АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ
ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - 2011
Из Европы в Азию через Уральский хребет
Дневник пеше-водного похода в районе
Полярного Урала.
(р. Большая Уса – руч. Изьяшор – волок – оз. Малое и Большое Хадата-Еган-лор – р. Большая Хадата – р. Щучья).
12 августа
7-00. Встал как всегда довольно рано. Погодная обстановка показывает, что хорошее никогда не бывает долгим. Небо опять затянула сплошная серая облачность. Хотя дождя пока не предвидится.
9-00. Мои опасения насчет погоды были все-таки ошибочными. Облачность ушла на восток и нам снова светит теплое солнце, обещающее даже жару после стольких прохладных дней. Пора идти на утреннее купание и заняться чем-нибудь полезным.
Расслабившийся народ и дежурные только-только вылезли из палаток, а я после купания от нечего делать отправился на рыбалку. Поймал двух хариусов и отпустил без тени сожаления. После интенсивной ловли последних дней такой способ рыбалки для меня более приемлем.
На завтрак ели макаронно-грибной супчик с болтанкой из трех оставшихся сырых яиц, малосолку и толченые с сахаром ягоды. А вдобавок - новая порция интересной информации о Полярном Урале от зашедшего пообщаться Сергея Николаевича. Оказывается на коричнево-бурой осыпной горе напротив нашего лагеря можно найти кристаллы редкого зеленого граната. А еще на Полярном Урале раньше добывали золото и даже алмазы.
Воды в Большой Хадате маловато, а уклон достаточно велик. Основные препятствия на реке – это крупногалечные перекаты и пологие «горки» с зеркально-гладкой поверхностью воды. Под водой то и дело наблюдаем, как по руслу гуляет хариус, что стало одним из развлечений наравне с рыбалкой. Рыболовные остановки делаем регулярно, но это занятие, по крайней мере, для меня, пошло по принципу «поймал-отпустил». Из 6-7 пойманных мной за день экземпляров на кухню пошел только один. Остальные пусть подрастают для других рыбаков.
Речная долина начала постепенно расширяться, а окружающие ее горы значительно понизились. Уже вскоре мы выходим за пределы Урала на равнину в зону болот и тундры. Сразу за поросшей лесом невысокой горой Пустеркой (в переводе «Девочка в косынке»), на правом берегу видны постройки кордона Горнохадатинского биологического заказника с обширной огражденной территорией. Здесь в последние годы реализуется программа по разведению и акклиматизации в этих местах мускусного быка (овцебыка). Руководит всем этим хозяйством некий Николай Максимович Морозов. Над самым берегом реки видно ограждение вольера с проводами «электропастуха» поверху. Но самих «заточенных» не видно, пасутся где-то вдали от речки. Посещать кордон в наши планы не входит и при отсутствии какого-либо движения вокруг его построек проходим мимо по уходящему влево руслу. Нам лишние расспросы как да что, есть ли пропуска на территорию заказника ни к чему.
На равнине скорость реки снижается, появляются широкие плесы, а до недавнего времени галечное дно местами меняется на песчаное. Обрывистые берега реки сложены из песчано-торфяных отложений. Хариус в реке еще есть, но его не так много и он не такой крупный как в верховьях. Догоняя ушедший вперед катамаран Иванова, решивший идти без остановки на обед, обнаруживаем его к 18-00 при разгрузке на месте стоянки. Место на вид невзрачное: галечная коса, кое-где поросшая травой. Куцый лесок из ивняка, верб и редких лиственниц находится чуть поодаль. Как понимаю, на стоянку упали вынужденно из-за внезапно начавшегося и быстро закончившегося дождика. Место для рыбалки тоже негодное, что показали пробные забросы спиннингов. Но на вечер у нас по плану другое мероприятие: Иванов выставляет коньяк по поводу дня рождения жены. В иных условиях – событие не столь уж и выдающееся, но в походе, да еще когда закончился запас спирта – это праздник. Вдобавок к угощению «именинник» с помощью Колотуши соорудил вкуснейший плов из рыбы. Торжество за походным столом совпало с появлением на небе мощной радуги. Значит «Небо» тоже поддержало наши поздравления.
Все бы хорошо, да только мошки и комаров после выхода из гор прибавилось, а теплая и безветренная погода способствует их агрессивности. Но мы сопротивляемся и отбиваемся от нападок как можем: и «в рукопашную», и с помощью «химии».
