… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 25 мая 2011 г.

МУЕЗЕРКА - ЧИРКО-КЕМЬ -1995: карельская классика



Туристско-спортивный союз г.Сумы
ТКО «Восток"


ОТЧЕТ

об экспедиции по разработке водного туристического маршрута III категории сложности /байдарки/
в районе северной Карелии
по рекам Муезерка и Чирко-Кемь
с 7 по 25 августа 1995 года



Маршрутная книжка №35/95
Руководитель группы - Смолянинов А.Ф.
Маршрутно-квалификационная комиссия
рассмотрела отчет и считает, что путешествие
может быть зачтено всем участникам
и руководителю III категорией сложности


Сумы - 1995



Состав группы
1  Смолянииов Анатолий Федорович, руководитель
2  Любченков Александр Филиппович
3  Троценко Лариса Владимировна
4  Кандыбей Валерий Эдуардович
5  Кандыбей Анна Валерьевна
6  Иванов Николай Юрьевич
7  Иванова Юлия Николаевна
8  Верхов Игорь Анатольевич
9  Петруша Александр Леонидович
10 Швыдка Наталья Константиновна

І. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1. Вид туризма - водный
2. Категория сложности - третья /байдарки/
3. Время проведения – 7-20 августа 1995 года
4. Район - Карелия
5. Маршрут - реки Муезерка, Чирко-Кемь, проходящие по Муезерскому и Калевальскому районам Карелии от пос. Муезерского до пос.Борового.
6. Способ передвижения - байдарки
7. Состав группы - 10 человек
8. Продолжительность путешествия - 18 дней, из них 6 дней подъезды.
9. Протяженность маршрута 185км, из них 50км по реке Муезерка и 135км по реке Чирко-Кемь.
10. Суммарная протяженность порогов – З0-35км. Общее падение уровня воды по маршруту - 63м.
11. Весь маршрут может быть пройден на катамаранах за 9 ходовых дней, на байдарках - за 7 ходовых дней. Наиболее удобный способ передвижения по данные рекам - на байдарках, т.к. между порогами лежат протяженные плесы, и скорость течения реки на них падает до 0,5 км/час.


Подъезды
туда:
поезд 185  Сумы - Москва 16.55 -10.17
поезд 018  Москва - Петрозаводск 18.40 – 10-00
поезд 680 Петрозаводск – Муезерский 19.20 – 6.20

обратно:
поезд 681 Боровой – Петрозаводск 15.55 – 8.20
поезд 181 Петрозаводск - Москва 18.51 – 11.11
поезд 186 Москва – Сумы 16.46 – 9.05


Для проезда до Муезерки нужен пропуск в погранзону, иначе билеты в кассе не продадут, или список группы, заверенный в турклубе или ТСС.

От ст.Муезерка река находится на расстоянии 1,5 км. Схему выхода к реке смотреть в Приложении.

II. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ

Бассейн реки Кемь находится в центральном районе северной Карелии и тянется в виде ложбины с озеровидными расширениями на запад от Белого моря до оз. Нижнее Куйто, где под прямым углом поворачивает на юг, принимая меридиональное направление. В этом районе и протекает р.Чирко-Кемь с притоком Муезеркой. Весь район р.Чирко-Кемь занят еловыми лесами с примесью берез. Наземный растительный покров представлен мхами, черникой и другими кустарниками.

Реки Карелии относятся к типу рек со смешанным питанием, однако преимущественное значение имеет весенний сток /более 50%/, обусловленный мощным снеговым покровом. Почти все падения главных рек Карелии на 80-90% приходятся на пороги. Эти пороги являются большей частью остатками размытой рекой мореной с беспорядочно рассеянными валунами различной величины. Пороги и их группы образуют в продольном профиле реки естественные ступени падения, отделенные одна от другой спокойными участками - плесами. На некоторых реках роль плесов часто при¬надлежит озерам.

