… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

вторник, 30 марта 2010 г.

КАРПАТЫ-2008




АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

КАРПАТЫ 2008
(или Опьянение весной)

Дневник водного тренировочного выезда в Карпаты

Участники:
Смолянинов Анатолий
Бреев Станислав
Колотуша Сергей
Муратов Александр
Коваленко Максим
Коваленко Марина
Колода Дмитрий
Шкода Дмитрий
Кучеров Артем
Агапов Роман
Гливенко Сергей
Девушка Люба

25 апреля
Идея поехать после более чем 10-летнего перерыва на сплав в Карпаты у меня зрела давно, но всякие мелкие причины не позволяли ее реализовать в 2007 и предыдущих годах.

На этот раз обстоятельства тоже не ахти, но все-таки удалось вырваться на карпатские просторы, отбросив все производственные и житейские проблемы.

Коллектив собрался разношерстный, но веселый. Здесь и шосткинский костяк во главе со Стасом и транспортной поддержкой в виде микроавтобуса «Газель», и Саня Муратов из Ахтырки, сумские ребята-пешеходники Роман и Серега, а с ними в придачу еще девушка Люба.

Ехали весело. До Шостки меня подбросил Муратов на своем «Мерседесе». А дальше - в «Газельку» и газу! Рому, Сергея и Любу подобрали посредине дороги, в Киеве. Выехали часа в 3 дня, а уже к 10-00 были на базаре в поселке Верховина, расположенном по берегам Черного Черемоша.






26 апреля
Мы в Верховине и с оживлением вдыхаем карпатский воздух. Сюда доехали из Черновцов, по пути миновав Косов. Посмотрели на местные достопримечательности, докупили на базаре продуктов. Поселок шумит в предпраздничной суете - завтра Пасха.

Забросились на стоянку за село Краснык, на участок ниже порога «Гуки». Разбили лагерь, быстро собрали один катамаран и рванули на первую попытку. Стартовали где-то от порога «Дземброня». Воды в реке не так и много: погода стоит относительно сухая и солнечная. Сделали один заплыв минут за 30 и отдыхаем. Выше нас, возле порога «Белая Лошадь», разбит большой лагерь. Там с 29 апреля начинаются соревнования по технике водного туризма.

Ближе к вечеру, отведав борща, вместе с Ромой, Серегой и Любой решили прогуляться по окрестным полонинам. Подъем для меня – нетренированного оказался довольно трудным, но, так или иначе, дошли таки до вершинных полонин. Пейзажи с горушки открываются просто изумительные. Внизу, в долине, сплошная полоса населенки: Верховина и близлежащие села, а по склонам на полонинах – одиночные хаты и загоны для скота.

Мы дошли до небольшого снежника, откуда открывается потрясающий вид на заснеженную еще Черногору. Отдохнув и налюбовавшись видами, двинули вниз. Спуск оказался едва ли не труднее, чем подъем: очень круто, сыро и завалено лесом.












понедельник, 22 марта 2010 г.

УМБА-КОЛВИЦА-2007




АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ


УМБА-КОЛВИЦА 2007
( История одного облома)

Дневник водного похода в районе
Кольского полуострова.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Колотуша Сергей
Листопад Николай
Листопад Анна

9–10 августа
Сели и поехали. На этот раз очень ограниченным составом из четырех человек. Из Сум один я, остальные – шосткинцы. Расставание с домочадцами как никогда прошло мирно и спокойно. Сказалась компромиссная поездка на отдых в Турцию, проделанная десятью днями раньше. И жена, и дочка на этот раз остались очень довольными.

Отъезд получился не шумным, ведь выезжал из Сум только я один. Провожали старые бойцы: Левитский и Любченков. Хлебнули коньячку, коротко переговорили и распрощались.

До станции Терещенской, можно сказать, маялся в одиночестве: ни тебе поговорить, ни тебе перекусить не с кем. После 23-30 полегчало. Подсела шосткинская группа: все старые знакомцы.

Судя по количеству вещей и продуктов на этот раз, впрочем, как и в предыдущие годы, получается перебор. Их вес и количество просто приводят в уныние.

За поздним застольем возникла еще одна непредвиденная проблема. Листопад заявил, что на период похода напрочь завязал со спиртным, а Колотуша его пытается поддерживать. Видимо придется вскоре и мне идти по стопам ведущего уже совершенно трезвый образ жизни Оленевода.

В Москве нас встретил живущий там брат жены Глеб и еще один из знакомых гастарбайтеров-шосткинцев. Благодаря Глебу шмотки и часть людей быстро перевезли на Ленинградский вокзал. Вскоре, немного пообщавшись о домашних делах, с Глебом распрощались. У него куча бизнес-забот.

Мы же, дождавшись 15-50, сели в поезд Москва-Мурманск и отправились дальше на север. Хотя, судя по погоде, говорить о том, что мы приближаемся к северу трудно. Уж очень она стоит солнечная и жаркая (до 30°С).


11 августа
Заехали в Карелию. Чуть позже 10-00 слева по ходу показались постройки Петрозаводска. Разговоры с бойцами все больше сводятся к вопросам рыбалки: что, где и как, а, главное, сколько будет ловиться. Желание такое, что нужно оторваться на рыбалке по полной, как можно дольше и вернуться к началу сентября.

Проехали Петрозаводск, вспоминая былое. Подчитал, сколько раз я здесь бывал. Получились солидные цифры: в Карелии – 8 раз и на Кольском полуострове – 6. Надеюсь, будет и продолжение.

В Сегеже сделал пару снимков поселка, чтобы показать тестю с тещей места, где они прожили в молодости несколько лет. Чуть позже, благодаря соседям по купе – жителям Кировска, узнали несколько телефонов предпринимателей, занимающихся в Апатитах грузовыми перевозками. После нескольких звонков по мобильнику сговорились с одним из них о заброске на реку Умбу за 1300 рублей. Так что надеемся, что проблема заброски для нас уже решена.

