Анатолий Смолянинов
В РЯСНОЕ НА ПРЕСТОЛ
Поход выходного дня по Краснопольскому району Сумской области
Престо́льный
пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память
события священной или церковной истории, а
также святого во имя которого освящён храм
или придельный престол храма. Это праздник местного значения,
отмечаемый прихожанами отдельного церковного прихода данного села или
жителями отдельной деревни.
Решение поехать в Рясное появилось спонтанно. Поскольку напарников на двухдневный поход с ночевкой на последние солнечные ноябрьские выходные не нашлось, решил ограничиться одним днем и употребить его на продолжение знакомства с сельскими архитектурными памятниками.
Весь субботний вечер штудировал в интернете карту прилегающих к Сумам территорий, выбирая из возможных вариантов наиболее подходящий. На селе Рясном в Краснопольском районе остановился по двум причинам. Это возможность недорогого подъезда к нему на пригородном поезде и, главное, на окраине Рясного находятся оставшиеся постройки некогда известного Свято-Дмитриевского монастыря. Я уже бывал возле него однажды по работе, но хотелось бы не спеша более детально познакомиться с его нынешней жизнью и перспективами для возрождения. Ну и конечно посмотреть на окружающую Рясное природу.
Видно по воле вышнего проведения получилось так, что пришел я в Рясное и монастырь как раз в день местного престольного или храмового праздника памяти Святого великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. А еще в эту дату ряснянцы празднуют день своего села.
Весь субботний вечер штудировал в интернете карту прилегающих к Сумам территорий, выбирая из возможных вариантов наиболее подходящий. На селе Рясном в Краснопольском районе остановился по двум причинам. Это возможность недорогого подъезда к нему на пригородном поезде и, главное, на окраине Рясного находятся оставшиеся постройки некогда известного Свято-Дмитриевского монастыря. Я уже бывал возле него однажды по работе, но хотелось бы не спеша более детально познакомиться с его нынешней жизнью и перспективами для возрождения. Ну и конечно посмотреть на окружающую Рясное природу.
Видно по воле вышнего проведения получилось так, что пришел я в Рясное и монастырь как раз в день местного престольного или храмового праздника памяти Святого великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. А еще в эту дату ряснянцы празднуют день своего села.
Дмитрий Солунский |
Теперь все по порядку. Как и в предыдущий свой поход вместо карты нарисовал себе схему маршрута, используя аэрофотосъемку из Яндекс-карты. Ориентиры в районе Рясного четкие и ошибиться практически невозможно. Главное рассчитывай время и силы.
Встал пораньше, собрал рюкзак и уже в 7-10 выехал на железнодорожный вокзал. Пригородный поезд Ворожба-Пушкарное отправляется в 7-45 и мне нужно выйти на предпоследней остановке – полустанке Пятиполье. Время в пути где-то около 2 часов.
Рясное находится почти у самой границы с Российской федерацией в 57 километрах от Сум по автодороге. Железная дорога проходит в стороне от села. От остановки Пятиполье нужно пройти еще около километра до развилки автодороги, а дальше до центра Рясного еще более 2,5км. Довольно большое село окружено со всех сторон каскадом живописных ставков, созданных на протекающих в разветвленной системе яров ручьях-притоках речушки со смешным названием Корова.
В центре села возле украшенного шарами и флажками клуба уже звучит музыка и начинает понемногу сходиться народ. На 12-00 намечено открытие праздника с концертом и дальнейшим народным гулянием. Ну а мой путь лежит дальше в сторону уже виднеющегося вдали монастыря.
Свято-Дмитриевский монастырь расположен в небольшом отдалении от сельской околицы на противоположной стороне большого ставка. Невысокая монастырская горка большей частью заросла лесом, тем самым создавая необходимые условия для монашеского уединения. И в тоже время из обители в село можно пройти и более коротким путем через дамбу.
История создания монастыря
Ансамбль Свято-Дмитриевского монастыря,1869-1907гг. расположен вдали от села, за его южной окраиной. Местоположение монастыря очень удачно - живописная возвышенность, отделенная от села яром, впоследствии превращенным в искусственные пруды, окружающие монастырь с востока, юга и севера.
Свято-Дмитриевский монастырь. Гравюра нач. ХХ в. |
Основан помещиком Хрущевым, который в 1864г. подал Александру II прошение об открытии монастыря. 14 сентября 1867г. было разрешено «открыть мужской монастырь второго разряда с училищем и богадельней». Игумен Евстратий назначен настоятелем монастыря архиепископом Макарием и 6 мая 1668г. утвержден Святейшим Синодом. Хрущев отдает под монастырь четыре тысячи четыреста тридцать четыре десятины земли и завещает монастырю сто тысяч рублей в процентных бумагах с условием содержать на проценты богадельню и училище.
