… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

суббота, 22 января 2011 г.

КЕРЕТЬ - БЕЛОЕ МОРЕ -1996 /отчет/





ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ
СУМСКОЙ ОБЛАСТИ


ОТЧЕТ
О ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ
3 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
ПО р.КЕРЕТЬ В СЕВЕРНОЙ КАРЕЛИИ

Совершенном с 5 по 17 августа 1996г.


Маршрутная книжка №
Руководитель группы: Смолянинов А.Ф.
Адрес руководителя: г. Сумы,
ул. Ковпака,81А, кв.14

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю ___ категории сложности. Отчет использовать в Сумском ТТС

г. Сумы, 1996г.


СОСТАВ ГРУППЫ

Смолянинов Анатолий Федорович
рук.2 и 3 кат. сложности, руководитель группы
Сметанина Ольга Валерьевна
уч.1,2,3 кат.сложности, завхоз
Кандыбей Валерий Эдуардович
уч.1,2,3 кат.сложности, казначей, врач
Кандыбей Анна Эдуардовна
уч.1,3 кат.сложности, юнга
Муратов Александр Иванович
уч.1,2,3 кат.сложности, костровой
Иванов Николай Юрьевич
уч.1,2,3,5 кат.сл., ремонтник
Казанжиев Владимир Семенович
уч.1 кат.сложности, фотограф
Белокур Лариса Петровна
уч.1кат.сложности, помошник завхоза
Петруша Александр Леонидович
уч.2,3 кат.сложности, рыбак


ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Для подготовки к путешествию был использован весь предшествующий летний период времени.

Особенностью разработки маршрута послужило стремление побывать в наиболее отдаленном и малонаселенном районе Карелии. Изобилие рыбы и дичи, порожистый характер р.Кереть, наличие на пути следования озер с большой акваторией и участка Белого моря, и, главное, удобство подъездов к пунктам начала и окончания маршрута - вот основные мотивы выбора данного маршрута.

Основной вариант маршрута проходит от ст.Лоухи по оз.Банное - оз. Совхозное - волок через дер.Парфеево в оз.Плотичное - по р.Кереть, включающей в себя озера Тетерево, Долгое, Керчуг, Варламовское, Ново-деревенское, Кривое, Варакское и 26 порогов различной сложности - Чупская губа Белого моря - поc. Чупа. Наиболее сложные пороги на маршруте: «Мураш-4», «Варакский», «Краснобыстрый», «Павлова», «Замостный» и «Керетьский».

Для увеличения или сокращения продолжительности похода возможны варианты захода и путешествия по оз.Кереть или исключение из маршрута озерной и морской частей, используя при этом возможности заброски и схода с маршрута по автомобильной дороге и железной дороге, пересекающим реку в нескольких местах.

При подготовке к походу необходимо особое внимание уделить подготовке и комплектации снаряжения. При этом для байдарок обязательно наличие водоотводных «фартуков» и «юбок», а для членов экипажей - спасжелетов и защитных шлемов.

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Район Северной Карелии характерен чередованием нешироких понижений рельефа с куполообразными возвышенностями, имеющими крутые склоны, покрытыми в основном хвойным лесом. Между этими возвышенностями расположено множество озер, соединенных между собой протоками, совокупность которых и представляет собой р.Кереть в первой половине ее протяженности. Основными элементами бассейна р.Кереть являются оз.Кереть, откуда и вытекает река, оз.Лоухское, соединенное с р.Кереть посредством р.Лоушки, два левых притока - реки Черная и Елеть. Общая протяженность р.Кереть, впадающей в Кандалакшскую губу Белого моря, составляет 110км. Реки бассейна, особенно Кереть и Лоушка, порожисты и стремительны.

Большие удобства для организации путешествия в этом районе создают проходящие здесь автомобильная и железная дороги. Населенных пунктов в этом районе немного. Основные из них: станция Лоухи, поселки Кестеньга и Чупа. Все населенные пункты связаны хорошо развитым автобусным сообщением. Вблизи поселков Кереть, Плотино и Чкаловского находятся шахты, где добывают полевой шпат, кварц, мрамор, слюду.

