ИСЧЕЗНУВШИЙ МАРШРУТ,
или зачем писать дневники
(ПСЕЛ -1987: Белица - Сумы)
Недавно среди своих старых походных бумаг обнаружил два листочка с записями, датированными еще 1987 годом. Это, наверное, самые первые мои походные заметки о весеннем байдарочном походе-единичке по реке Псёл. Тогда мы с напарником присоединились к команде ныне уже не существующего завода «Сумсельмаш».
Казалось бы, что может быть интересного и информативного для современного туриста-водника в тех скупых, в общем-то, строках. И все же кое-что имеется. Оказывается маршрута-то этого, в тех его параметрах уже не существует. Ведь начинался он на ныне запредельной территории Российской федерации, в селе Белица недалеко от городка Суджа Курской области, а заканчивался в украинских Сумах. 91 год положил конец достаточно логичному и отвечающему параметрам «единички» водному маршруту. В этом я убедился, специально поискав в Интернете сообщения о современных сплавах на участке Белица-Сумы. Их нет! Значит, граница на надежном замке, и мы в том далеком 87-м были одними из «последних могикан».
Одной из отличительных особенностей того похода было очень мощное половодье, превратившее широкое пространство поймы Псла в бескрайнее море. Таких разливов на реке давно уже не наблюдается. Еще одна примета похода - аномально холодная для середины апреля погода со снегом и шквальным ветром, добавившая участникам немалую дозу адреналина при пересечении обширных водных пространств.
Не знаю, есть ли на сегодня какой-либо юридически законный механизм пересечения границы на байдарке. Скорее всего, нет. А жаль, ведь реки то текут, невзирая на границы...
А.С.
В продолжение темы, смотрите подборку снимков из старого фотоальбома и читайте походный дневник «Псел-87». Возможно, кто-то из участников похода узнает на снимках себя и вспомнит времена, когда наши реки не знали границ.
Заброска. "У самовара" на границе с Курской областью |
Апрельский снег |
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Борках |
Село Борки |
Экипаж Смолянинов-Любченков |
Холодно и некомфортно |
Курс на Мирополье |
Возле Запселья |
Идем прямо по залитому лугу |
Обнос Бариловского моств |
АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ
ПСЕЛ-1987
Дневник водного похода 1 категории сложности
в районе Курской области РСФСР и Сумской области УССР.
16.04.1987
16-30. Выезжаем из филиала (Сумский филиал «Укргорстройпроекта») на автобусе завода «Сумсельмаш». Начало не очень удачное: на окраине города пробили шину.
20-05. Приехали в Белицу. Все магазины и почта закрыты. Решили отметить маршрутку утром. Стоянка на другой стороне реки, немного выше железнодорожного моста. Готовим «посуду», разбиваем лагерь и готовим поздний ужин.
17.04.1987
Первый день на воде. Встали пораньше: нужно подготовить байды к выходу. Все новички и нужно помогать в сборах. Гонцы ушли в село ставить печать на маршрутке.
В 9-30 выходим на воду. Воды много и луга залиты. Стараемся идти по руслу, но иногда срезаем через луг.
Водяная мельница. Слева – села Спальное и Борки. В Борках – красивая церковь. На окраине села – насыпь и мост. Из-за высокой воды мост непроходим. Но обнос не делаем, так как вода пошла через дамбу. Но некоторые экипажи все же сели на мель. Ищем деревню Плёхово, но местные жители говорят, что она в стороне от реки. Проходим устье речки Суджи. Справа старая разрушенная водяная мельница с аистами на крыше. Но к ней не подходим, идем напрямую по лугу.
15-20. Остановка на перекус. Перед нами здесь уже кто-то был: дымится костер. Первые неприятности с погодой: пошел дождь с «крупой». Обед поднял немного настроение, и решаем идти, пока не дойдем до Мирополья.