15 мая 1869г. происходит закладка монастыря. Архитектурное решение монастырского комплекса, строящегося с 1869г. по 1907г., определяется переходным характером архитектуры периода классицизма к периоду историзма конца 19в. В 1874г. закончено строительство трех двухэтажных, включающих в себя по 26 келий каждый, братских корпусов и настоятельского, выполненных в стиле позднего классицизма. Начато строительство собора, трапезного храма и высокой каменной стены, окружающей монастырскую усадьбу. Дмитриевский собор и трапезный храм Архистратига Михаила, в формах русской архитектуры 16-17в.в., освящены в 1681г., а 4 июня 1900г. была освящена теплая церковь Преображения Господня с братской больницей, представляющая собой типичный образец «кирпичной» архитектуры конца 19в. В 1902г. закончено строительство просфирного корпуса, каменной стены с башенками и надвратной колокольни в стиле «русской» архитектуры с «тоновскими» мотивами с колоколом весом 23 пуда.
Храм Преображения Господня (фото 1988г.) |
Храм Преображения Господня. План 1 этажа |
К 1907г. строительство монастырского комплекса полностью закончено. Построены дворянская гостиница, заезжий гостиный двор, летние номера, предназначенные для размещения богомольцев в летнее время, странноприемная, богадельня, представляющая собой двухэтажное здание, в верхнем этаже которого находился приют для престарелых лиц духовного звания, а в нижнем - номера для приюта мирян. Полностью закончено строительство подсобно-обслуживающего комплекса, включающего в себя водяную и паровую мельницы, прачечную, водокачку и два здания складов. Все эти сооружения вынесены за пределы монастырской усадьбы и выполнены в «кирпичном» стиле. На подъезде к монастырю располагались двухклассное училище и дом помещика Хрущева, где он останавливался, когда приезжал в монастырь. К тому времени в монастыре проживало 250 монахов. В 1918г. монастырь был упразднен, а в 1930-е годы большая часть построек разрушена. К настоящему времени (в 1989г.) уцелели: Преображенская церковь, странноприемная, дворянская гостиница, летние номера, училище, водокачка и дом помещика Хрущева.
Ряснянский Свято-Димитриевский монастырь (фото кон. XIX в.) |
После долгого запустения монастырь был возобновлен в конце 2004 года. Дело возрождения монастыря с реставрацией единственного оставшегося в нем храма требует много времени, усилий и больших средств, которых на сегодня явно недостаточно. И все-же, жизнь монастыря, так или иначе, продолжается.
Во временной монастырской церкви, перестроенной из бывшей водокачки, сегодня идет праздничное богослужение. Прихожан на службе не много, и это большей частью паломники, приехавшие на микроавтобусе из Ахтырки. Впрочем, небольшая церквушка больше и не вместит. Рядом с храмом уже дымит армейская походная кухня: для паломников готовится праздничная трапеза.
Послушав немного службу, отправляюсь изучать территорию и останки монастырских строений, большинство которых разрушены почти до основания. Здесь меня в первую очередь интересует полуразрушенное, но все еще доминирующее над местностью, здание Преображенской больничной церкви. После обхода, зашел еще и внутрь церкви, на дверях которой висит листок с надписью, «Заходите, даже не стучась». Внутри церкви поразил вид голубого неба в зияющем над основным залом без купола световом барабане. На стенах апсиды устроен небольшой иконостас, перед которым стоит импровизированный аналой: видимо время от времени здесь проводятся молебны. Здание долгое время стоит без купола и крыши, и только первичная надежность материалов и качественная работа каменщиков позволяет конструкциям хоть немного сопротивляться разрушающему влиянию времени и неблагоприятных природных условий. Другие, менее надежные постройки монастыря на сегодня уже почти полностью разрушены или разобраны на стройматериалы.
После прогулки по дамбе снова вернулся к Преображенской церкви. И поспел как раз вовремя, чтобы сделать фото начавшегося праздничного крестного хода. Это кульминация престольного праздника в честь поминовения Святого великомученика Дмитрия Солунского.
После погоста мой запланированный путь лежит вдоль каскада ставков, образованных в разветвленной системе оврагов. От остановки на перекус пришлось отказаться, чтобы успеть попасть вовремя на обратный поезд, прибывающий где-то около 14-30. Из Пятиполья можно, конечно, уехать на Сумы и позже, примерно в 20-30. Но, в 17-00 начинает темнеть, и вариант просидеть часа три у костра где-то на опушке леса, меня не очень устраивал. Идет через Рясное в 17-00 и проходящий рейсовый автобус, но попасть на него в воскресный день не всегда представляется возможным. Так уж лучше поспешить на поезд.
В условиях жесткого цейтнота, концовка похода показалась мне не прогулкой с любованием природным окружением, а скоростным забегом с препятствиями. Погода к этому времени стала портиться, на небе появилась облачность, грозящая к вечеру принести осадки.
После леса у основания оврага и заброшенного сада пересек автодорогу, а затем посреди полей вдоль лесополосы добрался до железной дороги. Осталось дойти вовремя до остановки, но как видно в этот день фортуна ко мне не благоволила. Не хватило буквально пяти минут, а на мою отчаянную попытку остановить поезд, как останавливаешь попутку на автодороге, машинист отреагировал только предупреждающим гудком.
Проводив взглядом уходящий поезд, добрел до Пятиполья, и от него уже по второму кругу вышел на автодорогу, где наконец-то перевел дух и подкрепился бутербродами и купленным еще в Рясном пивом. Теперь нужно решать проблему выезда. Определив рейсовый автобус как запасной вариант, принялся ловить попутный транспорт. Случай подвернулся минут через двадцать, и уже через полчаса меня подбросили до Краснополья. Осталась только дойти с километр до центра поселка и сесть на маршрутку, едущую на Сумы.
Подводя итог похода, делаю вывод, что одного дня для поездки в Рясное все же маловато, особенно если кроме монастыря хочешь посмотреть еще природу в его окрестностях. Так что есть повод развить эту тему зимой и пройтись в районе Рясного еще и на лыжах.
Общее пройденное расстояние - 19,5км
А.С. 2015
Маршрут похода |
ДОПОЛНЕНИЯ:
Справка об архитектуре зданий монастыря (по состоянию на 1989 год)
Автор написанной в 1989 году историко-архитектурной справки о Свято-Дмитриевском монастыре Кургаева А.В. В разделе по истории создания монастыря ею были использованы материалы краеведа пгт. Краснополье Косарева Андрея Григорьевича.
1. Церковь Преображенская, 1900г.
Расположена в восточной части церковной усадьбы.
Церковь представляет собой кирпичную, неоштукатуренную, протяженную, вытянутую вдоль оси север-юг постройку, состоящую из трехнефной четырехстолпной одноглавой церкви с полукруглой апсидой, с ризницей и пономарней и примыкающих к ней с севера и юга прямоугольных в плане крыльев коридорной планировки. Основной кубический объем церкви несколько приподнят по отношению к пристройкам и завершен шлемовидным куполом со шпилем на высоком восьмигранном барабане, прорезанном восьмью арочными окнами. Крылья перекрыты низкой вальмовой крышей. Под центральной частью здания расположены два обширных каменных сводчатых подвальных помещения, в одном из которых находилась калориферная печь.
Здание представляет собой типичный образец «кирпичной» архитектуры конца 19в. с эклектическим методом формирования художественного образа. В основу архитектуры фасада положены мотивы византийской архитектуры /строенные окна на центральном ризалите/, русского зодчества 16-17в.в. /декоративные треугольные щипцы в основании купола/ и даже готические мотивы /щипец, завершающий главный ризалит и щипцы боковых ризалитов, подчеркнутые на углах квадратными в плане столбиками наподобие пинаклей/.
Здание имеет богатое декоративное убранство, придающее ему особую нарядность. Главный фасад трехчастный, средняя часть выделена ризалитом шириной на три окна и боковые - уплощенными ризалитами шириной на одно окно. Ризалиты фланкированы рустованными пилястрами и завершаются щипцами, украшенными кирпичным фризом характерного уступчатого рисунка. Рустованные лопатки, членящие плоскость стены между ризалитами, прерываются на уровне второго яруса и включают в себя невысокие, легкие, изящные, спаренные пилястры с базой и романскими капителями. Прясла стен между лопатками решены в виде западающих плоскостей, филенок, завершенных дентикулами. Окна первого яруса с лучковыми перемычками, арочные окна второго яруса и барабана обрамлены соответственно наличниками и архивольтами простого профиля. Особое внимание уделено окнам центрального и боковых ризалитов. Они обрамлены широкими архивольтами с зубчиками, которые опираются на спаренные полуколонки с романскими капителями. Рустованные лопатки, подчеркивающие углы барабана, придают ему некоторую тяжеловесность. Вход в церковь решен в виде низкого тамбура равного по высоте первому ярусу.
Композиционным центром интерьера церкви является подкупольный квадрат, в который через высокие подпружные арки раскрываются пониженные апсида и притвор. В крыльях применена коридорная система с двусторонним расположением комнат.
Внутреннее убранство храма не сохранилось.
2. Странноприемная, 1904г.
Здание расположено в северной части монастырского комплекса, вынесено за ограду монастырской усадьбы.
Представляет собой двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, с плоскими перекрытиями, вальмовой крышей, покрытое железом здание, выполненное в «кирпичном» стиле с элементами позднего классицизма. Под северной частью здания расположен обширный каменный, сводчатый подвал, имеющий наружный выход,
Архитектурное решение фасадов просто и лаконично. Плоскость стены равномерно членится редко расположенными окнами с лучковыми перемычками и лопатками, которые соответствуют внутренним капитальным стенам. Первый этаж здания рустован. Вход расположен в восточной части здания.
Планировка странноприемной коридорная с двусторонним расположением комнат.
В настоящее время здание полуразрушено и пустует.
3. Дворянская гостиница, 1904г.
Расположена в непосредственной близости от странноприемной.
Здание гостиницы выполнено в стиле позднего классицизма, одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, перекрытия плоские, балочные, крыша вальмовая, покрыта шифером, Под зданием находится небольшой сводчатый подвал с наружным выходом в северной части.
Решение фасадов плоскостное, основное внимание уделено большим редко расположенным арочным окнам, которые украшены архивольтами. Здание обегает карниз простого профиля. Вход расположен в южной части.
Планировка гостиницы коридорная с односторонним расположением комнат.
В настоящее время используется как склад.
4. Летние номера, 1906г.
Расположены в северной части монастырского комплекса, вынесены за пределы церковной усадьбы.
Летние номера, в настоящее время практически разрушены, представляют собой деревянное, на кирпичном фундаменте, одноэтажное, оштукатуренное, покрытое железом здание.
5. Дом помещика Хрущева, 1903г.
Здание расположено на подъезде к монастырю.
Представляет собой одноэтажное, кирпичное, неоштукатуренное, прямоугольное в плане здание с плоскими перекрытиями, вальмовой крышей, покрытое железом.
Внутренняя структура здания, выполнена в т.н. «кирпичном» стиле, на фасадах выявлена лопатками, которые соответствуют перегородкам. Средняя часть, соответствующая сеням, выявлена на фасаде уплощенным ризалитом, завершающимся высоким щипцом, украшенным карнизом с зубчиками. Фасады здания рустованы. Окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками геометрического рисунка. Здание обегает карниз с зубчиками, по периметру проходит подоконная тяга, отделяющая цоколь здания, украшенный прямоугольными нишками. Здание украшает козырек над входом, опирающийся на четыре деревянные колонки.
Планировка здания полностью сохранилась. Из сеней двери ведут в три комнаты. Сохранился дубовый паркет и две изразцовые печи.
6.Водокачка, 1902г.
Водокачка представляет собой кирпичное, двухэтажное, оштукатуренное, прямоугольное в плане сооружение с вальмовой крышей, покрытой железом.
Архитектура водокачки скромная. Продольный фасад в каждом ярусе членится пятью оконными проемами с лучковыми перемычками, расположенными в одинаковом ритме. Окна обрамлены наличниками простого профиля. Фасады лишены декора, увенчаны обегающим водокачку по периметру гладким фризом и небольшого выноса карнизом. Украшают здание гладкие лопатки, подчеркивающие углы, междуэтажная тяга сложного профиля и красивый деревянный резной подзор. Вход в здание расположен в западном торце.
На первом этаже водокачки находился керосиновый двигатель, предназначавшийся для снабжения водой монастырских помещений, на втором - два железных чана для воды, вместимостью три тысячи ведер, из которых вода по чугунным трубам поступала во все помещения.
В настоящее время водокачка не действует.
Иллюстрации.
Западный фасад.Фото Кургаевой А.В.,1988г.
2. Свято-Дмитриевский монастырь.
Развалины монастырской стены. Фото Кургаевой А.В.,1988г.
Развалины монастырской стены. Фото Кургаевой А.В.,1988г.
3. Свято-Дмитриевский монастырь. Дворянская гостиница,
странноприемная. Фото Кургаевой А.В., 1988г.
странноприемная. Фото Кургаевой А.В., 1988г.
4. Свято-Дмитриевский монастырь. Водокачка.
Фото Кургаевой А.В.,1988г.
Фото Кургаевой А.В.,1988г.
5. Свято-Дмитриевский монастырь. Дом помещика Хрущева.
Фото Кургаевой А.В.,1988г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий