… Желание странствовать не профессия, а склонность души. Она или есть, или ее нет.
У кого есть, тот уж изменить не может. У кого нет, тому незачем.
Олег Куваев. Дом для бродяг

среда, 20 октября 2010 г.

КА-ХЕМ - 1988. часть 1 /отчет/









Автор
Левитский Виктор Васильевич

подготовка к публикации 
Смолянинов Анатолий



СУМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
СУМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии пятой категории сложности
по рекам Балыктыг-Хем и Ка-Хем /Тувинская АССР/,
совершенном с 30.07 по 25.08 1988 года

Маршрутная книжка №198/88
Руководитель группы
_________ В.В. Левитский
Адрес руководителя: 244005, г.Сумы, пер. Л.Толстого, 1/5


Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю пятой категории сложности.

Отчет использовать в  г. Сумы.

штамп МКК



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

Справочные сведения о путешествии
1) Список участников путешествия

РАЗДЕЛ II

Сведения о районе путешествия
I) Географическое положение, рельеф
2) Климат
3) Растительный и животный мир
4) Характеристика рек района
5) Населенные пункты на маршруте и сообщение между ними

РАЗДЕЛ III

Организация путешествия
I) Подбор участников и подготовка группы
2) Основной маршрут
3)Обеспечение безопасности на маршруте

РАЗДЕЛ IV

Техническое описание маршрута
1) График движения

РАЗДЕЛ V

Итоги путешествия, выводы и рекомендации

РАЗДЕЛ VI

Приложения
1) Список личного снаряжения
2) Список группового снаряжения
3) Медицинская аптечка
4) Список продуктов питания
5) Ремонтный набор
6) Подъезда и отъезды
7) Смета расходов
8) Литература
9) Фотографии
10)Карты, схемы


РАЗДЕЛ I


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1. Район путешествия - Тувинская АССР.
Реки Балыктыг-Хем и Ка-Хем /верховья Енисея/.

2. Срок путешествия - с 3 по 20 августа 1988 года,

3. Протяженность маршрута - 267км.

4. Основные пункты маршрута: пос. Кунгуртуг, р. Балыктыг-Хем,
пос. Сизим, р. Ка-Хем

5. Продолжительность путешествия - 26 суток:

- на дорогу в район путешествия - 3 суток
- на обратную дорогу - 4 суток
- на прохождение маршрута - 17 суток
- на постройку судов - 2 суток

6. Способ передвижения: сплав на плоту, катамаране и байдарке. В особо сложных местах - проводка байдарки /пор, №22 Мельзейского каскада и пор. №9 в «Щеках»/.

7. Состав группы - 12 человек

8. Количество препятствий - 48

9. Группа состояла на учете КСС г. Кызыл, п/п 667000, ул. Кочетова, 9


СПИСОК ГРУППЫ

1. Левитский Виктор г. Сумы руководитель плот

2. Барсук Леонид г. Сумы завхоз плот

3. Швецова Елена г. Сумы врач плот

4. Юнак Сергей г. Сумы ремонтник плот

5. Кущенко Валерий г. Сумы летописец №1 плот

6.Устименко Людмила г. Сумы пом.завхоза плот

7. Медянник Лидия г. Сумы лоцман катамаран

8. Вшевцов Леонид г. Конотоп ремонтник катамаран

9. Смолянинов Анатолий г. Сумы костровой катамаран

10.Горбач Юрий г. Шостка фотограф катамаран

11.Швецов Дмитрий г. Сумы рыбак байдарка

12.Дворникова Александра г. Сумы летописец №2 байдарка


РАЗДЕЛ II


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

1. КРАТКАЯ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Маршрут проходил по территории Тувинской АССР, расположенной в центральной части Азиатского материка, на юге Восточ¬ной Сибири. Территория Тувинской АССР представляет собой горную страну с чередованием высоких хребтов и межгорных котловин. Она окружена хребтами Западного Саяна, Цаган-Шибету, Танну-Ола.

