… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

пятница, 16 сентября 2011 г.

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - 2011. часть 2

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ - 2011
Из Европы в Азию через Уральский хребет

Дневник пеше-водного похода в районе
Полярного Урала
(р. Большая Уса – руч. Изьяшор – волок – оз. Малое и Большое Хадата-Еган-лор – р. Большая Хадата – р. Щучья).

Часть 2:
МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ

4 августа
Встал рано. Погода неплохая, хотя и облачно. Легкий ветерок подсушивает тундру, даже утренней росы не наблюдается. Быстро написал дневник и от нечего делать, взял спиннинг и пошел побродить к большому озеру, лежащему чуть дальше у подножья г.Сартпэ. Результат отрицательный: ни одной поклевки.

8-00. В лагере уже зашевелились и, пока готовится завтрак, начали неспешные сборы к волоку. Между делом прочитал народу «лекцию» о режиме Государственного биологического заказника регионального значения «Горнохадатинский», на территорию которого мы заходим, и информацию из книги «Водные маршруты СССР: Север», относительно условий нашего волока.

9-00. Готовим вещи и катамараны к переходу. Перебрали продукты и кое-что, без чего можно обойтись, оставили. Нести эти излишки – себе дороже.

10-30. Позавтракали и вышли на волок. Решили перенести все имущество за две ходки. Сначала шлось хорошо по набитой вездеходами и ненецкими нартами дороге, но повернув налево за отрог г.Сартпэ, уперлись в обширное заболоченное пространство. Так как вышли обутыми по легкому в кроссовках, стали искать пути обхода. В результате потеряли и время и саму вездеходку. Помаявшись таким способом, нашли самое простое и оптимальное решение: надеть сапоги и идти напрямую по болотине в поисках потерянной тропы. Вскоре она нашлась, и наш караван потянулся в сторону водораздела. Немного не дойдя до него Иванов предложил поставить лагерь прямо на дороге и идти за остальными вещами. Место для лагеря, конечно, не ахти какое, но более достойных вариантов, обнаружить не удалось. Грунт просто пропитан водой, которая при нагрузке на него проступает наружу. Придется под палатку подстелить полиэтиленовую пленку, чтобы не утонуть. По предварительным расчетам первая ходка потянула где-то на 8 километров.

Установив палатки и оставив Аню обживать лагерь, налегке отправились за остальными вещами. Чистое ходовое время движения налегке – 2 часа, а гружеными шли 3,5 часа. С погодой в первый день волока повезло. Целый день сухо, и даже несколько раз проглядывало солнце.

Вернувшись в старый лагерь, сварили на обед макароны с тушенкой, хлопнули по чарке, сформировали пакет оставляемых продуктов и вещей (может кому-нибудь пригодится) и начали вторую часть перехода. Она оказалась очень трудной, так как наш катамаран значительно тяжелее ивановского (70кг против 45-50кг). Вещей оказалось тоже больше чем предполагалось, так что дотянули до лагеря, буквально падая с ног. Упадок сил налицо: кое-кто даже отказался от ужина и ограничился только чаем.

Но ужин все-таки на примусах приготовили (стоим то на болоте, и зеленая карликовая березка горит плохо). Отведав, кто хотел рисовой кашки со всевозможными специями и тушенкой быстро разбежались по палаткам. При такой нагрузке - не до посиделок.

P.S. Тяжело сегодня идется Толе Снегиреву, который в «мероприятиях» такого рода и масштаба учувствует впервые. Но пока держится, и я думаю, должно прийти к нему «второе дыхание».

P.P.S. На завтра есть идея сделать первую ходку еще до завтрака, а вернувшись, позавтракать и идти дальше.

5 августа
Спал как убитый, ощущая гуд и ломоту во всем теле. Утренняя погода пока не радует, иногда сбрызгивая моросящим дождиком. Хоть бы он не усилился, а то мы все затоскуем тут на болотине.

После завтрака дождь зарядил сильнее, и пришлось часа полтора отлеживаться по палаткам в ожидании его окончания. Ветер гонит низкие тучи, и волны дождя раз за разом накрывают долину водораздела.

Около 11-00 дождь прекратился и далее только изредка моросил. Нам же нужно волочиться. Этот переход можно назвать «Из Европы в Азию, назад, и снова в Азию». За две ходки мы дважды пересекали границу двух частей света, административную границу между Республикой Коми и Ямало-ненецким национальным округом, а вдобавок еще и границу заказника «Горнохадатинский».

