… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

суббота, 13 августа 2016 г.

ПРИВЕТ ИЗ УРАЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ. часть 1


ПРИВЕТ ИЗ УРАЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ: 
два ПВД на границе Европы и Азии.

Расстояние для общения старых друзей не помеха. Особенно, когда есть что вспомнить по совместным походам, и чем поделиться из текущих событий по этой тематике. Хотя для Ольги Пестриковой (Сметаниной), живущей сегодня в заполярном Салехарде правильнее было бы применить эпитет "добрых". Она остается такой же молодой и туристически активной. В подтверждение этих слов - два её небольших отчета о походах выходного дня в районе Полярного Урала где-то между Воркутой и Салехардом.
А.С.


Ольга Пестрикова (Сметанина)

Поход 1: К НЕФРИТОВОМУ ВОДОПАДУ

Это путешествие состоялось 9-10 июля 2016 года. Группа молодых людей, желающих провести выходные в хорошей компании и на свежем воздухе прибыла рабочим поездом Лабытнанги -Воркута на станцию «110 км». Отсюда начинался наш маршрут. Настроение было хорошее, погода стояла жаркая, поэтому все были довольны.



Нам нужно было пройти к леднику, там будет располагаться наш  базовый лагерь.


ПРИВЕТ ИЗ УРАЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ: часть 2


ПРИВЕТ ИЗ УРАЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ:
Два ПВД где-то между Салехардом и Воркутой


Ольга Пестрикова (Сметанина)

Поход 2: Поселок Полярный и немного истории ракетных войск


24 июля 2016 года опять группа весёлых и жизнерадостных людей собралась и отправилась в поселок Полярный. На этот раз было желание найти стартовые площадки, о которых рассказывал Иван Иванович. Где они расположены и как их найти никто, конечно, не знал. Как обычно поездом Лабытнанги-Воркута доехали до посёлка Полярный.




Вышли на станции, и пошли куда глаза глядят. Правда там была всего одна центральная дорога, по которой и пошли. Через несколько метров увидели людей. Поинтересовались, может кто-нибудь показать нам эти места, где велись испытания. Они ответили, что такой человек есть и его зовут Дроздов (имя, отчество я не запомнила), он находиться возле жилого ангара в центре посёлка. Мы хотели посмотреть ещё поселок, так как в прошлый раз не успели из-за малого количества времени, то решили оставить это удовольствие на потом. К нашей великой радости нашли двух мужиков в этом заброшенном посёлке и один из них оказался Дроздовым. Мы спросили его, может ли он нам показать это место. Он был немного занят и отказался и попросил своего товарища Перминова Игоря Геннадьевича. Оказалось очень умный и грамотный человек, знающий своё дело. И так он переоделся и наше путешествие началось.

Пошли мы всё по той же дороге, которая ведёт на Харбейские рудники. Игорь Геннадьевич рассказал, что дорогу делали военные, насыпали дважды, и поэтому даже в наши дни у неё нет ни ям, ни провалов. Сначала дорога была узкая, потом её расширили для грузовых машин.

До стартового полигона нужно идти было около двух км.



Дорога от поселка к позиции дивизиона 181-го полка 1961 г.

Через полчаса он нам показал это место, где был произведен запуск. Это была вторая стартовая площадка. Если бы можно был вернуться в прошлое и посмотреть, как это было. Куча техники, куча солдат и все выполняют задание Родины.

Заделочное кольцо. Второй стартовый стол.


Итак, немного истории:

Ликвидацией Харбейской геолого-разведочной партии с мокрой консервацией (затоплением) подземных горных работ в 1955 году завершается первый, молибденовый этап жизни пос. Полярный, этап под печатью НКВД СССР. В связи со сменой политической обстановки в стране, упразднением сил НКВД и системы ГУЛАГа, Полярно-Уральская геолого-разведочная экспедиция была передана Уральскому территориальному геологическому управлению и, фактически, закрыта. Посёлок Полярный на 106-м км железной дороги «Чум — Лабытнанги» стал в первый раз никому не нужен и опустел.

Поселок Полярный (106-й км) в 1961 году

Предполагалось, что поселок Полярный занят военной ракетной базой. Пусть так оно и будет в памяти геологов, которые выехали в те годы со 106-го в Салехард, Тюмень, Воркуту и Свердловск. На самом деле с ракетными войсками стратегического назначения связан лишь один эпизод, уложившийся в короткое полярное лето 1961 года. Эпизод повышенной секретности, от того почти неизвестный, окутанный домыслами и вовсе забытый ныне.