… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 20 октября 2010 г.

КА-ХЕМ - 1988. часть 1 /отчет/









Автор
Левитский Виктор Васильевич

подготовка к публикации 
Смолянинов Анатолий



СУМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
СУМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии пятой категории сложности
по рекам Балыктыг-Хем и Ка-Хем /Тувинская АССР/,
совершенном с 30.07 по 25.08 1988 года

Маршрутная книжка №198/88
Руководитель группы
_________ В.В. Левитский
Адрес руководителя: 244005, г.Сумы, пер. Л.Толстого, 1/5


Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю пятой категории сложности.

Отчет использовать в  г. Сумы.

штамп МКК



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

Справочные сведения о путешествии
1) Список участников путешествия

РАЗДЕЛ II

Сведения о районе путешествия
I) Географическое положение, рельеф
2) Климат
3) Растительный и животный мир
4) Характеристика рек района
5) Населенные пункты на маршруте и сообщение между ними

РАЗДЕЛ III

Организация путешествия
I) Подбор участников и подготовка группы
2) Основной маршрут
3)Обеспечение безопасности на маршруте

РАЗДЕЛ IV

Техническое описание маршрута
1) График движения

РАЗДЕЛ V

Итоги путешествия, выводы и рекомендации

РАЗДЕЛ VI

Приложения
1) Список личного снаряжения
2) Список группового снаряжения
3) Медицинская аптечка
4) Список продуктов питания
5) Ремонтный набор
6) Подъезда и отъезды
7) Смета расходов
8) Литература
9) Фотографии
10)Карты, схемы


РАЗДЕЛ I


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1. Район путешествия - Тувинская АССР.
Реки Балыктыг-Хем и Ка-Хем /верховья Енисея/.

2. Срок путешествия - с 3 по 20 августа 1988 года,

3. Протяженность маршрута - 267км.

4. Основные пункты маршрута: пос. Кунгуртуг, р. Балыктыг-Хем,
пос. Сизим, р. Ка-Хем

5. Продолжительность путешествия - 26 суток:

- на дорогу в район путешествия - 3 суток
- на обратную дорогу - 4 суток
- на прохождение маршрута - 17 суток
- на постройку судов - 2 суток

6. Способ передвижения: сплав на плоту, катамаране и байдарке. В особо сложных местах - проводка байдарки /пор, №22 Мельзейского каскада и пор. №9 в «Щеках»/.

7. Состав группы - 12 человек

8. Количество препятствий - 48

9. Группа состояла на учете КСС г. Кызыл, п/п 667000, ул. Кочетова, 9


СПИСОК ГРУППЫ

1. Левитский Виктор г. Сумы руководитель плот

2. Барсук Леонид г. Сумы завхоз плот

3. Швецова Елена г. Сумы врач плот

4. Юнак Сергей г. Сумы ремонтник плот

5. Кущенко Валерий г. Сумы летописец №1 плот

6.Устименко Людмила г. Сумы пом.завхоза плот

7. Медянник Лидия г. Сумы лоцман катамаран

8. Вшевцов Леонид г. Конотоп ремонтник катамаран

9. Смолянинов Анатолий г. Сумы костровой катамаран

10.Горбач Юрий г. Шостка фотограф катамаран

11.Швецов Дмитрий г. Сумы рыбак байдарка

12.Дворникова Александра г. Сумы летописец №2 байдарка


РАЗДЕЛ II


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

1. КРАТКАЯ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Маршрут проходил по территории Тувинской АССР, расположенной в центральной части Азиатского материка, на юге Восточ¬ной Сибири. Территория Тувинской АССР представляет собой горную страну с чередованием высоких хребтов и межгорных котловин. Она окружена хребтами Западного Саяна, Цаган-Шибету, Танну-Ола.

В восточной части находится Тоджинская котловина, ограниченная Восточным Саяном и хребтом академика Обручева. С юга, ниже этого хребта, расположена долина Малого Енисея - непосредственного района нашего путешествия. В южной части он ограничен хребтами Хоругмнуг-Тайга и Сенгилен. Высота гор среди этих хребтов не превышает 3500м.

Климат этого района резко континентальный: зима продолжительная, морозная, безветренная и в котловинах малоснежная; лето умеренно-теплое в горах и жаркое в котловинах. Средняя температура июля +15°С - +20°С, но в некоторые дни жара дости¬гает +35°С. Осадков выпадает в горных районах от 400-600мм до 800-1000мм в год, в котловинах 150-400мм в год. Максимум осадков приходится на летний период. По территории Тувы расположены участки вечной мерзлоты.

Растительный покров Тувы очень разнообразен. В котловинах преобладает степная растительность, а на склонах окружающих хребтов и в восточной части республики - кедрово-лиственная тайга. Вершинные части большинства хребтов, находящиеся в высоко¬горном поясе покрыты мохово-лишайниковыми и каменисто-щебенистыми тундрами, реже - лугами. Из ягодных кустарников повсеместно встре¬чаются в поймах рек и ущельях крыжовник, черная и красная смородина, малина и жимолость, много земляники. В тайге обилие гри¬бов: подосиновики, сыроежки, маслята. На каменистых склонах кое-где попадается ревень.