На первую ходку взяли катамараны, продукты и пошли по старой вездеходной колее вдоль левого борта гор. Идти тяжело, часто по болотине, где негде остановиться передохнуть и снять с плеч тяжелую поклажу. Посему можно сделать вывод: «Что хорошо вездеходу не всегда подходит пешеходу». Перевалив через водораздел, увидели Головачева, который ушел вперед еще до окончания дождя и нашел более удобный и сухой путь вдоль правого борта долины, выводящий к цепочке озер, которые соединяются протоками с оз.Малое Хадата-Еган-лор. Далее, по «наводке», стало идти намного веселее. Не дойдя немного до озер, оставили груз на пригорке, а сами пошли обратно, чтобы снять лагерь и забрать остаток вещей.

Погода совсем наладилась. Ветер разогнал низкие тучи и иногда уже просматриваются участки голубого неба, и светит солнце. В лагерь дошли за два часа. Перекусили тем, что попало под руку: сало с кетчупом, малосолка и конфеты. Все костровые принадлежности, сухари и прочее унесли за первую ходку. НикНик с Аней снялись и ушли, а мы решили дождаться отставших Снегирева и Левитского. Через полчаса, так и не дождавшись их, свернули палатки, что смогли, собрали и двинули на вторую ходку. Пройдя километр-полтора, встретили отстающих. Оставив Снегирева с Левитским отдыхать, вернулись с Ивановым в лагерь и забрали остаток вещей.

Движение в новый лагерь у воды было долгим и тяжелым. Давила физическая усталость, тяжелые рюкзаки. Правда, на этот раз выбрали оптимальный путь почти посуху вдоль правого борта.

К лагерю возле второго по ходу крупного озера пришли около 22-00. Здесь уже хозяйничают у костра Головачев и Листопады: сварили нам на ужин рисовую кашу с грибами, которых полно на водораздельной тундре. Провозгласив тост за успешное окончание тяжелого волока, и похвалив дежурных за приготовленный в борьбе с усталостью ужин, разошлись по палаткам набираться сил для дальнейшего движения по маршруту.

P.S. За две ходки дневной части волока длиной 8км пройдено пешком около 24км, из них 16км – с тяжелой ношей на плечах. Где только берутся на все это силы?

6 августа
Сегодня завершаем волок и уходим к озеру. Первым делом нужно забрать оставленные в 2км три упаковки с катамаранами. Хотели сделать ходку до завтрака, но не получилось. Ко всему мы с Левитским опять дежурные. Работу возле кухни как то удалось организовать и с помощью Ани приготовить грибной суп. Потом «помешало» появившееся солнце, и я несколько раз бегал на ближайший пригорок, чтобы заснять красивейшую панораму тундровых озер.

В конце концов, НикНик с Ивановым, не дождавшись меня, ушли за оставшейся поклажей. Пришлось догонять их в ускоренном темпе, срезая отрезок пути по болоту. На болоте местами наблюдаются большие вспучивания торфяника, кочки высотой до 2 метров. Это так оттаивает вечная мерзлота.

Перед моим отходом Колотуша, вышедший со спиннингом к протоке, обнаружил в ней крупного, залегшего на небольшой глубине налима. Но как не старался зацепить его сходу так и не получилось. Я внес предложение Головачеву пустить в ход ружье, но тот сомневается: «А вдруг рикошет?». Да и мы на территории заказника, где эти «шутки» под запретом.

Принесли в лагерь снаряжение, а там ажиотаж: Колотуша все-таки подцепил здорового, до 2,0кг весом, налима крючком за бок. Пока варилась из него уха, собрали катамараны, искупались в холодной воде протоки и стали паковаться.

После обеда вновь вышли на воду. Большое озеро, в которое мы вышли по протоке, оказалось без видимого прохода дальше. Сделав разведку, кратчайшим путем по болоту перетащили катамараны в следующее из цепочки озер, выводящих в оз.Малое Хадата-Еган-лор. Далее все пошло без дополнительных трудозатрат и к исходу дня мы подошли к последней длинной протоке в озеро. Вода в протоке прозрачная и в ее срединном углублении Колотуша увидел лежащего на дне налима. Попытались с катамарана зацепить его крючком, и результативно. За первым у нас последовали еще два налима. Листопад тоже зацепил одного крупного. Значил рыбный ужин нам уже обеспечен.