Чирко-Кемь - главный приток Кеми. Ее общая длина более 250км. Главным притоком является Муезерка. Чирко-Кемь достаточно полноводна. Ее поток, пробиваясь через гряды камней, образует целый ряд сложных протяженных порогов. Вся территория бассейна покрыта лесами, преимущественно хвойными. Характерной особенностью района является малая населенность. Достаточно крупные поселки находятся только в начале и в конце маршрута.

Климат в Карельской северо-таежной части слабо континентальный. Зима продолжительная, холодная и довольно снежная. Средняя температура января 11-12 градусов, Мощность снежного покрова 60-70см, продолжительность его залегания 180-210 дней. Лето короткое, прохладное, преимущественно влажное. Средняя температура июля 13-15 граду¬сов. Количество осадков составляет 450-550мм в год, а испарение достигает 250-300мм.

Наиболее оптимальное время для проведения спортивных походов конец июля - август, когда дневные температуры еще достаточно велики, а количество осадков минимальное. На этот период приходится созревание ягод и рост грибов, которые растут здесь в изобилии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

1.Подбор участников и подготовка группы.
Подбор участников группы осуществлялся из числа желающих совершить водное путешествие в районе северной Карелии. Большинство участников до похода хорошо знали друг друга и имели опыт совместного прохождения маршрутов.

В весеннее время были проведены тренировочные походы выходного дня по р.Псел, а руководитель повышал свой опыт на республиканских соревнованиях по ТВТ на р.Прут в Карпатах.

2.Цель похода.
Целью похода было повышение спортивной квалификации и техники управления байдаркой, получение навыков автономного путешествия в малонаселенной местности, а также разработка маршрута для проведения плановых походов для желающих, организуемых ТКО "Восток".

3.Обеспечение безопасности на маршруте.
При подготовке и проведения путешествия были осуществлены следующие мероприятия, обеспечивающие безаварийное прохождение маршрута:
- обеспечение всех участников спасательными жилетами и защитными шлемами;
- герметическими вкладышами в рюкзаках;
- оборудование каждой байдарки фартуками, обвязками и спасательными концами;
- проведение инструктажа перед прохождением основных препятствий;
- подготовка к походу групповой медицинской аптечки.

IV. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ (коротко)

7-9.08 Сумы – Москва – Петрозаводск – пос.Муезерский
10.08 р.Мезерка – оз.Безымянное   13км
11.08 о.Безымянное – 12 км ниже озера   19км
12.08  От места ночевки до «петли» с песчаным пляжем   19км
13.08  «Петля» - р.Чирко-Кемь – остров перед оз.Калмозером   22км
14.08  оз.Калмозеро – Тахко-падун   28км
15.08  Тахко-падун – Келлогорский плес  10км
16.08  Дневка
17.08  Келлогорский плес – Ледмапорог  18км
18.08  Дневка
19.08  Ледмапорог – 2км ниже Сосновых порогов  34км
20.08  Дневка
21.08  2км ниже Сосновых порогов – пос.Боровой  22км
22-25.08  пос.Боровой – Петрозаводск –Москва - Сумы

Итого активными способами передвижения – 185км.

V. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Весь маршрут можно разделить на 2 участка:
1. Река Муезерка - от пос.Муезерский до влияния в р.Чирко-Кемь
2. Река Чирко-Кемь от Калмозера до пос.Борового

Река Муезерка - левый приток р.Чирко-Кемь. Это мелкая и узкая река с небольшими перекатами и несложными порогами.

10.08.1995

Подход к реке: налево от ж/д станции, перейдя через ж/д путь, вдоль железной дороги и «лесной биржи». Расстояние до реки 1,5-2км. Путь пересекается с автодорогой. Далее через 500-600м у авто и ж/д мостов есть удобные места для стоянки и постройки судов.

В первые ходовые часы река сильно петляет вокруг пос.Муезерский. Ориентир на поселок - ретрансляционная антенна. Течение в основном спокойное, в русле небольшие группы подводных камней. Из крупных препятствий на данном участке - 2 небольших непротяженных порога и несколько шивер, где требуется особое внимание при прохождении, потому что камни почти выходят на поверхность воды. Особое внимание обратить на 2-й порог, где желательно сделать осмотр по правому берегу. Река в этом месте сужается до 10-12м. Перепад воды 1-1,5м на 400м протяженности с большим количеством обливных камней в русле /см схему №1/. За порогом - плес с небольшим количеством камней в русле. Через 1,5 часа хода на байдарке русло расширяется до размеров озера. На правом берегу много мест для стоянки. Направление течения реки - влево. Пройдя озеро, останавливаемся на ночлег на правом мысе от выхода реки из озера.

11.08.1995
После озера - движение по плесу в течение 0,45 часа, затем растекание реки перед 1-м препятствием - разрушенной запанью. Прохождение несложное, далее через 20-30 минут движения - 2-е препятствие - разрушенный мост, перед которым есть небольшой порог на правом повороте. Под правым берегом – камни. Здесь можно провести осмотр и фотографирование. После разрушенного моста на протяжении 2-2,5 часов ходового времени плесы, чередующиеся с небольшими перекатами, где много малозаметных подводных камней. Требуется особое внимание. Из сложных препятствий - небольшой порог с левосторонней ряжевой стенкой. После порога характер реки не изменяется. Кругом болотистые берега, удобных для стоянки мест мало, зато раздолье для рыболовов.

12.08.1995
В среднем течении река характеризуется продолжительными плесами с крутыми поворотами и петлями, которые чередуются с мелководными перекатами и разбросанными по руслу подводными камнями. На участке 2 препятствия:
- крутой перекат с паданием воды 1 на 70м длины;
- низкий мост. Расстояние от воды до низа моста невелико, поэтому при высокой воде возможен обнос.

Стоянок на данном участке немного, а ближе к устью - вообще нет. Поэтому рекомендуется отличная стоянка на правом песчаном берегу реки в месте, где река делает крутую петлю вправо и принимает слева ручей из оз.Малдаярви /1 км вверх по ручью/. Ориентир - высокий обрывистый левый берег с сосновым лесом, справа на крутом повороте песчаный пляж.

13.08.1995
При приближении к устью река становится мелководнее, но скорость течения увеличивается. На выходе к точке слияния русло сильно петляет среди безлесных сенокосных заболоченных лугов. Река Чирко-Кемь, в которую впадает Муезерка, более полноводная и течет на север в широких берегах. Нередко движению мешает сильный встречный ветер.

Чирко-Кемь является большим правым притоком р. Кеми. Это порожистая река. Пороги большей частью являются остатками размытых рекой морен, реже образованы в результате выхода коренных горных пород. Часто в порогах река искусственно сужена ряжевыми стенками. Между порогами - длинные, спокойные плесы, на которых скорость течения бывает менее 2км/час. Пороги в реке в большинстве короткие и хорошо осматриваются с берега, что позволяет хорошо подготовиться к прохождению, организовать страховку, обсудить маршрут движения. Берега реки очень живописны. По берегам, на всем ее протяжении, тайга — хвойные и смешанные леса.

От впадения Муезерки до моста возле пос. Андронова Гора путь делится на 4 участка:
1 - русло в частично заболоченных берегах, с большими заросшими затонами;
2 - расширение /до размеров небольшого озера/ русла реки;
3 - движение вдоль левого берега Калмозера;
4 - участок от озера до моста в п.Андронова Гора.

Пройдя 2-й участок, останавливаемся на ночлег на песчаной косе острова перед выходом в озеро.

14.08.1995
Калмозеро проходить предпочтительнее утром или вечером. Днем на нем постоянно дует сильный встречный ветер и поднимается волна до 0,7 - I м. От выхода из озера до автодорожного моста 30 минут ходового времени. На правом берегу 1 - 2 жилых дома. Расстояние от острова до моста 9км.

После моста характер реки не меняется и на протяжении 4км она петляет в направлении севера до выхода в Челгозеро, в котором много островков. Выход в озеро обозначен с двух сторон бонами /сруб, заполненный камнями/, которые указывают фарватер реки. Озеро тянется на 2км, течение в нем менее 1 км/час. На правом берегу озера несколько удобных мест для стоянки.

Далее 4км плеса, в конце которого реку пересекает выход скальных пород, образуя порог Лоухи /Чавго/. Берега болотистые. Порог двухкаскадный, но нижний каскад почти разрушен. Осмотр порога с левого берега. Далее несколько несложных перекатов и снова километровый плес, после которого реку пересекает автомобильный мост. Мост является ориентиром начала каскада сложных порогов.

Первый порог Хаудо длиной в 100м представляет собой два каскада, причем, нижний - более мощный. На гряде камней слева крутой слив, обратные течения. У правого берега - косая отбойная волна. Слева - ряжевая стенка. Осмотр порога лучше производить по правому берегу. Основной слив посередине, ближе к правому берегу. Проходить удобнее по правой кромке слива. За порогом возможна стоянка на правом берегу.

Через 1км связка из двух самых сложных порогов на реке, между ними - плес 200м. Первый из них - порог Кривой длиной 450м. Осмотр по правому берегу. Порог начинается грядой мелких камней через все русло, среди которых выделяются два слива, правый более мощный. Вода с первого каскада бьет вправо в ступенчатую ряжевую стенку, от которой с крутым поворотом влево сваливается на гряду подводных камней. Порог заканчивается мощным крутым сливом. После слива поток устремляется в «котел», образованный скальными берегами, и поворачивает приблизительно на 300° вправо-назад, образуя воронки и кружала /см. схему/.

За поворотом, после Кривого по зеркальной глади подпора угадывается порог Тахко. Далеко слышен шум падающего потока. Порог представляет собой водопад до 1,5-2м с воронкообразным сливом под левым берегом у ряжевой стенки с косой отбойной волной и пенной бочкой. Справа порог непроходим. После водопада поток наваливает на ряд обливных камней в русле с высокими стояками. Проход порога возможен только наиболее опытными экипажами при достаточно высокой воде. Наличие у байдарок «фартука», а у экипажа «юбок» - обязательны. Ниже порога необходимо организовать страховку с берега и воды. Проход слева у ряжевой стенки по горке косого слива на положительной скорости. Менее опытным экипажам лодки обнести по левому берегу от гавани у основания ряжевой стенки. Длина обноса 120м. На левом берегу - турбаза. Стоянка запрещена. За порогом по правому берегу в 200м и далее несколько удобных стоянок, на одной из которых останавливаемся на ночлег.

15.08.1995
За Тахко-падуном мощное растекание реки /оз.Тахко/ с почти незаметным течением. И, далее, длинный Келлогорский плес, протянувшийся на 12км. Река на плесе широко растекается. Берега высокие. В этих местах наиболее высокие точки всего района. Сопки густо поросли хвойным и смешанным лесом, богатым грибами и ягодами. В изрезанном заводями русле обилие рыбы. Посредине Келлогорского плеса множество отличных стоянок, где можно остановиться для отдыха.

Останавливаемся на одном из левосторонних мысов на дневку. /Грибные места на правом берегу/.

16.08.1995
Дневка.

17.08.1995
За плесом Чирко-Кемь принимает в себя воды реки Няугу. На стрелке слияния рек стоит квадратный бон. Идти нужно вправо, иначе можно попасть в приток. Берега кругом болотистые, непригодные для ночлега.

Через 2км после стрелки - первая ступень порога Ледма /см.рис./ Она несложна, четко виден фарватер. Через километр - вторая ступень. Это простой порог с крутой стоячей волной на выходе. На левом берегу ряжевые стенки. Проход по правому краю основной струи.

За порогом справа и слева отличное место для дневки. Выше и ниже порога отличная рыбалка. Небольшая протяженность порога и хорошие проходы позволяют организовать учебно-тренировочный день с отработкой переворотов, страховки и т.п.

18.08.1995
Останавливаемся на дневку на левом берегу после порога.

19.08.1995
После Ладмапорогов снова 10км плеса. Посредине него слева в Чирку-Кемь последовательно впадают две реки: Хяме и Ростас. По р.Хяме возможен радиальный выход вверх по те¬чению /17км/ на 3-4 дня с посещением оз.Нюк.

За слиянием с р.Ростас на правом берегу остатки деревни Чирко-Кемь, от которой остался домик, используемый как дача.

Через 7км после деревни - порог Кильба. Он несложен, проходить нужно посредине. После порога Кильба на крутом повороте влево порог «Желтые ворота», который в высокую воду почти не читается. За ним - 1,5км порог Омос. Прохождение его несложно. Небольшой плес разделяет порог Омос с порогом Нукутт /см.рис. /. Осмотр порога удобнее проводить по правому берегу.

Нукутт - мощный двухкаскадный порог, оба каскада стеснены ряжевыми стенками.
1 каскад: слева ряж, справа гряда камней.
2 каскад: слева под разными углами две ряжевых стенки, справа гряда камней. Длина порога 0,5-0,7км. Проход через левую сторону треугольника слива и переход за утихающими стоячими волнами к правому берегу.

Поток после первого каскада устремляется на ряжевую стенку /левый берег/ второго каскада. В полуразрушенной ряжевой стенке фильтрация воды, это очень опасно! По центру русла справа от слива между первым и вторым каскадом большие подводные камни. Слева вдоль ряжевой стенки на выходе хаотически разбросаны в потоке несколько громадных подводных камней, которые видны только при осмотре порога снизу. После первого каскада следует переходить к правому берегу и проходить второй каскад по правому краю основного слива.

Ниже ряжевой стенки справа и слева основного потока - подводные валуны. Проходить слева от подводных валунов, расположенных у правого берега. На правом берегу за порогом домик рыбака. Слева за порогом возможна стоянка. В водах порога ловится хариус.

Через 1км серия несложных порогов, проходимых без осмотра при наличии достаточного опыта. Примерно в 8км от порога Нукутт находится один из наиболее опасных и мощных порогов - Рокк. Его длина 1км /см. рис. /. Главная задача после ряда несложных порогов, которые проходятся сходу определить по описанию порог Рокк и остановиться для осмотра.

Рокк - мощный порог с множеством подводных и надводных камней по всему руслу. Первый каскад образован разрушенным ряжем слева и грядой камней справа. На входе в порог видны два слива, причем, главный слив - правый. Струя ограничена справа цепью камней, слева - прибрежными подводными камнями, линия движения - по струе, ближе к правой цепи камней. В конце дуги перед началом выхода из главной части порога нужно пересечь основную струю, ориентируясь на гряду подводных камней, выходящих перпендикулярно направлению струи.

За порогом Рокк река делится на два рукава. В левом - порог Сосновый /200-250м/ - средней мощности. Он трехступенчатый, фарватер у правого берега, на второй ступени - у левого берега - водопадный слив. В правом рукаве - пять порожистых поворотов. Последний - самый сложный. Его нужно проходить справа по потоку. В малую и среднюю воду здесь необходим обнос или проводка. Участок от развилки лучше проходить по левому руслу, хотя расстояние и время прохождения здесь больше. Места в этом районе очень живописны. По берегам много отличных мест для стоянок. Пройдя Сосновые пороги, останавливаемся на правом берегу в 1,5км после слияния двух рукавов.

20.08.1995
Дневка.