В восточной части находится Тоджинская котловина, ограниченная Восточным Саяном и хребтом академика Обручева. С юга, ниже этого хребта, расположена долина Малого Енисея - непосредственного района нашего путешествия. В южной части он ограничен хребтами Хоругмнуг-Тайга и Сенгилен. Высота гор среди этих хребтов не превышает 3500м.

Климат этого района резко континентальный: зима продолжительная, морозная, безветренная и в котловинах малоснежная; лето умеренно-теплое в горах и жаркое в котловинах. Средняя температура июля +15°С - +20°С, но в некоторые дни жара дости¬гает +35°С. Осадков выпадает в горных районах от 400-600мм до 800-1000мм в год, в котловинах 150-400мм в год. Максимум осадков приходится на летний период. По территории Тувы расположены участки вечной мерзлоты.

Растительный покров Тувы очень разнообразен. В котловинах преобладает степная растительность, а на склонах окружающих хребтов и в восточной части республики - кедрово-лиственная тайга. Вершинные части большинства хребтов, находящиеся в высоко¬горном поясе покрыты мохово-лишайниковыми и каменисто-щебенистыми тундрами, реже - лугами. Из ягодных кустарников повсеместно встре¬чаются в поймах рек и ущельях крыжовник, черная и красная смородина, малина и жимолость, много земляники. В тайге обилие гри¬бов: подосиновики, сыроежки, маслята. На каменистых склонах кое-где попадается ревень.

В горно-таежных районах Тувы обитают: соболь, белка, коло¬нок, горностай, заяц-беляк, росомаха, рысь, бурый медведь; из копытных - лось, косуля, кабарга, марал, кабан; из птиц - рябчик, гуси, тетерев, глухарь, куропатка бородатая, утки. Для лесостепных и степных районов наиболее характерны лисица, волк, длиннохвостый суслик и бурундук. В высокогорном поясе обитают горный козел, пищуха, белая куропатка. В реках и озерах преобладают таймень, ленок, сиг, хариус, щука и др.

Из полезных ископаемых имеются: руды цветных металлов, каменный уголь, асбест, железная руда, золото, ртуть, различные стройма¬териалы, драгоценные и полудрагоценные металлы, камни /нефрит и др./.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК

Почти все реки относятся к бассейну Енисея. Важнейшей явля¬ется р.Улуг-Хем  /Верхний .Енисей/ с левым притоком р.Хемчик, а также два притока Енисея: Бий-Хем и Ка-Хем. Большинство рек носит горный характер и обладает значительными запасами гидроэнергии. Озера, главным образом, ледникового и ледниково-тектонического происхождения, располагаются в Таджикской котловине.

Енисей - самая многоводная река нашей страны. Приток Бий-Хем берет начало с Восточного Саяна, а Ка-Хем с нагорья Сангилен. Сливаясь около города Кызыла, они образуют единый мощный поток. Это и есть Енисей. Его местное название Улуг-Хем  /Великая река/. Прорвавшись через каменные преграды Саян, он уходит в пределы Красноярского края.

Бий-Хем берет начало у подножья пика Топографов и вытекает из озера Кара-Балык с высоты 1570м юго-западного склона Вос¬точного Саяна. Его название с истока до г.Кызыл - Большой Енисей.

Высоко в горах Сангилен течет бурная порожистая речка Балыктыг-Хем. Она протекает мимо озера Тере-Холь, сливается с р.Кызыл-Хем, вытекающей из Монголии, и далее носит название Ка-Хем. Длина р.Бий-Хем - 560 км, р.Ка-Хем - 680 км. У северной границы республики, приняв свой последний в Туве левый приток р.Хемчик, Улуг-Туг входит в «Саянский коридор».

3.НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ НА МАРШРУТЕ И СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ

Город Кызыл - столица Тувинской АССР, промышленный и культурный центр. Был основан в 1914 году. Город расположен в восточной части Тувинской котловины у слияния рек Большой Енисей /Бий-Хем/ и Малый Енисей /Ка-Хем/. В городе на берегу Енисея установлен обелиск, символизирующий географический центр Азии. Город Кызыл имеет авиасообщение с городами Абакан, Красноярск и др., а также автобусные сообщения с г.Абакан и др.

