… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

понедельник, 7 мая 2012 г.

ВОРСКЛИЦА и ВОРСКЛА - 2012

СМОЛЯНИНОВ Анатолий

В ПЛАВНЯХ ШОРОХ...
/Ворсклица-Ворскла-2012/

В плавнях шорох... И наделала его в очередной раз наша сумская команда. В прошлом году мы были в этих же местах несколько позже, в середине июня. А вот нынче – запоздалое открытие байдарочного сезона 2012 года на самые майские праздники. Половодье еще не закончилось, и воды в реке, особенно на участке плавней в Национальном природном парке «Гетьманский», достаточно для прохождения их байдарками.

28.04.2012
Традиционно уже в который раз стартуем флотилией из 4 байдарок от моста через Ворсклицу за селом Солдатским, куда нас доставил предварительно заказанный микроавтобус. Еще один экипаж присоединится к команде в условленном месте за селом Каменецким, где сосновый лес вплотную подходит к одной из тупиковых стариц, соединенной с основным руслом Ворсклицы.

После села Катанское пойма Ворсклицы расширяется и начинаются плавни, поросшие сухим прошлогодним тростником. Условия сплава по этой реке меняются в зависимости от уровня воды. Летом, при низком уровне, проход по системе проток в плавнях Ворсклицы скорее всего невозможен. Но сейчас продвигаемся вперед без осложнений, делая, то и дело остановки на купание. Не по сезону жаркая погода бьет все температурные рекорды.
Тростниковые заросли – настоящее царство для водоплавающих и другой тростниковой птицы. Раз за разом нам на глаза попадаются белые и серые цапли, аисты, всевозможные кулики, мелкие певчие птички и, конечно же, хищники. Птичье многоголосье не затихает здесь ни днем, ни ночью.

Первые две ночевки делаем на ставших традиционными для нас местах. Праздник общения на природе удался на славу, вот только с рыбалкой в начале маршрута как-то не ладится. Три небольшие рыбешки – это не показатель для наших большей частью удачливых рыбаков. Поэтому «рыбный день» – заменяем на «шашлычный», что тоже вполне приемлемо.
В общении открываю для себя людей с новой, порой неожиданной стороны. Например, Олег Шиян, в свободное от работы водителя-дальнобойщика время, играет в любительской хоккейной команде, участвует в чемпионате области и  других командных соревнованиях.

29.04.2012
Ранним утром, на зорьке вышел с фотоаппаратом поснимать пейзажи. Над рекой еще стелется туман, а по берегам белесыми участками выделяются заросли цветущей черемухи и отдельные дикие яблони. В тростниковых зарослях - непрерывный птичий пересвист да хор сексуально озабоченных лягушек. Приятно на рассвете неспешно проплыть на байдарке по зеркальной глади реки, наблюдая по мере возможности за жизнью обитателей этих мест.

Дневной переход начинаем с продолжительного серпантина по узкой протоке, петляющей в плавнях обширной поймы Ворсклицы. На нескольких участках приходится форсировать заторы из прошлогоднего упавшего в воду тростника. Но все проблемные места пока проходимы: уровень воды в речушке и ширина русла пока это позволяют. Отрезок дневного перехода прошли довольно быстро и за полтора часа вышли на устье, к месту слияния Ворсклицы с Ворсклой. На противоположном берегу  - поселок Кириковка и одноименная железнодорожная станция. Солнце жарит уже совсем по-летнему и цвет кожи у большинства членов команды приобрел нездоровый «поросячий» оттенок. От ожогов не спасает даже частое купание, и я в какой-то момент пожалел, что не взял футболку с длинными рукавами.

На стоянку стали на обжитом нами еще в прошлом году месте в 1,0-1,5км ниже железнодорожного моста и станции «Пионерская». Вечер прошел в ожесточенной и неравной борьбе с налетевшим комарьем. Безветрие и близость болотины – самые благоприятные условия для нашествия этой «напасти», которая, в конце концов, и победила.
Ко всем  нашим мелким бытовым невзгодам реальная  трагедия произошла в жизни одного из участников похода. Пришло сообщение о смерти матери Алексндра Бальбуха. За час, собравшись и вызвав из Сум друга с машиной, он срочно выехал домой, увозя и наши соболезнования по поводу случившегося. Так вот белая полоса в жизни в один момент сменяется черной, внося сумятицу, боль и печальные заботы.
А оставшиеся в лагере, ненадолго продолжив «войну» с комарами, все же отступили к вечеру на исходные позиции в палатках. Поставить на ночь рыболовные снасти на этот раз уже не хватило духу.

30.04.2012
Вся ночь прошла под птичий перезвон. Сейчас у певчих брачный сезон и они не умолкают даже в темное время суток. К пению птиц, хоть и не так громко, добавлялся стабильно неумолкающий комариный гуд. Полчища этих "вампиров", как бы сговорившись, сосредоточились под тентами  палаток в готовности набросится на потерявшую бдительность жертву.
Поутру, искупавшись и съев очередной, уже ставший дежурным шашлык, погрузились в байдарки и отправились к новым приключениям. Жара стоит совсем летняя, до +30ºС, и наши попытки защититься от солнечных ожогов пока не приносят желаемого результата. Руки, колени и носы у многих уже носят явные признаки кожных ожогов.