21.08.1995
Между порожистыми участками 4км плеса. Следующий сложный порог Олений. Его протяженность 800м. Здесь река делает 4 поворота в обрамленных ряжевой стенкой берегах. Осмотр проводится с правой стороны. Олений - классический порог с точки зрения тактики преодоления. Идти нужно от мыса к мысу, на прямолинейных участках /которые здесь очень коротки/ оценивая обстановку и выбирая путь до следующего мыса. Далеко отклоняться от основной струи не стоит, на выходе из порога много подводных камней.

Сразу за Оленьим несложный порог Лоухи. Через 3км - порог Горшок, который лучше осмотреть с левого берега. Это короткий /150 м/ мощный порог, полностью обрамленный ряжевыми стенками с обеих сторон. Заход - у правой ряжевой стенки и идти у правого берега, выходя на середину.

После порога Горшок несложный порог Ялгонъ и 10км плеса, со скоростью реки 0,4-0,5 км/час. В конце плеса на левом берегу пос.Боровой - конечная цель нашего маршрута.

22.08.1995
Боровой - крупный поселок лесорубов, где есть полный комплекс обслуживания. От последней стоянки до ж/д станции кратчайшим путем около 1,5-2км. Дойти до Борового лучше к вечеру, чтобы, переночевав и просушив снаряжение, к обеду следующего дня перенести его на ж/д станцию.

Продолжительность маршрута можно увеличить за счет прохождения участка от пос.Борового до пос.Новое Юшкозеро, протяженностью 35км. Общий характер этого участка - плес с небольшой скоростью течения. Единственное серьезное препятствие - порог Ниласкоски. Порог не сложен, но опасен, т.к. в этом месте много кос, на которых собираются бревна. Идти нужно слева, т.к. справа река перегорожена грядой камней. Далее река расширяется и течет широким плесом. Устье реки перед оз.Юшкоярви имеет много заливов и рукавов. В озере фарватер обозначен бонами. На выходе в озеро на обоих берегах расположилось село Юшкозеро. Само озеро тянется 3км. После озера в 5км возле автодорожного моста - конечная точка маршрута. От моста направо по автодороге до с.Новое Юшкозеро и ж/д вокзала 4 км. Отправление поезда на Петрозаводск после 14.00. На движение участку п.Боровой - п.Юшкозеро уйдет 2 ходовых дня.

IV. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ И ВЫВОДЫ

Основной задачей похода было совмещение двух составлявших: повышение уровня спортивного мастерства и организация полноценного отдыха в красивейшем месте Карелии.

Кроме того, при проведении экспедиции отрабатывалась возможность организации плановых туристических походов Сумским ТКО «Восток».

Состав экипажей был подобран удачно и более опытные члены экипажей смогли передать навыки управления байдаркой менее опытным. В моральном плане группа оказалась дружной и сплоченной.

Поход был проведен в намеченные сроки, без аварий и переворотов. Конструкция байдарок «Таймень-2», которые использовались экипажами, позволяет преодолевать наиболее опасные и сложные препятствия на маршруте. Для защиты прорезиненной ткани байдарки от ударов о камни обязательно необходимо проклеивать протектора по стрингерам и кильсону, а внутри лодки под кильсон необходимо положить полосы из губчатой резины. Байдарки должны быть оснащены «фартуками», обвязками, а гребцы - сбрасывающимися с кольца фартука «юбками».

Маршрут очень интересен как в спортивном плане, так и в плане отдыха. Сложность препятствий возрастает постепенно, что позволяет участникам приобрести необходимые навыки по технике их прохождения.

График подъездов позволяет провести ознакомительные экскурсии из Петрозаводска:
1. Архитектурный заповедник острова Кижи;
2. Водопад Кивач и карельские марциальные воды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водные маршруты СССР. Север. - Москва: ФИС.
2. Географический атлас СССР.
3. Физическая география СССР.
4. Справочники и путеводители по Карелии.
5. Отчет о водном путешествии по р.Чирко-Кемь под рук.Ю.И.Гаврильченко 1984г.

  ФОТОАЛЬБОМ 






































Анатолий Смолянинов
(оцифрованные слайды)

Комментариев нет:

Отправить комментарий