… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

пятница, 2 октября 2015 г.

ГРУЗИЯ-2015. Часть 2: Неприступная Лайла

ГРУЗИЯ-2015

Дневник горного похода по Сванетии и ознакомительной поездки по городам Грузии (18 июня – 6 июля 2015 года)

Участники похода:

Часть 2
НЕПРИСТУПНАЯ ЛАЙЛА: Не все так просто в горах

23 июня (вечер)
Транспорт для заброски в Лезгару нашли за 10 минут: как раз подвернулся водитель, живущий в этом селении, который за 50 лари согласился забросить нас в село, а вдобавок оставить на сохранение у себя дома ненужные нам для очередного этапа вещи.

По приезду быстро перераспределили снаряжение и продукты (ненужное оставили в доме), и в сопровождении паренька – сына нашего водителя выступили в направлении Лайлы. Паренек вызвался проводить нас до расположенного на окраине села природного минерального источника (нарзана) и показать, по какой тропе двигаться дальше.

Попив вволю нарзана, запаслись целебной водичкой впрок и двинули дальше в указанном парнем-сваном направлении. Через полчаса тропа вывела к мостику через спадающий круто сверху горный поток (река Лезгаратюбе). За мостом - лежащий чуть выше альпийский лужок с пасущимися коровами. Учитывая, что уже близится вечер, решили, что уже пора падать на стоянку. Для лагеря выбрали лужайку на опушке леса, с которой открывается полная панорама северной стороны местийской долины и гряды заснеженных вершин Главного Кавказского хребта. В его силуэте доминирует двухвершинная красавица Ушба, к которой мы попробуем подобраться поближе в последней части нашего похода.

Через полчаса в лагерь пришел переговорить пожилой сван с топором (для уверенности?) и собакой. Как оказалось, мы сбились с маршрута и вместо уходящей вправо вверх тропы к лежащей выше грунтовой дороге, идущей вверх в сторону перевала, свернули через мостик на обыкновенное высокогорное пастбище. Получив от свана инструкции как завтра исправить нашу ошибку, остаток разговора сконцентрировали на обсуждении местной жизни, политики и роли в ней бывшего президента Михо Саакашвили. Из разговора поняли, что его здесь многие уважают и говорят, что при правлении бывшего президента простому люду жилось лучше, чем сейчас. Обсудив также его участие в текущих украинских делах, и обменявшись взаимными приглашениями в гости на ужин, разговоры закончили.

На ужин Иванов приготовил отличный борщ с килькой в томате. Для него мы с Ваней в Местии закупили картошки, капусты, моркови, ну и, конечно же, с пылу с жару лаваш. В целом, ужин прошел в дружественной обстановке, хотя и не без споров, поскольку тематика беседы все больше скатывалась на обсуждение политики, а также неприятных и непредсказуемых событий, которые происходят на востоке Украины. Видимо разговор со сваном напомнил нам о наболевшем.

24 июня
Этот день можно охарактеризовать одним лозунгом: «Два шага вперед, один – назад». Подробности далее.

Ночь была теплой и относительно спокойной. Вечерний дождик был совсем непродолжительным, а вот безмятежность сна прервал выстрел, сделанный неизвестно кем и непонятно зачем.

Я встал еще до восхода солнца и простоял на пригорке минут 20 в ожидании его первого луча, выглянувшего из-за пилообразного силуэта гор.

После завтрака не мешкая, выступили обратно к мосту, чтобы выйти на нужную тропу. И как всегда бывает у невнимательных к деталям, судьба сыграла с нами еще одну злую шутку. Поднявшись за мостом в гору, мы вскоре обнаружили какую-то тропу, и пошли по ней дальше. Но она оказалась тупиковой (коровьей), и вскоре снова вывела к спадающему ручью,аеще дальше вообще затерялась в густой траве у довольно крутого берега. Тут мы вспомнили, что «правильная» тропа, а вернее горная грунтовка на самом деле должна идти траверсом еще выше по склону. Наш вчерашний гость показывал нам, где она проходит, но у нас, почему-то не очень четко зафиксировалось это в памяти.