19-40 – через залитую водой пойму выходим к Мирополью. Впереди два ориентира: слева – разрушенная колокольня в Мирополье, справа – церковь в Запселье. Сходу проходим оба села и останавливаемся на правом берегу на опушке соснового леса. Мы не одиноки. Рядом остановились две группы из «ВНИИкомпрессормаша» и Володя Трегубов приглашает в гости. Ужин готовим уже в темноте. Устали смертельно, но держимся. После ужина песни и танцы под магнитофон, а в 0-30 идем в гости.
18.04.1987
Подъем ранний. Уже в 9-00 вновь выходим на воду. К Великой Рыбице идем по залитому полю. Погода стала еще хуже: сильный встречный ветер затрудняет движение. В селе ставим штампы в маршрутной книжке. На окраине села при выходе нас останавливает встречный шквальный ветер со снегом. Идти невозможно. 20 минут пережидаем шквал и выходим. Сильный встречный ветер поднимает большую волну. Снова идем по залитому лугу. Кругом вода на 3-4 километра. Ориентир – высокий правый берег с меловыми отложениями. Оставляем справа обжиговую печь и Могрицу. Поворачиваем направо и снова идем по залитой пойме. Кругом разлившееся море. На правом берегу возле дороги на Груновку на опушке соснового леса останавливаемся на перекус. Погода меняется ежеминутно. Сильный ветер гонит снеговые тучи, а солнце неоднократно сменяется снегопадом.
В 18-30 снова выходим на маршрут. Слева на горе – Груновка. Находим русло и дальше по лесу идем, не отклоняясь от него. Остановку решили делать на «Медвежьей яме», но подойдя к ней, оказалось, что площадка почти вся залита водой. Пришлось идти дальше. Не доходя до «Лысой горы» находим место для стоянки на правом берегу в сосновом лесу. На подходе к стоянке попали под сильный снегопад. 19-20: объявлена стоянка. Недалеко пионерлагерь или отдыха.
19.04.1987
Проснулись поздно, в 8-30-9-00. Идти остается уже немного, а еще сегодня праздник – Пасха. Кругом все покрыто выпавшим ночью снегом. После выхода миновали справа базу отдыха, слева – Большую Чернеччину, и подходим к окрестностям Сум. Слева дачный поселок, справа – база отдыха «Зеленый Гай» и место слетов сумских туристов. Сильное течение. По ходу движения, на быстрине, делаем небольшую тренировку в технике гребли.
14-30. На левом берегу становимся на последний перекус. 15-30. Финишный отрезок пути. Слева – Барановка, справа – Лука и трубы ТЭЦ, Проходим под мостом авто, потом – мост ж/д, потом опять мост авто и в 17-30 подходим к финишной точке. Остановка – в городском парке, откуда байдарку не разбирая переносим в филиал. Все, теперь можно вздохнуть спокойно - конец похода. Позади четверо суток интересно проведенного времени, 155 километров пути, трудностей и опасностей. Впереди – новые походы и впечатления.
В походе участвовали:
Смолянинов Анатолий, Любченков Александр, а также водники турклуба завода «Сумсельмаш»
ПСЕЛ-1987
Дневник водного похода 1 категории сложности
в районе Курской области РСФСР и Сумской области УССР.
16.04.1987
16-30. Выезжаем из филиала (Сумский филиал «Укргорстройпроекта») на автобусе завода «Сумсельмаш». Начало не очень удачное: на окраине города пробили шину.
20-05. Приехали в Белицу. Все магазины и почта закрыты. Решили отметить маршрутку утром. Стоянка на другой стороне реки, немного выше железнодорожного моста. Готовим «посуду», разбиваем лагерь и готовим поздний ужин.
17.04.1987
Первый день на воде. Встали пораньше: нужно подготовить байды к выходу. Все новички и нужно помогать в сборах. Гонцы ушли в село ставить печать на маршрутке.
В 9-30 выходим на воду. Воды много и луга залиты. Стараемся идти по руслу, но иногда срезаем через луг.