Погода стоит просто чудесная. Солнечно, и по южному жарко. Так бы еще дней 10 - 14.

Поздним полярным вечером и ночью толком поспать не удалось: сказалось предстартовое волнение. Так и дотянули до 2-19 ночи, когда поезд прибыл на нашу станцию.






12 августа
Прибыли в конечный пункт вовремя. На стоянке белый «Мерседес»-пикап. Нас дожидается. Быстро загрузили в него манатки – и в путь. Доехали без проблем. Водила, узнав, что мы не москвичи (ох и не любят их тут) сбросил нам сумму до 1200 рублей. Молодец, уважает «хохлов».

Прибыв к реке, решили, не откладывая в долгий ящик быстро собирать катамаран и сваливать подальше от дороги. Вспомнилось, как в 2003 здесь нас сразу же по приезду штрафанули или «развели» рыбинспекторы за нахождение на нерестовой реке и за порубку тоненькой березки.

Попутно обсуждаем сообщенную водителем информацию о большом количестве горбуши, зашедшей в Умбу на нерест. Рассказы эти конечно сладкие, да что-то не очень им веришь. Хотя чем черт не шутит…

Собрали катамаран и вещи часа за три, и скорей на воду, подальше от населенки и возможного побора со стороны рыбнадзора.

Вышли, наверное, не позднее 8-00. Точнее время определить невозможно, так как ни у кого из команды нет часов. Пролопатив часа 2-2,5 дотянули до Падуна, самого сложного порога на Умбе. В очередной раз сердце содрогнулось от его красоты и мощи, а новички на реке слегка поутихли и сосредоточились на себе. Осмотрев несколько раз этот длиннющий порожище, решили проходить его, немного разгрузив катамаран. Громоздкой «балласт» перенесли в конец порога, а остальное надежно увязали. Сделали также стремена. Напоследок я прочел небольшую лекцию по технике безопасности и вперед.

Быстроток, валы и шиверы порога проскочили быстро, толком и не успев испугаться и даже сориентироваться в потоке.

С отличным настроением от удачного прохождения Падуна дернули по стопке и оценив обстановку решили остаться здесь на ночлег, чтобы отдохнуть и выспаться.

Пообедали грибным супчиком и вконец расслабленные от купания и еды расползлись по палаткам, до этого дав небольшое интервью подошедшей группе, сплавляющейся на надувных лодках. Последние, осмотрев порог и обдумав все за и против, решили таки его обнести и стать на ночлег рядом с нашим лагерем.

Вечером на свет костра подошел с собакой местный рыбак – «бухарик» и браконьер Гриша. Попросил опохмелиться, и в перерывах между тремя рюмками, чтобы чем-то заполнить паузы кое-что рассказал о местных новостях. Кстати, довольно грустных, связанных с гибелью на пороге в 2006 году трех человек: 40-летней женщины и двух девчонок. Собственно об этом мы узнали сами, найдя на берегу возле порога две свежие траурные таблички. В прошлый мой поход в 2003 году на пороге был всего один мемориальный знак. Коварная вода не прощает ошибок и увеличивает счет своих жертв.

P.S. Рыба пока не ловится. Даже у знаменитого рыбака Колотуши. Так что придется пока довольствоваться грибами и ягодами.

P.P.S. Оказывается, река не так безлюдна, как мы сначала полагали. К вечеру порог прошла еще одна группа, а в сумерках по окрестностям бродил местный рыбачек, желающий опохмелиться. Ну а мошкара уже задолбала и в прямом, и в переносном смысле.






пятница, 19 марта 2010 г.

УМБА-2004




АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

УМБА-2004

Дневник водного похода в районе
Кольского полуострова.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Бреев Станислав
Листопад Виктор
Шубин Максим

6 августа.
Долгие, ох и долгие сборы… Сплошной форс-мажор. Собирались в поход по Забайкалью (район реки Витим - мечта поэта и рыбака!), но обстоятельства позволили выбраться только на исхоженный нами вдоль и поперек Кольский полуостров. Погиб в автокатастрофе наш походный товарищ Виктор Бардаков, а по сему пришлось быстро перекроить все планы на этот походный год. Наша новая цель – «троечная» речка Умба, протекающая в южной части полуострова и впадающая в Белое море.

Только в поезде пришло некое расслабление, а до этого была сплошная нервотрепка, спешка и неувязки.

До Москвы доехали без проблем, по дороге подобрав как обычно шосткинскую часть команды. Детали пересечения границы помнятся плохо, но точно помню, что миграционные карточки заполнять не стали. Как будем выезжать назад - пока не ясно.

7 августа.
В Москве нас встретили какие-то родственники или знакомые Иванова. Жалко, что не Бодя, Царство ему небесное. О нем помянули неоднократно. Москвичи на своем авто перевезли весь наш скарб на Ленинградский вокзал, чем сняли значительную часть походных проблем. Остаток времени, до 16-00 (поезд 3234 Москва-Мурманск), коротали в бесцельном хождении вокруг базара и поедании всевозможной снеди. Далее, в поезде, все как обычно: “отужинали” и заснули до самого Петрозаводска. В вагоне большая часть пассажиров – туристы всех мастей и возрастов.

8 августа.
Город Петрозаводск запомнился утренним “кроссом” Витька Листопада. Мои слова: “Стоим, как обычно, минут 30” он принял за чистую монету, и пошел гулять по вокзалу, не прислушиваясь особо к объявлениям диспетчера. Но стоянку сократили, и команда чуть было не лишилась бойца. Пришлось проводнице рвать стоп-кран, чтобы наш оболтус с бутылкой пива в руках успел добежать до последнего вагона тронувшегося поезда. На проводницу особенно подействовали слова Стаса: “Он же ребенок, без паспорта и денег!”. А этот “ребенок” заваливает через три минуты в вагон с бутылкой пива!