Озеро Кереть является основным водоемом на данной территории и име¬ет сильно изрезанные берега. Максимальная его ширина - 14км, длина - 5км, глубина - до 26м. На озере расположено более 140 островов, наибольший из которых - Вичаны, длиной 15км. Из озера в самой северной его части вытекает р.Кереть. Уровень воды в реке колеблется в зависимости от количества осадков. При повышенном уровне воды много порожистых участков на реке проходится без осмотра.

Животный и растительный мир района богат. Здесь много /особенно в августе/ грибов и ягод: брусники, морошки, черники, малины. Из животных преобладают лось и северный олень, много здесь и водоплавающей птицы. В июле-августе наблюдается обилие комаров и мошки, массовый вылет которых совпадает с цветением морошки в июле. Водоемы района богаты рыбой. Здесь водится окунь, щука, плотва, лещ, ряпушка и другие породы рыб. В августе в реку из моря на нерест заходят лососевые: семга и кумжа. А в водах зализов Белого моря преобладает треска. Есть также камбала и другие породы морских рыб.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ



ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ДНЕВНИК МАРШРУТА

5.08.96.
Солнечно, редкие облака.

Прибыли на ст. Лоухи в 20-45 4 августа. До точки начала маршрута ведёт дорога, проходящая параллельно железной дороге в 50м от станции. По ней, повернув налево - 0,8-1,0км до воды. Сразу же за АТП справа от дороги на берегу озера место для разбивки лагеря и сборки байдарок. До озера доехали на машине. Кстати, при необходимости можно сократить озерную часть маршрута. На станции можно договориться о заброске грузовой машиной непосредственно на реку до моста.

Утром 5 августа, после сборки байдарок и подготовки вышли на маршрут, который начинается цепочкой озер. Идя через первое озе¬ро необходимо придерживаться правого берега. Выход из 1-го озе¬ра в оз. Банное - по протоке шириной 3-5м, петляющей среди заросших травой кочек. Выход в оз. Банное начинается с прохождения низкого деревянного моста, который при высокой воде необходимо обнести. Далее следует удлиненное /до 2,5-Зкм/ озеро Банное, вдоль правого берега которого тянется пос. Лоухи. Идти нужно вдоль левого берега, т.к. выход в следующее озеро - в самом левом углу. Озера соединяются короткой и узкой протокой, над которой переброшен мост трассы С-Петербург-Мурманск.

Выйдя в оз. Совхозное нужно идти вдоль левого берега, где, пройдя 300м, на левом берегу открывается дер. Парфеево. Здесь удобный волок в оз. Плотичное /100м/, на берегу которого размещено большое количество ангаров для моторных лодок. При выходе из полукруглой гавани озера направление движения:

В оз.Кереть - на юг, оставляя по правую сторону острова, а затем поворот по протоке на запад;
в р.Кереть - направо на запад.

После долгих поисков свободной удобной стоянки становимся на ночлег в районе Опоровой Салмы в 20-00.












6.08.96.
Солнечно, редкие облака.

Подъем в 7-30. приняли решение сократить время ознакомления с оз. Кереть и уделить больше времени прохождению порогов реки с выходом в море, и далее, до ст. Чупа. Движение к р. Кереть нужно вести вдоль правого берега оз. Плотичного в западную затоку с выходом к мосту автотрассы, сразу после которого идет ж/д мост. Сюда можно заброситься от ст. Лоухи попутной машиной, сократив озерную часть маршрута.

За ж/д мостом слева направо течет р. Кереть, по которой начинается второй участок нашего маршрута. Река в своем начале представляет собой череду озер, соединенных короткими протоками с перекатами и порогами. Чтобы выбрать оптимальную линию движения, на этом участке нужно пользоваться схемой-картой №2, которая наиболее точно отображает конфигурацию озер.

