесь постройки - старинный храм Рождества Христова (XIV—XV века) с колокольней, несколько компактно сблокированных торгово-административных зданий и расположенный на площади посреди них конный памятник Даниилу Галицкому. Всё это органично вписано в рельеф и природное окружение. А над всем этим высится зелёная гора с башней княжеского замка на её вершине. Во дворе собора множество детей с воспитателями. Есть там также схематический макет застройки древнего Галича и обычный для городов Западной Украины памятник митрополиту Андрею Шептицкому.

Погуляв по центру, и вдоволь пофотографировав фрагменты его застройки, пошёл смотреть Галичский замок. Прямой путь к нему ведёт прямо от торгового центра «Рукавичка». Склоны горы поросли старыми липами и имеют влажно-сумрачный вид. На вершине в двух уровнях разместились вспомогательные постройки историко-культурного заповедника «Старый Галич» и собственно отреставрированный фрагмент княжеского замка - угловая башня и участок крепостной стены. Так как я простой пенсионер, а не «участник» или ещё кто-то из длинного списка льготников, пришлось заплатить за входной билет 40 гривен. На вершине горы две достопримечательности: сам замок и открывающаяся от него панорама расположенного в долине города и села Залуква. На кромке подворья организовано несколько мест для фотосессий: свадебное, качели и тому подобное. В общем, обойдя и подробно осмотрев все закутки Замковой горы, включая внутренние помещения башни, назад пошёл уже другим путём вдоль спускающейся к центру окружной дороги с велодорожкой.

В центр я вернулся к 18:00 - времени начала вечернего молебна в церкви. Здесь впервые увидел церковную службу, которая проводится не в храме, а на площади перед нею. Может это связано с тем, что сам храм невелик по размерам и не вмещает всех прихожан, может ещё какие причины, но в этот момент перед храмом собралась большое количество слушающих проповедь людей. Я же, несмотря на усталость и боль в ногах, решил ещё немного продолжить прогулку и сходить к примеченной мною с горы церкви села Залуква, расположенной посреди частного сектора на противоположной стороне речки Луква. Расстояние до неё оказалось несколько большим, чем я предполагал, а сам храм святых апостолов Петра и Павла (1989 г.) был кладбищенским. Перед ним – небольшая площадь с сельским Домом культуры и памятником «За Возрождение Украины».

На этом месте мой интерес по изучению местных достопримечательностей был временно исчерпан, и я решил возвращаться к палатке. Закупив в магазинчике бутилированной воды для приготовления ужина, вернулся в лагерь другим путём, через улочку в частном секторе, проложенную параллельно речке Луква. Моё чутьё меня не подвело, и улочка вывела меня к подвесному пешеходному мостку и палатке, где Иванов предавался восстановительному сну.

Остаток вечера провели в приподнятом настроении: оценили качество виски, сварили гречневую кашу с куриной тушёнкой, нарезали «тазик» огурцов с капустой и сыром чеддер под майонезом. Ну чем тебе не праздничный стол. Так и праздновали окончание похода сидя на травке под шум трассы и раз за разом пролетающих над нами истребителей. Видно где-то неподалёку есть военный аэродром и наши пилоты проводят тренировочные полёты. В разговорах и воспоминаниях досидели до самого заката. Погода на завтра обещает быть такой же тёплой и солнечной. Это нам будет подспорьем при отъезде в Ивано-Франковск и далее в Сумы.

21.07.2023

Проснулся ещё на рассвете. На полянке трава влажная после вчерашнего короткого дождя, но солнце уже взошло и всё должно высохнуть в самые короткие сроки. Построчил немного в дневнике, а затем пошли с Ивановым подогревать вчерашнюю гречку с мясом. Добавили свежий огуречно-сырный салатик и получился сытный завтрак. Для аппетита допили остатки виски и пива. Часов в 10:00, когда палатка просохла, свернули лагерь и вышли с рюкзаками в центр, чтобы как-то убить свободное до отъезда время.

Николай центр Галича тоже оценил довольно высоко - всё здесь грамотно распланировано, соразмерно человеку и ухожено. Прогулялись вдоль сквера, побывали на территории собора, обошли памятник князю Даниилу, потом сходили в маркет АТБ за мороженным и пивом. И такая круговерть всё утро и, главное, с рюкзаками на плечах. При этом жара стоит невыносимая, спрятаться от неё негде, а сидеть долго на лавочках в сквере - тоже не решение вопроса. Наконец поняли, что лучше всего скоротать время до отъезда на берегу Днестра. Вдоль него от старого, ещё австро-венгерского, металлического моста сформирована благоустроенная набережная, а на берегу в тени деревьев - лучшее место, где можно отдохнуть и спрятаться от знойного солнца. Так и сделали, провалявшись часа два на травке у самой воды, а я даже успел сходить искупаться в стремительном, но не глубоком днестровском потоке. Николай же от этого мероприятия отказался - а зря.

Около 14:00 наконец-то собрались уезжать, и через АТБ, где закупили необходимые на вечер продукты, выдвинулись на трассу с остановочной площадкой. Микроавтобус на Ивано-Франковск ждали недолго, и уже через 15 минут выехали в областной центр, прямо к вокзалу. Но на этом наши мытарства не закончились. Ждать долго отправления поезда - та ещё маета. А нам до 20:30 - как до неба. Чтобы убить время уселись пить пиво под зонтиками у вокзала, взяв для приличия ещё и хот-доги. Потом я не утерпел и сходил минут на 40 прогуляться с фотоаппаратом по прилегающим к вокзалу улочкам, где поснимал немного старинную застройку и красивую церквушку-новодел. На большее ни сил, ни желания уже не хватило. Значит остаётся только сидеть под зонтиками возле всё того же киоска с фастфудом, пить кофе, и ожидать, когда придёт час нашего отъезда. Говорят, долгие проводы - лишнее слёзы. То же самое долгое ожидание отъезда домой - сплошное томление духа.

Итоги путешествия

В целом этот наш очередной карпатский поход смело можно оценить удачным и познавательным на все 100%. К тому же поездка в Галич стала приятным архитектурно-историческим бонусом к основной горной части маршрута по Черногорскому хребту, расширившим наши познания о родной стране. Из всего этого следует вывод, что рановато ещё останавливаться на достигнутом, и стоит уже сейчас начать думать о плане нового путешествия. Сил и желания на это пока хватает.