Далее – за окнами до мелких деталей знакомые и ставшие родными пейзажи Карелии. Время коротали за картами, поглощением харчей и другими излишествами.

 9 августа.
В час с лишним ночи высадились в Аппатитах. Не долго думая и почти не торгуясь, договорились с двумя перевозчиками о заброске на легковых авто на Умбу. Такса – 1000 рублей за 2 машины. Можно было бы торговаться, но хотелось побыстрее добраться до реки. Не подумали даже о том, что надо где-нибудь отметиться и зарегистрироваться. Договорились решать возможные проблемы по мере их возникновения. 50км до реки Умба преодолели минут за 50-60.

Благо не отгорели еще белые ночи, что дало нам возможность найти более-менее пригодную для стоянки площадку. Стали, как “три тополя на Плющихе”, на старой подъездной дороге к мосту через Умбу. Решили поспать до 8-00, а после начать стапель катамарана. Невзирая на ранний подъем, сборку катамарана начали поздновато. А до этого – обязательная помывка тела, причащение и общение с разместившейся по соседству группой из Ярославля, под руководством некоего Хренова. Сразу нашлись общие интересы, знакомые и темы для разговора. Особенно, у Иванова со Стасом - по лыжным походам. Обсуждался и поход ярославцев на Ципу (цель нашего не сложившегося похода). Оказывается там можно и золотишко помыть. К вечеру ярославцы, приезжающие сюда, кстати, на собственном авто, решили остаться еще на одну ночь. Ну и мы остаемся тоже, ввиду задержки с постройкой катамарана.

Ночь прошла под бодрый храп Смолянинова и Иванова, из-за чего Макс не выдержал, и сбежал в палатку Стаса, а его самого отправил в Ивановскую палатку. На такой расстановке сил на утро и согласились все немногочисленные участники похода.


10 августа.
Продолжаем заниматься постройкой катамарана и сборами. Дотянули до того, что ярославцы уже давно ушли, а мы, ковыряясь в своей технике и шмотках, дождались приезда представителей рыбнадзора. В результате - испорченное настроение, отданные неизвестно за что 1545 руб. в виде штрафа за нахождение на нерестовой реке и за порубку 3-х тонких березок. И что характерно – никаких квитанций нам так и не дали, хотя Стас неоднократно заводил с ними разговор о каких-то “индульгенциях”. Короче, полный обман и беспредел. Причем бравые «рыбнадзоровцы» даже не забрали Стасову раздолбанную удочку, которую он настойчиво им предлагал. Вывод из всего этого напрашивается печальный: из-за такой “активной” деятельности “Мурманскрыбводхоза” и его представителей самодеятельному туризму на Кольском может настать каюк.

В мрачном настроении к 13-00 наскоро погрузились и решили тикать из негостеприимного района моста через Умбу. С проклятиями в адрес алчных рыбнадзоровцев и обещаниями отомстить им “незаконной” рыбалкой долопатили к подступам к Падуну – первому и наиболее сложному порогу на реке. После остановки на перекус и пробной рыбалки (впрочем, полностью безрезультатной) решили остановиться на ночевку в 500м выше Падуна. Вечером пытались ловить рыбу и ознакомились с порогом, который внушил нам уважительный трепет и некое опасение.

11 августа
С самого раннего утра посыпал мелкий дождичек, который вконец расслабил команду. Решили маленько подремать. Оказалось, что единственные часы в походе имеет Стас. Но и они утром тоже встали: то ли промокли, то ли села батарейка. Если бы не “Грюндик” Иванова, сидели бы мы в тайге, совсем не ориентируясь во времени. Дождались сначала до 8-30, дождь не стихает, потом – до 9-00 – все тот же результат. В конце концов, физиология и простое желание пожрать чего-нибудь выгнало народ из палаток. Сначала это были “деды”. Натянули тент над кострищем, развели огонь, разбавили спирт, и как-то немножко полегчало. Потом покупались, проверили сети, немножко перекусили. К этому времени дождь перестал сыпать. Но настрой на дневку уже был серьезный. Решили не противиться желаниям, подневать и одновременно подготовиться к прохождению Падуна, впечатляющего своими мощными сливами, стоячими валами и быстротоком. Падун решили проходить, предварительно слегка разгрузившись.

Днем, после нерезультативной рыбалки на червя и сетью, решили разнообразить рацион грибами, что с успехом и реализовали. К этому времени выглянуло солнце, тайга слегка просохла, что дало возможность набрать приличную кучу подосиновиков, которые тут же пошли на жарку. Тем временем вниз прошла одна группа москвичей, потом - еще два человека на надувной лодке.

Послеобеденный отдых посвятили игре в преферанс. Ближе к вечеру еще раз проверили сеть. Опять пусто! Найти ключик к рыбалке на Умбе пока не удается: ни по хариусу, ни по семге.


12 августа
С утра – моросящий дождь, а позднее ветерок стал разрывать тучи. Встали, искупались, потолкались у костра. Проверенная сеть дала только одну небольшую форельку. Не густо! Приготовили завтрак и стали собираться на прохождение порога.

Вышли на воду уже при частично солнечной погоде. Пять минут прогребли, – и мы уже перед порогом. Для упрощения прохождения и удобства размещения на катамаране Макса, которого решили обкатать на пороге, частично разгрузились и перенесли вещи ниже по течению. Падун проскочили по намеченному плану, хотя кайфа и воды поймали по полной программе. По таким валам и бочкам мне, наверное, еще не приходилось ходить.

