… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

воскресенье, 4 октября 2015 г.

ГРУЗИЯ-2015. Часть 3: Уреки - Батуми

ГРУЗИЯ-2015

Дневник горного похода по Сванетии и ознакомительной поездки по городам Грузии (18 июня – 6 июля 2015 года)

Участники похода:

Часть 5: Мцхета - Тбилиси
Часть 6: Боржоми - Гори

Часть 3

УРЕКИ – БАТУМИ: А мы на море! Черном…

27 июня
Мы пока находимся в графике, хотя не все запланированное осуществили. Сегодня должны переехать в селение Мазери, чтобы оттуда начать завершающую часть похода.

Всю ночь шел дождь, поэтому настроение минорное, и у НикНика появилась крамольная идея: «А не поехать ли нам лучше к морю? Может быть там получше?…

.....Продолжаю свои записи уже под вечер и в совершенно другой обстановке. За день наша походная жизнь изменилась самым кардинальным образом. Сейчас наши палатки стоят уже на берегу Черного моря в небольшом курортном поселке Уреки.

А предыдущие события разворачивались следующим образом.

После завтрака, как и договаривались, к 9-15 собрались идти к дому водителя. Дождь постоянно моросит, и низкая облачность полностью закрывает вершины гор. В доме у водителя и вызрело окончательное решение. Поскольку погодный прогноз до конца месяца не сулит ничего хорошего, решили уехать из Сванетии раньше намеченного срока, и заменить мокрые и неприветливые горы теплым морем на черноморском побережье Грузии.

По нетбуку Михайлюка
 внимательно изучили карту Грузии и выбрали новую точку базирования – курортный поселок Уреки, расположенный километрах в 5-7км от Поти.

Перекусив во второй раз очень вкусной, в основном молочной пищей, приготовленной женой водителя (лаваш простой и с творогом, мацони, сыр сулугуни и варенье) забрали вещи и стали готовиться к отъезду.

Дождь не прекращался до самого выезда из гор. По пути сделали несколько остановок на ключевых пейзажных точках: возле ущелья реки Ингури, у Ингурской ГЭС, в г. Зугдиди и т.п.

После выезда из гор в долину на территории Колхидской низменности пейзаж кардинально меняется и не всегда вдохновляет. Особенно жалко смотрятся постепенно вымирающие села и поселки, которые со времен Советского Союза только деградируют. Поневоле возникает мысль: а не миф ли накачанная журналистами история об экономическом чуде Саакашвили. В целом глубинка Грузии оставляет впечатление непрерывного увядания. Хотя, подъезжая к морю, и видя как понемногу развивается индустрия туризма, понимаешь, что не все еще потеряно. Ну а на счет европейских и евроатлантических амбиций Грузии – это, по-моему, большой блеф и мечты о несбыточном.

По дороге на Уреки пересекли несколько крупных рек у их впадения в Черное море. Везде наводнение в связи с прошедшими интенсивными дождями, из-за чего к морю плывет много смытого с берегов мусора.

Поселок Уреки видимо чисто курортный. Вдоль прибрежной улицы размещено с два десятка мини-отелей и баз для непритязательного морского отдыха. Ну а мы расположились на самом козырном месте – в местном парке-сквере, непосредственно примыкающем к пляжу. Парк – это несколько линий старых сосен, между которыми разбросаны декоративные кустарники и субтропические магнолии.

Местный пляж чисто песчаный, имеет минимум оборудования, но хорош для отдыха с детьми. Хотя блуждающие коровы, как и в других поселениях грузинской глубинки, здесь тоже не редкость. Сегодня на море довольно мощный прибой, добавляющий во время купания немного адреналина в нашу размеренную жизнь.

Искупались, изучили окрестности, выяснили, где можно брать воду и сварили обед. Наш водитель, оставшийся покупаться и немного отдохнуть, обнаружил нам на пляже землячку: киевлянку, отдыхающую в одном из местных мини-отелей. Коротко обменялись с ней общими впечатлениями о Грузии, расспросили, где и что можно посмотреть.