До Щучьей уже совсем недалеко и, надеюсь, уже завтра к обеду мы выйдем на финишную прямую. Хотя слово «прямая» для этой реки не то определение, поскольку она петляет как змея среди зауральской низменности.
13 августа
Ночью прошел довольно сильный, но непродолжительный дождь, а на рассвете со стороны гор налетел шквальный порывистый ветер, от которого палатки гнулись буквально в «бараний рог». Пришлось с Виктором Васильевичем в экстренном порядке вставать и как можно надежнее укреплять растяжки палатки. О дальнейшем сне в таких «аэродинамических» условиях не могло быть и речи.
Через пару часов к 8-00 шквальный ветер немного притих, но боюсь, что днем на воде он еще доставит нам дополнительной работы. На небе низкие тучи, сквозь которые только изредка просвечивает солнце.
Вышли как обычно после 10-00. Характер реки постепенно меняется на равнинный. Все чаще галечное дно меняется песчаным, да и течение стало более спокойным. Миновав несколько поворотов Большая Хадата впадает в более широкую реку Щучья (по-ненецки Пыряяха). Вода в ней намного мутнее, чем в Хадате. Да еще «помогает» сильный ветер, выдувающий в воду песок с песчаных береговых откосов. Сами эти откосы на вид имеют ступенчатый характер, отражающий уровень воды в разные периоды. Эти пологие береговые склоны довольно интересны для пейзажного фотографа, а нерукотворные орнаменты обнажившегося после ухода воды дна можно рассматривать как произведение искусства, созданное самой природой. Противоположные берега в таких местах обрывистые и постоянно «подрабатываются» водой по время половодий.
Сама Щучья законно могла бы иметь и другое название «Зигзаг змеи», поскольку ее русло уж очень сильно петляет среди неизмеримых тундровых пространств. Петли реки более длинны, чем на Большой Хадате, а повороты – круче и замысловатей. Сильный ветер, характерный для сегодняшнего дня, нам большей частью благоприятен, так как дует в спину или под углом, что можно использовать для увеличения скорости движения. На речных откосах гуляет поземка из песка и настоящие песчаные вихри, поднимаемые шквальным ветром.
Берега Щучьей на вид очень однообразны, и каждый ее новый поворот повторяет только что пройденный. Гребля в таких условиях быстро надоедает, и становится банальной рутинной необходимостью. Время от времени делаем рыболовные остановки, но все они безрезультатны: вода из-за урагана очень мутна. К концу дня возле устья правого притока реки Малая Хадата встретили группу туристов-рыбаков из Магнитогорска, заходившую на Хадату на двух катамаранах с использованием лодочного мотора. Команда отловилась хариуса, что называется «по полной», о чем свидетельствуют 4 здоровенных 40-60-литровых бидона засоленной рыбы. Мое мнение по поводу таких больших «заготовок» в походе однозначно отрицательное. Получается не поход, а какой-то рыболовный промысел. Иное дело поймать два-три презентационных «хвоста», но не более.
В устье притока, по словам ребят, до начала ветра и поднятия мути неплохо ловилась щука. Но ветреная погода и муть испортили всю «малину» и рыба залегла. Забросив по нескольку раз для приличия спиннинги, распрощались и отправились дальше искать место для стоянки. Удобную площадку нашли на правом берегу напротив канавоподобной левосторонней второстепенной протоки. Ровная, поросшая хвощем полочка между первой и второй линией зарослей ивняка позволяет защититься от продолжающего дуть с неослабевающей силой ветра.
Вечером развлекались, кто как мог. Иванов подался охотиться на куропаток (безрезультатно); Колотуша с Головачевым – в протоку за щукой (результативно). А остальные: кто - по ягоды, а кто – поближе к кухне, мешать дежурным.
Наши продуктовые запасы уже на исходе. Засыпок и овощей осталось на одно приготовление, и если не будет рыбы, в ближайший день придется затянуть пояса. На ужин для разнообразия пили вкусный чай с добавлением жимолости, шиповника и листьев княженики.
14 августа
Встал рано, разбудило утреннее солнце. Мы с Левитским сегодня опять дежурные, но идти стряпать пока рановато. Прогулка вдоль берега со спиннингом оказалась безуспешной. Пришлось разбудить Виктора Васильевича и начать готовить из пойманной вчера щуки уху. Других продуктов кроме чеснока, кружки риса, сахара и чая у нас уже нет. Толя Снегирев вызвался помочь с организацией витаминного чая, набрав в прибрежных зарослях жимолости, красной смородины и шиповника. Пока готовилась уха Головачев поймал и принес еще одну щуку, Процесс приготовления ухи несколько затянулся, поскольку вторая зубастая пошла в котел вслед за первой.