Проходя оз. Тетерево третий остров необходимо обходить слева, т.к. правая затока - глухая. Узкой короткой протокой, в которой находится порог №1 «Домашний» /Стрельный/ длиной 80м, проходимый без осмотра, попадаем в красивое круглое озеро Дам-ломбина с высокими покрытыми хвойным лесом берегами. Сразу же за озером - порог №2, за которым следует порог №3 «Щелевой», длиной 150м. Порог не сложный, проходится у левого берега. Основная опасность - возможность наскочить на завалы из бревен, находящиеся у правого берега. Затем следует небольшое оз. Ломбина и сразу за ним порог №4, технически не сложный и проходимый без разведки. Порог заканчивается сливом на левом повороте реки. Далее следует двигаться осторожно, и услышав шум порога №5 «Кривой Мураш» необходимо пристать к правому берегу для просмотра. Мы решили остановиться здесь на стоянку, а утром после осмотра начать прохождение.









08.96.
Солнечно, редкие облака.
Общий подъем в 8-00, завтрак и просмотр порога «Кривой Мураш».

Начало порога - правый поворот у гранитной скалы справа, имеет грозный вид, но практически не имеет неожиданностей, Необходимо внимательно двигаться по потоку, держась основной струи. Сразу за поворотом, посредине реки, завал из бревен, от которого нужно энергично уйти к левому берегу и, лавируя между камнями, сразу после завала двигаться к правому берегу, помня о подводных плитах, которые перегораживают всю реку, оставив небольшой проход у правого берега. После относительно спокойного участка продолжение порога «Кривой Мураш», идя в который нужно помнить о плите в основной струе уже при выходе из порога. Вход во вторую часть порога - у правого берега. Общая длина порога - 500м. Порог пройден всеми экипажами без осложнений.

После порога - оз. Долгое, берега которого очень изрезаны и покрыты лесом. Идти нужно строго по схеме-карте, минуя глухие затоки.

Выход из озера Долгого определяется по шуму короткого /80м/ порога «Керчуг» - очень бурного со значительным перепадом высоты, проходить который можно без разведки по основной струе. Далее непродолжительная протока выводит в оз. Керчуг, в котором нужно двигаться вдоль правого берега, ориентируясь на острова, за которыми, идя вправо, подходим к оз. Плещеватому.

Череда озер Плещеватое, Варочное, Травяное, Ломбина соединяется протоками, при прохождении которых необходимо придерживаться правого берега, ориентируясь по карте, цепочка озер заканчивается поворотом почти на 180° справа налево протокой шириной примерно 20м. Берега заболочены и покрыты густым лесом. Протока выводит в оз. Варламовское, вдоль которого проходите шоссе С-Петербург - Мурманск. Выход из озера нужно искать на северо-западе, где начинается каскад порогов «Мураш».

Река вытекает из озера через порог «Мураш-I», просматривать который удобно по левому берегу. Проход в пороге по основной струе. Далее следует небольшое оз.Узкое, после которого идут пороги «Мураш», чередуясь километровыми плесами. Просмотр порогов по левому берегу.

Порог «Мураш-II» начинается скалистым островом с одинокой елью. Проход - левой протокой, прижимаясь к острову. После острова обе протоки сливаясь, несут байдарки на большой подводный камень, от которого нужно уйти, оставив его слева.

Порог «Мураш-III» встречает нагромождением валунов и большой стоячей волной. Слева - огромная каменная глыба, от которой нужно держаться метрах в 2-3. Порог пройден по основной струе.

Через 0,7-1,0км начинается порог «Мураш- IV» - один из самых сложных. Подойдя к нему в 20-00, начали осмотр по левому берегу и подготовку к прохождению. Порог условно можно разбить на два участка. Первый имеет ряжевую стенку слева, высокую скорость течения и стоячую волну до 1м. В конце 1-го участка река делает крутой поворот влево на 90°. Справа остается большая заводь, в которую можно зайти для того, чтобы тщательно изучить 2-й участок порога, который представляет собой нагромождение камней и имеет два ярко выраженных слива. Наиболее сложный участок у правого берега реки, где вода наваливается на три больших камня, которые необходимо обходить справа у правого берега. Общая длина порога - около 800м.