Пос. Кунгуртуг расположен в юго-восточной части Тувинской АССР. Это довольно крупный для данного района поселок. В нем имеется совхоз, 4 магазина, почта, пекарня, аэропорт. Местное население занято животноводством, охотой. Имеется авиасообщение между населенными пунктами Кунгуртуг, Кызыл, Абакан и Красноярск. Также имеется автосообщение между г.Кунгуртуг и г.Нарын попут¬ным транспортом, который ходит крайне редко. Пос. Эржей и пос. Сизим расположены в конце маршрута по р. Ка-Xем. В поселке имеется почта и магазины.


РАЗДЕЛ ІІІ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

1. Подбор участников и подготовка группы

Подбор участников группы осуществлялся из числа желающих совершить водное путешествие 5 категории сложности в районе Тувинской АССР. Большинство отобранных участников хорошо знали друг друга и имели опыт совместного прохождения сложных маршру¬тов.

Общефизическая подготовка проводилась как по индивидуаль¬ным планам, так и в еженедельных водных походах выходного дня и тренировках по ТВТ. Все члены похода принимали активное участие в городских и областных соревнованиях по технике водного и пешеходного видов туризма, в туристских слетах. В мае месяце 1988 года многие участники нашей группы защищали честь области на традиционных республиканских соревнованиях на «Кубок Черемоша», а также совершили поход Ш категории сложности по р.Черемош. Весенний сплав по р.Черный Черемош является хорошей тренировкой перед дальним сложным категорийным походом.

2. Основной маршрут:

От пос. Кунгуртуг до пос. Эржей по pекам Балыктыг-Хем и Ка-Хем.

Выбор этого маршрута был обусловлен следующим:

- желанием познакомиться с новым для туристов-водников Сумской области районом путешествия;
- ненаселенностью района;
- высокой насыщенностью pек Балыктыг-Хем и Ка-Хем препятствиями различной сложности;
- прекрасной флорой и фауной района;
- удобным подходом с отсутствием тяжелой пешеходной части и удобным отъездом.

При подготовке маршрута использовались материалы Харьковского городского туристического клуба.

Целью данного похода было повышение спортивной квалифи¬кации участников, повышение техники управления плавсредствами: байдаркой, катамараном, плотом; преодолением сложных водных препятствий в условиях спортивного сплава и полной автономии.

3. Обеспечение безопасности на маршруте.

При подготовке и проведении путешествия были осуществлены следующие мероприятия, обеспечившие безаварийное прохождение маршрута:

- график движения был составлен с запасом времени, необходимым для обеспечения безопасного ритма: движения и организации дневок;
- использование различных средств сплава позволило шире проводить тактику сплава, обеспечивающих 100% безопасность;
- обеспечение группы всем необходимым, в том числе теплой и удобной одеждой, гидрокостюмами;
- индивидуальными спасательными жилетами объемом не менее 16л, защитными шлемами и ножами в ножнах;
- герметическими вкладышами в рюкзаках;
- индивидуальными герметичными коробками спичек;
- группе сообщили нитку маршрута и контрольные сроки в КСС г.Абакан;
- конструкция плота обеспечивала его работоспособность в аварийных ситуациях и самостраховку;
- наличие двух запасных гребей на плоту;
- наличие спасконцов на каждом судне группы;
- провязка всего остова плота веревкой для предотвращения его разделения при переломе;
- проведение инструктажа по распределению обязанностей каждого участника в аварийной ситуации. Инструктаж проводился перед всеми основными препятствиями;
- проведение в начале путешествия тренировки по поведению на воде в индивидуальных спасжилетах и действиям участников при спасработах.