Оз.Малое Хадата-еган-лор мелководное и редко его глубина превышает 1,5м. Дно местами каменистое, местами песчаное с небольшими «островками» водной растительности.

Лагерь разбили на правом берегу в самом начале озера, недалеко от уловистой протоки. Здесь более всего суше и растет делянка тальника, где можно насобирать хоть немного дров. Дальше правый берег озера почти до самого конца заболочен. Ужин готовили долго из-за малого количества дров, а чай приготовили на примусах. Зато налимья уха и жареное филе получились отменными.

Окрестные панорамы просто завораживают, поэтому мой фотоаппарат весь вечер был в ходу, фиксируя все фазы красивейшего заката на фоне высоких гор и озера, поверхность которого после прекращения ветра стала зеркальной.

P.S. Левитский и Листопад поставили на ночь донки. НикНик нацепил в качестве наживки налимьи потроха, а наш «аксакал» - пучок привезенных из Европы в Азию сумских червячков. Утром посмотрим: есть ли у них рыбацкий фарт.

7 августа
Ночь была холодной. Пришлось встать и надеть термобелье, хотя последние дни я этого не делал. Если ночью было прохладно, значит, день будет благодатным.

Утром меня разбудил Иванов и посоветовал отснять рассветные пейзажи. Меня этот банальный план не устраивал. Если уж идти, то нужно подняться на какую-нибудь вершинку, чтобы запечатлеть окрестные панорамы. Решил взойти на горизонтальную площадку горы на склоне правого берега, чтобы посмотреть, а что там дальше за поворотом в конце озера.

Подъем и возвращение назад по траверсу горы с осмотром снежника, лежащего в распадке ручья чуть выше нашего лагеря, сделал за 1,5-2часа. Вернулся как раз к завтраку, во время которого вставшие бойцы обсуждали результаты ночной рыбалки. А они таковы: Листопад и Левитский поймали по одному налиму. Из оставленного со вчерашнего дня филе и нового улова получилась отличная наваристая уха. Старались у костра очередные дежурные Головачев с Листопадом.

После завтрака решили перебазироваться на оз Большое Хадата-Еган-лор. Попытка повторить вчерашний успех с ловлей налимов не удалась из-за ряби на воде и плохой видимости дна. Поймать хоть какую-нибудь рыбу в устьях впадающих в озеро ручьев и в протоке, соединяющей Малое и Большое Хадатинские озера, тоже не получилось. На левом берегу недалеко от протоки виден лагерь из трех палаток. Видимо это база туристов-пешеходников, совершающих радиальные выходы по окрестным горам.

Большое Хадатинское озеро более глубоководное. Южные склоны окружающих его гор поросли довольно высоким и густым лесом из ольховника и тальника. На лужайках, заполненных россыпью полярных цветов нередки и кустики «золотого корня». Отличная солнечная погода и желание побыть подольше в этом «райском» уголке Заполярья укрепили наше желание сделать здесь дневку, чтобы порыбачить и по возможности сделать радиальный выход в горы к леднику ИГАН. Лагерь разбили на первом мысу левого берега как раз напротив крутого склона горы Харнаурды-кеу (1246м) - одной из высочайших вершин этого района.

Ближе к вечеру поставили на пробу сети и попытались порыбачить со спиннингами с катамаранов. Удачливые и напористые в рыбалке Колотуша и Листопад поймали 4 небольших арктических гольцов. По опыту Камчатки и Кольского полуострова я представлял для себя гольца как крупную рыбу семейства лососевых, а здесь ловится небольшая «селедка» с пятнышками весом до 400гр. Может в сетях окажется что-нибудь посолиднее.

Остаток дня предавались отдыху и общению на природе возле костра.
P.S. Спланировали последнюю часть маршрута. Оставшиеся после озер до моста Бованенковской трассы 111 километров будем идти неспешно дней семь, чтобы вволю порыбачить и насладиться природой.

8 августа
Сегодня дневка и каждый развлекается по своему плану. Хотя одно общее мероприятие у нас тоже запланировано. Это сделать выход в горы к леднику ИГАН. Утро задалось солнечным, хотя теплым его назвать нельзя. Днем Аня отметила на термометре всего 10ºС.