Пройдя без аварий пороги «Мураш» и пропустив на правом берегу за порогом неплохую стоянку, решили идти дальше до устья р.Черной, в надежде на хорошую рыбалку, хотя и после порога тоже отличные рыбные места. В результате в оз.Новодеревенское вышли только в 22-30. Поиски устья р.Черной, а затем места для стоянки заняли еще более часа. В итоге, около 24-00 наконец-то нашли отличное место для стоянки и дневки на последнем правом мысе перед выходом из озера реки. Говоря о столь позднем движении по воде, следует учитывать, что в этот период на севере белые ночи и темнота практически не наступает.


















8.08.96.
Дневка. Солнечно, тепло.
Отдых, рыбалка, купание, вечером баня. Кроме того, мелкий ремонт плавсредств.








9.08.96.
Солнечно, жарко, легкий ветер.

Вышли на маршрут в 13-10. Рыбалка в месте впадения р. Черной была удачной, после выхода из озера река раскинулась широко иногда с быстринами и камнями по руслу. Так река доходит до автомобильного моста, за которым каменная мель - пор. «Сухой». После недолгих перекатов река протекает мимо небольшого поселка Биржа и подходит к ж/д мосту. Отсюда можно сойти с маршрута, т.к. станция Кереть находится в 1,5км слева от реки.

Наш путь пролегает далее и в 1,5км от моста река огибает остров и образует порог «Кривой», проходимый под левой стороной. Сразу за порогом на берегу небольшого озерка отличное место для стоянки, которым мы и воспользовались к I5-30 для организации дневки /чистое время дневного перехода - 2-20/.




10.06.96.
Дневка. Солнечно, жарко.
Рыбалка на больших глубинах озера и в пороге. Купание, сбор ягод и грибов.




11.08.96.
Солнечно, тепло.
Вышли в 11-00. Почти сразу за озером начинается пор. «Долгий», оправдывающий свое название. Его протяженность около Зкм. Порог начинается нагромождением камней и большим водосливом, просмотр которого лучше производить с левого берега. Водослив лучше проходить у левого берега и дальше можно двигаться без просмотра по основной струе, внимательно просматривая линию движения т.к. в русле большое количество камней при малой воде. За порогом по берегам много хороших мест для стоянки.

Далее после двух незначительных порогов №14 и №15 подходим к особо сложному порогу «Варакский», просмотр которого лучше делать с левого берега. 0стров разделяет порог на две протоки. Слева полуразрушенная ряжевая стенка. Правой протокой байдарки можно провести, т.к. из-за нагромождения камней проход на веслах здесь невозможен. В левой протоке находятся два мощных водослива и большое количество камней. Порог проходим правым водосливом с перепадом высоты воды около 1,5м, с расстановкой сигнальщиков и организацией страховки. Длина порога - 600м. При прохождении порога одна байдарка перевернулась, и экипаж вынесло к отмели островка лежащего ниже по течению, после чего остальная часть порога была пройдена экипажем в проводку.

За порогом река впадает в красивое оз. Варакское, в котором нужно идти на северо-восток, минуя остров и заливы озера на востоке и северо-западе. Выход из озера малозаметен, но может быть определен по шуму недалекого порога. На берегах озера много отличных мест для стоянок.

После перекуса на острове двигаемся дальше и выходим на учас¬ток реки, где пороги следуют один за другим почти непрерывно, разделяясь непродолжительными плесами. Пройдя после оз.Варакского порог «Кирюшка» подходим к одному из наиболее сложных «Краснобыстрому» порогу, который расположен на правом повороте реки. Порог состоит из трех ступеней, следующих одна за другой. Наиболее сложная - 2-я часть порога, с косым сливом и пенной бочкой. Перепад высоты воды до 1,5м, стоячая волна - 1-1,2м. Проходить порог лучше по основному сливу, прорезая вправо навал воды на камень, и далее по косому валу и краю стоячих волн к следующей ступени, что и подтвердило прохождение порога тремя экипажами. Попытка 4 экипажа пройти вдоль левого берега с последующим выходом в левобережный слив под углом 80° оказалась неудачной. Навалом воды байдарка была придавлена на камень. Пришлось снимать одного члена экипажа и, сняв лодку, с одним гребцом продолжать движение. Общая длина этого одного из красивейших порогов на маршруте - 300м.