В горно-таежных районах Тувы обитают: соболь, белка, коло¬нок, горностай, заяц-беляк, росомаха, рысь, бурый медведь; из копытных - лось, косуля, кабарга, марал, кабан; из птиц - рябчик, гуси, тетерев, глухарь, куропатка бородатая, утки. Для лесостепных и степных районов наиболее характерны лисица, волк, длиннохвостый суслик и бурундук. В высокогорном поясе обитают горный козел, пищуха, белая куропатка. В реках и озерах преобладают таймень, ленок, сиг, хариус, щука и др.

Из полезных ископаемых имеются: руды цветных металлов, каменный уголь, асбест, железная руда, золото, ртуть, различные стройма¬териалы, драгоценные и полудрагоценные металлы, камни /нефрит и др./.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК

Почти все реки относятся к бассейну Енисея. Важнейшей явля¬ется р.Улуг-Хем  /Верхний .Енисей/ с левым притоком р.Хемчик, а также два притока Енисея: Бий-Хем и Ка-Хем. Большинство рек носит горный характер и обладает значительными запасами гидроэнергии. Озера, главным образом, ледникового и ледниково-тектонического происхождения, располагаются в Таджикской котловине.

Енисей - самая многоводная река нашей страны. Приток Бий-Хем берет начало с Восточного Саяна, а Ка-Хем с нагорья Сангилен. Сливаясь около города Кызыла, они образуют единый мощный поток. Это и есть Енисей. Его местное название Улуг-Хем  /Великая река/. Прорвавшись через каменные преграды Саян, он уходит в пределы Красноярского края.

Бий-Хем берет начало у подножья пика Топографов и вытекает из озера Кара-Балык с высоты 1570м юго-западного склона Вос¬точного Саяна. Его название с истока до г.Кызыл - Большой Енисей.

Высоко в горах Сангилен течет бурная порожистая речка Балыктыг-Хем. Она протекает мимо озера Тере-Холь, сливается с р.Кызыл-Хем, вытекающей из Монголии, и далее носит название Ка-Хем. Длина р.Бий-Хем - 560 км, р.Ка-Хем - 680 км. У северной границы республики, приняв свой последний в Туве левый приток р.Хемчик, Улуг-Туг входит в «Саянский коридор».

3.НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ НА МАРШРУТЕ И СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ

Город Кызыл - столица Тувинской АССР, промышленный и культурный центр. Был основан в 1914 году. Город расположен в восточной части Тувинской котловины у слияния рек Большой Енисей /Бий-Хем/ и Малый Енисей /Ка-Хем/. В городе на берегу Енисея установлен обелиск, символизирующий географический центр Азии. Город Кызыл имеет авиасообщение с городами Абакан, Красноярск и др., а также автобусные сообщения с г.Абакан и др.

Пос. Кунгуртуг расположен в юго-восточной части Тувинской АССР. Это довольно крупный для данного района поселок. В нем имеется совхоз, 4 магазина, почта, пекарня, аэропорт. Местное население занято животноводством, охотой. Имеется авиасообщение между населенными пунктами Кунгуртуг, Кызыл, Абакан и Красноярск. Также имеется автосообщение между г.Кунгуртуг и г.Нарын попут¬ным транспортом, который ходит крайне редко. Пос. Эржей и пос. Сизим расположены в конце маршрута по р. Ка-Xем. В поселке имеется почта и магазины.


РАЗДЕЛ ІІІ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

1. Подбор участников и подготовка группы

Подбор участников группы осуществлялся из числа желающих совершить водное путешествие 5 категории сложности в районе Тувинской АССР. Большинство отобранных участников хорошо знали друг друга и имели опыт совместного прохождения сложных маршру¬тов.

Общефизическая подготовка проводилась как по индивидуаль¬ным планам, так и в еженедельных водных походах выходного дня и тренировках по ТВТ. Все члены похода принимали активное участие в городских и областных соревнованиях по технике водного и пешеходного видов туризма, в туристских слетах. В мае месяце 1988 года многие участники нашей группы защищали честь области на традиционных республиканских соревнованиях на «Кубок Черемоша», а также совершили поход Ш категории сложности по р.Черемош. Весенний сплав по р.Черный Черемош является хорошей тренировкой перед дальним сложным категорийным походом.

2. Основной маршрут:

От пос. Кунгуртуг до пос. Эржей по pекам Балыктыг-Хем и Ка-Хем.

Выбор этого маршрута был обусловлен следующим:

- желанием познакомиться с новым для туристов-водников Сумской области районом путешествия;
- ненаселенностью района;
- высокой насыщенностью pек Балыктыг-Хем и Ка-Хем препятствиями различной сложности;
- прекрасной флорой и фауной района;
- удобным подходом с отсутствием тяжелой пешеходной части и удобным отъездом.