В конце порога познакомились с двумя москвичами, которых иначе как экстремалами не назовешь. Идти в порог на обыкновенной надувной рыбацкой лодке сможет далеко не каждый. Обогрелись у их костра, сходили на Падун еще раз полюбоваться его красотой, сфотографировались и двинули дальше. Спустя полчаса, постепенно растекаясь, Умба спадает в Верхнеее Капустное озеро. При боковом ветре за час прошли Верхнее Капустное и, повернув направо нашли левую протоку, соединяющую Верхнее со Средним Капустным озером. Порог, соединяющий озера, по лоции не требующий осмотра, на деле выглядит очень впечатляюще. Мощный поток и валы до 1 – 1,5м. Прошли порог без осмотра, причем была пара валов, где Иванов, чуть было, не вывалился в воду.

Сразу за порогом широкий плес с множеством рыбацких “поплавков” (бутылок с камнем для установки сетей). Пока мы обследовали берега на предмет перекуса, группа москвичей, стоящая внизу порога отчалила, оставив нам неплохое место с кострищем. Осмотревшись, приняли, наверное, единственно правильное решение – падать на стоянку, тем более что погода отличная, солнечная, и есть надежда поймать хоть какую-то рыбу.

Перекусив, выдвинулись на рыбный промысел. Первым делом установили сеть, а дальше – с удочками и спиннингами на порог. Результат оказался слабеньким: только Витьку удалось на блесну вытащить одну форельку грамм на 400-500. Далее, до самого ужина, были еще попытки поймать рыбешку, но пока безрезультатные. Вечер закончился под классную музыку по радиостанции “Серебряный дождь”.

Анекдот от Стаса:
Родители вычитывают сына за безалаберность.
Мать: “Да что ему говорить. У него в одно ухо влетает, в другое – вылетает!
Отец: “В вакууме звук не распространяется!”.






понедельник, 15 марта 2010 г.

ЯКУТСКИЙ МАРАФОН - 2008




Анатолий Смолянинов

ЯКУТСКИЙ МАРАФОН- 2008

Дневник водного похода по рекам Гонам, Учур и Алдан
в районе Южной Якутии

Смотреть видео похода:
1часть http://www.youtube.com/watch?v=wawar6lIRAg
2 часть http://www.youtube.com/watch?v=e4zZvMbwS7Y
3 часть http://www.youtube.com/watch?v=FWCE7KAvEDo
4 часть http://www.youtube.com/watch?v=CNSgHkm6KVA
Читать текст к видеофильму:
http://olenevodfoto.blogspot.com/2009/01/2008.html

Участники:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Бреев Станислав
Михайлюк Александр (Оленевод)
Листопад Анна
Листопад Николай (НикНик)
Турко Владимир (Вуйко)
Колотуша Сергей

24 июля 2008 года
После периода зимней спячки и добывания средств существования, проснулось-таки и созрело желание послать все это подальше, чтобы забыть о жизненных заботах и окунуться в вечность….., природу.

Идеологию похода отрабатывали втроем: я, Иванов и Оленевод, который после долгих скитаний по «заработкам» решил таки пойти в летний поход. В результате нескольких встреч определилось направление движения – южная Якутия. Оценив несколько рек (Алгома, Сутам, Тимптон) остановились на связке Гонам–Учур с небывалой для нашего походного опыта протяженностью в 998 км, плюс подъезды и отъезды – еще до 600 км.

Далее задания для активистов распределились: Оленевод в Интернете качает информацию, я – прорабатываю маршрут и готовлю «маршрутные бумаги», Иванов – на связи с участниками и возможной группой поддержки по Москве и Нерюнгри.

За билетами ездили в Россию, в Курск. Так получилось дешевле. При этом группа разбилась на два отряда: 5 человек едут поездом до Нерюнгри, а остальные трое – рейсовым самолетом вдогонку.

Мои сборы были в этом году суперэкстремальными. Практически все было приготовлено и куплено за один последний день, а рюкзак я начал собирать только за два часа до отхода поезда. Фактически побросал шмотки как попало и в дорогу…

24-го вместе с Оленеводом распрощавшись с провожающими, отчалили. К полуночи подобрали шосткинцев на ст. Воронежская, а дальше все как обычно: граница, фэйсконтроль, а на утро – новая походная жизнь и связанные с ней заботы.

25 июля 2008 года
В Москве, уже традиционно, встречал Леша Карпуля. Но с обещанной им автомашиной получилась неувязка. Пришлось искать другой микроавтобус, чтобы перевезти пожитки на Казанский вокзал. Здесь мы подстраховались с излишком груза и купили багажные билеты. Дополнительные расходы составили 430 рублей, хотя можно было бы и сэкономить.

Отчалили из шумной Москвы в 13-10. На вокзале и в поезде усиленные милицейские мероприятия против футбольных фанатов, которые всеми правдами и неправдами рвались в Казань, где проходил какой-то кубковый матч, чуть ли не «Локомотив» – «Челси». Потом этих самых «зайцев» до самой Казани проводники гоняли из вагона в вагон, но большей частью безрезультатно.

26 июля 2008 года
Продолжаем путешествие по бескрайним российским просторам. Погода и настроение солнечное. Только и знаем, что травим байки возле обеденного стола. На этот раз в компании большинство трезвенники. Из «необращенных» только я и Стас. Но и мы, допив за день весь взятый в дорогу коньяк, потеряли интерес к спиртному.

Перевалили за Урал, миновали к вечеру Екатеринбург и все дальше и дальше внедряемся в бескрайние просторы западносибирских степей.

27 июля 2008 года
Скука… Есть и пить надоело. Читать – нечего. Даже говорливая проводница не развлекает своими рассказами о местных железнодорожных «страшилках».

Стас от скуки упражняется в ироничном стихотворчестве, вроде:
«Мой небосвод и чист, и ясен,
И полон радостных картин.
Не потому, что мир прекрасен,
А потому, что я – кретин.»

Днем съели традиционного «с душком» барабинского сазана под пиво, чуть позже – поторчали на перроне в Новосибирске. Вот и все события дня. Ко всему очень жарко. В Новосибирске было +30ºС.


28 июля 2008 года
От Москвы до Красноярска 4090км по «железке».

Красноярск – утром на завтрак.
Станция Иланская – днем на обед.
А вечером выпали в осадок, выпив спирта, разведенного минеральной водой «Ушумская». В результате этого химического эксперимента в бутылке выпал слой осадка на два сантиметра.

Стас продолжает литературные упражнения:
«Когда нас хмурая погода бросала в ветер и пургу,
Искать ненайденное счастье мы шли куда-нибудь в тайгу.
А если нам надоедало весь день грести, всю ночь шагать
То у таежного привала мы начинаем напевать:
Куда нас черти занесли, чего нам дома не сидится.
Огонь и воду мы прошли, давно пора остепениться…»

Проехали Братск. Поздним вечером беседуем с вахтовиками-экскаваторщиками о жизни на БАМе и в Сибири…


29 июля 2008 года
Рано утром – станция Лена в сплошной пелене дождя. И так до самого Байкала. Похолодало до +15-17ºС.

В Северобайкальске подкупили вяленого омуля, пива, хлеба, и дальше в путь вдоль северного берега Байкала. Вспомнили, как отдыхали здесь два года назад. Тогда погода была более приветлива.

Время коротаем за кроссвордами, шахматами, а Листопад начал серьезно готовиться к рыбалке: шьет «мышей» на тайменя страшной величины (настоящие «крысы») и доводит до кондиции блесны.

К вечеру прокатились по «старым местам»: вдоль обоих Муйских хребтов, станции Таксимо. Скоро станция Витим, где мы два года назад финишировали из похода по Бурятии. Посмотрим на мощный Витим, и можно на боковую.

Уже совсем поздно разговорились с мужиком из поселка Нагорного, пенсионером и охотником. Разговор шел все больше о тех местах, приисках и рыбалке. А уже к концу разговора , у нашему удивлению, выяснилось, что он наш земляк – сумчанин, и возвращается из Сум в поселок. Землячок все пугал нас страшилками о смертях во время рыбалки, рассказами о том, как здоровенный таймень утащил какого-то рыбака в воду и погубил… Страсти, да и только.


30 июля 2008 года
Встали довольно рано и привыкаем, глядя в окно, к местным пейзажам. Красиво все, но мрачновато. Вся округа в тумане после прошедших дождей. Дождя пока нет, да и на небе проглядывают синие пятна. Может распогодиться на время нашего похода?

Долгую часть дня железная дорога идет вдоль Олёкмы. Река вспучилась после прошедших дождей, несет бревна и всякий мусор. Видимо и на других реках будет та же история. Как бы нам не пришлось при заброске дожидаться падения воды при форсировании Тимптона.

Днем погода наладилась. Стало временами солнечно и относительно тепло. Нам выходить в поселке Нагорном где-то в 10-30 вечера. Ну а Иванов с Колотушей и Турком прилетают через полтора дня утром.

Обдумав все обстоятельства, решили ехать-таки до Нерюнгри, и там заниматься организацией похода. И это было единственно правильное решение. В Нагорном и стать-то негде, особенно ночью. Возле станции большая база строительства газопровода, а сам поселок находится в нескольких километрах от станции.

По прибытию в Нерюнгри разместились на вокзале, заняв в зале ожидания свободный угол.


30 июля 2008 года
Мы в Нерюнгри. Все утро и почти весь день шел дождь. К полудню он слегка поутих, но так и не прекращался.

В 8-00 созвонились с местным тренером по кикбоксингу Анатолием Ланцовым, на которого вышел Иванов через общих знакомых. На его машине поехали вместе с Оленеводом устраивать наши походные дела. В ООО «Нирунган», в ведении которого находятся прииски на Гонаме, оформили пропуск в район золотодобычи. С нами общались приветливые люди, большей частью земляки – выходцы из Украины.

Генеральный директор Васильев Константин Пантелеймонович
Начальник службы безопасности Моргун Николай Васильевич
Технический директор Усачев Виктор Михайлович.

Договорились так. Если все будет нормально с уровнем воды на Тимптоне, они подвезут нас до места старта. Если нет – то только до Тимптона. А потом мы на катамаране переправляемся на другой берег, где нас подбирает машина с другого прииска и везет дальше к месту стапеля на Гонам. (директор ООО «Недра Нерюнгри» Ласиков Валерий Иванович). Получили пропуск на въезд и распрощались.

Далее в МЧС, регистрироваться. Встретили нас приветливо, дали необходимую информацию и даже показали видеофильм о рыболовном походе по Гыныму. Начальник контрольно-спасательной службы Ливандовский Леонид Камельевич.

К вечеру произвели разведку по закупке продуктов. Рядом с вокзалом большая оптово-розничная база, где можно отовариться всем необходимым, и не дорого.

Остаток вечера и ночь провели в зале ожидания вокзала, который уже порядком надоел как отсутствием нормального быта, так и обилием бичевских физиономий, время от времени появляющихся там.


пятница, 12 марта 2010 г.

ВАТСИМАНИЙОКИ - ТУНТСАЙОКИ - ТУМЧА - 2005



Анатолий Смолянинов


ВАТСИМАНИЙОКИ - ТУНТСАЙОКИ - ТУМЧА - 2005

Дневник водного похода в районе
Кольского полуострова и Северной Карелии.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Булитко Елена
Иванов Николай
Колотуша Сергей
Бреев Станислав
Сухарева Татьяна
Листопад Николай
Листопад Анна
Синько Федор
Кандыбей Валерий
Стрельцов Юрий
Замиховский Алексей

30-31 июля
Наконец-то отъехали, и предстартовое напряжение спало. А до этого были суетливые сборы, проблемы с покупкой и сдачей билетов, поиски недостающего снаряжения, которое для “банды” из 12 человек собрать не так-то просто.

Тем не менее, выехали без приключений. Даже дома все получилось гладко и неконфликтно. А может это результат достигнутого компромисса по поводу нашей семейной поездки в Крым, запланированной после завершения похода.

Группа воссоединилась уже в Москве на Ленинградском вокзале. Шосткинцы приехали в Москву 4 часами ранее и на другом поезде. Нас же на Киевском вокзале встретили знакомые или родичи Иванова и помогли с переездом на Ленинградский вокзал. Далее – все как обычно: до отупения бестолковое ожидание на перроне с поддержанием” тонуса спиртным и пивом. Наш поезд отправляется только в 1-17 ночи следующего дня. «Турья» на вокзале – не протолкнуться. Пропала Карелия: вытопчут все, выловят рыбу и т.п. и т.д.

P.S. Из положительного: купил на вокзале диски Тома Уейтса и Кеико Матсуи. Будем музыкально развиваться.

1 августа
Едем дальше на север. Разместились в 2-х вагонах. В нашем вагоне - одни туристы и скауты. Все тянутся за романтикой. На перроне познакомились с парнем, который год назад был на нашем маршруте. По рассказам, у нас могут быть проблемы с пограничниками, и наш план заброски придется скорректировать.

Петрозаводск и все прочие памятные места проскочили, почти не разглядывая. Все изучено и прочно осело в памяти. А день прошел в знакомстве и сплачивании коллектива.

2 августа
В Кандалакшу прибыли в 6-25. На перроне менты забрали для контроля 1 экземпляр списка участников. Наш поезд на Ковдор в 7-45. Прошел мелкий и короткий дождичек, погладил нам дорожку.

Подкупив продуктов, загрузились в Ковдорский поезд. При движении за окном открываются захватывающие дух виды на заливы оз.Имандра и окружающие его сопки. Красота! Особенно если светит солнце… Без проблем доехали до пос.Ёна. А там – погранконтроль. В общем, нас культурно, но настойчиво попросили из вагона и предложили другой вариант заброски, объяснив, что Ковдор из-за близости к госгранице для туристов закрыт уже два года. Параллельно предложили воспользоваться услугами некоего дяди Вовы, который забросит на тягаче “IFA” до р.Ватсиманиоки, притока Тунтсайоки. И всего-то за 3000-3500 рубчиков. Пока с погранцами-срочниками разговаривали о солдатской жизни, подъехал кунг дяди Володи, и мы двинули дальше к нашей цели. Погода продолжает улучшаться: стало жарко и солнечно.

На развилке трассы от Ёны до Ковдора и нашей грунтовки в сторону пос.Слюда – очередное приключение. Лопнуло колесо, а запаски нет. Пока водитель ловил попутку, чтобы съездить в поселок и привезти новое колесо, мы устроили перекус и отдых. К столу набрали первых грибов, а я, сбегал к протекающей рядом, в 150 метрах, речке, и поймал первого за поход хариуса. Позавтракав и поменяв колесо (кто завтракал, а кто работал!) выехали дальше по кольским ухабам да ямам. Трясло так, что на одном из подъемов дверь будки сама собой раскрылась, и один из рюкзаков улетел наружу. С трудом достучались до шофера и пошли искать пропажу…

Место стапеля – бывшая вырубка. Гиблое и замусоренное место, да еще с большим количеством комаров и гнуса. Остаток дня обживались и боролись с «кровопийцами». Осмотревшись, поняли, что со строевым лесом у нас могут быть проблемы: хвойный лес вырубили, одна надежда на березку из которой, в конце концов, и решили вязать каркасы катамаранов.

3 августа
С самого утра поздравляли Лешу Замиховского с днем рождения. А ночь прошла хоть и неплохо, но беспокойно: первую часть боролись с гнусом, проникшим в палатку, а вторую – с холодом, ведь температура упала почти до нуля. Зато утром – сплошной кайф: небо без единого облачка и много-много солнца. Все почти замечательно, но портят картину комары и мошки, снова активизировавшиеся на солнце.

Строились долго и нудно. В конце концов, Стасу это надоело и он, быстро закончив сооружение ката, загрузил на него пожитки и отвалил. Было 5 часов вечера. Чуть позже вышел Иванов. Мы же провозились с нашим судном до 9-00. Зато катамаран вышел – просто загляденье.

Пока светло двигались вперед и только в 11-00 вечера наконец-то вышли на стоянку, разбитую авангардом. Поужинали, выпили дозу за 1-й день сплава. На завершение решили еще под 50 граммов поджарить картошечки...

P.S. Первые часы сплава показали, что катамаран Иванова, как и несколько лет назад на Кутсайоки, терпит бедствие. Плохо держат воздух надувные емкости катамарана. От этой новости Иванов как-то приуныл.


4 августа
Ночь прошла без заморозка и это радует. Утром – тепло и солнечно.

На воду встали часов в 11-00. В верховьях Ватсиманиоки петляет бесконечно среди болот. Монотонное шлепанье веслами по почти стоячей воде навевает сонное состояние. Рыбы тоже что-то не видно. Попытки ее ловить пока оборачиваются неудачей. Иванов не безнадежно, но отстал потому, что с утра затеял проверку и ремонт баллонов. Чуть позже перекуса, часам к 5-00, наконец-то дошли до слияния с Тунтсайоки (в дальнейшем оказалось, что это было не то слияние, а до р.Тунтсайоки еще грести и грести). Течение немного оживилось, пошли перекаты, где можно потренировать слаженность работы экипажей. Пройдя от притока еще около часа, нашли на левом берегу отличную стоянку, где, не раздумывая, и остановились. Появился и первый улов – я поймал маленькую форельку. Дай-то бог, чтобы не единственную!..

В вечерней программе: рыбалка, отдых, купание и плов “от Кандыбея”.

5 августа
Рано утром зарядил дождь и подпортил всю “малину”. Утреннюю рыбалку пришлось сократить, но кое-что все же поймали. Я – двух форелек, а Колотуша с Юрой Стрельцовым – трех крупных хариусов. Вся добытая рыба тут же пошла в малосолку. Рыбацкое чутье подсказывает, что вволю поесть рыбки в этом походе, наверное, не придется.

Дождь с перерывами лил до двух часов дня. После долгих раздумий “идти – не идти” решили все-таки сменить дислокацию и поискать ниже более рыбное место. Прошли часа полтора через целую череду мелководных порожков, миновали разрушенный мост и дошли до слияния с правым притоком. Возник вопрос: где же мы все-таки находимся? То ли этот приток – Тунтсайоки, а значит, мы уже отстаем от графика движения. То ли – Юккуйоки, равнозначный по ширине. Будем надеяться на последний вариант. Стоянку выбрали на отличной, ровной и безлесной площадке на левом берегу реки, сразу после слияния. Места в реке на вид “сетевые”, на что Иванов тут же “купился”. Почти прямо к берегу подходит вездеходная дорога, а чуть дальше – большая двух-трехлетняя гарь. На стоянке за полчаса собрали приличную кучку грибов: маслят и подосиновиков. Вечерняя жареха уже обеспечена. Вот только с рыбалкой похуже: всего 2-3 хариуса. Но еще есть надежда на сети. Лешик Замих… поймал-таки своего хариуса, (пока самого крупного) чему несказанно рад. Видно очень хотелось отличиться. Погода начала проясняться и к вечеру уже показалось солнце. Будем надеяться на улучшение.

Под ужин и после занимались обычным делом: уничтожали запасы «горючего» под малосолку и байки Стаса.


6 августа
С погодой все отлично! Сильный ветер гонит тучи и дает надежду, что к обеду будет совсем солнечно. Сети, как обычно, оказались пустыми, что несколько обескуражило Иванова. В последние два дня ловит только Серега, да еще упрямый Леша Замих добавляет к рациону 2-3 рыбешки. С рыбой туговато, однако!

Отчалили дальше в 12-30. Погода солнечная, но облака вокруг дождевые. После большого острова начался каскад порогов, в основном простых. Но несколько штук доставили-таки небольшое волнение. Есть где потренировать слаженность работы экипажей.

Прошел получасовой дождь, который ускорил поиски места для перекуса. Отобедать стали на высоком левом берегу в месте, где вплотную к реке подходит вездеходная дорога. Видимо место довольно часто посещается рыбаками. Подтверждением этому – неплохо оборудованная стоянка. По адресу электронной почты на щите, прибитом к дереву, поняли, что какой-то туроператор организовывает сюда рыболовные туры. Река в этих местах чем-то похожа на Жемчужный плес на Умбе, где вода стремительным, но гладким потоком бежит на длинном прямом участке. Наши попытки рыбной ловли на этом участке обернулись полным фиаско. Зато грибов, особенно маслят, собрали целый пакет.

Перекусив, решили-таки пройти еще вниз по реке. Левый берег представляет сплошную гарь. Низовой пожар (горел сухой мох-ягель) был, наверное, совсем недавно, возможно месяц-два назад. Места кругом очень красивые. То и дело к реке подступают скальные останцы, эффектно подсвеченные вечерним освещением.

На стоянку встали в 800-1000м ниже слияния двух рек. Место на скалистой горке очень красивое, освещаемое со всех сторон, Лагерь отлично оборудован, включая пригодную к употреблению баню. Поэтому вечером будем думать: останавливаться на дневку или идти дальше.

Покупались и поставили сети. Серега сварил уху из своих трофеев. После чарки к ухе ведем тихую беседу в ожидании отхода ко сну. Радио России сообщило трагические вести. Опять затонул какой-то батискаф на Камчатке. Август для российского ВМФ стал уж очень катастрофичным.


среда, 3 марта 2010 г.

С ЛОВОЗЕРА НА ЙОКАНГУ - 2003



Анатолий Смолянинов

ПОКОРЕННЫЕ ЙОКАНГОЙ
(ЛОВОЗЕРО - КУРГА - ЛЕНЪЯВР - РОВА - ЙОКАНГА  2003)

Дневник водного похода 5 категории сложности
в районе Кольского полуострова.

Участники похода:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Кандыбей Валерий
Хвостенко Николай
Усенко Сергей
Троценко Лариса

26 июля.
После долгой утряски состава команды и перебирания различных вариантов маршрута остановились на реке Курга, впадающей в Ловозеро на Кольском полуострове. Более серьезный и отдаленный поход в Сибирь или Якутию не получился по многим причинам: люди, вернее их отсутствие; время; финансы. Потому решили просто отвязаться на рыбалке. Доехать до Кольского полуострова тоже решили по-новому, минуя Москву, где почти каждый день гремят взрывы террористов и свирепствует милиция.

Билеты взяли на поезд Симферополь-Мурманск с посадкой в Курске. Так несколько экономнее, чем вариант посадки в Харькове. В 6-30 с автовокзала, после непродолжительных пререканий с водителем по поводу рюкзаков, отправились через границу в Курск. Поездка на 180 км из-за задержек на границе заняла более 5 часов, что при стоящей жаре – уже испытание. Тем не менее, в начале второго мы уже были в Курске на автовокзале. Непродолжительные поиски и водитель «Газели» за 200 руб. забросил нас на другой вокзал, железнодорожный. Здесь, в красивом и помпезном здании сталинской эпохи мы немного поостыли и перекусили. Попутно решаем и задачи по подготовке похода. Сделали "отмазочную" маршрутную книжку (раньше на нее не было времени), перекусили и потащились на перрон. Вот и все воспоминания о Курске. Никаких местных соловьев мы так и не услышали. В 15-30 подкатил наш поезд №140 Симферополь-Мурманск и началась наша неблизкая поездка. На улице стоит невыносимая жара, в поезде – еще хуже. Даже ночью не приходит облегчение.

Перезнакомились с соседями. С мужчиной, живущим в поселке Полярные зори. Общие интересы – рыбалка. Наслушались от него много нового. Так понемногу закончился первый день поездки.

P.S. Оказалось, что миновать Москву все-таки не удалось! Маршрут движения поезда изменили, и нам пришлось полчаса пробыть в столице России. Правда, ничего, кроме шпиля одной высотки с перрона на Курском вокзале мы так и не увидели.

27 июля.
Пока проспались, глядишь мы уже у ворот Карелии. Проехали Лодейное поле, Волховстрой – и вот уже перед глазами предстают знакомые пейзажи. Однообразно, скучно, но сердце, полное воспоминаний о прошлых походах, радуется. Со скуки начали что-то клеить из снаряжения, перебирать рыболовные снасти. Между едой и питьем продолжаются выборы маршрута. Некоторых посещает крамольная мысль: а может все-таки рвануть на Йокангу? Может быть и так. Все покажет подъем в верховья Курги. Если пойдем ходко – то можно и рискнуть. Хотя проблема обратного выезда из Гремихи – это очень серьезно!

28 июля.
На станцию Оленегорск прибыли в 9-58, а до этого несколько раньше проводили нового знакомого, Сергея, который сошел в Полярных Зорях, где живет большей частью обслуживающий персонал Кольской АЭС. Видели и саму станцию на противоположном берегу Имандры, красивого, но, говорят, сильно загрязненного озера. В Оленегорске сразу же стали заниматься транспортом. С автовокзала идет автобус на Ревду. Но в 13-00, а если еще учитывать, что из Ревды нужно доехать местным автобусом до поселка Ловозеро (13 км.), а затем дальше, к воде - то вариант автобусной заброски становится малоприемлемым. Местные водилы-таксисты заломили сразу цену 2500 руб. за 2 машины, но позже, после торга, переговорили и сократили ее до 1800 руб (60$). Не прошло и полчаса, как мы уже ехали на 2-х легковухах, и водила нам рассказывал про Кольское житье-бытие. Погода стоит отличная, солнечная (t=26-28 гр.). 76-78 км до поселка Ловозеро преодолели за час с небольшим. В поселке, центре района, проживают в основном лопари (саами), есть действующее оленеоводческое хозяйство, которое поддерживается социальными программами норвежского правительства.

В местном магазине купили первое необходимое (хлеб, пиво) и поехали дальше, на берег озера Поповского, впадающего в Ловозеро. Стали на стапель на хорошем песчаном пляже, правда с большим количеством битого стекла. Лес на катамаран нарубили рядом, с этим здесь проблем нет. Пока шла сборка, пару раз посылали гонца за очередной партией пива. Так, в неспешной работе прошел первый день активной части маршрута. Сначала порывались выйти на воду к вечеру, но получилось это только у Уса с Ивановым на байдарке. В конце концов, решили не горячиться, и уже с утра пораньше рвануть, куда успеем дойти. А цель – устье реки Курга.

Сон был коротким и беспокойным, хотя опасения бесчинств или воровства со стороны местных не оправдались.

Поселок Ловозеро. Саамский культурный центр

29 июля.
С погодой продолжает фартить: солнечно и даже жарко. Рано позавтракав, не смотря на поднявшийся ветер, решили двигаться вперед. Мелководное Поповское озеро, протокой впадающее в бескрайнее Ловозеро, прошли быстро, а далее, от мыса Семерка попробовали идти от острова к острову. Получилось. Хотя байдарочников Иванова и Усенко хорошо потрепала волна, разогнанная сильным юго-восточным ветром. Запланировали, прячась от высокой волны за островами, продвинуться на север до далеко выступающего слева мыса, переждать волнение до вечера, а затем пересечь остаток пути по Ловозеру в направлении северной части острова Курга. Но практика движения показала, что нам под силу сходу пройти этот путь. Способствовало то, что в районе перехода на восточный берег довольно мелко, что гасит амплитуду волн, не давая им раскачаться.

Часам к трем успели преодолеть самый большой участок открытой воды и начали искать проход в сторону устья реки Курга. Наконец он был найден и после перекуса пройден в проводку. Этот участок отделен от северной части озера с вытекающей из нее рекой Вороньей небольшим каменистым перекатом с общим падением около 1 метра. Загорая и останавливаясь на отдых и чай, мы постепенно, к 19-00, обогнули большой остров Курга и стали двигаться в направлении устья одноименной реки. Расстояния на воде обманчивы и этот процесс несколько затянулся.

Начали понемногу рыбачить. Первая щука, как водится, у Уса сошла. Но одну все же удалось поймать. Наконец, дошли таки до устья реки и стали подниматься по ней против течения. Река здесь широкая и спокойная. Плесы глубокие, вероятно рыбные. Но нам их обловить не удалось. Сначала мешали местные рыбаки, ставящие здесь свои сети, а позже пошел дождь и попутал все наши планы. К тому же удобную стоянку под вечер найти становится все труднее. Поэтому по дождю с грозой прошли устье реки Черной и далее поднялись до первого крупного порога, расположенного в 200 м выше лесистого острова. На пороге стоят 2 группы: одна уходит вниз, другая планирует идти вверх. Стоянку, которую мы выбрали трудно назвать идеальной: тесно, сыро и много комаров и прочей гнусной летающей твари. Вечер прошел как-то скомкано: все сильно устали. Даже спирт не развеселил бойцов. За день прошли 20-25 км. Это очень много, особенно в стартовый день, когда народ еще не втянулся в процесс. Несмотря на все трудности, Ус успел-таки сходить на рыбалку и притащил несколько рыбин. На ужин Кандыбей угощал всех рыбой, жареной на сетке. Все оказалось очень даже вкусным.

Берег Ловозера. К старту готовы

На просторах Ловозера

Берег Ловозера

В зарослях иван-чая