Попытки пробиться дальше вдоль воды и выйти на дорогу чуть выше успехом не увенчались. Тропка уперлась в скалы, сжимающие горный поток. Приняли решение пробиваться прямо вверх. Первым в разведку ушел без рюкзака Ваня и через минут 20 сообщил, что нормальная горная дорога проходит в
40-50 метрах выше по склону. Вверх пробивались через заросли крапивы, кучи сухих листьев в густом старом лесу, растущем на осыпном склоне с уклоном в 45-50º.

В конце концов, уставшие и злые на себя за утраченное время, собрались на нужной нам дороге, отдышались и потопали дальше вверх. Уже вскоре дороге перешла на правый (орографически) берег потока и стала круто подниматься в гору обходя слева поросшую лесом вершину высокогорного урочища. Посредине этого участка расположен кош, недалеко от которого встретили двух молодых пастухов-сванов, подтвердивших правильность нашего продвижения.

В конце концов, дорога, а вернее уже тропа выводит на вершину горки, где лес заканчивается, а вдали рядом со спадающим с горной гряды потоком виден верхний кош. Людей здесь мы не обнаружили, а пасущиеся коровы видны в отдалении на склонах гор.

Обед решили приготовить возле коша. Перед этим искупались в мелком ручейке, сделали небольшую стирку, а затем по зову дежурного переместились к обеденному «столу». Кош состоит из двух срубов: один - для хозяев и хозяйственных нужд, другой – для нежданных гостей и лошадей. Еще один сруб стоит полуразрушенным. Внутреннее убранство и бытовые условия – минимальны; видно, что постройки используются только эпизодически.

Во время обеда начался небольшой дождь, который переждали, разместившись в домиках, а после его окончания приняли решение переместиться поближе к нужному нам перевалу. Это еще 2-3 ходки вверх. Неподалеку от перевала встретили первых туристов в этих местах. Одна группа спустилась вдалеке, не контактируя с нами. Другая группа из двух москвичей, была более общительной. Из разговора мы поняли, что подняться на Лайлу им из-за плохой видимости и ветра не удалось.

Под конец мы решили подойти под самый перевальный взлет и из последних сил полезли на верхний ровный участок, от которого вниз водопадом срывается исток реки. На вершине нас и застали сначала сильнейшие порывы ветра, а затем и дождь. Попытки экстренно поставить здесь палатки успехом не увенчались. Шквальный ветер просто уложил их на землю, грозя сломать каркас. Поэтому дождались паузу между порывами, собрали вещи и решили спуститься ниже под гору и искать там для стоянки менее ветреное место.

Лагерь разбили возле потока, протекающего через тоннель в снежнике. А за снежником – ниспадающий вниз каскадами водопад – исток реки Лезгаратюбе. Отдышались, выпили немного спирта, чтобы снять напряжение после дневных неурядиц и стали готовиться к ужину и сну.

С площадки открывается отличный вид на остроконечную Ушбу (4700м) - одну из главных вершин Сванетии. В переводе со сванского ее название звучит зловеще - «Гора, приносящая несчастье». Среди альпинистов Ушба считается одной из самых сложных для подъема гор Кавказа. К концу дня облака вокруг ее пика растаяли и она предстала перед нами во всей своей суровой красе.

На ужин дежурный Михайлюк с помощью нашего пищевого экспериментатора соорудил неплохую пшенную кашу с салом, в которую НикНик добавил измельченных листьев молодой черники. Блюдо пошло на «ура» с требованием повтора.

Чуть позже начался дождь, продолжавшийся с перерывами почти всю ночь. Уже в темноте к дождю присоединилась сильная гроза. Вспышки молний то и дело освещали верх палатки и было довольно стрёмно.

Ночью мне приснилась весьма эротичная певица Ирина Салтыкова. К чему бы это? Видно за день мы все сильно перетрудились.

26 июня
Сразу после завтрака не мешкая собрали лагерь и выступили вверх на штурм перевала Чижди (3123м,1А). Подъем осуществили без особых усилий. Тропа хорошо проглядывается, правда во многих местах она еще закрыта нерастаявшим снегом. На перевальную седловину взошли за 3 ходки. Здесь нашли прошлогоднюю перевальную записку киевской команды «Университет» под руководством Трылиса В.В., передохнули, осмотрелись и начали спуск к леднику Лайла, траверсируя левосторонний борт отрога. Путь здесь идет местами по сыпухе, местами по снежникам или травянистым склонам. Наконец подцепили хорошо набитую тропу, и движение стало более осмысленным. В конце концов опустились на расположенную недалеко от ледника висячую горизонтальную зеленую площадку, частично еще закрытую нерастаявшим снегом. Здесь решили делать ночевку и базовый лагерь для восхождения на Лайлу. Дальше на вершину будем пробовать подниматься с минимально необходимым грузом.

Имя главной вершины Сванетского хребта – горы Лайла (4008м, 2А), с переводе со сванского означает «Пламя» или «Пылающая гора», поскольку на закате её снежная вершина горит подобно пламени. Надеюсь, если не подведет погода, наш план восхождения на Лайлу завтра будет реализован.

Ну а пока у нас полноценная полудневка, которую мы употребим на отдых и подготовку к восхождению. Для этого сходили с Ивановым просмотреть траекторию завтрашнего подъема, обсудили, что будем брать с собой на выход.

Окружающие нас панорамы горных вершин, ледника и межгорной долины с истоком реки Лайлы просто потрясают своей масштабностью и красотой. Глядя на них можно медитировать часами.

После обеда народ позагорал возле снежничка и во избежание перегрева и солнечных ожогов пошел досыпать в палатки. Один я пытаюсь вспомнить все детали сегодняшнего дня и перенести их в дневник.

Погода пока стоит солнечная и жаркая (33ºС). Дождь здесь обычно бывает после 17-00. Так что все еще возможно. А пока мы наслаждаемся отдыхом по полной.

В 17-00 как по графику прошел непродолжительный дождь с градом, а где-то рядом пару раз прогремел гром. К вечеру небо укрылось облаками и иногда срывается мелкий дождик. Но в основном погода пока жалует. Вот так бы и завтра. Есть, конечно, некоторые опасения насчет удачного восхождения. Ведь нужно будет набрать еще 1200 -1250 метров, идя большую часть пути по снегу и льду, и любое ухудшение погоды может помешать нашим планам. Но как говорится: живем надеждой на успех.

При отсутствии солнца после дождя стало прохладнее, но пока вполне терпимо. Завтра будем брать с собой только самое необходимое: снаряжение, перекус и необходимый минимум одежды. Задача: как можно быстрее пробиться вверх и спуститься до традиционного во второй половине дня ухудшения погоды.

26 июня
Ночь показала, кто здесь главный и кто «заказывает музыку». Начавшийся в 19-20 дождь продолжался с небольшими перерывами всю ночь. Свето-шумовыми эффектами дополняла это действие ночная гроза, то и дело, подсвечивая полог нашей палатки. Уже посреди ночи я понял, что планы на скорое восхождение на Лайлу становятся несбыточными. На намеченное время выхода (6-30) все ущелье вдоль ледника Лайлы было закрыто серым. Сверху – серые тучи, несущие из-за перевала Джвари (промежуточная точка восхождения с высотой 3400м) новые порции дождя; снизу – поднимающийся к верху серый туман, завихряющийся при порывах встречного ветра. Видимость при этом то и дело кардинально ухудшается. Посему решили пока «пурговать». Так мы называем вынужденное безделье при пережидании непогоды.

В перерыве между дождем Ваня приготовил на завтрак макароны с колбасой и чай. Отдав дань желудку, снова разошлись по палаткам пережидать ненастье. Есть надежда, что часа через два будет просвет, и мы сможем начать «эвакуацию» назад к людям. Запаса времени на ожидание улучшения погоды у нас нет, и план по Лайле на этот раз для нас невыполним. Значит, появилась дополнительная причина, чтобы приехать в Сванетию еще раз.

Немного прояснилось часам к 12-00. Быстро свернули лагерь, еще раз взглянули на укрытую плотной облачностью вершину Лайлы и начали отход в Лезгару. За две ходки набрали метров триста высоты и снова вышли на перевал Чижди. Здесь съели шоколадку, предназначавшуюся для вершины Лайлы, еще раз посмотрели на ее ледник и начали долгий спуск в долину.

У подножья перевала, чуть выше верхнего коша увидели лагерь очередной группы восходителей. Видимо раздумывают, есть ли резон при такой погоде лезть в гору. Мы же остановились у верхнего коша на обед. Хозяев, как и в предыдущий раз не обнаружилось. Сварили пшенную кашу с салом и молодой крапивой, которой в этом месте растет предостаточно.

После обеда долго не засиживались: в дорогу подгонял то и дело возобновляющийся моросящий дождик. Идти вниз оказалось не так то и просто. Большой уклон и нагрузка на колени забирают последние силы. Да и сбросить до Лезгары нам нужно порядка 1800 метров. В самом конце пути чуть было, не пропустили ответвление от основной дороги в сторону Лезгары. Сама основная дорога идет в другое село, а наша малозаметная тропка уходит круто вниз к ревущему в распадке потоку и не имеет заметных ориентиров или указателя. Благо встретили на дороге свана, ищущего отбившуюся корову, который и показал нам начало тропы, которую мы уже миновали.

После дождей в размокшем лесу начали интенсивно расти грибы. Пока спускались в Лезгару, вдоль тропы собрали десятка два белых грибов, из которых должен поручиться наваристый грибной суп.

В конце концов, тропа вывела на окраину селения, и дальше через сеть узких проходов между усадьбами на дорогу, ведущую к знакомому нам нарзанному источнику. Тут мы и решили заночевать. Дождь немного притих, что дало возможность поставить палатки и сварить ужин. А Ваню Швецова отправили к нашему водителю, чтобы договориться о завтрашней заброске в Мазери. Вскоре они появились в лагере вдвоем. Сван принес бутылку чачи и сыра сулугуни. Позже к компании присоединился наш позавчерашний «незнакомец с топором». А уже в сумерках подошла поговорить еще одна большая компания из нынешних и бывших жителей Лезгары, собравшихся видимо на поминки. Пошел разговор кто, когда и где служил, работал и тому подобное. Оставили нам на случай телефоны, по которым можно будет обратиться за помощью здесь в Лезгаре и в столице.

С нашим водителем договорились, что прибудем к его дому на погрузку в 9-00. В целом вечер прошел в непринужденной дружественной обстановке.

Все вроде бы хорошо. Вот только огорчает
ненастье. Да и местные говорят, что по прогнозу из Интернета такая дождливая погода продолжится до конца месяца. Наши вещи постепенно набирают влаги, а просушить их пока нет никакой возможности.

Уже в сумерках перед отходом ко сну наблюдали мигание местных светлячков, по словам Вани похожих на длиннохвостых пчелок. Это свечение действительно довольно яркое и перекличка этих всплесков представляет собой любопытное зрелище.

Хоть вечером на небе ненадолго и появилась луна, в дальнейшем всю ночь, не прекращаясь, шел дождь.

Продолжение следует

Фото:

GPS-трек 2 участка выложен здесь: ЛАЙЛА

1. Знакомые места... Возвращайтесь на Лайлу! Это очень красивая гора
    посмотрите мои отчеты на ЖЖ (73misha)

1. Спасибо, так и сделаем. Кстати, Ваши материалы при подготовке к походу мы тоже изучали.