Водяная мельница. Слева – села Спальное и Борки. В Борках – красивая церковь. На окраине села – насыпь и мост. Из-за высокой воды мост непроходим. Но обнос не делаем, так как вода пошла через дамбу. Но некоторые экипажи все же сели на мель. Ищем деревню Плёхово, но местные жители говорят, что она в стороне от реки. Проходим устье речки Суджи. Справа старая разрушенная водяная мельница с аистами на крыше. Но к ней не подходим, идем напрямую по лугу.
15-20. Остановка на перекус. Перед нами здесь уже кто-то был: дымится костер. Первые неприятности с погодой: пошел дождь с «крупой». Обед поднял немного настроение, и решаем идти, пока не дойдем до Мирополья.
19-40 – через залитую водой пойму выходим к Мирополью. Впереди два ориентира: слева – разрушенная колокольня в Мирополье, справа – церковь в Запселье. Сходу проходим оба села и останавливаемся на правом берегу на опушке соснового леса. Мы не одиноки. Рядом остановились две группы из «ВНИИкомпрессормаша» и Володя Трегубов приглашает в гости. Ужин готовим уже в темноте. Устали смертельно, но держимся. После ужина песни и танцы под магнитофон, а в 0-30 идем в гости.
18.04.1987
Подъем ранний. Уже в 9-00 вновь выходим на воду. К Великой Рыбице идем по залитому полю. Погода стала еще хуже: сильный встречный ветер затрудняет движение. В селе ставим штампы в маршрутной книжке. На окраине села при выходе нас останавливает встречный шквальный ветер со снегом. Идти невозможно. 20 минут пережидаем шквал и выходим. Сильный встречный ветер поднимает большую волну. Снова идем по залитому лугу. Кругом вода на 3-4 километра. Ориентир – высокий правый берег с меловыми отложениями. Оставляем справа обжиговую печь и Могрицу. Поворачиваем направо и снова идем по залитой пойме. Кругом разлившееся море. На правом берегу возле дороги на Груновку на опушке соснового леса останавливаемся на перекус. Погода меняется ежеминутно. Сильный ветер гонит снеговые тучи, а солнце неоднократно сменяется снегопадом.
В 18-30 снова выходим на маршрут. Слева на горе – Груновка. Находим русло и дальше по лесу идем, не отклоняясь от него. Остановку решили делать на «Медвежьей яме», но подойдя к ней, оказалось, что площадка почти вся залита водой. Пришлось идти дальше. Не доходя до «Лысой горы» находим место для стоянки на правом берегу в сосновом лесу. На подходе к стоянке попали под сильный снегопад. 19-20: объявлена стоянка. Недалеко пионерлагерь или отдыха.
19.04.1987
Проснулись поздно, в 8-30-9-00. Идти остается уже немного, а еще сегодня праздник – Пасха. Кругом все покрыто выпавшим ночью снегом. После выхода миновали справа базу отдыха, слева – Большую Чернеччину, и подходим к окрестностям Сум. Слева дачный поселок, справа – база отдыха «Зеленый Гай» и место слетов сумских туристов. Сильное течение. По ходу движения, на быстрине, делаем небольшую тренировку в технике гребли.
14-30. На левом берегу становимся на последний перекус. 15-30. Финишный отрезок пути. Слева – Барановка, справа – Лука и трубы ТЭЦ, Проходим под мостом авто, потом – мост ж/д, потом опять мост авто и в 17-30 подходим к финишной точке. Остановка – в городском парке, откуда байдарку не разбирая переносим в филиал. Все, теперь можно вздохнуть спокойно - конец похода. Позади четверо суток интересно проведенного времени, 155 километров пути, трудностей и опасностей. Впереди – новые походы и впечатления.
В походе участвовали:
Смолянинов Анатолий, Любченков Александр, а также водники турклуба завода «Сумсельмаш»
Привет! Отличная статья!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьМы всем коллективом любим путешествовать и ходить на байдарках!
ОтветитьУдалить