РАЗДЕЛ ІV


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Участок пути, (от и до) Протяжен-ность, км Чистое ходовое время, ч

30/07-1/08 Сумы-Москва-Абакан-Кунгуртуг 5400 20

2-3/08 Постройка судов

1 4/08 Место постройки - 12 км ниже по р.Балыктыг-Хем 7 4

2 5/08 12-й км - р.Салдан 5 4,5

3 6/08 р.Салдан - р. Тенус 17 6

4 7/08 р.Тенус - IV ступень «Лестницы» 6 2,5

5 8/08 IV ступень «Лестницы» - 1 пор.

Мельзейского каскада 32 5,5

6 9/08 1 пор. Мельзейского каскада - 16 пор. Мельзейского каскада 7 6

7 10/08 16 пор. Мельзейского каскада –

в 5 км выше р.Карги 21 5

8 11/08 от места ночевки до пос.Казаты 38 6

9 12/08 пос.Казаты - ручей Хурунчук 15 3

10 13/08 дневка

11 14/08 дневка

12 15/08 р.Хурунчук - устье р.Кызыл-Хем 7 4,5

13 16/08 дневка

14 17/08 устье р.Кызыл-Хем –

пор. Панфиловский 42 5,5

15 18/08 пор.Панфиловский - пор.Байбальский 40 5

16 19/08 пор.Байбальский - пос.Эржей 30 4

17 20/08 дневка, выход в пос.Сизим 2


РАЗДЕЛ IV


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАШРУТА

I. Участок р.Балыктыг-Хем (от пос. Кунгуртуг по дороге 7км) - р.Сарыг-Эр.

Этот участок реки Балыктыг-Хем расположен в Терехольской котловине, представляющей собой совершенно плоскую равнину, окруженную горами. Размеры котловины приблизительно 20x12 км.

В основном это луга с высокой, почти по пояс, травой и обилием желтых и розовых цветов. Местами луга заболочены и покрыты густыми зарослями ивняка. По берегам рек и ручьев протянулись узкие полоски леса, в котором преобладает лиственница.

В Терехольской котловине много озер. В юго-западной части лежит большое озеро Тере-Холь с множеством островов, иногда суши больше, чем воды и границы озера трудно установить. На одном из островов сохранились развалины стен древней кре¬пости, их хорошо видно с самолета.

С севера на юг, примерно посередине, Терехольскую котловину пересекает р.Балыктыг-Хем (Рыбная река). Вытекая из озера и огибая котловину слева, в Балыктыг-Хем впадает р.Салдан. С про¬тивоположной стороны, с правого берега в этом месте впадает безымянный приток. В 3--5км ниже с правого берега в реку впадает р.Сарыг-Эр. В этом месте река входит в горы.

В 8км от оз.Тере-Холь расположено большое тувинское селение Кунгуртуг. Здесь есть аэродром, почта, четыре магазина (из них 2 продуктовых), столовая, больница, аптека и школа. Тувинцы объединены в колхоз, создан сельский совет.

К р.Балыктыг-Хем из пос. Кунгуртуг есть несколько вариан¬тов подхода и подъезда. Можно пешком уйти из поселка в верховья р.Балыктыг-Хем в юго-западном направлении. Это расстояние может быть от 5 до 15км.

С помощью автомашины или трактора, которые имеются в поселке, можно прямо от аэродрома по основной дороге протяженностью 7км доехать до реки ниже переезда (брода). Здесь имеются хорошие поляны для установки лагеря. Имеется сушняк, но мало.

Материала для плота почти нет, вокруг зеленая лиственница. Обыскав окрестности в радиусе 2км, мы смогли собрать каркас плота из полусухой лиственницы и ели, которые нашли на левом и правом берегу реки, преимущественно на завалах.

Третьим вариантом подъезда служит возможность заезда автомашиной гораздо ниже по течению к ее левому притоку - р.Салдан. Туда есть дорога, но для использования этого варианта нужна хорошая информация местного населения.

В нашем путешествии мы воспользовались вторым вариантом, так как сразу после нашего приземления 1/08, подъехала грузовая машина к аэродрому и водитель по имени Фёдор (тувинец) сам предложил свои услуги. К тому же время было 18-00 и мы быстро согласились, загрузили рюкзаки и через 30мин были на левом берегу р.Балыктыг-Хем, чуть ниже брода и памятника погиб¬шему туристу.


2-3/08. Постройка и сборка судов: честера (рамы плота), катамарана и байдарки, расфасовка, герметизация продуктов, подгонка снаряжения.


4/08. В 13-30 вышли на маршрут. Уровень воды низкий. Движение осуществлялось в следующем порядке: байдарка, катамаран, честер. Основные препятствия: перекаты, повороты русла с завалами на берегах. В некоторых местах была опасность прижима к ним, но своевременная отработка в противоположную сторону обеспечила успешное прохождение. Скорость течения на этом участке 5км/ч. На ночлег остановились в 12км ниже на пологом песчаном берегу.


четверг, 14 октября 2010 г.

АЛТАЙСКИЙ ТРИПТИХ




АЛТАЙСКИЙ ТРИПТИХ
Слайдфильм













фото
СМОЛЯНИНОВ АНАТОЛИЙ
 МИХАЙЛЮК АЛЕКСАНДР

музыка
TAR & Болот Байрышев
Болот Байрышев
Новая Азия

вторник, 12 октября 2010 г.

АЛТАЙ-2010






АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

АЛТАЙ-2010
(Теория и практика линейного горного похода)

Дневник горного похода в районе

Северо-Чуйского и Катунского хребтов Алтая.

Участники похода:
Иванов Николай
Зигунов Василий
Смолянинов Анатолий
Михайлюк Александр (Оленевод)
Листопад Николай (НикНик)
Стрельцов Юрий

 Мерно стучат колеса поезда. Наши предстартовые стрессы и лихорадочные сборы с их извечным негативом постепенно отходят на дальний план. А мы все реальнее приближаемся к нашей мечте – посмотреть самые замечательные и отдаленные уголки Алтайских гор.

Поехать сюда мы с Оленеводом хотели давно, но вот подвигнуть к этому всю нашу водную команду как-то не получалось. Но в этом году Иванов наконец-то сдался и решил провести нас по тем самым местам, где он путешествовал в молодые годы, 30 лет назад. Нитку маршрута наш проводник отработал так, чтоб мало не показалось: около 290км пути, 8-9 перевалов и, по возможности, попытаться подняться на гору Белуха (4506м) – высшую точку Сибири. Все это тянет на 4 категорию сложности горную. Удастся ли реализовать этот план - покажет время.
Но обо всем по порядку.

28 июля

С каждым годом мои отъезды в походы становятся все напряженнее. В этот раз пришлось доделывать оставшиеся по работе «хвосты» до самых последних минут. На сами сборы удалось выкроить лишь пару часов.

Отъезд на вокзал вообще получился экстремальным. Водитель, с которым я договорился о подвозе на вокзал, вовремя не явился, и пришлось в авральном порядке искать другой транспорт. Такси заказать в такие сроки просто нереально, пришлось ловить попутку. Спасибо, помог один парень и подбросил меня с «неподъемным» рюкзаком на вокзал буквально за 5 минут до отправления поезда. А так пришлось бы догонять его на такси где-то в Белополье или Ворожбе.

После коротких проводов и напутственных слов провожающих, уже в поезде Сумы-Москва наступило некое облегчение: все проблемы уже позади и можно, наконец-то, расслабиться. Правда одолевает аномальная жара, которая вот уже почти месяц осложняет жизнь украинцев и россиян.

Наши рюкзаки в этом году совсем неподъемные, хотя Иванов планировал при раскладке продуктов около 700-800гр на день. Тем не менее, мой рюкзак со всем личным и общественным снаряжением, а также продуктами потянул на 48кг. Надеюсь, после перераспределения он облегчится хотя бы до 35кг, ибо с большим весом идти такой маршрут просто невозможно.

29 июля

В Москве на метро быстро перебрались на Казанский вокзал и «тусовались» на нем до самого отъезда. Желания выйти в город при 40-градусной жаре и густом смоге не было никакого. Правда Оленевод, Зигунов и Стрельцов съездили в «Экстрим-центр» и выкупили заказанную Оленеводом по Интернету партию сублиматов «Гала-гала» (каши, картошка-пюре), на которых мы собираемся пройти часть пути. Остальные бойцы маялись от жары на вокзале, периодичеки охлаждая себя холодным пивом.

Поезд Москва-Барнаул отправился на восток в 19-39. Едем с комфортом. У нас новый вагон с кондиционером, поэтому наружная жара практически не ощущается, хотя за бортом все 40ºС. Есть в вагоне и биотуалет. Теперь нам любая санитарная зона не страшна.

С нами в вагоне едет группа молодых парней – бельгийцев. Общаемся с ними как можем через одного, немного знающего русский язык. Они едут через Алтай по Чуйскому тракту в Монголию, и дальше в Китай. Больше по дорогам, но и этот стиль путешествия тоже может дать много впечатлений.




30 июля

От Москвы до Барнаула 3400км. Проехали Казань. Поглядели из окна на его знаменитый кремль, башню Сююмбеки – визитную карточку Казани, и движемся дальше по заволжским просторам. Жара стоит и здесь. За окном 42ºС.

Команда к полудню засуетилась в хозяйственных заботах: стали взвешивать вещи, чтобы рационально перераспределить их между носильщиками. После взвешивания получили от Иванова такой приговор: Каждому досталось по 15,5кг продуктов плюс 7кг общественного снаряжения. Если к этому прибавить личные вещи, то получается приличный вес. Но все же существенно легче первоначального веса моего рюкзака, и это радует.

А в Сарапуле к вечеру уже 44ºС. За окном то и дело видны гари: пылает и лес, и придорожная степь.

За ужином уничтожали обнаруженные продовольственные и спиртные излишки. Нести их в горах на своем горбу – себе дороже.




31 июля

Проснулся на рассвете. Мы уже пересекли Уральский хребет и находимся в Сибири. Началась многокилометровая западносибирская равнина, скучная и однообразная. Лишь остановки в больших городах Тюмени и Омске немного разнообразят дорожную монотонность. С температурой воздуха значительно полегчало. На улице всего 28ºС.

В очередной раз перечитываем интернетовские материалы о районе путешествия, отчеты других групп о восхождении на Белуху. Заманчивая это для нас перспектива, но и достаточно сложная, учитывая наш ограниченный горный опыт. Но, как говорится, с Божьей помощью…

Вечером на станции Татарская свернули с Транссиба на юг в сторону Барнаула и цели нашего путешествия. А в мыслях – как сложится начало похода, как решится вопрос заброски к месту старта и т.п.




1 августа

Поезд приходит в Барнаул около 7-00 по-местному. Уже на рассвете народ зашевелился в предстартовом волнении. По прибытию на вокзал сразу стали заниматься организацией заброски к месту старта в поселок Чибит, а также покупкой обратных билетов. Удалось и то, и другое. Обратные билеты взяли из Новосибирска на 28 августа, предусмотрев двухдневный запас времени на форс-мажор.

В Чибит едем на микроавтобусе с пересадкой посреди пути на другой микроавтобус. Путь это не близкий, около 600км. Дорога идет большей частью вдоль Катуни, а позже – вдоль Чуи. На Катуни насмотрелись на местный развивающийся организованный туризм. Пока все достаточно примитивно, но благодаря федеральной программе развития туризма на Алтае это дело будет развиваться. Правда, нагрузка от наплыва отдыхающих уже сейчас ощутима.

После пересадки на другой микроавтобус двинули дальше с остановкой в поселке Онгудай, где перекусили в придорожной столовой. Откушав борща, котлеты с гарниром и салата выехали дальше вдоль Чуи по одноименному тракту. На перевале Чике-Таман сделали остановку. Здесь у сувенирных лотошников Оленевод и Юра купили себе по алтайскому музыкальному инструменту – комусу. Будут теперь донимать всех своими наигрышами.

В Чибит прибыли уже под вечер. Заброска обошлась нам в 9000руб. Моросит дождь. Горы в низких облаках, и настроение от этого невеселое. Вышли на 802км Чуйского тракта, чуть дальше Чибита и двинули по набитой тропе вдоль Чуи. В полукилометре от дороги встретили группу геологов, которая поведала нам плохие новости: мост через Чую, по которому предстоял нам дальнейший путь, 25 июня смыло половодьем и перебраться через реку в этом месте практически невозможно. Это подтвердили и их «разведчики», вернувшиеся от моста. Но они, люди здесь бывалые, предложили неплохой вариант – позвонить одному алтайцу из поселка Курай, чтобы он нас забросил на авто прямо к реке Мажой. Созвонились по нашему телефону, для которого мы заблаговременно купили российскую карточку, и план этот с успехом реализовали. Правда, в два этапа. До ночи нас покатали по Курайской степи, лежащей после горного массива и привезли на ночевку в скотоводческое стойбище. Разместились в двух юртах: тепло, удобно и за шиворот почти не капает. Есть печка и прочие удобства.

Выспались отлично под мерную капель моросящего дождя. Может на следующий день погода будет более благоприятной для «пеших прогулок» с 35-килограммовым рюкзаком.

P.S. Заброска на автомобилях алтайцев обошлась команде еще в 6000 рублей (по 1000 с человека).






2 августа

Сегодня День ВДВ, но от Оленевода – бывшего десантника, как ему не намекай, никакой реакции. Сразу понятно, кто в команде трезвенник.

Встали, позавтракали и стали собираться в дорогу. Отъезд назначен на 9-00. Погода сегодня нам благоприятствует. Небо постепенно покрывается голубыми проплешинами: значит, днем будет солнечно.

В назначенное время прибыл УАЗ-«буханка» (хозяин с УАЗом-джипом оставался на стойбище) и после недолгого разговора караван тронулся в сторону Мажоя. Поездка по высокогорной степи и предгорьям сродни профессиональным соревнованиям на внедорожниках. Здесь и преодоление вброд рек, и крутые горки, и гонка по бездорожью и разбитым дождем тропам. Все путешествие заняло у нас часа два, и за это время мы добрались до перевала через отрог гор, откуда идет тропа вниз к реке Мажой.

Спуск к реке крутой по наезженной дороге. Внизу у реки расположена база МЧС и до крушения моста машины сюда ходили часто. Мажой – мощная, порожистая река с серо-голубой водой, питается тающими ледниками и снежниками.

Тропа вдоль левого (здесь и далее – орографически) берега ведет, постепенно поднимаясь сначала по высокогорному альпийскому лугу, позднее – по лесу с частыми каменистыми россыпями. Идем по 30 минут, отдыхаем – 10. Таков режим движения на сегодня. То и дело путь преграждают впадающие в Мажой ручьи, которые преодолеваем по переброшенным бревнам. Идется тяжело, ибо вес рюкзаков предельный. Да еще приходится подыгрывать Оленеводу, снимающему свой очередной киношедевр.

К вечеру уже в горной теснине нашли серые тучи и начал моросить дождь. При нем продолжали двигаться до самого озера Маашей, зажатого среди отвесных скал и образованного камнепадом, перекрывшим русло реки. Ходьба по мокрым камням и разбитой от дождя тропе вдвое тяжелее, да и к исходу дня сил почти не осталось.

Параллельно с нами к перевалам подходит группа из Томска, идущая по двоечному маршруту.

На стоянку стали на плотинной перемычке у истока реки из озера. Быстро сварили «медовухи» для «язвенников» и чай для остальных, а вскоре и плотный ужин. Нужно восстанавливать силы.

Отбились рано, чтобы хорошенько отдохнуть перед переходом к перевалу Нижний Шавлинский.

P.S. Мы с Ивановым (Зигунов пока колеблется) решили брать уроки по улучшению зрения у нашего «гуру» НикНика. На каждой остановке усиленно вертим глазами, что со стороны может показаться весьма странным. Но, может быть, это занятие хоть немного остановит катастрофическое ухудшение в последние годы моего зрения.