Вскоре по отбытию начался новый участок серпантина по плавням. Наш опыт предыдущих походов позволяет пройти его по оптимальному маршруту. Ну а новички всегда имеют реальную возможность заплутать в тростниковых лабиринтах. Для нормального прохождения в этом месте годится один основополагающий принцип – держаться, по возможности, правого берега. В протоках пришлось несколько раз прорываться сквозь заторы из плавающего тростника. Да и вездесущие бобры в последнее время поработали на протоках довольно активно, создавая новые препятствия. Если так дело пойдет и дальше, то о сквозном пути через плавни можно будет только мечтать.

По пути стали попадаться группы туристов-байдарочников. Значит маршрут «живой» и довольно популярный среди водников. В районе села Каменка (железнодорожный полустанок Бакировка) – первая и последняя встреча с егерями Национального парка. Их требования по уборке мусора со стоянок и тушении при отходе костров в общем-то, правильные и необходимые. Вот только сам тон и угрозы вызвать наряд милиции вызвали у нас некоторое недоумение, поскольку мы свои стоянки стараемся оставлять чистыми. После таких встреч возникает ощущение, что в будущем при прохождении этого участка маршрута у туристов–байдарочников могут быть сложности. Или вообще его закроют, или станут брать на кордоне деньги «На ремонт Провала…» (читай Ильфа и Петрова «12 стульев» Глава XXXIX Вид на малахитовую лужу)

Ну а мы пока уходим вниз, в сторону впадения в Ворсклу реки Боромля и лежащего на левом берегу села Литовка. Здесь на русле находится узкое место с небольшим порожком-ступенькой. Раньше на окраине села стояла  водяная мельница, а сейчас – это короткий участок быстротока с завалами из упавших деревьев, усложняющими линию прохождения. И в этих местах активно обживают территорию бобры, постепенно перекраивая на свой лад береговую линию, трассировку проток и стариц.
За Литовкой пойма Ворсклы постепенно сужается и река до села Климентово и на несколько километров далее неспешно течет в коренных, иногда обрывистых берегах. Чувствуется подпор воды перед очередным участком быстротока в заросших тростником плавнях.

Расставшись в Климентово с одним из экипажей и пройдя заполненные  отдыхающими горожанами участки берега, останавливаемся на уединенной поляне в пойменном лесу, не имеющей подъезда для автотранспорта. Прекрасное во всех отношениях место для остановки, к сожалению, имеет один, но очень весомый минус – полчища комаров, которые тут же нашли для себя объекты внимания в нашем лице. Посему, быстро установив снасти для ночной рыбалки, мы с напарником, не мешкая, спрятались от «кровопийц» в палатку. Ну а оставшаяся часть команды еще долго боролась с ними у костра, периодически подбрасывая в огонь свежей зелени и устраивая дымовую завесу. .
 01.05.2012
Первое мая – День солидарности трудящихся (и водников в том числе, поскольку они - Труженики Весла). Результаты удачной рыбалки добавили праздничного настроения. Улова на этот раз хватило на шикарную двойную уху, первую в этом походном сезоне. С комарьем тоже стало полегче, чему способствует небольшой, дующий вдоль русла ветерок.

После завтрака и купания вышли на завершающий участок маршрута. Наша конечная точка – мост на Полтавской трассе и городской пляж возле него. От места стоянки на прохождение финишного этапа уходит 2,0-2,5 часа. Здесь есть и участок узкого серпантина в поросших тростником берегах, и небольшие заторы из плавника, и завершающий отрезок спокойного сплава в высоких берегах с нередкими песчаными пляжами. По берегам уже много народу, отдыхающего возле воды как по причине праздника Первомая, так и из-за не по сезону жаркой погоды, прогревшей воду для купания.
Финишируем на правом берегу перед автомобильным мостом. От воды видны кресты на куполах возрождающегося Свято-Троицкого Ахтырского монастыря. К сожалению, его посещение откладывается на следующий раз, так как нас уже ждет заказанный заранее микроавтобус.

P.S. Разбирая байдарку возле Полтавского моста, ностальгически вспомнил о своем первом байдарочном опыте. Именно с этого места, будучи еще студентами, в апреле 1985-го мы начали недельный водный поход от Ахтырки до Полтавы по разлившейся в половодье Ворскле.
Посему, пожалуй, появился весомый повод для размещения на страничках блога «Дом для бродяг» фотоотчета-воспоминания о том, ставшем уже достоянием истории, сплаве.
Ведь для нас все еще ценны слова Макаревича в одной из его песен:
«Я помню как все начиналось...»

История из 1985-го будет в блоге уже вскоре.