… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

понедельник, 16 ноября 2015 г.

В РЯСНОЕ НА ПРЕСТОЛ


Анатолий Смолянинов

В РЯСНОЕ НА ПРЕСТОЛ
Поход выходного дня по Краснопольскому району Сумской области

Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Это праздник местного значения, отмечаемый прихожанами отдельного церковного прихода данного села или жителями отдельной деревни.


Решение поехать в Рясное появилось спонтанно. Поскольку напарников на двухдневный поход с ночевкой на последние солнечные ноябрьские выходные не нашлось, решил ограничиться одним днем и употребить его на продолжение знакомства с сельскими архитектурными памятниками.

Весь субботний вечер штудировал в интернете карту прилегающих к Сумам территорий, выбирая из возможных вариантов наиболее подходящий. На селе Рясном в Краснопольском районе остановился по двум причинам. Это возможность недорогого подъезда к нему на пригородном поезде и, главное, на окраине Рясного находятся оставшиеся постройки некогда известного Свято-Дмитриевского монастыря. Я уже бывал возле него однажды по работе, но хотелось бы не спеша более детально познакомиться с его нынешней жизнью и перспективами для возрождения. Ну и конечно посмотреть на окружающую Рясное природу.

Видно по воле вышнего проведения получилось так, что пришел я в Рясное и монастырь как раз в день местного престольного или храмового праздника памяти Святого великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. А еще в эту дату ряснянцы празднуют день своего села. 

Дмитрий Солунский

Теперь все по порядку. Как и в предыдущий свой поход вместо карты нарисовал себе схему маршрута, используя аэрофотосъемку из Яндекс-карты. Ориентиры в районе Рясного четкие и ошибиться практически невозможно. Главное рассчитывай время и силы.

Встал пораньше, собрал рюкзак и уже в 7-10 выехал на железнодорожный вокзал. Пригородный поезд Ворожба-Пушкарное отправляется в 7-45 и мне нужно выйти на предпоследней остановке – полустанке Пятиполье. Время в пути где-то около 2 часов.

Рясное находится почти у самой границы с Российской федерацией в 57 километрах от Сум по автодороге. Железная дорога проходит в стороне от села. От остановки Пятиполье нужно пройти еще около километра до развилки автодороги, а дальше до центра Рясного еще более 2,5км. Довольно большое село окружено со всех сторон каскадом живописных ставков, созданных на протекающих в разветвленной системе яров ручьях-притоках речушки со смешным названием Корова.





В центре села возле украшенного шарами и флажками клуба уже звучит музыка и начинает понемногу сходиться народ. На 12-00 намечено открытие праздника с концертом и дальнейшим народным гулянием. Ну а мой путь лежит дальше в сторону уже виднеющегося вдали монастыря.








Свято-Дмитриевский монастырь расположен в небольшом отдалении от сельской околицы на противоположной стороне большого ставка. Невысокая монастырская горка большей частью заросла лесом, тем самым создавая необходимые условия для монашеского уединения. И в тоже время из обители в село можно пройти и более коротким путем через дамбу. 







История создания монастыря 

Ансамбль Свято-Дмитриевского монастыря,1869-1907гг. расположен вдали от села, за его южной окраиной. Местоположе­ние монастыря очень удачно - живописная возвышенность, отделен­ная от села яром, впоследствии превращенным в искусственные пруды, окружающие монастырь с востока, юга и севера.

Свято-Дмитриевский монастырь. Гравюра нач. ХХ в.

Основан помещиком Хрущевым, который в 1864г. подал Алек­сандру II прошение об открытии монастыря. 14 сентября 1867г. было разрешено «открыть мужской монастырь второго разряда с училищем и богадельней». Игумен Евстратий назначен настоятелем монастыря архиепископом Макарием и 6 мая 1668г. утвержден Свя­тейшим Синодом. Хрущев отдает под монастырь четыре тысячи четы­реста тридцать четыре десятины земли и завещает монастырю сто тысяч рублей в процентных бумагах с условием содержать на про­центы богадельню и училище.

15 мая 1869г. происходит закладка монастыря. Архитектурное решение монастырского комплекса, строящегося с 1869г. по 1907г., определяется переходным характером архитектуры периода класси­цизма к периоду историзма конца 19в. В 1874г. закончено строи­тельство трех двухэтажных, включающих в себя по 26 келий каж­дый, братских корпусов и настоятельского, выполненных в стиле позднего классицизма. Начато строительство собора, трапезного храма и высокой каменной стены, окружающей монастырскую усадьбу. Дмитриевский собор и трапезный храм Архистратига Михаила, в фор­мах русской архитектуры 16-17в.в., освящены в 1681г., а 4 июня 1900г. была освящена теплая церковь Преображения Господня с брат­ской больницей, представляющая собой типичный образец «кирпич­ной» архитектуры конца 19в. В 1902г. закончено строительство просфирного корпуса, каменной стены с башенками и надвратной коло­кольни в стиле «русской» архитектуры с «тоновскими» мотивами с колоколом весом 23 пуда.