Я встал как обычно рано, искупался в ледяной воде и снова нырнул в спальник отогреваться. В начале девятого проснулись дежурные и начали шуршать возле костра. Чуть позже собрали «сетевую» команду и отправились на проверку сетей. У Иванова сетка с крупной ячеей как всегда пуста. А вот сеть Головачева принесла штук 8 гольцов разного размера, двух хариусов и небольшого налима. Рыба к столу получилась просто отменной. Часть ее закоптили в фольге со специями и овощной фаршировкой. Еще несколько штук поджарили на сетке.

Уговоры и сборы на пешую прогулку в горы продолжались долго, но, в конце концов, группа из пяти бойцов на катамаране выдвинулась на противоположный берег к устью ручья Гидрографов. При подъеме в горы вдоль ручья открывается захватывающая панорама озера Большое Хадата-Еган-лор. Возле истока из озера Большой Хадаты на левом берегу находятся брошенные домики бывшей метеостанции, а еще дальше виднеются три чума ненецкого стойбища. Подъем по каменистому склону морены с нетающими снежниками и живописными скалистыми выходами – раздолье для фотографа. А рядом еще течет спадающий каскадами водопадов ручей, пронизывающий тоннелем крупный снежник.

К сожалению, дойти до цели так и не удалось. Помешала испортившаяся погода, принесшая сильный ветер и моросящий дождь. Дойдя до последнего 100-метрового взлета на перевал, разделяющий бассейны Большой Хадаты и Большой Усы, решили отступить назад, напоследок запечатлев на фото красивый лужок с россыпью желтых цветов на фоне мрачных вершин и снежников. И это где-то на высоте 750м над уровнем моря. Жаль, конечно, что не удалось посмотреть на панораму ледника и высокогорного озерка им образованного, но природа всегда права. Значит, возможно, это будет в следующий раз. А на гору ходили: Иванов, Смолянинов, Колотуша, Головачев и Аня Листопад.

К вечеру погода окончательно испортилась, и зарядил дождь, периодически очень сильный. А ведь порывались некоторые горячие головы еще сегодня вечером сняться и перекочевать на новое место. При таких погодных условиях это был бы настоящий экстрим. В перерыве между дождями поставили «результативную» сеть Головачева, попытались порыбачить со спиннингом, но безрезультатно, и, в конце концов, разбежались по палаткам слушать барабанящий по ним дождь.

Ужинали уже почти в сумерках. Заботливые дежурные дождались паузы между моросящим дождем и приготовили супчик с макаронами и грибами, собранными при возвращении из радиалки. Ну и как деликатес – жареный на сетке голец. На «третье» подали чай с двойной дозой золотого корня. Получился очень приятный на вкус напиток, но боюсь, ночью заснуть после него будет сложно – ведь это все-таки «энергетический корешок».

9 августа

Дождь с перерывами продолжался всю ночь и стих только под утро. К 8-00 моросящий туман стал постепенно рассеиваться, и появилось солнце. Будем сушиться и постепенно сворачивать лагерь. Поднятые сети полны «разнокалиберного» гольца. Его хватило и на наваристую уху, и на малосолку, а три штуки поджарили на пробу для гурманов на сетке. Между делом забросил спиннинг и я и с первого раза вытащил крупного гольца, который тотчас ушел на кухню.

Встав на воду, попытались напоследок половить гольца на блесну. Но результативность в три штуки на тысячу забросов никого не устраивала. В конце концов, растормошили задремавшего на своем месте Левитского и, взяв весла в руки, пошли догонять ушедший вперед катамаран Иванова.

В конце озера возле истока из него реки Большая Хадата на высоком левом берегу стоят постройки заброшенной метеостанции. А у самого берега несколько палаток и копошащиеся возле них туристы. Вообще народу в горах в последние дни прибавилось. В наш лагерь заходили пешеходники из Нижнего Тагила, а еще несколько групп продвигалось вдоль правого берега в разные уголки этой части Полярного Урала.

В своем истоке Хадата разбивается на множество мелководных проток. Это так называемые разбои. Часто чистого прохода нет, и приходится перетаскивать катамараны на более глубокие места вручную. При этом общий уклон реки достаточно велик. Такой характер Хадата имеет на протяжении 3-4км, и постепенно набирая воды из впадающих ручьев, входит в одно русло с высокой скоростью течения.

За разбоями вдали под горой на выходе из широкой долины левостороннего ручья находится стойбище оленеводов: три чума, загоны и прочие мелкие сооружения. Но оленей не видно, они выпасаются где-то в стороне.

Погода после полудня испортилась. Опять зарядил дождь, и заходить в стойбище, сделав достаточно большой крюк, народ не захотел. Дело уже идет к вечеру и нужно искать место для стоянки.

На одном из глубоких плесов я забросил спиннинг и вытащил первого крупного, уже хадатинского хариуса. Следом за мной такие же результаты показали и другие рыбаки.

Площадку для стоянки нашли на островке недалеко от места впадения правостороннего притока, в зарослях высокого ивняка. К концу дня поднялся сильный ветер, и эти заросли хоть как-то сдерживают его порывы. Первым делом собрали по окрестностям сухие дрова, затем выпили немного «горькой», во избежание простуд и стали обживать лагерь. Переодевшись, толпились у костра в ожидании очередной порции рыбных блюд, главным компонентом которых был все тот же хариус.

Уже в сумерках ветер неожиданно стих, так что наши усилия по укреплению палаток может быть были чрезмерными.

За прошедший день команда вышла из центрального, самого высокого горного массива. Окружающие нас покатые сопки уже не так высоки и без снежников, а долины между ними  довольно широкие. Растительности тоже стало больше, поэтому проблем с дровами больше нет. Хадата оправдывает свое название «Еловая». По ее берегам уже появилась полноразмерная лиственница, высокий ольховник и ивняк.

10 августа
Встали с Виктором Васильевичем рано: мы дежурные. Дождя нет, но погоду хорошей назвать нельзя. После относительно теплой ночи утром опять налетел шквальный ветер, и температура сейчас не более 8-10ºС. Позавтракали и снова взялись за весла. На каждом удобном месте делаем рыболовные остановки, а таких мест здесь предостаточно. Продвижение вперед пока минимальное: больше времени торчим у воды со спиннингами или прячемся с Левитским в прибрежных зарослях от ветра. Рыбалка сегодня удачливая. Раз за разом идет на блесну крупный хариус размером 40-45см и весом больше килограмма. На нашем катамаране в основном ловят Колотуша с Головачевым, а я взял двух крупных особей и к рыбалке как то поостыл. Рыбный рацион стал надоедать и хочется простой кашки или супчика с тушенкой.

Река круто спадает в сторону зауральской низменности. Порогов на ней нет. Главные препятствия – разбои, мелкие перекаты и шиверы. Иногда приходится вставать и делать проводку на мелких местах, но основное время идем на веслах.

К обеду погода улучшилась, и стало проглядывать солнце. Но желанного тепла так и нет. Пройдя очень мелкие и широкие разбои остановились на обед на левом берегу, в месте часто используемом туристами и рыбаками. Здесь даже каменка для бани сложена из крупных окатышей. Благо лиственничный лес по берегам и у подножья гор уже появился.

Обед готовился долго, ибо сразу переработать огромное количество пойманного с утра хариуса невозможно. Пока почистили рыбу и сварили тройную уху, ушло 2.5 часа времени. Одновременно на другом костре готовим рыбу на сетке в собственном соку. Осилить все это изобилие смогли только с помощью подплывших на надувной резиновой лодке трех туристов из Перми. 70-летний мужчина с внуками сделал заход на Хадату через Пайпудыну и Ланготъеган. Угостили их рыбой, чаем, а они нас – разной полезной информацией о районе путешествия. Старший из пермяков более десятка раз бывал в этих местах и знает Полярный Урал досконально. По его словам, нам еще идти по Хадате дня два. А на Щучьей при сильном встречном ветре - и того более. Так что как бы мы радикально не выбились из графика. Придется видимо отложить все рыболовно-заготовительные планы и серьезно заняться греблей.

За разговором незаметно пролетело время, и мы решили остаться здесь на ночевку. А гости намерены проплыть еще некоторое время и ставить лагерь у левого притока Сальятальбя. В момент их отплытия прямо на берег вылетел заяц и попер прямо на людей. Как оказалось, он улепетывал от гнавшейся за ним небольшой росомахи, которая объявилась через несколько секунд. Эту редкую и скрытную жительницу севера Головочеву удалось заснять на его «дальнозоркую» камеру, а остальные наблюдали вдали на тундре погоню хищника за будущей жертвой.

Объевшись рыбой в обед, народ от ужина отказался, довольствуясь только чаем на «золотом корне», который, хоть и в небольших количествах, можно найти и на этом берегу.

Ветер свистел весь вечер и ночью. Видимо здесь в межгорной речной долине своеобразная аэродинамическая «труба», по которой гонится ветер из Европы в Азию и в обратном направлении.

11 августа
Проснулись довольно рано, да и дежурные с завтраком не запоздали. Меню опять полностью рыбное, что уже несколько напрягает. Ели отварные «отходы» рыбного производства (головы, хребты, хвосты и прочая требуха) и макаронный супчик, сваренный на густом рыбном бульоне. Такое вот кулинарное «ноухау».

Зато погода сегодня просто идеальная. До обеда только лишь изредка небольшие облачка появлялись на небосклоне. После полудня количество облаков увеличилось, но в целом – отличный по погодным условиям день.

До завтрака, чтобы развеяться и пофотографировать окрестности, прогулялся вдоль ручья на отрог ближайший горы. Панорамы петлящей по широкой долине Хадаты с множеством разбоев и перекатов, сглаженные силуэты окрестных гор создают ощущение простора и нетронутости. Здесь действительно почти никогда не ступала нога человека.

После завтрака, благодаря «усилию» командира под «ворчание» команды все-таки собрались и вышли на воду. Сегодня желательно пройти по максимуму, поскольку походный график уже срывается. План этот, однако, выполнить оказалось не так-то просто. На каждом повороте речном повороте «натыкаемся» на рыбные места, да и водная обстановка тоже усложнилась. Появились мощные перекаты, мелководные шиверы, разбои и прижимы к скалам.

На впадении слева ручья Санталяхои встретили вчерашних знакомцев-пермяков. Сергей Николаевич Клочков, их 70-летний «идеолог», рассказал очередную порцию историй об этих местах и из жизненного опыта, а его молодые внуки быстро «сообразили» чай, вдобавок предложив к нему шоколад, печенье и конфеты. Попробовали мы и поджаренного ими налима. Блюдо нужно сказать – просто объедение, и мы пожалели, что в этом походе жареную рыбу ни разу не готовили, ограничиваясь ухой, горячим копчением и малосолкой.

Пообщавшись с полчаса, отправились дальше по хадатинским разбоям. В результате рыболовных остановок только у нас на катамаране образовался почти 15-килограммовый пакет, набитый крупным хариусом.

Обедали на набитой стоянке возле рыболовного плеса. В ожидании обеда пошел поискать «золотой корень». Кое-что нашел, но местный корешок какой-то сухой и крупные корневища найти трудно. Или искать его нужно не на солнечных участках вдоль берегов реки, а подняться в верховья одного из ручьев.

Вволю порыбачив и не желая уже сегодня оказаться на границе гор, после впадения слева ручья Пусьеркашор к 19-00 стали искать стоянку. Пока готовился ужин, искупались в обжигающе холодной Хадате и перестирнули кое-что из вещей, готовясь к отъезду домой. В лесу возле нашей стоянки растет уже зрелая красная смородина, жимолость и голубика. Есть еще и грибы. Единственное неудобство – появившееся с теплом комары и гнус, которые не больно-то боятся наших репеллентов.

К исходу дня рядом остановились наши друзья-пермяки тоже в поисках места для стоянки. Переговорили и предложили им разместиться поблизости, чтобы вечером пообщаться. Пермяк Сергей Николаевич – кладезь разносторонней информации, интересный рассказчик и любитель поговорить с новыми людьми.

Но на этот вечер пообщаться так и не судилось, хотя заботливый Левитский даже организовал вокруг костра сидения из бревен. Видимо соседи сильно устали на разбоях и перекатах. Посему, пришлось довольствоваться своей компанией. У костра Иванов снова завел разговор о походе на Шантарские острова. Как знать, может быть на следующий год у нас что-нибудь в этом плане и получится.

P.S. Напротив места, где мы обедали, есть три характерных вершины, которые, по словам старого пермяка, называются «Совиная горка». Их очертания и вправду напоминают силуэт полярной совы, сидящей в гнезде.