Водитель решил остаться на море до утра. За обедом попробовали грузинского вина под тосты за родителей и здоровье присутствующих, а вечером, уже перед закатом сидели на ограничивающем пляж парапете и просто созерцали, как солнце постепенно снижается и угодит за горизонт. Иванов сравнил эти места с Гоа, где он побывал прошедшей зимой. Там тоже главное созерцательность и умиротворение.

28 июня
Утром было слегка пасмурно, и даже прошел небольшой дождь. Но позже все наладилось: выглянуло солнце и стало совсем жарко.

Наш водитель после вчерашних возлияний все же удержал ситуацию под контролем, и уехал домой еще на рассвете. Видимо хотел набрать пассажиров до Местии, сошедших с поезда в Зугдиди.

Я же, как дежурный неспешно сварил овсянку и поднял народ на «трудный» морской отдых. Правда, Иванов из принципиальных соображений от молочного отказался, а НикНик вообще решил сегодня поголодать. Ну и ладно: мне меньше забот. Несколько раз искупались, а затем я в компании с Ивановыми и Листопадом сделали продолжительную прогулку вдоль пляжа и берега в сторону виднеющегося вдали Кобулети, чтобы разведать путь дальнейшего прибрежного продвижения в сторону Батуми.

Появилась у нас такая идейка, поскольку сидеть на одном месте просто не хватит моральных сил. Так что завтра раненько будем «рвать якоря». Времени для этого вояжа у нас предостаточно. Хватило бы сил и терпения идти по пляжам с рюкзаком и горным снаряжением. Но лиха беда начало, будем пробовать.

На обед сварил макароны с колбасой и сыром. Нужно понемногу уничтожать излишки продовольствия. Но часть народа ест не очень активно. Видно подкрепляются еще и грузинской кухней в местных забегаловках.

После обеда пошли с Ивановым искупаться, а остальной народ или отсыпается по палаткам, прячась от дневного зноя, или ищет дармовой WiFi на торговой улице.

Перед ужином совершили вояж по центральной улочке курортной зоны, чтобы немного поменять денег и купить овощей для приготовления борща. Курс валют здесь оказался невыгодным, но что делать, если «финансы (в местной валюте) поют романсы».

Главная улочка поселка – настоящий «Шанхай» с точки зрения городской планировки. Но частные отели и базы по обеим сторонам растут как грибы. Причем каждый застройщик строит себе рай на отдельном клочке земли, не думая о соседях и общей композиции застройки.

К вечеру еще раз перевесили и перераспределили продукты. Общий вес группового снаряжения и продуктов на человека получился 7-8кг, что немало. На завтра предварительно наметили выход вдоль береговой линии в сторону Батуми. Удастся ли реализовать этот план, – покажет время.

Ужином занимался Иванов: сварил свой фирменный борщ. К этому моменту к нашему лагерю присоединилась пара поляков-автостопщиков из Гданьска, прибывшая из Батуми. Общее застолье прошло на высоком туристическом уровне с тостами и воспоминаниями. Небольшой языковый барьер ничуть не мешал непротокольному общению. На наш спиртовый вызов поляки чуть позже ответили грузинским домашним вином. Уже в разгар застолья подошла землячка-киевлянка Руслана, немного посидела и распрощалась. У нее сегодня конец тура и выезд в аэропорт. Ну а наше «party» продолжилось.

29 июня
Утром встали со слегка тяжелыми головами. Это результат ударного завершения вечера польско-украинской дружбы. Погода значительно ухудшилась. Низкие тучи постепенно сгустились, временами стал моросить дождь. Поэтому выход решили перенести на 1 день.

Во время утреннего омовения разговорились с пожилым грузином о сегодняшней политической обстановке на Украине, в Грузии, об отношении к периоду правления в Грузии Саакашвили и т.п. Этот мужик оценивает деятельность Михо крайне негативно и сожалеет, что украинцы так слепо принимают его и других грузинских «легионеров» во власти. Я уже заметил, что в разговорах с местными отношение к Саакашвили диаметрально полярные: или полное одобрение, или полное неприятие. Где тут истина – со стороны трудно разобраться.

Песчаный пляж в Уреки имеет тёмный, почти черный оттенок. Это связано с тем, что песок состоит большей долей из магнетита, который благодаря своему магнетизму имеет еще и лечебные свойства. В советские времена здесь функционировал санаторий «Магнетити» в котором на базе этих песков лечили сердечно-сосудистые и суставные болезни, заболевания нервной системы. Сейчас санаторий заброшен и понемногу разрушается.

Механизм лечения магнетитом прост: на некоторое время зарываешься в пригретый солнцем песок по голову и ждешь оздоровительного эффекта. Не знаю, насколько работает этот способ, но НикНик регулярно проводил такие эксперименты на себе, и был вполне этим доволен.

Перед обедом Ваня ушел на пляжную прогулку в сторону Кобулети, а мы сели с нетбуком на пляже и долго рассматривали карту побережья, чтобы определиться с предполагаемым маршрутом. В конце концов, вызрела мысль, что лучшего места на побережье мы вряд ли найдем, или затратим на это массу времени и усилий. Ну а знакомство с Батуми можно организовать, выезжая в город без рюкзаков на маршрутке, уходящей туда несколько раз в день от расположенной рядом автостанции. Стоимость такой поездки: 4 лари – до Батуми, 2 лари – до Кобулети. Ну а в лагере можно оставить дежурного, или сдать вещи кому-нибудь под присмотр.

Швецов вернулся с прогулки уже после обеда, пройдя в обе стороны около 15 км. Ничего более примечательного, чем наше нынешнее место на побережье он не обнаружил, что подтверждает правильность принятого нами последнего решения.

Чуть позже сходили с ним на прогулку по поселку, чтобы просто посмотреть его застройку и дойти до железнодорожного вокзала, чтобы узнать расписание поездов на Тбилиси. Железнодорожный вокзал находится на отшибе в 2 км от курортного центра. Здесь же проходит и автомагистраль от Батуми в сторону столицы.

Этот район Грузии относится к Колхиде, которая характеризуется низким уровнем и большой заболоченностью территории. Подтопленные участки есть и на окраине поселка. Для отвода излишков воды местными построено множество мелиоративных отводных каналов.

От нашего морского отдыха уже чувствуется определенная усталость. Еще больше удручает наступившая прохладная облачная погода, когда и покупаться-то толком не хочется. Надеюсь, запланированный на завтра вояж в Батуми добавит новых впечатлений и избавит от наступающих признаков хандры.

30 июня
Как и планировали днем раньше, встали в 6-30, позавтракали и свернули лагерь для поездки в Батуми. Рюкзаки оставили в соседнем пустующем профилактории, у его сторожа-старика.

Выехали на рейсовом микроавтобусе в 8-30. Стоимость до Батуми – 4 лари; до Кобулети – 2 лари. По пути команда разделилась по интересам. Иванов с Листопадом и Михайлюком сошли в Махинджаури (пригород Батуми), чтобы посетить знаменитый Батумский ботанический сад (цена билета – 8 лари). Ну а мы со Швецовым рванули сразу в центр цивилизации грузинского черноморского побережья смотреть его новомодные постройки и старый город.

«Круг почета» по столице Аджарии начали от станции подвесной дороги (здесь конечная остановка междугородных маршруток), и далее вдоль батумской бухты и порта в сторону знаменитого парка и приморской набережной. Что сказать, уровень благоустройства и озеленения этой части Батуми поразил не только меня, но и даже скептиков, вроде Иванова. На выступающем мысе в начале набережной и парка сейчас формируется современный деловой центр города: «Батуми-сити» с несколькими небоскребами и крупными общественными зданиями.

На мысе у входа в батумскую бухту установлена 7-метровая авангардная скульптурная композиция «Любовь» скульптора Тамар Квеситадзе, проживающей ныне а Америке. В композиции две механические скульптуры мужчины и женщины движутся навстречу друг другу, покуда не сливаются в поцелуе в единое целое и далее расходятся, чтобы снова развернуться навстречу друг другу и повторить цикл заново.

Одна из ключевых точек – Башня грузинского алфавита – огромный шар, поднятый на высоту до 100м на стальной каркасной конструкции, которая спирально охватывается плоскостью с 33 символами грузинского алфавита. Башню построили в 2012 году по проекту испанского архитектора Альберто Доминго Кабо. На сегодня на средства иностранного инвестора завершается ее реконструкция, и уже вскоре башня снова примет своих посетителей. Рядом построены и строятся ряд отелей и деловых зданий, которые определяют сегодняшний вид Батуми со стороны моря и являются его визитной карточкой.

Далее осматриваем набережную, приморский «Парк чудес» и прилегающие к нему улицы. Здесь уже я даже не прятал фотоаппарат, постоянно снимая новую и старую застройку, уличные сценки и развитое благоустройство. Видно, что Батуми сейчас действительно развивается и позиционируется как курортный центр западного образца и уровня сервиса. И здесь первые результаты уже на лицо. Взять хотя бы ряд появившихся недавно представителей мировых отельных сетей: Рэдиссон, Шератон, Хилтон и ряд других помельче.

К 13-00 мы порядком устали и проголодались. Чтобы передохнуть и перекусить остановились на уличной площадке одного из кафе, где заказали вино и традиционные грузинские блюда: хачапури по-аджарски и хинкали. Обошлось это кулинарное удовольствие в 27 лари. Дороговато для уличного кафе такого уровня, но Батуми сам по себе дорогой город, и с этим ничего не поделаешь.

Передохнув в прохладной тени, путешествие продолжили. Ваня видно немного устал от моих архитектурных запросов, но мужественно переживал эту беду. Теперь пришла очередь на знакомство со Старым городом. Посмотрели несколько городских площадей, комплекс «Итальянский дворик» (Площадь Batumi Piazza), православные церкви и костел, старые батумские улочки. А на последок вернулись в начало приморской набережной и посмотрели на город еще и с высоты колеса обозрения.

Погода во второй половине дня стала портиться: нашла низкая облачность. А к 17-00 пошел мелкий дождик. К этому времени мы уже закончили обследование Старого города, и «заякорились» в расположенном прямо на пирсе у порта кафе «Капитан». Ничего лишнего не заказывали: дорого, да и есть пока не хотелось. Выпили только по пиву да попробовали связаться с домом. У Вани все получилось. Мои же домашние где-то в стороне от телефонов. Значит сегодня связаться – не судьба.

Обратно на Уреки маршрутка уходит в 19-30. На остановке встретили команду «ботаников», которые после осмотра ботанического сада тоже подтянулись в город и погуляли по приморской зоне и Старому городу с его рынком. Хвалились, что нашли на рынке недорогую столовую, где можно хорошо поесть за 3,5 лари.
На рынке Иванов купил  на пробу пакет грузинского чая. Я думал, что с советских времен чай в Грузии уже не выращивают. Ан нет! Завтра попробуем каково его качество.

Еще в интернет-кафе парни узнали последние новости о событиях на Украине, мире и прогноз погоды на ближайшие дни, которая обещает быть уже солнечной.

В Уреки вернулись в сумерках, где-то около 21-00. Быстро забрали рюкзаки и поставили палатки, поскольку начал накрапывать дождь. По соседству от нас появилась новая палатка: подъехал очередной поляк-автостопщик из Варшавы. Завели общий разговор о своих «достижениях», но языковый барьер мешал углубиться в тему. Пришлось позвать дежурившего Ваню, и тут процесс пошел совсем в ином ключе. Ваня знает английский довольно хорошо, и имел языковую практику за границей. Языковый контакт между парнями сразу был налажен, а вот мы, знающие английский на уровне «читаю и перевожу со словарем», оказались как бы не у дел. Поэтому, попив чайку в темноте, народ вскоре разошелся по палаткам, оставив нашедших взаимопонимание общаться наедине.

1 июля
Утром вспомнил, что сегодня мой профессиональный праздник – День Архитектуры Украины. Появился повод выпить чарку за завтраком. Ну а главное, что к празднику поспела-таки хорошая солнечная погода. Значит, пора выходить из палаток и перемещаться на «магнетитный» пляж.

После купания совершили с Ивановым прогулку вдоль пляжа в сторону Поти. Шли сколько смогли, пока не уперлись в русло впадающей в море реки. По дороге я увлекся своим любимым походным занятием – сбором камешков и ракушек. На этот раз ограничился ракушками.

Вместо обеда Иванов занялся любимым занятием – вождением «козы» по заведениям общепита. Под поводом Дня Архитектуры вытащил всех в придорожный «типа» ресторан под названием «Сухуми». Один НикНик проявил стойкость и отказался от этой «гиблой» идеи. Заказывали всё из грузинской кухни, а разнообразие варьировалось в зависимости от финансовых возможностей. Иванов ел что-то острое и жидкое, а остальные в основном заказали полюбившееся хачапури по-аджарски с творогом, яйцом и маслом. Вкусно гульнув на довольно «круглую» сумму, вернулись в лагерь. От такого морского отдыха команда уже основательно устала. Это видится невооруженным взглядом и чувствуется по разговорам. Значит, пора принимать решение и двигаться дальше на новые места за новыми впечатлениями.

Тут появляется некоторая проблема. Когда поход идет по основной программе, все участники действуют в одном ключе, и разногласия отсутствуют. А если что-то в плане сбивается, появляются индивидуальные пристрастия и приоритеты. Ничего плохого в этом вроде бы и нет, но свести все их воедино не всегда представляется возможным. Да и нужно ли соединять малосовместимое и ущемлять персональные предпочтения, когда основная тема похода уже отсутствует? Тут кто-то хочет хорошо поесть, кто-то посмотреть достопримечательности, кто-то просто ждет вылета домой, не выражая никаких желаний.

Если такое случается, лучше разъехаться на время без обид по индивидуальным программам, и встретиться уже в точке вылета домой. Тему эту будем обсуждать вечером, а я после обеда опять двинулся вдоль берега к сторону Кобулети в поисках столь любимых мной ракушек. Во время прогулки «изобрел» довольно эффективный способ поиска крупных ракушек-рапан в прибрежной прибойной волне. Насобирав таким способом десятка два рапан, довольный вернулся в лагерь.

Погода во второй половине дня еще более улучшилась. Теперь на небе - ни облачка. Возможно такая погода установилась и в Сванетии. Жаль, что наш шанс на ударное завершение горного похода в связи с временной непогодой был упущен. Значит – в другой раз.

Днем в разговоре с общительным стариком из Тбилиси разузнали, что до столицы можно добраться и поездом. Плацкарта стоит 7,5-8,0 лари, что существенно может сократить наши затраты. Правда, билет лучше брать заблаговременно, чтобы уж точно не «пролететь». На этот вариант и будем рассчитывать.

Дело подходит к вечеру, а народ разошелся «кто - в лес, кто – по дрова». Иванов спит в палатке, Ваня – на пляже. Там же НикНик по шею зарытый в магнетитный песок. А Михайлюк подался по торговым точкам искать дармовой Wi-Fi. Обычное курортное времяпровождение, которое быстро надоедает.

К вечеру рядом появилась еще одна пара бродяг, теперь уже русскоязычных. «Что опять?», - только и произнес Иванов, ибо эти ежевечерние «знакомства» уже порядком достали.

День Архитектуры закончили с Ивановым на парапете у пляжа, наблюдая последние лучи закатного солнца и понемногу допивая бутылочку разведенного и настоянного на зеленом чае спирта.

Пора, пора влить свежую струю в наше путешествие, которой может быть только переезд на новое место.

фото:

1. Fantastic!
    Welcome! Will be glad to see you in the best in world
    Ureki-Magnetiti International Camping
    On the sea, Ureki, Georgia
    მაგნეტიტი Magnetiti Магнетити
    41.98935560N 41.7597100E
    tenati09@gmail.com
    Very cheap recreation in well-equipped tents right next to the sea in a fenced-off area, safe, 3 meals a day, hot showers, toilet, Internet, interesting evening programs, excursions.
    Health recovery in magnetic sands
    Discounts for groups and commissions for agents.
    The mobile capacity of the camping is more than 300 people.

Приезжайте, будем рады Вам!
    Очень дешево, безопасно, оборудованные комфортабельные палатки прямо у моря, 3х разовое питание, горячий душ, туалет, Интернет, ограждение кемпинга, интересные вечерние программы, детские бесплатные походы, экскурсии.
    Восстановление организма в магнитных песках.
    Ureki-Magnetiti International Camping
    On the sea, Ureki, Georgia
    მაგნეტიტი Magnetiti Магнетити
    41.98935560N 41.7597100E
    tenati09@gmail.com
    Скидки для групп и комиссионные агентам.