Храм Преображения Господня (фото 1988г.)

Храм Преображения Господня. План 1 этажа

К 1907г. строительство монастырского комплекса полностью закончено. Построены дворянская гостиница, заезжий гостиный двор, летние номера, предназначенные для размещения богомольцев в летнее время, странноприемная, богаде­льня, представляющая собой двухэтажное здание, в верхнем эта­же которого находился приют для престарелых лиц духовного зва­ния, а в нижнем - номера для приюта мирян. Полностью закончено строительство подсобно-обслуживающего комплекса, включающего в себя водяную и паровую мельницы, прачечную, водокачку и два здания складов. Все эти сооружения вынесены за пределы монас­тырской усадьбы и выполнены в «кирпичном» стиле. На подъезде к монастырю располагались двухклассное училище и дом помещика Хрущева, где он останавливался, когда приезжал в монастырь. К тому времени в монастыре проживало 250 монахов. В 1918г. мо­настырь был упразднен, а в 1930-е годы большая часть построек разрушена. К настоящему времени (в 1989г.) уцелели: Преображенская церковь, странноприемная, дворянская гостиница, летние номера, училище, водокачка и дом помещика Хрущева. 


Ряснянский Свято-Димитриевский монастырь (фото кон. XIX в.)
После долгого запустения монастырь был возобновлен в конце 2004 года. Дело возрождения монастыря с реставрацией единственного оставшегося в нем храма требует много времени, усилий и больших средств, которых на сегодня явно недостаточно. И все-же, жизнь монастыря, так или иначе, продолжается.

Во временной монастырской церкви, перестроенной из бывшей водокачки, сегодня идет праздничное богослужение. Прихожан на службе не много, и это большей частью паломники, приехавшие на микроавтобусе из Ахтырки. Впрочем, небольшая церквушка больше и не вместит. Рядом с храмом уже дымит армейская походная кухня: для паломников готовится праздничная трапеза. 




Послушав немного службу, отправляюсь изучать территорию и останки монастырских строений, большинство которых разрушены почти до основания. Здесь меня в первую очередь интересует полуразрушенное, но все еще доминирующее над местностью, здание Преображенской больничной церкви. После обхода, зашел еще и внутрь церкви, на дверях которой висит листок с надписью, «Заходите, даже не стучась». Внутри церкви поразил вид голубого неба в зияющем над основным залом без купола световом барабане. На стенах апсиды устроен небольшой иконостас, перед которым стоит импровизированный аналой: видимо время от времени здесь проводятся молебны. Здание долгое время стоит без купола и крыши, и только первичная надежность материалов и качественная работа каменщиков позволяет конструкциям хоть немного сопротивляться разрушающему влиянию времени и неблагоприятных природных условий. Другие, менее надежные постройки монастыря на сегодня уже почти полностью разрушены или разобраны на стройматериалы. 












Осмотрев храм, по узкой тропинке спустился к дамбе, разделяющей два живописных ставка, окружающих монастырскую горку.Отсюда открываются впечатляющие панорамы обширных водных пространств и выходящих к противоположному берегу жилых улиц Рясного. В отдельных местах поверхность ставков уже покрылась тонкой коркой первого льда.





После прогулки по дамбе снова вернулся к Преображенской церкви. И поспел как раз вовремя, чтобы сделать фото начавшегося праздничного крестного хода. Это кульминация престольного праздника в честь поминовения Святого великомученика Дмитрия Солунского.












По окончании всех обрядовых мероприятий, паломники отправились на праздничную трапезу, а я двинул дальше реализовывать свой походный план. Теперь уже будем смотреть ряснянскую природу. Но первым делом захожу на монастырский погост, место которого мне показал один из монахов. Кладбище находится на пригорке, отделенном от монастырской горы двумя разделенными дамбой ставками. Здесь всего несколько могил с неподписанными деревянными крестами. Остальные, видимо, уже полностью сровнялись под напором времени. Имеется и одно относительно недавнее захоронение, в котором погребен насельник монастыря иеродиакон Варнава.













После погоста мой запланированный путь лежит вдоль каскада ставков, образованных в разветвленной системе оврагов. От остановки на перекус пришлось отказаться, чтобы успеть попасть вовремя на обратный поезд, прибывающий где-то около 14-30. Из Пятиполья можно, конечно, уехать на Сумы и позже, примерно в 20-30. Но, в 17-00 начинает темнеть, и вариант просидеть часа три у костра где-то на опушке леса, меня не очень устраивал. Идет через Рясное в 17-00 и проходящий рейсовый автобус, но попасть на него в воскресный день не всегда представляется возможным. Так уж лучше поспешить на поезд. 

В условиях жесткого цейтнота, концовка похода показалась мне не прогулкой с любованием природным окружением, а скоростным забегом с препятствиями. Погода к этому времени стала портиться, на небе появилась облачность, грозящая к вечеру принести осадки. 








После леса у основания оврага и заброшенного сада пересек автодорогу, а затем посреди полей вдоль лесополосы добрался до железной дороги. Осталось дойти вовремя до остановки, но как видно в этот день фортуна ко мне не благоволила. Не хватило буквально пяти минут, а на мою отчаянную попытку остановить поезд, как останавливаешь попутку на автодороге, машинист отреагировал только предупреждающим гудком. 





Проводив взглядом уходящий поезд, добрел до Пятиполья, и от него уже по второму кругу вышел на автодорогу, где наконец-то перевел дух и подкрепился бутербродами и купленным еще в Рясном пивом. Теперь нужно решать проблему выезда. Определив рейсовый автобус как запасной вариант, принялся ловить попутный транспорт. Случай подвернулся минут через двадцать, и уже через полчаса меня подбросили до Краснополья. Осталась только дойти с километр до центра поселка и сесть на маршрутку, едущую на Сумы.

Подводя итог похода, делаю вывод, что одного дня для поездки в Рясное все же маловато, особенно если кроме монастыря хочешь посмотреть еще природу в его окрестностях. Так что есть повод развить эту тему зимой и пройтись в районе Рясного еще и на лыжах.

Общее пройденное расстояние - 19,5км

А.С. 2015

Маршрут похода

ДОПОЛНЕНИЯ:

Справка об архитектуре зданий монастыря (по состоянию на 1989 год) 

Автор написанной в 1989 году историко-архитектурной справки о Свято-Дмитриевском монастыре Кургаева А.В. В разделе по истории создания монастыря ею были использованы материалы краеведа пгт. Краснополье Косарева Андрея Григорьевича.

1. Церковь Преображенская, 1900г.

Расположена в восточной части церковной усадьбы.

Церковь представляет собой кирпичную, неоштукатуренную, протяженную, вытянутую вдоль оси север-юг постройку, состоящую из трехнефной четырехстолпной одноглавой церкви с полукруглой апсидой, с ризницей и пономарней и примыкающих к ней с севера и юга прямоугольных в плане крыльев коридорной планировки. Основ­ной кубический объем церкви несколько приподнят по отношению к пристройкам и завершен шлемовидным куполом со шпилем на высо­ком восьмигранном барабане, прорезанном восьмью арочными окна­ми. Крылья перекрыты низкой вальмовой крышей. Под центральной ча­стью здания расположены два обширных каменных сводчатых подваль­ных помещения, в одном из которых находилась калориферная печь.

Здание представляет собой типичный образец «кирпичной» ар­хитектуры конца 19в. с эклектическим методом формирования художественного образа. В основу архитектуры фасада положены мотивы византийской архитектуры /строенные окна на центральном ризалите/, русского зодчества 16-17в.в. /декоративные треугольные щип­цы в основании купола/ и даже готические мотивы /щипец, завер­шающий главный ризалит и щипцы боковых ризалитов, подчеркнутые на углах квадратными в плане столбиками наподобие пинаклей/.

Здание имеет богатое декоративное убранство, придающее ему особую нарядность. Главный фасад трехчастный, средняя часть выделена ризалитом шириной на три окна и боковые - уплощен­ными ризалитами шириной на одно окно. Ризалиты фланкированы рустованными пилястрами и завершаются щипцами, украшенными кирпичным фризом характерного уступчатого рисунка. Рустованные лопатки, членящие плоскость стены между ризалитами, прерывают­ся на уровне второго яруса и включают в себя невысокие, лег­кие, изящные, спаренные пилястры с базой и романскими капите­лями. Прясла стен между лопатками решены в виде западающих пло­скостей, филенок, завершенных дентикулами. Окна первого яруса с лучковыми перемычками, арочные окна второго яруса и бараба­на обрамлены соответственно наличниками и архивольтами прос­того профиля. Особое внимание уделено окнам центрального и бо­ковых ризалитов. Они обрамлены широкими архивольтами с зубчи­ками, которые опираются на спаренные полуколонки с романскими капителями. Рустованные лопатки, подчеркивающие углы барабана, придают ему некоторую тяжеловесность. Вход в церковь решен в виде низкого тамбура равного по высоте первому ярусу.

Композиционным центром интерьера церкви является подкупольный квадрат, в который через высокие подпружные арки рас­крываются пониженные апсида и притвор. В крыльях применена ко­ридорная система с двусторонним расположением комнат.

Внутреннее убранство храма не сохранилось.

2. Странноприемная, 1904г.

Здание расположено в северной части монастырского комплекса, вынесено за ограду монастырской усадьбы.

Представляет собой двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, с плоскими перекрытиями, вальмовой кры­шей, покрытое железом здание, выполненное в «кирпичном» стиле с элементами позднего классицизма. Под северной частью здания расположен обширный каменный, сводчатый подвал, имеющий наруж­ный выход,

Архитектурное решение фасадов просто и лаконично. Плоскость стены равномерно членится редко расположенными окнами с лучковыми перемычками и лопатками, которые соответствуют внутренним капитальным стенам. Первый этаж здания рустован. Вход расположен в восточной части здания.

Планировка странноприемной коридорная с двусторонним рас­положением комнат.

В настоящее время здание полуразрушено и пустует.

3. Дворянская гостиница, 1904г. 

Расположена в непосредственной близости от странноприем­ной.

Здание гостиницы выполнено в стиле позднего классицизма, одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, перекрытия плоские, балочные, крыша вальмовая, покрыта шифером, Под зданием находится небольшой сводчатый подвал с наружным выходом в северной части.

Решение фасадов плоскостное, основное внимание уделено большим редко расположенным арочным окнам, которые украшены архивольтами. Здание обегает карниз простого профиля. Вход рас­положен в южной части.

Планировка гостиницы коридорная с односторонним расположе­нием комнат.

В настоящее время используется как склад.

4. Летние номера, 1906г. 
Расположены в северной части монастырского комплекса, вынесены за пределы церковной усадьбы.

Летние номера, в настоящее время практически разрушены, представляют собой деревянное, на кирпичном фундаменте, одно­этажное, оштукатуренное, покрытое железом здание.

5. Дом помещика Хрущева, 1903г. 

Здание расположено на подъезде к монастырю.

Представляет собой одноэтажное, кирпичное, неоштукатурен­ное, прямоугольное в плане здание с плоскими перекрытиями, вальмовой крышей, покрытое железом.

Внутренняя структура здания, выполнена в т.н. «кирпичном» стиле, на фасадах выявлена лопатками, которые соответствуют перегородкам. Средняя часть, соответствующая сеням, выявлена на фасаде уплощенным ризалитом, завершающимся высоким щипцом, украшенным карнизом с зубчиками. Фасады здания рустованы. Окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками геометрического рисунка. Здание обегает карниз с зубчиками, по периметру прохо­дит подоконная тяга, отделяющая цоколь здания, украшенный пря­моугольными нишками. Здание украшает козырек над входом, опира­ющийся на четыре деревянные колонки.

Планировка здания полностью сохранилась. Из сеней двери ведут в три комнаты. Сохранился дубовый паркет и две изразцо­вые печи.

6.Водокачка, 1902г.

Расположена в южной части монастырского комплекса, выне­сена за пределы церковной усадьбы.

Водокачка представляет собой кирпичное, двухэтажное, ош­тукатуренное, прямоугольное в плане сооружение с вальмовой кры­шей, покрытой железом.

Архитектура водокачки скромная. Продольный фасад в каждом ярусе членится пятью оконными проемами с лучковыми перемычками, расположенными в одинаковом ритме. Окна обрамлены налични­ками простого профиля. Фасады лишены декора, увенчаны обегающим водокачку по периметру гладким фризом и небольшого выноса карнизом. Украшают здание гладкие лопатки, подчеркивающие углы, ме­ждуэтажная тяга сложного профиля и красивый деревянный резной подзор. Вход в здание расположен в западном торце.

На первом этаже водокачки находился керосиновый двигатель, предназначавшийся для снабжения водой монастырских помещений, на втором - два железных чана для воды, вместимостью три тысячи ведер, из которых вода по чугунным трубам поступала во все по­мещения.

В настоящее время водокачка не действует.


Иллюстрации.  

1. Преображенская церковь,1900г.
Западный фасад.Фото Кургаевой А.В.,1988г.


2. Свято-Дмитриевский монастырь.
Развалины монастырской стены. Фото Кургаевой А.В.,1988г.


3. Свято-Дмитриевский монастырь. Дворянская гостиница,
странноприемная. Фото Кургаевой А.В., 1988г.


4. Свято-Дмитриевский монастырь. Водокачка.
Фото Кургаевой А.В.,1988г.


5. Свято-Дмитриевский монастырь. Дом помещика Хрущева.
Фото Кургаевой А.В.,1988г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий