… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

пятница, 4 марта 2011 г.

КАНТЕГИР – 1990: этапы большого пути




Анатолий СМОЛЯНИНОВ

КАНТЕГИР – 1990: этапы большого пути
Водный поход 3 категории сложности (катамараны) в районе Западного Саяна.

Руководитель похода Дворникова А.А.

Кантеги́р — сибирская река в Туве и Хакасии, левый приток Енисея. Впадает в Саяно-Шушенское водохранилище. Общая протяженность сплава от места стапеля (7-8км выше устья ручья Самбыл) до устья и затем по Енисею до Саяно-Шушенской ГЭС – около 200км.

Эпизод 1.
Подъезды:
Сумы – Москва, поезд
Москва – Абакан, самолет
Абакан – Абаза, поезд
Абаза – Большой Он, автобус
Большой Он – место старта, нанятое авто

При заброске к месту начала волока на Кантегир случился казус. Водитель нанятой машины неправильно понял наши цели и направился в другую сторону. Вместо дороги на Кантегир нас повезли по трассе Абаза - Ак-Довурак к месту начала волока на реку Она.

Разобравшись, что совершена ошибка, пришлось возвращаться назад в поселок Большой Он и искать дорогу в сторону Кантегира вдоль реки Малый Он, а затем – Левый Малый Он. Доехать до конца с первой попытки на обычном атвобусе не удалось из-за распутицы. Выслали гонца в поселок, и нашли другую машину (УРАЛ – вахтовку), которая и доставила команду под самый перевал.



Эпизод 2.
Волок через Западно-Кантегирский хребет на Кантегир занял 2 дня (8-10км). Сначала – крутой подъем по набитой тропе. После перевала Кантегирский (1620м), разделяющего бассейны рек Абакан и Кантегир, долгий пологий спуск по плато в обход высокогорного болота, и в конце – крутой сброс в долину Кантегира. На перевале команду накрыла сильная гроза с ливнем. Ночевали после обхода болота на развилке троп в сторону Самбыла (длинный путь) и Кантегира (короткий путь).













Эпизод 3.
Стапель и преодоление верхних препятствий. На первых километрах сплава при прохождении мощной «Московской» шиверы у меня дважды ломается древко весла: основного и запасного. Пришлось отобрать «орудие труда» у впереди сидящей дамы, и спешно финишировать для починки весел. В средней части шиверы расположен красивый водопадный порог с мощным сливом на левом повороте реки, упирающейся в нависающую над водой скалу.

Наша сумская флотилия состоит из 5 катамаранов-четверок. Параллельно с нами сплавляется группа москвичей на классическом 4-гондольном надувном плоту. Мы еще не раз будем пересекаться с ними во время сплава.

В конце «Московской» шиверы перед устьем Самбыла один из катамаранов заломало на камне посредине реки. Делали экстренные спасработы. Сначала эвакуировали экипаж, потом вещи, и, наконец, сняли с камня заломаную посудину.

Пришлось сделать в устье Самбыла дневку для вынужденного ремонта. Устраняли поломки каркаса, латали дырки в гондолах, а еще загорали и пытались ловить рыбу.













Эпизод 4.
Устье левого притока – р.Кючун. Сделан неудачный поход в верховья притока за «золотым корнем». Поисковики после блужданий по галечным разбоям притока быстро умаялись и повернули назад.

Чуть ниже Кючуна, на базе геологов, радушный прием «хозяев» и отличная баня. Здесь к нашей команде  присоединились  четверо днепропетровцев, потерпевших на одном из порогов аварию и потерявших часть снаряжения. На их катамаране трое взрослых и мальчишка Даниил.




Эпизод 5.
Хроническая непогода. Сильные дожди вызвали на реке большой паводок. Большинство порогов скрыты из-за высокого подъема воды. Пролетели их сходу без осмотров. Запомнились только названия порогов: «Наука», «Аркаша», «Гарри» и шивера «Питон».

После впадения правого притока, реки Малый Карбай, – мощный порог «Карбайский». Прохождение трех его ступеней упрощено высоким уровнем воды.




Эпизод 6.
Вскоре, за устьем впадающего справа Большого Карбая, останавливаемся на дневку. Недалеко – изба промысловиков с баней, есть люди. Рыба из-за паводка «залегла», ловится плохо. Сделал с днепропетровцами выход вдоль ручья в его верховья в поисках «золотого корня». Затраченные на подъем усилия оправданы: нашли-таки плантацию родиолы розовой, в народе именуемой «золотым корнем»! Да и посмотреть сверху на долину Кантегира и панорамы хребтов – дело увлекательное.

Всю команду охватила «золотая лихорадка». Пришлось остаться еще на один день, чтобы заготовить сибирского «женьшеня». Теперь выход в верховья осуществили уже всей командой.









Эпизод 7.
Ниже Большого Карбая на протяжении 40км сложные препятствия отсутствуют. Дожди постепенно заканчиваются, что дает возможность насладиться красотой Саянской природы. Возле устья реки Ататах устраиваем дневку и баню. Наводим мосты дружбы с расположившейся рядом московской командой.









Эпизод 8.
Ниже Ататаха начинается каскад препятствий, получивший название «Семишиверка». Это семь шивер, протянувшихся на 6-7 км, которые отделяются друг от друга не плесами, а перекатами. После «Семишиверки» до Инь-Сукского каскада сложных препятствий нет.

Уникальные по красоте пейзажи рабуют глаз фотографов. Не менее красива и разнообразна по составу и цвету речная галька. Увлекшись, набрал себе килограмма два красивых камешков на память. Хоть и понимаешь, что «лишний вес - потеря скорости», а выбросить жалко. Уж очень они интересные по расцветке и рисунку.















Эпизод 9.
Последний на Кантегире Инь-Сукский каскад порогов ранее состоял из 9 препятствий общей протяженностью около 11км. После строительства Саяно-Шушенской ГЭС в каскаде осталось открытыми только 3 порога, а дальше начинается подпор воды в образовавшемся водохранилище. С затоплением порогов категория сложности реки понизилась с 4-й на 3-ю для надувных суден.

Напоследок получили адреналина при прохождении порога, образованного недавно сошедшим селем, частично перегородившим русло реки. Его характеризуют стремительный поток и высокие валы. На вид очень внушительно, но, в общем-то, ничего сложного: нужно просто идти по основной струе.

Выход Кантегира в водохранилище запирает сдерживаемый ветром километровый завал из плавника – бревен, нанесенных весенним паводком. Поиск прохода для катамаранов через завал очень сложен. Частично нам помогла поднявшаяся вода, освободившая немного чистого водного пространства возле склонов гор. Прохождение завала заняло почти целый день.

Ночевать пришлось на неудобном для бивуака крутом склоне, сложенном из крупнокаменистой осыпи.

В этом году Саяно-Шушенскую ГЭС достроили и воду в водохранилище подняли на проектную отметку. Удивительно и грустно наблюдать под прозрачной водой верхушки затопленных недавно елей и лиственниц, и стайки окуньков, шныряющих среди еще зеленой хвои.

С берега наши рыбаки наловили среди затопленного леса приличное количество этих окуньков, используя для наживки рыбий глаз или кусочек рыбного филе.















Эпизод 10.
Движение по Саяно-Шушенскому водохранилищу – около 40км за 2 дня. Зачистка берегов перед затоплением делалась «спустя рукава», Затопленный лес во многих местах гниет, нанося непоправимый угон экологии реки и ее рыбным запасам. Стали попадаться люди на моторных лодках.

Наполовину затопленные крутые горные склоны - мрачный «лунный пейзаж». По берегам много гарей. Идти сложно: сильный, часто встречный ветер гоняет катамараны на большом просторе как хочет.

Посредине пути – затопленное водой слияние Кантегира и полноводного Енисея. Отсюда до плотины около 12км. На правом берегу чуть дальше пос. Джойская Сосновка.

Финишируем и разбираем катамараны на правом берегу недалеко от плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Перед самой плотиной еще один затор из плавающего леса. 245-метровую плотину ГЭС совсем недавно (в 1988г.) достроили и в нынешнем году вывели агрегаты на проектную мощность. Ловим машину и переезжаем по плотине в городок энергетиков Черемушки, где размещаемся на ночлег в гостинице.

Вид на плотину снизу внушает трепет. А вдруг вся эта масса воды вырвется из бетонных оков?















Эпизод 11.
Выезд автобусом в Абакан. Совершаем прогулку по столице Хакассии с заходом в краеведческий музей, а вечером направляемся поездом в Красноярск, откуда у нас запланирован вылет самолетом на Москву.

В Красноярске размещаемся в гостинице «Турист» на правом берегу Енисея. Имея двухдневный запас времени, выполняем обширную экскурсионную программу. Один день выделяем детальному знакомству с Красноярскими Столбами, уникальным по красоте массивом скальных останцев, расположенным на окраине Красноярска.

Во второй день сделали обзорную прогулку по центру города, осматривая исторические памятники и новостройки. А к ночи - выезд в аэропорт. Переночевали в лесу недалеко от аэропорта «Черемшанка», не ставя палатки, а расстелив спальники прямо на земле и накрывшись пленкой из полиэтилена. Не очень комфортно, но терпимо.























Эпизод 12.
В Москву вылетели рано утром. Днем предприняли прогулку по столице эпохи «конца социализма – начала капитализма»: поглазели на первый в СССР «McDonalds», возрождающиеся храмы и арбатские «вольности». А вечером поездом – прямиком домой, делиться с земляками впечатлениями от похода.








Март 2011

Фото:
Анатолий СМОЛЯНИНОВ
Игорь ЛЕУНОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий