… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 13 апреля 2011 г.

КАРПАТЫ-1987: фоторепортаж и дневник


После размещения в блоге слайдфильма о тренировочном выезде в Карпаты весной 2008 года появился повод вспомнить и мои первые сплавы по Черемошу. Случилось это в далекие 1986 и 1987 годы. Тогда мы с моим напарником Александром Любченковым только вошли в круг сумских туристов-водников и начали осваивать байдарочное дело, технику сплава по порожистым рекам. В первых походах было все: неминуемые без достаточных навыков оверкили, постижение науки походной жизни, знакомство с живописным Карпатским краем и его жителями.

Подправленные и усиленные в Фотошопе 24-летней давности слайды не дают полной картины похода, а только фиксируют  его отдельные моменты и портреты участников нашей Сумской команды, состоящеий из представителей турклубов "ВНИИкомпрессормаш" и завода "Насосэнергомаш".

Дополнением к фотоподборке послужит дневник, который вел один из участников похода. Надеюсь, он будет интересен не только непосредственным участникам сплава, но о более обширной аудитории. Хотя бы, как один из фрагментов истории сумского водного туризма.
ЧЕРЕМОШ-1987
Фоторепортаж

 




































ВАЛЕРИЙ КУЩЕНКО
ЧЕРЕМОШ - 1987
Дневник водного похода
(подготовка к публикации - Смолянинов Анатолий)

01.05.1987
Сумы – 10-00
Киев – 16-50 – пересадка – 17-22

02.05.1987
Черновцы – 7-45 – пересадка 8-54
Вижница - 10-55 – пересадка в автобус – 12-55
Буркут – 16-55 – прибыли в отправную точку.
В 18-00 разбили лагерь.
В 19-00 пошел дождь. Черемош верен себе. У костра просидели до начала первого 3 мая.

03.05.1987
Подъем в 7-00. Спали в палатке вчетвером. Получил обвинение что храпел, двое – не подтвердили. Спать было, в общем-то, тепло, хотя воздух в палатке холодный.

Позавтракали в 8-00 и в 9-00 пошли посмотреть «Карпатскую Рицу» (озеро Шибена). Оказалось, что место, где мы стоим это Явирнык, а до Буркута еще шесть километров. 5км до «Рицы» и обратно, 6км до Буркута (где и пишу) прошли почти без отдыха. Стала отказывать правая нога – в ступне что-то типа судороги. Наверное, ступня была туго затянута.

Время 13-05. Погода: не холодно, пасмурно, горы в редкой дымке. Леша (Барсук) с Игорем (Жаронкиным) пошли на почту, а я отдыхаю. Сегодня собирались отчалить. Как скоро это получится – неизвестно. Туристов – море: на каждом километре по две группы.

В 15-00 пришли в лагерь, перекусили и собираемся отчалить. Отошли где-то после 17-00. На 10 минуте сплава кильнулись Виталик (Дрыжаков) с Игорьком, но благополучно выбрались, слили воду, и пошли дальше. Катамаран впереди страхующий, байдарки – следом. Прошли порог «Шибену», затем трехкаскадный порог «Берды» - все благополучно. Правда, на третьей гряде здорово поцарапались (воды в реке меньше, чем в прошлом году).

Катамаран – это такая посудина, что все эти пороги для него при известной внимательности - «семечки». А для байдарок конечно – сложнее.

Решили катамаран пустить вперед, искать стоянку. Долго не могли подобрать ничего подходящего. Наконец, после 21-00 остановились за селом Зеленое. За нами подошли две байдарки. Разгрузились, поставили лагерь, разожгли костер, готовим ужин, а остальных байдарок все нет. Стали волноваться. Отправили двух ребят Стаса (?) и Толика (Смолянинова) на поиски. Где-то после 22-00 в лагерь пришел Виталик и сказал, что задержались из-за порыва. Клеились часа полтора, а потом проскочили лагерь метров на триста вниз. Экипаж Адмирала (Сан Сановна Дворникова) с сыном – километрах в трех вверх по течению: пропороли днище и не могут залататься.

Принесли вещи и байдарку ВНИИкомпрессормаш, и Виталик повел народ искать Сан Сановну. Долго впотьмах шли по дороге, а затем вшестером принесли байдарку в лагерь. От этих усилий руки-ноги отваливаются. Сан Сановна с сыном, когда подошли Стас с Толиком, пошли в лагерь пешком – и пришли чуть раньше байдарки. Оказывается они рано перешли через мостик (их тут несколько), и с рюкзаком впотьмах без дороги пробирались к своим в лагерь.

P.S. Как бы ты ни был зол или расстроен всегда старайся получит максимум информации даже о хорошо знакомых вещах.

04.05.1987
Утром клеились, завтракали, сушились, перекусывали…

Сейчас время 15-00 и вроде бы отплываем. Прошли порог «Верхний Дземброня» почти что без происшествий. Виталя с Игорем посреди порога решили причалить к берегу. «Эксперимент» удался. Продемонстрировали проводку - мы у них учились. Катамаран простоял у них на страховке минут 40, а может быть и более.

В 18-00 стали на стоянку. Чего же так рано? Разбили лагерь, сил не растратили. Решили подняться в гору метров на 100, да горец из меня не получится!

Пейзаж открылся, конечно – описывать не стоит – достаточно, что увидел его своими глазами. Сверху просматриваются пороги «Верхний Дземброня» и «Белая лошадь». Последний был назван так за каскад белых гребней на воде.

Спускаться с горы легче и быстрее - так же как и в жизни, - но несколько опаснее.

День был солнечный, но частично облачный. Вечер закончился у костра под гитару около 24-00.

05.05.1987
Утром встали в 8-00. Завтрак же готов. Покушали быстренько, сбегали в горы на процедуру, предшествующую одеванию гидрокостюма. Спустившись с облегчением вниз, собрали лагерь и благополучно отчалили в 11-05. Прошли 30 метров и стали на просмотр «Белой лошади». Оказывается не из-за гребней это название. А из-за белой лошади, которая живет над порогом совместно с хозяином и рыжим мерином.

Первым порог прошел катамаран, и стал на страховку байдарочников. Наконец-то фотографы уговорили его команду немного попозировать при прохождение сложных участков.

Затем проскочили «Верхние Гуки», чуть было и Нижние, но вовремя остановились. Потому, как «прессу» ждали. Порог «Гуки» в этом году – не Гуки, а так себе. Но повторяюсь, для байдарок – эта вода интересна, а с этим катамараном нужно идти и на Ниагару.

Стас пропорол байдарку, и мы решили вместо остановки сделать стоянку.

Село называется Ильцы. До Верховины – 5км. Время 16-10. Разбили лагерь, дежурные готовят обедо-ужин, а мы ждем дождя. Перекусили, а раз времени море, решили провести его с пользой, т.е. совершить пешую прогулку в Верховину. Собрались втроем: Татьяна, Леша и я, и пошли через мост мимо «Полонины», а там стоял «Москвич», который и подбросил нас до городка.

Пошлялись по его улочкам, прошли молча мимо бара, а «горилчаного» магазина, конечно, пропустить не смогли. Но, на его прилавках ничего интересного: ассортимент тот же, да и цены – тоже. Дошлялись до тех пор, пока не пошел дождь. Автобус наш уже ушел, поэтому пошли под аккомпанемент дождя с песней строевым шагом, пока нас не подобрал очередной попутный автобус. В лагерь принесли хлеб, творог – пищу для тела, а для души – книги. Меня соблазнила «Энеида» Котляревского.

Время 21-05. Пишу в палатке. Ужин созрел. Нужно отметить, что по питанию это издевательство над организмом, и для того, чтобы израсходовать калории надо работать не на катамаране, а на выгрузке вагонов. Ко сну отошли в начале второго ночи.

06.05.1987
Разбудил сигнал, извещающий, что готов завтрак. Посмотрел на часы - 7-40. Совсем чокнулись дежурные экипажи, норовящие приготовить завтрак раньше предыдущих. При такой кормежке нечего спешить к столу – последнему достанется все, что душе угодно, и в том количестве, какое тебе хочется.

Время 9-20. Собираемся в дорогу. С утра погода обещает быть солнечной, хотя сюда солнце не скоро заглянет – горы.

Спешили очень, но раньше 11-15 отплыть не смогли. Вышли на струю и стали сушить весла. Закормленная команда катамарана ленилась даже опустить весло в воду, за исключением тех минут, когда было необходимо обрызгать проплывавший мимо экипаж одной из байдарок. Очевидно, капитан поставил себе задачу пересчитать все камни, как на порогах, так и на шиверах. С этой задачей мы справились на «удовлетворительно», т.к. пару камней, находившихся под берегом вне струи, мы все-таки пропустили. Но, чтобы подойти к ним, необходимо было бы опустить весла в воду, а это уже слишком.

Капитан своим либерализмом распустил команду до такой степени, что стали даже раздаваться выкрики: «Капитана – за борт!». Но опять же лень было вставать, а ломать об него весла тоже было жалко. Ведь они такие гладенькие!

Проплыли мимо нас Верховина, Криворивня, Устерики. Здесь хотели было сходить в магазин, но для этого же нужно выходить из струи. «А пусть несет,- скомандовал капитан, - и нам навстречу понеслись Белоберезки. Наверное и они прошли бы мимо, но тут Виталик с Игорем устроили «перекур» на шивере. К ним подошел Дима. В это время и катамаран сел на камни. «Ну вот,- сказал капитан, - не нужно и причаливать. Я же говорил, что где надо – там и станем».

Здесь мы и стали на ночевку около 16-00 6 мая 1987 года. Лагерь стоит в великолепном месте: ровно, а главное – много кустарника.

Игорь с Виталиком пронесли мимо палатки мешочек, вспотели оба – это они готовят перекус. Сейчас начнется…

За дубовым столом
При свече я сижу.
Сквозь костер и туман
Я на воду гляжу.

Шум реки заглушает
Другие шумы,
И вода прибывает,
Словно думы мои.

Ночи час уж пробил,
Новый день начался.
Дмитрий в воду глядит:
Прибывает вода.

 И сказал капитан:
«Снова дождик пошел».
Лагерь, сморенный сном
Освещает костер…

 Вывод с этого прост:
Я нарушил режим
Сном средь белого дня,
И теперь вот один

Я сижу у костра…

P.S. Вечер окончился в 3-00 ночи. Читали в палатке стихи, кто во что горазд. Другие палатки нас не поддержали: - сони!

07.05.1987
Начался новый день по плану, как последний день похода. Сегодня после полудня, даст бог и наша расторопность, окажемся в Вижнице.

Подъем был назначен на 7-00. Целую ночь шел дождь, и вода поднялась на 25см. Разбудили, как и обещали в 7-30: завтрак готов. Быстренько перекусили: суп, макароны по-флотски, каша манная и чай с «повидлой». Перечислил все для наглядности – всякая кормежка состоит из этих блюд, только содержание разное.

Сейчас 10-28. Почти упаковались, но в резину еще не влезли.

Отчалили в 11-15. И понесло нас, и понесло… Прошли минут пятнадцать – байдарки не догоняют, - наверное заморились. Погуляли по бережку, когда гляди, идут. Ну, слава Посейдону! Пока усаживались, они проскочили мимо нас – так до самой Вижницы и не смогли мы их догнать.

На Сокильский порог выскочили без разведки. А чё там глядеть, видали уже, - но такого в прошлом году не было. Русло стиснули насыпи, и на пороге стоит вал метра этак полтора. А может, это с перепуга показалось, но великолепно покатались. А на берегу расселись зеваки – «жаждут оверкиля».

Проскочили порог нормально и мы, и с перепугу байдарки. Правда, за нами одна кильнулась в том же месте, где в прошлом году конотопчане купались. А в 15-00 были уже на месте, в Вижнице.

Кэп, как увидел, что байдарки у берега, сразу смекнул, что хорошего места для палатки из-за них не выберешь. Говорит: «Ребята, надо байдарочников отвлечь. Я сейчас повторю подвиг Матросова, закрою «судной» залом, а как все побегут нас выручать, девчатам - занять место для палатки. Команда была выполнена как всегда с точностью и операция удалась.

Сейчас 17-15. Разбили лагерь, разобрали «посуду» на которой ходили, а теперь зовут с личной посудой на перекус. Побежал…

Комментариев нет:

Отправить комментарий