После выхода на воду сразу решили обследовать левую от основного русла протоку. В ее конце у меня схватила щука на 1,5кг и перекочевала из воды на борт катамарана. Несколько позже Головачев взял экземпляр побольше, на 1,8-2,0кг, а я повторил свой успех еще одной маленькой щучкой.
Движение по Щучьей утомительно и однообразно, как и ее приевшиеся за последние дни «горизонтальные» пейзажи, с уходящими в перспективу линиями песчаных берегов. Настоящий скучный «горизонтальный мир», где не на чем остановиться взгляду. Река петляет с большими поворотами, но при этом ветер, работающий вдоль русла, дует в основном в спину, помогая нам в продвижении. Там же, где поворот реки подставляет нас встречному ветру – дело похуже. Пришлось даже несколько раз применить технику проводки катамарана на бечеве: так быстрее и менее трудоемко.
После впадения справа реки Малыко зигзаги Щучьей продолжились. Один берег реки всегда высокий и обрывистый, а другой - ступенчатая песчаная коса с зыбучей, засасывающей мокрой поверхностью у воды. На одном из характерных речных поворотов в прямой видимости оказалась вышка мобильной связи. Где-то там наша финишная точка – мост на Бованенковской трассе и находящийся в 1,5км от него железнодорожный разъезд.
К полудню на левом высоком берегу сделали остановку, чтобы осмотреть оставленное на лето стойбище оленеводов. Нарты с нехитрыми пожитками, какие-то вещи в ящиках, запчасти к мотонартам и прочее имущество, оставлено на берегу до прихода зимы и возвращения хозяев на это обжитое место. А сейчас люди с оленями перекочевали дальше на северные пастбища.
Через поворот реки - еще одно оставленное стойбище, теперь уже на правом берегу. Людей тоже не видно, хотя один рыбацкий чум возле берега установлен и видимо используется. Возможно, кто-то присматривает за оставленным здесь на лето имуществом. Так за поход нам и не удалось повстречаться с местными жителями. Даже оленей ни разу не видели.
Очередная длинная петля Щучьей выводит нас на финишную прямую. На правом повороте реки видны два моста: железнодорожный и автомобильный. У моста – катамараны ушедшей вперед группы магнитогорцев. Их гонцы уже на автодороге в поисках попутного транспорта до Лабытнанги. Мы присоединяемся к ним и уже вскоре ведем разговор с водителем УРАЛа-вахтовки. После двух туров переговоров сговорились на 15 тысячах рублей с двух групп. 7.5 тысячи - это вполне приемлемая для нас сумма, не говоря о том, что мы, не ночуя под мостом, экономим один день на выброске с маршрута. Остальное – дело техники: быстрая разборка катамаранов, упаковка вещей и погрузка.
До Лабытнанги около 160км по грунтовой ухабистой дороге, четыре часа тряски, созерцания в окне закатной ямальской тундры и оленьих стад, пасущихся по берегам тундровых озер. До этого момента нам олени за весь поход на глаза не попадались ни разу.
До Лабытнанги около 160км по грунтовой ухабистой дороге, четыре часа тряски, созерцания в окне закатной ямальской тундры и оленьих стад, пасущихся по берегам тундровых озер. До этого момента нам олени за весь поход на глаза не попадались ни разу.
Железная и автомобильная дорога появилась в этих местах совсем недавно благодаря развитию и обустройству расположенного на севере Ямала Бованенковского газоконденсатного месторождения и строительству подводящих к нему газопроводов. Правда пойдет ли на пользу природе Полярного Урала такая доступность этого района – это еще вопрос со многими неизвестными.
Уже в сумерках доехали до поселка Обской и далее до железнодорожного вокзала в Лабытнанги, где активный этап путешествия нашел свое логическое завершение.
15 августа
15 августа
Ночь перекантовались на вокзале. Чтобы не ложиться спать, на рассвете, часа в 4-00, Иванов повел команду «активистов» посмотреть на Обь, вторую по величине реку Сибири и расположенный на противоположном берегу Салехард, столицу Ямало-Ненецкого национального округа, Как выяснилось вскоре, задача эта была неисполнимой. До паромной переправы и самой реки оказалась довольно далеко. Поэтому ограничились осмотром одной из заток реки, встречей восходящего солнца и провозглашением тостов за успешное окончание похода, Возвращались на вокзал в ускоренном темпе, чтобы успеть к открытию билетных касс.
В 6-00 возле кассы получили «холодный душ». Оказывается наш поезд, отправляющийся на Москву в 8-00, «фирменный» и тариф на него почти на 30% выше стоимости обычной плацкарты. А обычный поезд будет только через сутки. Билеты на Сумы тоже подорожали. В итоге надежда на экономию финансов за счет дешевых заброски и выброски пока не подтверждается. Но, делать нечего: билеты куплены, и нужно двигаться к дому. Повидаться, как планировалось с одной из участниц наших былых походов, ныне живущей в Салехарде, тоже не получилось из-за столь экстренной «эвакуации». Значит, на этот раз не судьба.
Из пойманной в самом конце сплава щуки уже на вокзале сделали последнюю малосолку. Не пропадать же добру! А вечером в поезде «загуляли»: подводили итоги, разбирали просчеты и строили наполеоновские планы на будущее. В общем, стандартное завершение долгого походного периода.
На европейской стороне Урала пасмурно, дождливо и прохладно. Лето уже на исходе и тепла здесь, наверное, уже не будет.
16 августа
16 августа
За окном поезда поутру видно чистое небо, что после вчерашнего пасмурного Приуралья внушает некий оптимизм.
Пришел НикНик и в разговоре о рыбалке поделился своим мнением о походе. Ему он показался неинтересным и в чем-то даже бессмысленным. Зачем, мол, было подниматься вверх? Да и рыбалка ему не та. Вот так мнение! А я-то как раз считаю наш поход очень удачным по впечатлениям и насыщенности событиями, хотя и достаточно тяжелым физически. Но тут уж кто чего ищет и какие принципы исповедует. Можно конечно было банально заехать в верховья реки на вездеходе, отловиться рыбы по полной, и потом «спать» на плывущем вниз по течению катамаране до самой финишной точки. Но этот принцип уж точно не по мне.
К середине дня в Котласе существенно пополнили наш продовольственный запас, чтобы неголодно дотянуть до Белокаменной. Остаток дня провели как обычно в поезде за пустопорожними разговорами, застольем и картами.
17 августа
Москва Златоглавая встретила нас своей суетой и «броуновским движением», трудно воспринимаемым и понимаемым жителями провинции.
Утро закончилось моими суматошными и нервными поисками билетов на поезд до дома сумской четверки, которые каким-то непостижимым образом оказались у НикНика. А по их «обнаружении» (за шоколадку для Ани) до 11-00 решали вопрос переезда на Киевский вокзал. В этом деле опять помог мой родственник, приславший к нам грузовой микроавтобус.
Проводив четырех шосткинских бойцов, уехавших домой в 13-30 на другом поезде, сэкономленные на перевозке груза деньги потратили на посещение кафе узбекской кухни и покупку продуктов в дорогу. Совершив традиционные приготовления к последнему походному вечеру, в 17-24 благополучно отправились восвояси. Завершающиеся посиделки, конечно же, удались. Что-то вспоминалось, что-то планировалось. Может быть, что-то и сбудется в будущем году. Главное – есть достойная цель и надежда. А выводы и осмысление пройденного в этом году пути придут позднее.
СЛОВАРЬ ТОПОНИМОВ
Воркута – «Медвежья местность»
Уса (Сабрейяха) – «Приток» (Глубокая река)
Бадьяшор – «Заросший ивой, тальником ручей»
Изьящор – «Каменный ручей»
Хадата – «Еловая река»
Хадата-Еган-лор – «Еловая река-озеро»
Харнаурды-кеу – «Гора бегущего оленя» или «Обрывистая гора, откуда упал оленёнок»
Пыряяха – «Щучья река»
Лабытнанги – «Семь лиственниц»
Салехард – «Город на мысу»
Изьящор – «Каменный ручей»
Хадата – «Еловая река»
Хадата-Еган-лор – «Еловая река-озеро»
Харнаурды-кеу – «Гора бегущего оленя» или «Обрывистая гора, откуда упал оленёнок»
Пыряяха – «Щучья река»
Лабытнанги – «Семь лиственниц»
Салехард – «Город на мысу»
Фото Анатолий СМОЛЯНИНОВ
Огромное, огромное спасибо - замечательный материал и прим этом красиво и удобно сделан!
ОтветитьУдалить