При подготовке маршрута использовались материалы Харьковского городского туристического клуба.

Целью данного похода было повышение спортивной квалифи¬кации участников, повышение техники управления плавсредствами: байдаркой, катамараном, плотом; преодолением сложных водных препятствий в условиях спортивного сплава и полной автономии.

3. Обеспечение безопасности на маршруте.

При подготовке и проведении путешествия были осуществлены следующие мероприятия, обеспечившие безаварийное прохождение маршрута:

- график движения был составлен с запасом времени, необходимым для обеспечения безопасного ритма: движения и организации дневок;
- использование различных средств сплава позволило шире проводить тактику сплава, обеспечивающих 100% безопасность;
- обеспечение группы всем необходимым, в том числе теплой и удобной одеждой, гидрокостюмами;
- индивидуальными спасательными жилетами объемом не менее 16л, защитными шлемами и ножами в ножнах;
- герметическими вкладышами в рюкзаках;
- индивидуальными герметичными коробками спичек;
- группе сообщили нитку маршрута и контрольные сроки в КСС г.Абакан;
- конструкция плота обеспечивала его работоспособность в аварийных ситуациях и самостраховку;
- наличие двух запасных гребей на плоту;
- наличие спасконцов на каждом судне группы;
- провязка всего остова плота веревкой для предотвращения его разделения при переломе;
- проведение инструктажа по распределению обязанностей каждого участника в аварийной ситуации. Инструктаж проводился перед всеми основными препятствиями;
- проведение в начале путешествия тренировки по поведению на воде в индивидуальных спасжилетах и действиям участников при спасработах.


РАЗДЕЛ ІV


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Участок пути, (от и до) Протяжен-ность, км Чистое ходовое время, ч

30/07-1/08 Сумы-Москва-Абакан-Кунгуртуг 5400 20

2-3/08 Постройка судов

1 4/08 Место постройки - 12 км ниже по р.Балыктыг-Хем 7 4

2 5/08 12-й км - р.Салдан 5 4,5

3 6/08 р.Салдан - р. Тенус 17 6

4 7/08 р.Тенус - IV ступень «Лестницы» 6 2,5

5 8/08 IV ступень «Лестницы» - 1 пор.

Мельзейского каскада 32 5,5

6 9/08 1 пор. Мельзейского каскада - 16 пор. Мельзейского каскада 7 6

7 10/08 16 пор. Мельзейского каскада –

в 5 км выше р.Карги 21 5

8 11/08 от места ночевки до пос.Казаты 38 6

9 12/08 пос.Казаты - ручей Хурунчук 15 3

10 13/08 дневка

11 14/08 дневка

12 15/08 р.Хурунчук - устье р.Кызыл-Хем 7 4,5

13 16/08 дневка

14 17/08 устье р.Кызыл-Хем –

пор. Панфиловский 42 5,5

15 18/08 пор.Панфиловский - пор.Байбальский 40 5

16 19/08 пор.Байбальский - пос.Эржей 30 4

17 20/08 дневка, выход в пос.Сизим 2


РАЗДЕЛ IV


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАШРУТА

I. Участок р.Балыктыг-Хем (от пос. Кунгуртуг по дороге 7км) - р.Сарыг-Эр.

Этот участок реки Балыктыг-Хем расположен в Терехольской котловине, представляющей собой совершенно плоскую равнину, окруженную горами. Размеры котловины приблизительно 20x12 км.

В основном это луга с высокой, почти по пояс, травой и обилием желтых и розовых цветов. Местами луга заболочены и покрыты густыми зарослями ивняка. По берегам рек и ручьев протянулись узкие полоски леса, в котором преобладает лиственница.

В Терехольской котловине много озер. В юго-западной части лежит большое озеро Тере-Холь с множеством островов, иногда суши больше, чем воды и границы озера трудно установить. На одном из островов сохранились развалины стен древней кре¬пости, их хорошо видно с самолета.

С севера на юг, примерно посередине, Терехольскую котловину пересекает р.Балыктыг-Хем (Рыбная река). Вытекая из озера и огибая котловину слева, в Балыктыг-Хем впадает р.Салдан. С про¬тивоположной стороны, с правого берега в этом месте впадает безымянный приток. В 3--5км ниже с правого берега в реку впадает р.Сарыг-Эр. В этом месте река входит в горы.

В 8км от оз.Тере-Холь расположено большое тувинское селение Кунгуртуг. Здесь есть аэродром, почта, четыре магазина (из них 2 продуктовых), столовая, больница, аптека и школа. Тувинцы объединены в колхоз, создан сельский совет.

К р.Балыктыг-Хем из пос. Кунгуртуг есть несколько вариан¬тов подхода и подъезда. Можно пешком уйти из поселка в верховья р.Балыктыг-Хем в юго-западном направлении. Это расстояние может быть от 5 до 15км.