В результате прохождения двух сложных порогов у команды появилась необходимость провести ремонт плавсредств и поэтому, пройдя более двух километров вдоль низких заболоченных берегов, было выбрано место для стоянки на левом берегу реки в самой широкой ее части. Здесь отличное место на большой покатой скале. В связи с отличной рыбалкой было принято решение остаться здесь на два дня для отдыха и заготовки рыбы и ягод.












12 - 13.08.96.
Дневки. Солнечно, очень жарко.
Ремонт байдарок, удачная рыбалка и сбор ягод.






14.08.96.
Солнечно, жарко, слабый ветерок.

Вышли на маршрут в 11-30. Пройдя без осмотра несложные пороги №19 и №20, подходим к порогу «Масляному», длиной около 200м. Порог начинается правым поворотом реки. В середине порога всю его ширину перегораживает подводная плита, оставляя небольшой проход у правого берега. Осмотр - по правому берегу. Порог можно пройти и без осмотра, заранее придерживаясь правого берега. На выходе из порога вода очень мелкая, после чего река широко разливается.

После «Масляного» следует ряд несложных порогов и перекатов, проходимых без осмотра, в т.ч. пор. «Матвеевский» и пор. «Колупаевский», пройдя которые подходим к пор. «Павлова». Его приметы: левый поворот реки и скала на правом берегу. Осмотр порога производится по левому берегу.

Порог «Павлова» из-за большой протяженности /ок.1200м/ можно разделить на 2 этапа. Первую часть проходить по основной струе, уходящей то к правому, то к левому берегу до находящегося посреди порога большого камня в виде паруса. С левого берега - небольшая заводь, где можно передохнуть и подготовиться к прохождению 2-го участка порога.

Второй этап проходит по основной струе до уровня заводи на левом берегу реки и затем нужно резко уходить от подводного камня к правому берегу, и далее по основной струе - к окончанию порога. Все экипажи преодолели порог без осложнений. В техническом отношении порог очень интересен для тренировки умения чтения воды и нахождения правильной линии движения. Сразу за пор.»Павловским» - автомобильный мост. Отсюда можно доехать до пос. Чкаловского и до рудника Плотина, где есть магазины и можно пополнить запасы продовольствия.

Пройдя под мостом несложный порог №26, и впадающую сразу за мостом справа речку Лоушку, подходим к порогу «Замостному», длиной ок.1000м, который проходится по основной струе. Осмотр - по левому берегу. Порог представляет собой S-образный поворот с большими стоячими волнами по главной струе.

После пор. «Замостного» река разливается и начинается продолжительный плес с живописными берегами, островами, река делится на несколько рукавов. По берегам - сенокосные участки, отличные места для отдыха, купания, одним из которых мы и воспользовались для отдыха. Далее после часового движения по плесу подходим к последнему порогу на реке – «Керетьскому» /Запорному/, осмотр которого производим по левому берегу. Перед порогом русло реки перегорожено сетью, а справа находится изба рыболовецкой бригады. Здесь проходит добыча икры из семги, идущей на нерест в верховья Керети.

Порог «Керетьский» /Запорный/ - последний порог на реке. За ним начинается залив Белого моря. Порог представляет собой почти прямой участок с падением уровня воды 15-18м на 1,2км, с большой скоростью течения, мощным потоком и большим количеством подводных камней в русле. Проход по основной струе сначала ближе к правому берегу, в средней части смещаясь влево по основному потоку, затем снова к центру и правому берегу. Выход из порога - поворот направо. Прохождение порога в связи с большой сложностью осуществлялось двумя байдарками, укомплектованными наиболее опытными экипажами с установкой сигнальщика в конце первой трети пути. Две другие байдарки были проведены вдоль берега.

При стоячей волне до 1,2м порог был преодолен успешно. За порогом на левом берегу за¬лива Белого моря расположена полузаброшенная деревушка Кереть. Сейчас там живут 2-3 семьи, а остальные избы или полуразрушены или используются как дачи. Дальнейшее движение идет в соленых морских водах, поэтому нужно запастись пресной водой на 3-4 дня, используя для этого любые пригодные емкости /полиэтиленовые мешки, гермоупаковки и т.п./.

Для выхода в Чупскую губу нужно следовать по заливу до острова с пос.Лесозавод   /Биостанция/ и повернуть перед ним в протоку налево, оставляя слева небольшой остров. Пройдя протоку - налево вход в Чупскую губу, а направо - выход в открытое море и к дальним островам. Сразу за протокой на противоположном берегу есть хорошее место для стоянки, но мы решили выйти дальше в море, чтобы почувствовать его дыхание и красоту. Для этого еще около 1,5 часа двигались направо, в противоположную сторону от конечной цели путешествия - пос. Чупа, и только около 23-00 стали на стоянку на берегу моря. С берега открываются бесконечные дали моря, острова, видны следы отлива - водоросли, ракушки, морские звезды. Морская вода, по сравнению с речной, холоднее /+14-15°0/. При разбивке лагеря нужно учитывать приливы-отливы, и не оставлять что-либо в зоне их действия незакрепленным. Подъем воды во время прилива - до 1,5м, интервал - 6 часов. Максимальный прилив бывает в 6-7 часов утра и вечера.
















15.08.96.
Небо чистое, ветер, на море волна.

Решили остаться на днёвку. Группа занимается мелким ремонтом, купанием, общением с природой, подготовкой к морской рыбалке. В заливе много трески, которая ловится у дна, как на блесну, так и на крючок с наживкой из мидии, червяка, кусочка мяса трески, а всего проще - сетью. По берегу растут дикий горох, щавель, не говоря уже о чернике. Поэтому организовать витаминный стол очень просто.

К 17-30 наше благополучие было поколеблено. Ветер пригнал с материка огромную грозовую тучу. Дождь с грозой и градом, ураганные порывы ветра срывали в течении 20 минут палатки, так, что нам пришлось держать боковины и стойки руками. Дождь был такой интенсивности, что в 50-70м ничего не было видно. К 18-15 ливень также неожиданно закончился, и его окончание было ознаменовано красивейшей радугой.






16.08.96.
Ранним утром дождь, с 7-00 переменная облачность, ветер.

Общий подъем в 6-40. Намечено пройти половину расстояния до пос. Чупа /примерно 18-20км/. Сели в байдарки в 9-16. До поселка Лесозавод шли 1-30. Ветер встречный и все более крепчает. К обеду волну разогнало до 0,5-0,8м. При почти встречном ветре приходится грести из последних сил. Чтобы немного переждать ветер и для восстановления сил в 15-40 останавливаемся на отдых на одном из островов перед пос. Чкаловским. После переговоров с местными жителями идем далее вдоль левой стороны острова, прикрываясь им от ветра и минуя за ним еще один остров входим в залив возле пос. Чкаловского. Небольшой поселок обслуживает деятельность карьеров по добыче кварца, гранита и других полезных ископаемых, В поселке есть два магазина, где можно пополнить запасы продуктов / работают до 19-00/. Вода пресная в поселке привозная, поэтому пополнить ее запасы можно только у местных жителей. Из Чкаловского вышли в 19-20. При высокой воде прилива можно пойти из гавани по мелководной протоке между островом и материком, при отливе - придется вернуться и обогнуть остров, прикрывающий гавань. Пройдя небольшое расстояние, в 20-00 становимся на стоянку на левом гранитном берегу при левом повороте губы. Отсюда до Чупы - 14-15км.






17.08.96.
Облачно, иногда дождь, слабый ветер.

Выйдя на маршрут в 11-00, и оставив по правую сторону пос. Нижняя Пулонга при повороте направо нам открывается вид на пос. Чупа - конечный пункт маршрута. Чистое ходовое время от последней стоянки до поселка - 2,5 часа. В поселке для сушки и сборов лучше остановиться на причале. Отсюда до ж/д вокзала примерно 4-5км. Туда ходит рейсовый автобус или можно договориться о перевозке снаряжения грузовой автомашиной. После сборов в 19-30 прибыли на ж./д вокзал.

Для сокращения времени движения, расстояние от пос.Лесозавод до пос.Чупа можно преодолеть на небольшом катерке за 3,5 часа с выполнением программы экскурсии на карьер по добыче кварца, предварительно договорившись с капитаном катерка.

При отъезде из Чупы нужно учитывать, что автоматической билетной системы «Экспресс» на ж/д станции нет и билеты в ближнее зарубежье нужно заказывать за 2-3 дня /по России - без проблем/. Поэтому, чтобы доехать домой минуя Москву, нам пришлось доехать сначала до Петрозаводска, а оттуда на поезде Мурманск-Симферополь - до Харькова, из которого доехать до Сум не представляет труда.



ТРАНСПОРТ

До ст. ЛОУХИ от ст. СУМЫ :

поезд 185 Сумы-Москва
17-30 - 11-17 /в пути 17-47/

поезд 344 Москва-Мурманск /до ст.Лоухи/
16-05 -20-46 /в пути 29-00 /

До ст. СУМЫ от ст. ЧУПА :

поезд 181 Никель-Москва /до Петрозаводска/
2-42 - 18-30 /в пути 15-40/

поезд 139 Мурманск-Симферополь /до Харькова/ 
20-45 - 2-20 /в пути 29-00/

поезд 198 Акмола~Киев /до СУМ/  
5-10 – 10-00 /в пути 4-50/


ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Водное путешествие по району Северной Карелии характерно прежде всего познавательной стороной. Богатая природа, прелести таежной жизни и большие водные просторы дали богатые впечатления участникам похода.

Пройденный маршрут охватывает три характерных участка: озерный, порожистый и морской, что дает смену впечатлений и значительно разнообразит отдых. Путешествие по р. Кереть стало хорошим уроком в приобретении навыков сплава по порожистым рекам в труднодоступных малонаселенных районах. При прохождении порогов каждому экипажу предоставлялась возможность самостоятельно определять вариант прохождения и, после его одобрения опытными участниками, преодолевать препятствие. Такой порядок прохождения дает возможность экипажам самостоятельно ориентироваться на сложных участках и чувствовать себя уверенно при преодолении порогов. Путешествие на байдарках по р.Кереть является хорошей подготовкой к более сложным категорийным походам в отдаленных и малонаселенных районах.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Водный поход по данному маршруту планировался так, чтобы участники смогли освоиться на озерной части и затем постепенно преодолевали возрастающие по сложности пороги. Завершающая, морская часть маршрута позволила команде хорошо отдохнуть после прохождения порогов и имела познавательную функцию.

При движении по маршруту, группой был скорректирован график движения: уменьшена озерная часть маршрута, и заменена более продолжительным участком порогов и моря. Увеличив расстояния дневных переходов, группе удалось вместо 3-х дневок провести - 5, что дало возможность больше и лучше отдыхать и заниматься сбором грибов и ягод, отличной рыбалкой, особенно в нижнем течении реки.

Прохождение порогов «Мураш-IV» и «Павлова» рекомендуем совершать в два этапа, т.к. из-за их значительной протяженности очень трудно запомнить намеченную линию прохождения порога, расположение отдельных препятствий и сливов.

При выходе в море, при благоприятных погодных условиях и отсутствии сильных ветров и волны, можно рекомендовать провести дневку на одном из крупных прибрежных островов - о.Кереть. При движении по морю следует учитывать, что ближе к середине дня зачастую поднимается ветер, который за короткое время разгоняет довольно большую волну. Поэтому на этом участке лучше двигаться утром и вечером, когда ветер и волне стихают.

В целом наиболее оптимальное время для прохождения маршрута - первая половина августа.


ПРИЛОЖЕНИЯ







Комментариев нет:

Отправить комментарий