С помощью автомашины или трактора, которые имеются в поселке, можно прямо от аэродрома по основной дороге протяженностью 7км доехать до реки ниже переезда (брода). Здесь имеются хорошие поляны для установки лагеря. Имеется сушняк, но мало.

Материала для плота почти нет, вокруг зеленая лиственница. Обыскав окрестности в радиусе 2км, мы смогли собрать каркас плота из полусухой лиственницы и ели, которые нашли на левом и правом берегу реки, преимущественно на завалах.

Третьим вариантом подъезда служит возможность заезда автомашиной гораздо ниже по течению к ее левому притоку - р.Салдан. Туда есть дорога, но для использования этого варианта нужна хорошая информация местного населения.

В нашем путешествии мы воспользовались вторым вариантом, так как сразу после нашего приземления 1/08, подъехала грузовая машина к аэродрому и водитель по имени Фёдор (тувинец) сам предложил свои услуги. К тому же время было 18-00 и мы быстро согласились, загрузили рюкзаки и через 30мин были на левом берегу р.Балыктыг-Хем, чуть ниже брода и памятника погиб¬шему туристу.


2-3/08. Постройка и сборка судов: честера (рамы плота), катамарана и байдарки, расфасовка, герметизация продуктов, подгонка снаряжения.


4/08. В 13-30 вышли на маршрут. Уровень воды низкий. Движение осуществлялось в следующем порядке: байдарка, катамаран, честер. Основные препятствия: перекаты, повороты русла с завалами на берегах. В некоторых местах была опасность прижима к ним, но своевременная отработка в противоположную сторону обеспечила успешное прохождение. Скорость течения на этом участке 5км/ч. На ночлег остановились в 12км ниже на пологом песчаном берегу.






5/08. Изготовив греби для будущего плота (материал подобрали при сплаве пройденного участка), мы продолжили сплав. Течение реки замедленное, глубина до 5м, скорость 2-3км/ч. В этом районе хорошо ловится рыба на блесну. На ночлег останови¬лись в устье р.Салдан. Красивые места и хорошая рыбалка.


6/08. Продолжили сплав. Характер реки тот же. Через 7-8км на левом берегу Балыктыг-Хема возвышается скальный обрыв и реке (бом). Это ориентир приближения к впадающей с правого берега реке Сарыг~Эр. В этом районе берега уже выше. Ходовое время до р.Сарыг-Эр - 15 часов.

После впадания р.Сарыг-Эр река резко поворачивает налево, течение убыстряется и появляется небольшой вал. Балыгтыг-Хем входит в узкую щель между гор: берега, покрытые лиственным лесом, круто поднимаются вверх. За устьем Сарыг-Эра в русле встречаются острова, отдельные камни, неболь¬шие прижимы, которые обходятся по основному потоку. Через 10км справа впадает р.Текус (Тенда). Перед ее устьем на правом берегу скала с гротом. Здесь в устье мы остановились на ночлег и дооборудование плота (установку подгребиц).




7/08. Течение реки довольно быстрое, встречаются перека¬ты, камни в русле. Ниже устья р.Текус на правом берегу с воды видна изба. Через 3км начинается первая серия порогов Балыктыг-Хема - каскад «Лестница».

Разведку произвели с воды. Порядок движения: катамаран, байдарка, плот. 1, 2 пороги простые - камни в русле. Прошли сходу, выбирая свободные проходы между камнями со взаимостра¬ховкой. 3 и 4 пороги посложнее: нагромождение камней поперек русла. 4-й немного сложнее 3-го. В том же порядке с подстраховкой прошли пороги под левым берегом, где более свободный и безопасный проход.

Уровень воды в реке ниже среднего, что существенно умень¬шает мощь встречающихся порогов и требует нахождения более глубоких и свободных проходов между камнями. За 17 ступенью каскада расположились на ночлег.




8/08. Выход на воду в I0-30. Прошли шиверу на левом пово¬роте реки. Это конец каскада «Лестница». Прохождение было в основном под левым берегом. Так как воды мало, то приходиться лавировать между камнями в поиске свободных проходов. Каждое судно шло своей выбранной линией движения.

За «Лестницей» проходим, так называемый участок, «Кольцо». Протяженность его 30км. Характер реки: течение быстрое, но спокойное. Много встречается мелких широких перекатов и основ¬ная сложность - это определение более глубокого места для прохож¬дения без касания дна.

В русле встречаются отдельные камни, и по берегам часто появля¬ются скальные выходы. Места очень живописные, но площадок для стоян¬ки очень мало. На протяжении этого участка хорошо ловится хариус. На ночлег остановились на правом берегу перед конусной горой, служащей ориентиром начала Мельзейского каскада, не дойдя 200м до ручья правого берега.

Общее ходовое время от выхода из «Лестницы» до входа в 1-й порог Мельзейского каскада - 4 часа.

9/08.  Мельзейский каскад состоит из 28 препятствий общей протяженностыо около 16км.

Пор. №1 имеет длину около 1км. Он расположен на прямом участке реки и представляет собой шиверу с валами и камнями. Проходим по центру шиверы с взаимной страховкой в следующем порядке: катамаран, байдарка, плот.

Пор. №2 представляет собой также шиверу на правом повороте реки. Проходим преимущественно по центру между камнями.

Пор. №3 следует сразу за пор. №2 и расположен он вначале левого поворота. Протяженность его 200м. Необходима обяза¬тельная разведка. Вначале порога камни, валы по всему руслу, затем река сужается; по центру большие валы, на выходе бочка и прижим у левого берега. После разведки и обеспечения страховки каждый экипаж прошел своей линией движения. Вначале прошел плот и обеспечил страховку с левого берега, затем катамаран по центру потока с уходом от прижима обеспечил страховку с воды. При прохождении порога в его центре байдарка пере¬вернулась Катамаран обеспечил спасработы, а экипаж плота фотосъемку. За пор. №3 имеется небольшой плес, позволяющий выполнить надежную страховку с воды и отдох¬нуть перед прохождением длинного порожистого участка от пор. №4 до пор. №16, идущих друг за другом. Эти пороги проходили с развед¬кой с воды и взаимной страховкой.

Пор. №4 - несложная шивера.

Пор. №5, 6 - отдельные камни, сливы по всему руслу, проход в основном под правым берегом.

Пор. №7 - обилие камней в русле, проход под правым берегом.

Пор. №8 - ступени, сливы, бочки между выступающими камнями. Проходили по центру потока, выбирая лучшие и безопасные проходы.

Пор. №9. В центре порога большие валуны. Проходить лучше правее. Плот шел первым. Был удар передней подгребицей о цен¬тральный валун, разворот плота кормой вперед и порыв оболочки первой поперечной гондолы. Останавливаться на ремонт не стали - пошли дальше. Байдарки и катамаран с взаимной страховкой прошли более успешно.

Пор. №10, 11, 12 - нагромождение камней в центре. С развед¬кой с воды и взаимной страховкой прошли под правым берегом и зачалились перед 13-м порогом. Произвели разведку порога №13 и других, идущих сразу за ним порогов.

Пор. №13. Также обилие камней в русле. Прохождение порога всеми судами под самым правым берегом с обеспечением взаимостраховки и фотосъемки.

Пор. №14. Валы в центре 1,5м и подводные камни. Прошли под правым берегом с уходом от опасных камней.

Пор. №15. Шивера с надводными и подводными камнями. В центре имеется подводный зуб, с наплыва не виден, поэтому при прохождении проявили крайнюю внимательность и ушли от него вправо, обеспечив последовательно взаимостраховку.

Пор. №16. Расположен в начале левого поворота. Он представляет собой мощный слив в центре русла. Прошли сходу по центру с взаимной страховкой и причалили у правого берега. Здесь хорошее место для ночевки.












10/08. Продолжили сплав в 10-30.

Пор. №17 и №18 сложности не представляют - это легкие шиверы. Прошли сходу и зачалились перед пор. №19 на правом берегу. Произвели разведку и наметили линии прохождения судов и мест для страховки. Выставили спасателей со спасконцами на правом берегу и на левом берегу на бочке. Катамаран прошел первым с заходом по правой стороне и проходом между бочками в конце порога, и стал на страховку.

Следующей в порог пошла байдарка. Ее заход был с левого берега для обхода бочки в верхней части порога, находящейся под правым берегом. Стремительно на положительной скорости байдарка пересекла поток с левого берега к правому и ушла от бочек в конце порога, расположенных по центру. Плот прошел вначале под правым берегом рядом с большим камнем и на вы выходе из порога между двумя бочками. Зачалились на спокойном участке за порогом у правого берега.

Пор. №20, 21 несложные, а в конце 21-го порога мощный слив. Мы прошли их с осмотром и страховкой с воды и вначале правого поворота причалили к левому берегу для осмотра пор. №22.

Пор. №22 очень серьезный, соответствует порогу 5кат.сл.. В начале несколько ступеней, камни поперек русла. На правом повороте реки большинство проходов под левым берегом и по центру. В конце порога под правым берегом ступенчатый слив и за ним бочка. Левее сильный прижим и косой слив. За ним в конце порога по центру огромный бык, в который бьет основной поток воды.

Каждое судно выбрало свою линию прохождения. Байдарка сделала проводку под правым берегом и стала ниже порога на страховку с правого берега. С левого были расставлены спа¬сатели со спасконцами у бочки и ниже за большим камнем. Катамаран пошел на прохождение в начале с правого берега, далее по центру, затем снова правее ближе к большому камню правого берега и далее по центральному сливу левее от бочки. Нижний большой камень – бык «Чибисова» прошли правее без касаний и стали у правого берега. В порог пошел плот с захо¬дом с левого берега, затем по центру. К большому камню на пра¬вом берегу и повороте подошли чуть правее, далее по этой сто¬роне спустились до бочки и преодолели ее. На выходе из порога ушли вправо от камня и «быка» и за ним ушли под левый берег, для небольшого отдыха после сложного порога. Пор. №22 является самым сложным на протяжении всего маршрута.

Пор. №23, 24 - несложные шиверы. Прошли по центру с разведкой с воды.

Пор.№25 представляет собой мощный слив. Прошли по центру с взаимной страховкой и с разведкой с воды.

Пор. №26, 27 несложные: камни в русле. Прошли по центру, выбирая более свободные проходы между камнями. Далее прошли впадающую справа речку Мельзей и за ней несложный порог №28.

Пор. №28 представляет собой незначительный слив с валами по центру. Далее река поворачивает налево, образуя слабый при¬жим к правому берегу. Затем течение успокаивается, в русле встречаются отдельные камни. После 30 мин сплава за устьем Мельзея очень крутой S-образный поворот с двумя прижимами: сначала к левому, затем к правому берегу. Первый прижим более сильный, к тому же при подходе его не видно. После левого по¬ворота река меняет свой характер, течение становится более спокойным, долина расширяется, встречаются протоки, острова. На ночлег расположились на правом берегу реки в 5км выше от левого ручья Каргы.











11/08. Отошли в 10-30. Характер реки спокойный. Русло в некоторых местах разбивается на протоки и порой трудно опре¬делить более полноводную из них. Поэтому надо быть более вни¬мательным при выборе линии движения. Скорость течения 7-8км/ч. Подошли к заброшенному поселку Катазы и стали на ночлег ниже него на левом берегу реки.

12/08. Сплав начали в 10-15. До р.Артай в основном только быстрое течение, а за ней сразу пошли шиверы. За первой из них сделали зачалку на левом берегу реки для осмотра остальных шивер. Они представляют собой нагромождение камней в русле. Проход в основном по центру. Прошли далее с взаимной страховкой до руч. Хурунчук, и остановились в 500м ниже на правом повороте на хорошей площадке - постоянном месте остановки туристских групп перед Щеками.



13-14/08. Дневка, разведка порогов Щек от 1 до 9 ступени. Протяженность Щек - около 6 км. Падение русла - 10м/км. Это один из наиболее сложных участков Балыктыг-Хема. Ширина каньона 300-400м. Ширина реки 50-60м, а иногда и 30м. Глубина каньона около 300м.

Наверху плато почти ровное, затем следует отвесный обрыв, за ним крутая крупнокаменистая осыпь. На плато - тайга. У самой воды осыпь поросла деревьями и кустарником (шиповник, крыжов¬ник, малина, смородина черная и красная).

Разведка Щек обязательна по правому берегу. От начала Щек до руч.Бордюс проход у воды, далее на 50м выше по нижнему краю каменистой осыпи, обходя бомы и каньоны. Камни покрыты мхом, идти нужно крайне осторожно. Последнее место, которое крайне необходимо осмотреть - это 9-я ступень. Далее до стрелки - места соединения вод Балыктыг-Хема и Кызыл-Хема - спокойно. После осмотра Щек возвращаться в лагерь лучше по верху каньона - там идет хорошая тропа.


15/08. После хорошего отдыха продолжили сплав. Выход был в 10-30.

Пор. №1 Щек начинается шиверой с левым поворотом русла и за ним цепью стоячих валов высотой до 2-х м под левым берегом. Первым пошел плот. На повороте пересек середину потока и ушел к левому берегу. Прошли по валам спокойно и затем ушли за пор. №2 под правый берег для страховки и съемки остальных судов.

Пор. №2 - камни в русле под левым берегом, лучший проход правее основного потока. Катамаран прошел успешно и стал на страховку под правым берегом в конце пор. №1. Экипаж байдарки также прошел по валам успешно и остановился у правого берега за порогом №2.

Пор. №3 представляет собой быстроток и практически безопасен. Его проходили в следующем порядке: катамаран, байдарка, плот с взаимной страховкой по центру потока и уходом под левый берег крутой осыпи. Это начало пор. №4. В конце его - валы и небольшой слив, далее ушли влево между быком и каменистым небольшим островом у левого берега. До ручья Бодрюс прошли спокойно по центру потока и зачалились ниже в 200м на правом берегу на каменистой отмели. Здесь можно немного отдохнуть и подготовиться к прохождению следующих порогов.

Пор. №5 несложный - быстроток на правом и левом повороте реки. Прошли с взаимной страховкой до пор. №6, представ¬ляющего собой сужение русла и наличием двух больших камней в русле.

Пор. №6 прошли по центру между камнями с взаимной страховкой и фотосъемкой. Первым прошел плот, затем катамаран и байдарка.

Пор. №7 не сложный. Прошли по центру с уходом и зачалкой к правому берегу. Здесь в пор. №8 мы готовились к прохождению пор. №9, наиболее сложного. Под катамаран между баллонами подвязали байдарку, а ее экипаж взяли на плот.

Каскад пор.№9 представляет собой изменение потока между правым и левым берегами, прижимы, падение воды с подводных плит, бочки и косые валы. Первым на прохождение этого порога пошел плот. Прошли правее быка Е и стали на страховку. Катамаран прошел успешно. Плот прошел дальше правее основного потока, миновал скалу Д, первый слив (бочку) у правого берега и стал на страховку. Катамаран до этого места прошел также безаварийно. Последнюю часть пор. №9 катамаран шел первым, обеспечив подстраховку и фотосъемку. Далее следует спокойный сплав по глубокой, пульсирующей воде в глубоком каньоне. После его прямого участка следует левый поворот русла, отвесные берега (бомы) понижаются, и мы подходим к слиянию с правым притоком - рекой Кызыл-Хам. При выходе у правого берега, на стрелке, мы зачалились, поднялись наверх, отметились в журнале КСС и сфотографировались на память. Осмотревшись сверху, мы приняли решение пересечь Кызыл-Хем и стать на дневку следующего дня на правом берегу реки, в 200м ниже слияния. Здесь на каменистой отмели встречаются камешки с нефритовыми пятнышками - очень красивые.









16/08. На дневке провели радиальный пеший выход вверх по р.Кызыл-Хем до разрушенного строения - 8км. Красота этих мест удивительная и неповторимая.

От слияния двух больших притоков Кызыл-Хем и Балыктыг -Хем, река дальше уже имеет название географическое - Малый Енисей, а по тувински - Ка-Хем.









17/08. После дневки продолжили сплав. Течение спокойной, ширина реки 100-150м. На таких участках гребли лагом. С промежутками встречаются перекаты, острова и небольшие притоки.

Прошли притоки правого берега р.р.Хорнин, Хов-Див и Унжей. За ними небольшой хуторок Усть-Унжей, состоящий из 3-х домиков. Его ориентиры: перед хутором находятся два небольших переката с песчаными островами. Далее течение убыстряется. Проходим пос.Унжей и подходим к Панфиловскому порогу. Он расположен в 13км от пос.Унжей. Его ориентиры: левый поворот реки и более крупные скальные выходы. На входе в порог русло разделено на три протоки каменными глыбами. Катамаран прошел левой протокой, плот правой, осуществляя разведку с воды и взаимостраховку.

Байдарка прошла также левой протокой вслед за катамараном,. В 500м ниже порога на правом берегу реки оста¬новились на ночевку.




18/08. Продолжили сплав. До порога Васильевского 3км. Ориентиром порога служит речка - правый приток, мост через нее, и изба, расположенная рядом.

Пор.Васильевский расположен перед пос.Чадуралыг на правом повороте реки. Правый берег пологий, а левый обрывистый. Плот зачалился в 200м выше порога на правом берегу реки для развед¬ки. Порог представляет собой сливы с плит правого берега, бочки по центру и прижиму у левого берега. Плот прошел первым между бочками и стал на страховку у левого берега, Затем прошел катамаран: вначале под левым берегом, по центру и стал на страховку у правого берега в центре порога. Байдарка прошла также вначале под левым берегом, затем пресекла поток с левого на правый берег. Вторая ступень этого порога была пройдена байдаркой у самого правого берега кормой вперед. Прохождение прошло успешно.

За порогом Васильевским небольшой слив - валы 1,2м. Прошли по центру с взаимной страховкой. Дальше сплав был по спокойной воде. Прошли пос.Чадуралыг, три правые притоки и далее поселок Усть-Ужей. Это довольно большой поселок с почтой, магазином и клубом. От поселка до пор.Байбальский -2км. Сразу же за поселком скорость течения падает, река расширяется как озеро. Ходовое время 1 час. На ночлег мы остановились на левом берегу реки перед пор.Байбальским.





19/08. Производим разведку порога Байкальского. Это один из наиболее сложных порогов. Длина его око 2-х км. В русле огромные камни, разбросанные хаотично, сливы, бочки и стоячие валы 2-3,м. Переправившись на правый берег, провели разведку порога. Плот пошел в порог первым. Заход был под правым берегом. Преодолев вначале большие стоячие валы, вышли дальше в центр потока. По этой линии прошли 600м порога и зачалились у правого берега в конце песчаной осыпи для страховки и фотосъемки. Катамаран прошел вторым вдоль правого берега и стал на страховку ниже верхней части порога. Байдарка прошла также под правым берегом первую верхнюю часть порога безаварийно и зачалилась возле катамарана. Таким приемом был пройден второй, также сложный участок порога и далее все суда сплавились до конца порога по центру реки. Затем, на протяже¬нии 11км следовала спокойная вода среди живописных берегов.

При подходе к деревне Шуя прошли с разведкой с воды и самостраховкой Шуйскую шиверу (порог), представляющую собой S-образную линию с прижимами в начале под левым берегом, а далее под правым. Общая длина этого порога 500м. За порогом на правом берегу пос.Шуя. Ниже поселка спокойная вода, но в 5км расположен длинный , но несложный Ульхемский порог, который проходится сходу по центру реки.

Пор.Интеграл расположен в 12км ниже пос.Шуя. Он представ¬ляет собой в начале мощный слив и прижим на выходе на правом повороте реки. Его ориентиры: небольшая левая протока с камнями на входе. Катамаран прошел первым с разведкой и самостраховкой с воды и стал на страховку у левого берега за камнями первого слива. Затем пришла байдарка: пересекла поток с левого берега на правый по большим валам. Прохождение прошло успешно. Плот прошел по центру слива, отработав от прижима левого берега. Далее за правым сливом следуют 2 каменных острова. Плот прошел их по основной струе и зачалился для фотосъемки и страховки. Низке островов река делится на три протоки. Наши суда прошли по центру средней протоки.

Дальше по ходу спокойная река - 3км. Затем начинается порог Москва. Его ориентиры: нагромождение крупных камней и разделения русла на протоки с большой скоростью течения. Проведя разведку с воды, плот и другие суда с взаимной страховкой прошли порог правой протокой от начала до выхода.

За пор. Москва следует пор.Эржей, представляющий собой повороты русла с прижимами и камнями по центру. Мы прошли по центру потока, обходя встречающиеся в русле камни. Река вынесла нас на широкий плес перед паромом поселка Эржей, распо¬ложенного на правом берегу.

Пройдя поселок, мы расположились на правом берегу сразу за ручьем на отличной поляне для бивака. В этом месте наше водное путешествие по р.Ка-Хем было закончено.


















РАЗДЕЛ V


ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Основной задачей группы было повышение спортивного мастер¬ства и квалификации участников.

Состав экипажей был подобран удачно, группа оказалась физически хорошо подготовленной, в спортивном отношении сильной, морально сплоченной. Это позволило провести поход на высоком спортивном уровне в намеченные контрольные сроки. Этому также в значительной мере способствовала устойчивая теплая погода. Групповое и личное снаряжение было использовано полностью. Конструкция байдарки и плота оказалась надежной, а у рамы катамарана, изготовленной из дюралевой трубы Д=36x1,5 сломались две поперечины между гондолами. При прохождении бочек и слож¬ных порогов необходимо их усиливать. Для байдарок необходимо обязательно проклеивать протектора на стрингеры и кильсон. Под кильсон внутри лодки необходимо положить полосы 5-8мм губчатой резины. Байдарки должны быть оснащены фартуками, гребцы - юбками, имеющими способность сбрасываться с кольца фартука.

В общем, маршрут очень интересен как в туристском, так и в спортивном плане. Сложность препятствий возрастает постепенно, и у участников есть возможность акклиматизации и приобретения необходимых спортивных навыков и техники прохождения препятствий при сложившемся составе экипажей судов.

Основные препятствия: пор. 22 Мельзейского каскада и Щеки, группа прошла на высоком техническом уровне, применив хорошую технику и тактику прохож¬дения с взаимной страховкой. При сплаве на этих и других сложных участках руководство судном и экипажем последовательно проводили все участники. Это послужило приобретению каждым участником опыта руководства экипажем на сложных участках маршрута. Нали¬чие 3-х видов судов: байдарки, катамарана и плота дало возможность разнообразить путешествие, применить различную технику, тактику и выбрать каждому судну свою линию прохождения. При этом плот при необходимости может взять на борт большую часть груза, а также любое другое судно и участников при возможных авариях. Рекомендуем применять вышеуказанное при проведении сложных водных путешествий.

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ

В последнее время сообщение между населенными пунктами этого края и крупными городами Тувинской АССР наладилось благо¬даря авиации. Небольшие самолеты и вертолеты помогают переброске людей и грузов в поселки и на базы геологических партий, турист¬ских групп и экспедиций.

В район начала путешествия группа осуществляла подъезд следующим образом:

Сумы - Москва - поезд №185, время отправления 19-12

Москва - Абакан - самолет, время отправления 1-30, аэропорт «Домодедово»

Абакан - Кызыл - самолет рейс № 8672, время отправления 11-00, время в полете 2 часа

Кызыл - Кунгуртук - самолет рейс №2135, время отправления 9-30, время в полете 1час.

Из района окончания путешествия (пос. Эржей) группа выезжала следующим образом. Из-за понижения уровня воды в реке Ка-Хем в районе пос.Эржей катер «Заря» не смог к нему подойти, и нам пришлось просить водомет доставить нашу группу на 10км ниже пос.Эржей к месту стоянки катера «Заря», где он с субботы на воскресенье вместе с отдыхающими находился до 14-00. Время в пути до г.Кызыл - 4 часа.

Кызыл - Красноярск - самолет рейс №4261, время в пути 2 часа.

Красноярск - Москва - самолет рейс № 652, время в пути 4 часа

Москва - Сумы - поезд №186, время отправления I9-30.

1 комментарий: